Как называется парадный зал кремля. Большой Кремлёвский дворец - всё великолепие президентской резиденции! История кремлевских дворцов

  • В прошлом резиденция императоров , сегодня ‒ парадная резиденция президента России.
  • Огромный дворец, строительство которого длилось 10 лет , появился в Кремле в XIX веке при Николае I.
  • В здание включены остатки более ранних построек: Теремной дворец, девять церквей и Грановитая палата.
  • Большой Кремлевский дворец длиной 125 метров, высота его 47 метров, а общая площадь здания составляет 25 000 кв.м .
  • В резиденции огромный вестибюль, около 700 комнат и пять залов, которые используются для встреч на высоком уровне и государственных церемоний.
  • Для посетителей открыто «Малахитовое фойе», где можно увидеть портреты всех русских государей.

Большой Кремлевский дворец – уникальный архитектурный ансамбль и знаковый для Москвы музей. Когда-то в нем располагались покои императорской семьи, а сейчас — парадная резиденция президента России. Дворец открыт для посещения только в составе организованных экскурсий, которые проводятся по графику, заранее согласованному с Федеральной Службой Охраны. Личные покои императоров с подлинной обстановкой, трон и орденные залы, роскошные интерьеры и росписи – Дворец поражает своей красотой и величием.

Строительство дворца

Еще в царствование императрицы Екатерины II архитектор Василий Баженов предложил возвести гигантский новый дворец в Кремле, но из-за сложности и дороговизны его проект не был воплощен в жизнь. Новая резиденция в Кремле появилась по указу внука императрицы, Николая I. Дворец строился почти десять лет, с 1838 г. по1849 г. Работа над ним объединила выдающихся русских художников и архитекторов — Н. Чичагова, В. Бакарёва, Н. Шохина, П. Герасимова, Ф. Солнцева.

Автор проекта – признанный мастер Константин Тон. Император Николай I принимал непосредственное участие в поисках архитектурного стиля для дворца. Строить новую резиденцию решили в традициях «византийско-русской архитектуры». Считается, что за основу проекта был взят облик с его монументальными формами, созданного Андреем Штакеншнейдером. На месте старых построек XV ‒ XVIII вв. возвели здание, поражающее своими размерами и гармонией линий. Длина Большого Кремлевского Дворца 125 метров, высота ‒ 47 метров, общая площадь – 25 000 квадратных метров. Снаружи он кажется трехэтажным, но на самом деле в нем два этажа.

При детальном изучении проекта эксперты обнаружили множество перекличек с дворцовыми постройками XV ‒ XVIII вв., стоявшими на этом месте ранее. Окна нижнего яруса в современном дворце соответствуют аркам подклета дворца XV в., наружная галерея ‒ внешним переходам, а терраса похожа на старинное гульбище. Во дворце также был Зимний сад – своего рода повторение висячих садов царя Алексея Михайловича. В состав Большого Кремлевского дворца были включены особо ценные части предыдущих построек: Теремной дворец царя Алексея Михайловича, девять храмов (старейший из которых относится к XIV в.), Грановитая палата XV в. В резиденции около 700 комнат, огромный вестибюль и пять величественных залов.

В 1849 г. дворец был тор жественно освящен в присутствии императора Николая I. Параллельно началось строительство в том же стиле здания . С его постройкой ансамбль Большого Кремлевского дворца был окончательно сформирован. Здания соединены надземным переходом. После социалистической революции 1917 г. и переезда советского правительства в Москву многие помещения дворца стали использоваться как жилые. В наши дни во Дворце проводится церемония инаугурации президента России, проходят встречи на высоком уровне, вручаются ордена ‒ высокие государственные награды Российской Федерации.

Посетители могут попасть в Кремлевский дворец со стороны на Соборной площади. Рядом - парадное крыльцо Грановитой палаты Кремля, оно украшено фигурами львов и закрыто золоченой решеткой.

Стилевое решение ансамбля

Внешний облик Дворца подчеркнуто строгий: он украшен большим количеством лепных элементов, которые частично копируют декоративные украшения XVII в. Чтобы здание не выбивалось из общего ансамбля Кремля, в его внешнем оформлении используются «элементы русского стиля», характерные для более ранних построек. С верхней точки обзора видно, что первый этаж дворца выступает вперед и образует открытую террасу. Арочные окна первого яруса разделены тонкими простенками и внешне напоминают закрытую галерею, облицованную натуральным камнем. Второй этаж с двумя ярусами окон разделен пилястрами и украшен декоративными наличниками в «русском стиле» с двойными арками и гирькой посередине. Дворец заканчивается «трибуном» ‒ архитектурным возвышением, которое венчает золотая балюстрада. Его украшают «кокошники» — полукруглые декоративные элементы и исторические гербы царств, входивших в состав Российской империи: Московского, Казанского, Астраханского, Таврического, Финляндского и Польского.

Залы Дворца

Вестибюль дворца представляет собой анфиладу отделанных мрамором залов с полированными гранитными колоннами. На второй этаж ведет огромная парадная лестница. Перекрытый арками свод, красная ковровая дорожка, парадный вход дворца, обращенный к Москве-реке, – эту часть дворца легко узнать по запоминающимся кадрам церемоний инаугураций президентов России. Именно по этой лестнице поднимались Б. Ельцин, В. Путин и Д. Медведев перед принятием присяги. Поднявшись наверх, каждый посетитель видит огромную картину «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», созданную художником С. Присекиным в 1983 г.

Круглый проходной зал, расположенный в центре дворца, называется Владимирским . Он посвящен Ордену Святого равноапостольного великого князя Владимира. Правивший в конце X ‒ начале XI вв. киевский князь смог сплотить племена восточных славян и принял православную религию в качестве государственной. Зал по форме напоминает римский Пантеон, он также освещается сверху круглым окном.

Старейшим помещением дворца (и всей Москвы) является , построенная в 1487‒1491 гг. Марко Руффо и Антонио Солари. Снаружи она украшена рустовкой и напоминает постройки итальянского Возрождения. Перед ее входом – Красное крыльцо, на котором обычно подавали жалобы царю в XV ‒ XVII вв. В палате уникальные фрески на библейские сюжеты, редкий по красоте паркет и блистающие золотом интерьеры.

– это зал самого почетного военного ордена Российской империи – Ордена Святого Великомученика Георгия Победоносца. Орден был утвержден императрицей Екатериной II в 1769 г. за боевые заслуги и храбрость на поле боя. Здесь проходили собрания георгиевских кавалеров. На стенах высечены названия 545 армейских соединений и более 10000 фамилий офицеров и генералов. Среди них великие русские полководцы XVIII-XIX веков: А. Суворов, М. Кутузов, П. Багратион, Ф. Ушаков, П. Нахимов.

Александровский зал назван в честь Ордена Святого благоверного князя Александра Невского, который был учрежден в 1725 г. императрицей Екатериной I в честь святого покровителя Санкт-Петербурга.

Андреевский зал посвящен высшему ордену Российской империи и современной России – ордену Святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал изначально считался главным императорским залом Московского Кремля , в нем был установлен трон императора. Восстановленный трон под балдахином, украшенным бархатом и горностаевым мехом, можно увидеть и сейчас. В советские времена на месте трона был установлен памятник В. Ленину, а в самом зале проходили съезды Коммунистической партии и сессии Верховного Совета СССР. В наше время здесь проходят церемонии инаугурации президента России. Над троном можно видеть изображение Лучезарной Дельты – Всевидящего ока Господа в лучах славы. Это олицетворение Божьего покровительства власти.

Посвящен женскому ордену Святой Екатерины. Он расположен в стороне от основных помещений Дворца и также являлся тронным залом императоров. Он закрыт для посетителей.

Здесь также можно увидеть уникальный Теремной дворец – резиденцию московских царей XVII в. Он был построен в 1635‒1636 гг. на фундаменте дворца XV в., имеет анфиладное устройство. В его последнем помещении расположена спальня, рядом с ней – личные покои царя. Интерьеры поражают богатством и роскошью, красотой изразцовых печей и росписей на стенах. Пройти в него

Большой Кремлевский Дворец сегодня – резиденция главы нашего государства. Это здание помнит принятие тысяч судьбоносных решений и сотни встреч на высшем уровне. Побывать в столице и не увидеть Кремлевского Дворца – то, чего не сможет простить себе даже путешественник, который остановился в мини-гостинице, отдаленной от центра мегаполиса.

Возникновение и расположение дворца

Дворцовый комплекс расположен на Боровицком холме на месте некогда снесенных дворцов Ивана Третьего и дочери Петра Первого Елизаветы. Идея воздвигнуть это здание посетила Николая I в 1838 году. Строительство длилось 11 лет, и оно оправдало надежды светлейшего государя.

Попытки облагородить пустующее место доселе предпринимались целый век. Во второй половине XVIII века по проекту архитектора Баженова началась постройка резиденции, однако уже через год строительство было заморожено из-за нецелесообразности помпезного проекта. Место недостроенного дворца заняло здание Сената.

Заложение храма в 1812 году, посвященному Христу Спасителю, снова натолкнуло правителей на мысль, что возведение дворцового строения в честь обновления столицы необходимо. Над разработкой макета трудился целый «квартет» именитых архитекторов того времени – Чичерев, Бакарев, Рихнет, Герасимов, работой которых руководил Константин Андреевич Тон. Этому мастеру своего дела принадлежало авторство проекта Храма Христу Спасителю. Он же стал основоположником византийско-русской манеры в архитектуре.

Дворец возводился не просто заново, но и становился центральной частью ансамбля. К нему должны были примкнуть сохранившиеся от предыдущих властителей домовые церкви, Золотая Царицына и Гранатовая палаты, а также Теремной дворец.

Успех строительства К.А. Тона был предрешен. Основа сооружения прекрасно вписалась в московскую планировку. Однако само строительство велось новаторски. Так впервые при строительстве в столице появились облегченные кирпичные своды, цементный раствор, обновленные виды кровель и многое другое.

Комплекс приобрел завершенный вид к середине XIX века, когда Оружейная палата и Апартаменты воссоединились с БКД воздушным переходом. Он стал достоин царской фамилии и восхищал жителей и гостей престольной своей монументальностью и красотой.

БКД: взгляд снаружи

Лицевая сторона дворца устремлена к реке. И этот ракурс представляет оптическую иллюзию. Двухэтажное строение кажется этажом выше.

Натуральный камень в облицовке цоколя и резных наличников на окнах призван внушать уважение к тому, что происходит за этими стенами.

Центральной частью дворца стала трибуна с балюстрадой из позолоты. По одну ее сторону ее расположились часы, которые не останавливались с момента открытия постройки, напротив – колокола часов. Главный вход встречает гостей парадной с колоннами из мрамора.

В общей площади дворца – 125 м., 25 т. кв. м., а его высота составляет 47 метров.

Музей русского дворцового интерьера

В комплексе 700 помещений для различных целей. Залов для вручения орденов здесь пять, а приемных комнат в Парадной половине, как и служебные помещения, и не счесть. Передняя зала с праздничной лестницей отражает собой роскошь лучших парадных убранств. Имеется и Собственная половина.

Интерьеры залов выполнены в эклектичном стиле. Здесь детали эпохи Ренессанса органично вплетаются в элементы византийского и русской стилистики. Парадные интерьеры роскошны, выполнены качественно и со вкусом.

Прогулка по Большому Кремлевскому Дворцу

Все залы комплекса – неповторимые творения архитектуры и искусства. Среди блистательных анфилад можно растеряться. Но куда бы хотелось заглянуть всем?

Признанная царственной парадная комната протяженностью в 60 метров в бело-золотистой отделке внушает трепет. Зала увенчана досками памяти из мрамора имен защитников страны, которые получили Орден святого Георгия Победоносца.

Здесь расположились изваяния и барельефы, отражающие сражение святого Георгия и змея. Авторство работ принадлежит И. Витали и П. Кладшу.

Зал, посвященный героическому святому – исторический свидетель важнейших торжеств в нашей истории. Он приветствовал участников Парада Победы 1945 года и первого человека, побывавшего в космосе.

Еще одна палата дворцового комплекса, посвященная ордену – Ордену святого Владимира. Восьмигранная комната из розового мрамора с бронзовой люстрой под потолком и дополнительным купольным освещением. Этот зал открывает проходы к другим дворцовым покоям, среди них Гранатовая палата и Теремной дворец.

Зал Заседаний

Самая вместительная зала здания возникла лишь в 1933 году, когда объединили Александровскую и Андреевские палаты. Общая площадь составила 1615 кв.м., а собирается здесь до трех тысяч человек. Так в свое время решили проблему, где собираться Верховному совету республики.

Милое и уютное место Парадной половины дворцового комплекса посвящено единственному российскому ордену с женским именем. В свое время эта палата служила тронным залом императорским супругам.

В оформлении использовали позолоченные люстры, муаровый декор на стенах, вкрапления малахитовых кусочков и тонкий хрусталь при изготовлении канделябров. Все это не имеет исторической и художественной цены.

Из этого зала посетители попадают в Парадную для гостей и опочивальню. Затем их встречает Ореховая гардеробная, после чего взору открывается Собственная половина.

Императорские палаты

Некогда жилая часть дворца состоит из семи покоев, какие сохранили дух утонченного шика и лаконичности. В Собственной половине рабочие кабинеты государей и государынь соседствуют с опочивальней, будуаром, столовой, приемной и залом для гостей.

В этой части дворца барочный стиль гармонирует с рококо и классицизмом, что придает цельность и уют семейной половине здания.

В Большом Кремлевском Дворце ощутимо сплетение прошлого, настоящего и будущего. Здесь творилась и творится история.

"Начинается земля,
как известно, от Кремля"
(с) В. Маяковский.

Сколько всяких дворцов мы посещали в своих путешествиях. А вот самый главный в родном городе - Большой Кремлевский дворец оставался для нас совершенно недостижимым. В Кремле можно официально посетить Оружейную палату, Алмазный фонд, соборы, а вот красивейший Большой Кремлевский дворец отчего то не входит в список посещения. Странно. Туда водят делегации всяческих иностранцев и отдельные экскурсии для каких-нибудь организаций видимо для поднятия уровня патриотизма. Мы всегда мечтали туда попасть и как только у нас выдалась возможность посетить БКД мы с удовольствием воспользовались этой возможностью. Объект режимный. Поэтому тут можно снимать, а тут вот нельзя. С чем это связано опять же непонятно. Но таковы правила. В итоге снимать можно было в парадных залах в Грановитой палате, а вот на первом этаже и в Теремном дворце нет. Но все равно увиденное потрясает.
1. Большой Кремлевский дворец одно из самых массивных сооружений внутри Кремля. Дворец начали строить в одно время с Храмом Христа Спасителя. Его строительство завершили в 1849 году. Дворец должен был символизировать новую Москву. Однако старые здания Кремля не были утрачены в результате большого строительства. И в итоге Большой Кремлевский дворец соединен с Теремным дворцом и Грановитой палатой и составляет с ними одно целое.

2. Начнем с Грановитой палатой. Вот вдалеке двери, которые ведут на Красное крыльцо.

3. А само это помещение - Святые сени. Кстати Грановитая палата была отреставрирована в 2012 году и теперь предстает перед посетителями во всем блеске. Кстати может кто знает, что за штуковина справа на стене? Может это воздуховоды системы вентиляции или отопления.

4. Красивая роспись и позолота кругом - очень богато выглядит.

Кстати вот архивное фото. Тут видно, что нынешний паркет гораздо интереснее, чем на фото начала прошлого века.

5. Росписи в арках на религиозные темы. Удивительно, что во времена Петра I росписи были закрашены и своды затянуты тряпкой с изображением двуглавого орла.

6. Еще немножечко паркета.

7. Тут же очень красивые люстры.

8. И дверные ручки.

9. Дверные порталы тоже очень богато украшены.

10. Грановитая палата. Тут все стены расписаны. Видно, кстати, что стены в палате довольно толстые.

11. Посредине палаты столб, на которые опираются своды потолка.

12. Сами своды тоже богато расписаны.

13. Очень красиво. Кстати ковер на полу - это тоже восстановленная аутентичная часть интерьера.

Вот прием в честь коронации Александра III. Обращает на себя внимание царское место. Эдакий подиум с пологом.

Вот еще интересно. Интерьер до восстановления исторического облика. Задрапированные стены, своды выбелены. Вокруг столба полки с посудой.

А вот тут тот же интерьер после реставрации. Даже царское место выглядит по другому.

14. Сейчас в интерьере нет царского месте, скорее всего оно было утрачено в советское время, так как палата использовалась для приемов и в новое время. А вот светильники остались аутентичными.

15. Вообще Грановитая палата - место особенное. Тут праздновали например коронацию Александра III, тут же проходили собрания боярской думы, взятие Казани в 1552 году тоже праздновали здесь. Место с большой историей.

16. Еще очень круто выглядит роспись нижней части стен, как будто она затянута тканью.

17. Очень и очень красивые аутентичные светильники. Тонкая работа.

18. Я так понял, что росписи на стенах в основном повествуют о сюжетах из царской жизни.

19. Еще общий вид помещения. К слову сказать зала не такая уж и большая. Многие нынче снимают для празднования свадеб помещения и поболее.

20. Однако, как я уже говорил место это не простое, а с историей. Кстати вот тут хорошо виден рисунок ковра. Вообще Грановитая палата выглядит очень аутентично... по старо-русски, если можно так выразиться. Побывать тут было очень интересно.

21. Выходим из Грановитой палаты и проходя через Святые сени попадаем во Владимирский зал.

22. Зал очень торжественный и красивый. По сути он соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца, Грановитую палату и старый Теремный дворец.

23. Зал назван в честь ордена Святого Владимира. Кстати обивка банкеток тут как раз таки в цвет ленты ордена.

24. Лестница ведет в Теремный дворец.

Интересно, что во времена Русско-японской войны в залах Кремлевского дворца была организована швейная мастерская где шили вещи для отправки на фронт. А вот в Владимирском зале проходила упаковка вещей.

25. Потолок с светопрозрачным фонарем, пропускающим внутрь свет. Своды украшены позолоченными орнаментами и изображениями орденов Святого Владимира. Тут же очень красивая позолоченная люстра.

26. Двери, ведущие в Георгиевский зал, повторяют своей формой окна на фасаде здания.

27. На стеклах орнамент и изображение ордена святого Георгия.

28. Тоже самое и на дверных ручках.

29. Самый помпезный, самый красивый из всех залов - Георгиевский зал.

30. Тут красивый и сложный рисунок на паркете. Огромные золоченые люстры. Высоченные потолки.

31. Зал огромный. По двум сторонам в два ряда идут окна.

Вот интересный кадр советских времен. Похоже кремлевская елка для советских пионеров.

32. В нишах таблички с именами кавалеров ордена. Обивка банкеток также повторяет расцветку георгиевской ленты.

33. В оформлении Георгиевского зала не так много позолоты, как в остальных частях БКД. Тут все решено в белых тонах, лепнина на сводах и опорных колоннах. Золотые тут только изображение Георгиевских звезд.

34. Еще раз оценим потрясный паркет. Большое количество сортов дерева, сложный рисунок - это очень тонкая работа.

35. Очень красиво. С левой стороны форма ниш под таблички с именами повторяет форму окон, также как и дальняя стена с дверями. Так что Георгиевский зал спроектирован в духе симметрии.

36. паркет берегут и ходить по нему не разрешают. Не мудрено, такая красота.

37. В потолке видны замаскированные вод лепнину потолка, я так думаю, вентиляционные отверстия.

38. Еще вид. Обратите внимание на скульптуры, стоящие на колоннах между окнами.

39. Шикарная бронзовая золоченая люстра.

40. Цифры впечатляют. Длинна зала 61 метр, ширина 20,5, высота потолков - 17,5. Потолок поддерживают 18 пилонов. Вес одной из шести люстр - 1,3 тонны

41. Следующий зал - Александровский. Интересно, что в советское время Александровский и следующий Андреевский залы были объединены, все красота была демонтирована.

Выглядело это вот таким образом. Это был зал заседаний Верховного совета СССР. Довольно печально.

42. В середине 90-х было принято решение о реконструкции Александровского и Андреевского зала в их изначальном виде. И с 1994 по 1998 они были восстановлены. По сути - это реплики изначальных интерьеров.

43. Тут гораздо больше позолоты, особенно после "скромного" Георгиевского зала. На дверях изображение ордена Святого Александра Невского. Даже стулья украшены его изображением.

44. Очень нарядный зал, и даже занавески в тон орденской ленты.

45. Тту опять же полная симметрия, проемы на "глухой" стене повторяют оконные. Зеркала также дают эффект льющегося из окон света.

А вот снова фото времен Русско-японской войны.

46. Тут тоже роскошные люстры и богато декорированный потолок с вплетенными в орнамент изображениями орденов.

47. Золоченные колонны.

48. Вид очень парадный.

49. На ручке двери снова изображение ордена.

50. Дальше еще один зал - Андреевский. Именно он был тронным залом Кремлевского дворца. Соответственно тут стоит трон, а вернее три и над ними знак всевидящего ока.

51. Двери между залами. Каждый украшен лентой со своим орденом.

52. Отделка стен и занавески в цвет ленты ордена Андрея Первозванного - голубая.

Вот уникальное фото из 90-х. Реставраторы за работой.

И вот еще.

53. Это как раз расписывают миниатюры на колоннах вверху.

Восстанавливают паркет. Вообще очень интересно посмотреть за тем, как все это делалось.

54. Над первым рядом окон по периметру идут гербы российских губерний.

55. В оформлении снова лепнина с позолотой.

56. Над тремя тронными местами полог из горностая. Говорят, что.... горностай не настоящий! Троны тоже не настоящие - это копии, а вот настоящие троны сохранились, теперь они в Оружейной палате.

57. Орден Андрея Первозванного единственный, который комплектуется цепью. То есть парадный вариант кавалера ордена должен в себя включать такую вот цепь, которая изображена на дверях зала.

58. Еще раз взглянем на трон. Очень празднично.

59. Кстати боковые окна Андреевского и Александровского залов выходят на Москва реку, отсюда должен открываться красивый вид на Болотный остров и Замоскворечье.

Другие залы второго этажа недоступны для посещения, так как там рабочие помещения президента России. И туда даже в его отсутствие никого не пускают. Еще мы посетили Малахитовый зал, который идет параллельно Андреевскому и Александровскому залам, Теремный дворец - очень красивое, аутентичное место, а также жилые помещения императора и его семьи на первом этаже, но во всех этих помещениях снимать было нельзя, а жаль, там есть что посмотреть!

P.S.
Все архивные фото я обычно нахожу на

На протяжении всей своей истории Московский Кремль был цитаделью власти; в великокняжеских и царских чертогах текла повседневная жизнь правителей Руси. Эта жизнь так тесно связана с историей государства, составляет такую важную часть понятия «Кремль», что обойти здешние дворцы молчанием нельзя, Несмотря на то, что доступ в них широкой публики закрыт, хотя бы ненадолго заглянем в их прошлое и настоящее.

Со времен Ивана Калиты княжеский дворец занимал самое красивое место - на Боровицком холме с видом на реку. Был он традиционно деревянным и небольшим.
Иван III расширил свои владения в Кремле и повелел в 1492 году итальянским зодчим, заслужившим похвалу за Грановитую палату, построить каменные чертоги.

Иван Грозный продолжил расширять хоромы за счет деревянных построек. Главной достопримечательностью тогдашнего дворца была тронная Золотая палата на месте нынешнего Георгиевского зала.

Борис Годунов возвел свой деревянный дворец на крыше каменного строения, так что царская семья жила на головокружительной по тем временам высоте. Внезапная кончина государя прервала еще более крупные его проекты.

Императрица Елизавета велела перестроить обветшавшие годуновские палаты. Новый дворец получился вычурным и неудобным, так что Екатерина II предпочитала в Москве останавливаться в домах вельмож. При Александре I попытались навести порядок в царском жилище и поправить его после наполеоновского пожара. В 1817 году на старом подклете быстро возвели деревянные стены, обложив их кирпичом с двух сторон. Даже по тем временам это было несерьезно.

Архитектор Константин Тон, автор Большого Кремлевского Дворца, Оружейной палаты, а также храма Христа Спасителя (1794-1881)

Исправить положение взялся Николай I, больше своих предшественников любивший Москву и Кремль.
Для постройки нового дворца он привлек архитектора Константина Тона, угодившего императору своим проектом храма Христа Спасителя. Оба эти здания должны были утвердить, торжество русской национальной идеи. Императорская резиденция, названная Большим Кремлевским Дворцом, строилась целое десятилетие и стала достойным соседом древних памятников.


Фасад дворца нам хорошо знаком: это один из видовых символов Москвы и всей России.

Дворец был построен в 1838-1849 годах и открыт 3 апреля 1849 года, на Пасху. Протяженность главного фасада здания со стороны Москвы-реки с запада на восток - 125 м, высота с куполом и флагштоком - около 50 м. С севера Дворец соединен с Теремным дворцом, с востока к нему примыкает Грановитая палата, а с запада - Оружейная. Здание занимает около 3,5 га.

Перед архитектором стояла непростая задача. Подчеркнуто национальные вкусы Николая I определяли стиль нового дворца как древнерусский. Это соответствовало и окружающему архитектурному ансамблю. Вместе с тем дворец, предназначенный для пышных многолюдных церемоний, неизбежно должен был стать огромным сооружением, не совместимым с традициями древнего русского зодчества. Но выход нашелся. Национальные мотивы Константин Тон использовал для декора фасада, окружив окна белокаменной резьбой. Парадные залы второго этажа получили два ряда оконных проемов, что создает впечатление терема с маленькими окошками. Из-за этого двухэтажный дворец выглядит снаружи как трехэтажный. Внутренние помещения дворца - буйство имперской роскоши. Эклектический стиль, великолепное убранство, обилие ценнейших материалов в отделке - настоящий архитектурный праздник.


  1. Боярская площадка.
  2. Владимирский зал.
  3. Георгиевский зал.
  4. Александровский зал.
  5. Андреевский зал.
  6. Кавалергардский зал.
  7. Екатерининский зал.
  8. Парадные апартаменты императрицы.
  9. Церковь Рождества Богородицы.
  10. Теремной дворец.
  11. Золотая Царицына палата.
  12. Дворцовые церкви.
  13. Церковь Ризлоложения.
  14. Святые сени.
  15. Грановитая палата.
  16. Благовещенский собор

Советская эпоха пощадила это здание, но все же внесла сюда серьезные изменения, так как некоторые помещения дворца использовались для массовых политмероприятий.

В 1990-е годы фасаду и двум залам дворца был возвращен тот вид, который они имели до революции. В кокошниках под крышей над центральным входом вновь установили пять двуглавых орлов вместо советского герба и четырех букв «СССР», а над ними - гербы бывших царств и областей прежней России (санкт-петербургский, казанский, московский, польский и другие).

Говорят, что в дворцовых постройках около 700 комнат и залов, но мы прогуляемся (хотя бы в воображении) только по самым примечательным. В том числе по знаменитым парадным залам, названным в честь главных российских орденов: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский.

В отделке дворца были использованы материалы со всех концов Российской империи. Широкая парадная лестница с 58 ступенями и пятью площадками, сделанная из ревельского камня (Ревель - ныне Таллин), ведет на второй этаж. Прежде чем подняться, стоит повернуть из вестибюля налево и пройти в так называемую Собственную половину - императорские апартаменты. Император с семьей останавливался здесь, когда приезжал в Москву из северной столицы - Санкт-Петербурга, однако большую часть времени эти семь комнат пустовали. Поражают инкрустированная мебель, хрустальные люстры, фарфоровые торшеры, малахитовые пилястры и каминные бронзовые часы. Многое из этого убранства создано трудом русских мастеров.

Минуем столовую, гостиную, кабинет императрицы, будуар, опочивальню, приемную и попадаем в кабинет императора, угловой в здании. Отсюда открывается чудесный вид на храм Христа Спасителя и Москву-реку. Стены кабинета частично обиты ясенем, а в остальном - зеленой материей. Шесть картин на стенах изображают события, связанные с войной 1812 года. Но здесь давно уже никто не работает. Вернемся в вестибюль и поднимемся по парадной лестнице на второй этаж, к залам. Прямо - вход в аванзал (прихожую перед парадным залом). Мимо двух огромных хрустальных ваз в него ведут двери пятиметровой высоты, сделанные из цельной ореховой доски без клея и гвоздей. Когда-то здесь находилась картина Ильи Репина, изображавшая Александра III с депутацией от крестьян - волостными старейшинами, а с 1950-х годов - полотно с выступлением Ленина на III съезде комсомола. Ныне посетителей в аванзале встречает картина художника Сергея Присекина «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».


Отсюда попадаем, пожалуй, в самый знаменитый зал - Георгиевский , который выглядит сейчас, как и сто лет назад. Назван он в честь военного ордена св. Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной II в 1769 году, и является самым большим во дворце (площадь - 1250 кв. м, высота - 17,5 м). Некоторые «прогрессивные» критики в свое время заявляли, что убранство этих залов свидетельствует «о претенциозном, но мало развитом художественном вкусе и способно поразить своею пышностью лишь малокультурного обывателя». Наверное, и мы относимся к числу последних, потому что увиденное действительно поражает. На мраморных досках в нишах и на стенах золотом написаны имена прославленных воинских частей и георгиевских кавалеров, среди которых императоры Александр II и Александр III, великие полководцы Александр Суворов, Михаил Кутузов. Имена появлялись на досках вплоть до конца XIX века. На 18 колоннах (по девять колонн с каждой стороны) стоят мраморные женские фигуры со щитами, на которых изображены гербы различных земель. Они символизируют победы русского оружия и земли, вошедшие в состав России за пять веков (с Пермской земли в 1472 году до Армении в 1828 году, включая Малороссию - Украину).

Бронзовые каминные часы у одной из стен изображают св. Георгия-всадника. У противоположной стены - часы в виде уменьшенной модели памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Гигантские бронзовые люстры отражаются в паркете, набранном из разных пород дерева, - настоящем произведении искусства, выполненном по рисункам академика живописи Федора Солнцева в XIX веке.

Убранство Александровского зала. Сейчас на заседания в нем собираются члены Государcтвенного совета

В XIX веке каждый зал имел свое значение во время дворцовых церемоний.
В Георгиевском императора встречали московские чиновники, представители дворянства и почетные граждане. В 1945 году в этом зале русской военной славы устроили торжественный прием для участников парада Победы.

Далее следует Александровский зал . В его громадных стенных зеркалах отражаются Москва-река и вся панорама за окном. Этот зал посвящен ордену св. Александра Невского, который учредила Екатерина I в 1725 году. В золотых украшениях на потолке и арках - барельефы со знаками этого ордена и загадочными буквами «S.A.», которые на самом деле означают Sanctus Alexander , то есть «Святой Александр». Шесть картин продолговатой формы, по три над дверьми с двух сторон, иллюстрируют легендарные эпизоды из жизни Александра Невского, в том числе Ледовое побоище в 1242 году и отказ от поклонения идолам в Орде. В барельефе над дверями с одной стороны князь изображен воином, а с другой - в образе монаха-схимника, что символизирует его земную и небесную славу. В этом зале императора на торжественных выходах приветствовали городские дамы.

В 1933-1934 годах Александровский зал объединили с соседним Андреевским для проведения XVII съезда ВКП(б). Получилось длинное, пеналообразное помещение, названное Залом заседаний, где проходили партсъезды и сессии Верховного Совета. В нише, устроенной на месте императорского трона, установили 10-метровую мраморную статую Ленина. 12 июня 1990 года здесь был провозглашен государственный суверенитет Российской Федерации - событие, ставшее основанием для нового праздника. Восстановление российской государственности и возрождение национальной символики отозвались изменениями и здесь. Оба зала полностью восстановлены в 1995-1999 годах.

Андреевский зал назван в честь первого русского ордена - св. апостола Андрея Первозванного, учрежденного Петром I в 1698 году. Орденские цепи и звезды изображены на дверях. Андреевские кресты - наверху колонн. Это тронный, самый главный зал кремлевских дворцов. Здесь в дни торжеств по случаю коронации император с супругой принимали поздравления от своих подданных. На тронном месте до конца XIX века стояло императорское кресло, украшенное резьбой в древнерусском стиле. Затем под балдахином с горностаевым пологом установили три кресла - царствующего императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императора. На спинках тронов были изображены их вензеля. Сзади на пологе - двуглавый орел, а над балдахином - государственный герб России с архангелами с обеих сторон, надписью «Съ нами Богъ» и гербами всех царств и земель. Над этим местом изображено «Всевидящее око в сиянии» - православный символ Троицы. У трона постоянно находился один из дежурных дворцовых гренадеров.

Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР, устроенный в 1930-х годах из Александровского и Андреевского залов. На месте императорских тронов стояла статуя В.И. Ленина высотой около 10 метров

Все то же самое, за исключением гренадера, увидят и те, кому сегодня посчастливится посетить дворец.
Кстати, орден святого Андрея Первозванного восстановлен в 1998 году как высшая награда России, а чуть позднее и Андреевский зал вновь приобрел церемониальную функцию: здесь прошла инаугурация Президента Владимира Путина.

В 1930-х годах была разобрана и обходная галерея, примыкающая к Александровскому и Андреевскому залам, превращенным в Зал заседаний.
На ее месте устроили фойе Зала заседаний. Тогда же на месте снесенной церкви Спаса на Бору во внутреннем дворе выстроили служебное здание. В конце 1990-х годов и фойе, и служебное здание были полностью переделаны по проекту художника Ильи Глазунова, создавшего в служебном здании новые небольшие парадные залы (Петровский, Штофный, Каминный, Красный и Зеленый) для приемов и переговоров; фойе снова стало галереей, еще более помпезной, чем во времена империи, а на стенах помещены портреты правителей России за десять веков - от легендарного князя Рюрика до Николая II (кисти сына Ильи Глазунова - Ивана).

Проходя далее из Андреевского зала и поворачивая на север, попадаем в Кавалергардский зал, где во время пребывания императора во дворце располагался военный караул. Личная охрана традиционно состояла из черкесов (так тогда называли горцев Кавказа), поэтому мебель в зале - диван и стулья - символически изготовили из кавказского дерева - чинары. Соответствующая месту картина изображала смотр войск Алексея Михайловича у Новодевичьего монастыря в XVII веке. В 1930-х годах зал переоборудовали под помещение, где находились работники НКВД во время проведения съездов и различных мероприятий. Нынешняя мебель в зале сделана из карельской березы.

Кавалергарды, красивые офицеры в белых мундирах, составляли почетный эскорт императрицы. Согласно этикету, выражение «иметь вход за кавалергардов» означало, что данное лицо может входить на ту половину дворца, где располагаются тронный Екатерининский зал и парадные покои императрицы.


В этом зале под балдахином из малинового бархата стоял трон императрицы (сейчас его место у восточной стены свободно). На своих местах в зале остались великолепные торшеры. Зал посвящен ордену св. Екатерины, который Петр I учредил в 1714 году в честь своей супруги Екатерины I. Как известно, в 1711 году, во время Прутского похода, будущая императрица помогла Петру I спасти русскую армию от плена, подкупив турецкого главнокомандующего своими драгоценностями. Орденом награждали только дам, причем знаки первой степени могли иметь одновременно лишь 12 человек, не считая лиц императорской крови. Почетная обязанность кавалерственных дам ордена состояла в том, чтобы присутствовать в этом зале на торжественных церемониях наряду с дамами придворными. Мы же можем узнать в этом интерьере место переговоров на высшем уровне - его часто показывают по телевизору.

Далее следуют апартаменты в зеленоватых с золотом и красных тонах с золоченой меблировкой - парадная гостиная и парадная опочивальня императрицы. В конце анфилады комнат проходим через парадную гардеробную, облицованную панелями темного ореха, и попадаем во Фрейлинский коридор Теремного дворца, в который выходили окна комнат придворных дам. В конце этого коридора в 1959 году устроили Зимний сад из мрамора и зеркал, в котором есть бассейн с фонтаном и более 120 видов тропических растений. Отсюда небольшая лестница приводит в последний парадный зал - Владимирский .

Зал посвящен ордену св. князя Владимира, учрежденному Екатериной II в 1782 году. Девиз ордена - «Польза, Честь и Слава», а среди награжденных - архитектор Константин Тон, историк и писатель Карамзин и многие другие, кто своими трудами принес великую пользу Отечеству и обрел неувядаемые честь и славу.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.