Храмы большая ордынка. «Всевидящее Око Господне» Скорбященской церкви на Большой Ордынке

Преображенская Скорбященская церковь на Большой Ордынке обязана своему названию чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», хотя храм на этом месте известен с 17 века как Преображенская церковь и главный престол храма по сей день посвящен Преображению Господню. Приделы преподобного Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

На иконе справа есть изображение Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского.

Кстати, - икона «Всех скорбящих Радость» самая почитаемая среди масонов.

Рядом с иконами «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского находятся два массивных подсвечника. Говорят, что эти подсвечники спасены из Храма Христа Спасителя во время его сноса.


Один из подствечников, - который справа, - весьма любопытен, -

Согласно московскому преданию, образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви Преображения на Большой Ордынке, где ныне и находится.

В 1783-1791 годы на немалые средства замоскворецкого купца Афанасия Ивановича Долгова, имевшего усадьбу прямо напротив каменного храма Спаса Преображения, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова, зятя Долгова, к постройке 1683-1685 годов были пристроены трапезная и трёхъярусная колокольня.

Как утверждает Леонид Александрович Мацих в программе «Братья» на «Эхо Москвы», - Баженов вступил в масонскую ложу еще во Франции, в ложу «Aux Trois Etoiles», «К трем Звездам», а потом в России он вступил - это, кстати, одно не противоречило другому отнюдь - в ложу Елагинской системы, «Ложу девяти муз».

Думаю, что здесь уместно упомянуть и точку зрения Вадима Алексеевича Пигалева, - автора биографии Василия Ивановича Баженова из серии «Жизнь замечательных людей» 1980 года, - воспринимая масонские знаки и символические атрибуты как некую условность, Баженов, поощряемый иностранными и русскими «братьями», все чаще стал использовать их в ритуальных церемониях по случаю закладки зданий.

Во время московского пожара 1812 года Преображенский храм сильно пострадал и в 1831-1836 годах был перестроен уже на деньги сына Афанасия Ивановича Долгова Александра Афанасьевuча Долгова и братьев Куманuных, которые так же жили рядом, архитектором Осипом Ивановичем Бове. Бове на месте старой церкви 17 века построил знаменитую круглую ротонду с куполом. Осип Иванович не успел увидеть свое творение законченным - его достраивал не так знаменитый Михаил Иванович Бове после смерти брата.

При освящении храма метрополит Филарет (Дроздов) сказал, что «...если верный подданый приносит царю дар от своего усердия, и дар его приемлется: кто думаете, в сем случае одолжен и осчастливен, приемлющий или приносящий? Думаю: приносящий. Ибо частное частное приношение частного человека может ли быть важно для Царя, обладающего всем? Напротив, очень важно для усерднаго подданнаго снисхождение и благоволение Царя, изъявляемое принятием дара».

Любопытно, что в плане храм сочетает следующие геометрические фигуры: круг - ротонда, квадрат - трапезная и крест - колокольня.




Три переплетающихся кольца, - это ветхозаветная, иудейская традиция, этот христианская традиция и новоевропейская, возрожденческая. А тут можно рассмотреть не три кольца, - а пять колец, - поскольку ложи египетского толка могли ещё упоминать египетские и вавилонские традиции.


С южной и северной сторон ротонды устроены портики, которые опираются на две колонны, а двери укражены тремя переплетающимися кольцами, что равнозначно трем переплетающимся венкам, и гексаграммами. На фронтоне портика Осип Иванович поместил «Всевидящее Око Господне», а на архитраве медальоны с головками херувимов, херувимы похоже фирменный знак Бове, и растительный орнамент. А в верхней части барабана купола по фризу лепнина из того же растительного орнамента и гексаграмм.

Изображения архангелов Михаила и Гавриила на дверях в жертвенник и святых Николая Чудотворца и архидиакона Лаврентия в местном ряде выполнил знаменитый художник Владимир Лукич Боровиковский. Ходит легенда, что он расписывал и стены храма, но это доподлинно неизвестно. К большому огорчению, иконы Боровиковского были утеряны в советское время.

Многое во внутреннем убранстве храма очень не типично для православной церкви. Слева и справа, по обе стороны центральной арки, мраморные клиросы с двумя же парами мраморных ангелов. Центральная арка же, ведущая в круглую ротонду, опирается на две колонны.

Картина голландского художника XVI века Яна Мостарта «Се человек» в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. Картина изображала Христа идущего на смертную муку, Христос изображен в бороде с выбритыми усами. О самой картине ниже.

В росписи храма много деталей выполненых в технике гризайли, опять же с нетипичными для православия мотивами. Это головки херувимов и факелы. Иконостас храма не имеет ничего общего с классическим иконостасом в смысле распределения икон и ярусов. Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Здесь же иконостас состоит только из одного местного ряда. Очень интересен круглый чугунный пол ротонды сделанный по рисункам Бове. На чугунных плитах три переплетающихся кольца, точно такие же как и на дверях.

В советское время в храме находились центральные реставрационные мастерские и запасники Третьяковской галереи, и, благодаря музейным работникам, внутренне убранство храма оказались практически нетронутыми.

Из протокола, составленного после осмотра храма в 1933 году. Мастерские решили пока не трогать «всю восточную часть - произведение архитектора Бове, вплоть до материи балдахина в алтаре, подсвечников и паникадила, имеющих рисунок руки самого Бове», не вынимать икон из иконостаса. «Чугунный рисунчатый, художественно выполненный пол тоже останется, как образец чугунного литья». «…В западной части, созданной архитектором Баженовым, остаются неприкосновенными оба иконостаса с клиросами и иконами, два больших художественных подсвечника (один из них с 3-мя фигурами на основании), 4 панно в золоченых рамах на южной и северной стенах между окнами, как интересные по композиции и живописи. Остается на месте двойная стеклянная стенка между обеими помещениями, то есть западным и восточным.

В 1947-1948 годах в храме проводились реставрационные работы, во время которых была покрыта штукатуркой гризальная роспись на стенах и уничтожена стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведенная когда-то по рисунку Бове.


Масонский посыл «Всевидящего Ока Господне», - Бог тебя видит и ему есть до тебя дело.


На ограде храма со стороны Ордынского тупика можно увидеть тамплиерские кресты, - но ограда явно не штатная. Такие же кресты я видел . Осип Иванович Бове принимал участие в ее строительстве.


А эти столбы ограды со стороны Большой Ордынки явно штатные.


Леонид Александрович Мацих в программе «Братья» на «Эхо Москвы» лишь намекнул на цвет куполов церкви Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, - Посмотрите, кто зайдет в эту церковь, обратите внимание на ее купол из черной меди, что крайне редко , - что он хотел этим сказать?


Эти две фотографии отсканированы мною из справочника-путеводителя «Москва и Подмосковье» Ильина и Моисеевой 1979 года. Была такая потрясающая серия «Памятники искусства Советского Союза», отпечатаная в ГДРовском издательстве «Эдицион» в Лейпциге. На верхней хорошо виден шахматный пол. Честно говоря, заметить этот эффект сложно, потому что он достигнут поворотом рифленых чугунных плит на 90 градусов. Необходимо поймать свет.


Символика шахматного пола сводится к следующему толкованию: в мире существует добро и зло и они находятся в постоянном противоборстве. Добро - белые клетки, зло - черные. Поэтому человек, решивший двигаться к свету, должен балансировать между светом и тьмой.

Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.

На этой фотографии чугунного пола из Скорбященской церкви на Большой Ордынке, - отлично видны пять переплетающихся венков, - точно таких же как и на дверях храма.

Возвращаюсь к картине Яна Мостарта «Се человек». Картина была подарена Скорбященской церкови на Большой Ордынке купцами Куманиными. Раньше считалось, что это полотно кисти знаменитого Альбрехта Дюрера, и лишь в 1920-х годах, после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

На картине изображен Христос в венце, которого ведет на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса - Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий ему на ухо «Распни!» первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. Судьба предопределена.

Сегодня картина находится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке.

Может быть, именно картину Яна Мостарта «Се человек» описывает князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот»? ...лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, - все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара...

Фото Скорбященской церкви на Большой Ордынке из альбомов Николая Александровича Найдёнова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» выпущенных в четырёх томах в 1882-1883 годах. «Всевидящее Око Господне» на месте, а двери явно другие.


Обожаю историков, - и тут не смогли придти к консенсусу. Каждый остался при своей точке зрения. Два историка, - три мнения.



И еще один интересный символ в приделе Варлаама Хутынского, - развернутая книга с римскими циферками от I до X, - совершенно небезосновательно предполагаю, - это скрижали Завета с десятью заповедями. Точно такие же римские циферки встречались мне .

На постаменте, где стоит книга, начертан акафист, - Радуйся предивный Варлааме великих добродетелей зерцало!


Корона в приделе иконы «Всех скорбящих Радость». На табличке под короной написано, - Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки , - это часть псалма из «Часослова», - глава «Час шестой», - полностью выглядит так, - Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты иже от Тебе Рождшагося моли, Богородице Дево, много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Не презри грешных мольбы, Всечистая, яко милостив есть и спасти могий, Иже и страдати о нас изволивый.

Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость", иначе - по главному престолу - именуемая Преображенской на Б. Ордынке (или "в Ордынцах")

Б. Ордынка, 20

П. В. Сытин считает, что название улицы, данное ей в XVIII в., произошло от проживавших на ней "ордынцев" - выходцев из Золотой Орды (т.к. здесь с XIV в. проходила дорога на Орду). Однако точнее происхождение его определяет С. М. Соловьев: "Обилие в деньгах не только позволяло московским князьям увеличивать свои владения и удерживать за собой великокняжеское достоинство, задаривая хана и его вельмож; оно давало им еще новое средство увеличивать народонаселение своих волостей, окупая в Орде пленных и поселяя их у себя. Так произошел особенный класс народонаселения - "ордынцы", - о которых часто упоминается в завещаниях и княжеских договорах". Таким образом, вероятнее всего улица получила имя по поселенным тут выкупленным в Орде русским пленникам - "ордынцам".

"Первое упоминание о храме находится в летописях под 1571 г., когда он звался именем Варлаама Хутынского; основан же в эпоху митрополита Варлаама в 1523 г. Престол Преображения Господня известен с 1625 г. Каменная церковь впервые построена в 1683-1685 гг. В 1688 г. было первое чудо от находящегося в храме образа Богоматери "Всех Скорбящих Радость", исцелилась сестра патриарха Иоакима вдова Е. Акинфиева. В 1713 г. в декабре выдан антиминс на престол в честь этой иконы; придел этот в 1770 г. переделан на средства Г. Любовниковой. В конце XVIII в. на средства А. И. Долгова западная половина храма с колокольней переделана архитектором В. И. Баженовым, закладка была 20 мая 1783 г., а Варлаамовский 26 января 1791 г. В этой половине внутри сохранялась обстановка конца XVIII в. Восточная часть - Преображенская еще 40 лет оставалась от 1685 г.; перестроена архитектором О. И. Бове на средства братьев Куманиных и А. А. Долгова в 1832-1836 гг.; освящение состоялось 20 сентября 1830 г. Внутри сохранялись древние иконы и предметы XVIII в.".

"В 1780-х гг. решено было пристроить ко храму XVII в. новую трапезную и колокольню. Заказчиком выступил купец А. Долгов (его перестроенный в 1817 г. дом № 21 находится по другую сторону улицы), родственник В. Баженова. Естественно, что проект был поручен последнему. Баженов выстроил обширную, незатесненную, лишь с двумя внутренними столбами трапезную и многоярусную колокольню. Четырехколонные ионические портики украшают наружные стены трапезной. Большие окна ее забраны интересными по рисунку решетками. В 1828-1833 гг. старая церковь XVII в. была заменена ротондой с повышенным куполом; ее автором был О. Бове".

"Храм существует с XVII в. Прежде его именовали Преображенским, но после прославления в 1688 г. хранящейся в нем иконы Богородицы "Всех скорбящих радость" за ним закрепилось название этого чудотворного образа.

В 1783-1791 гг. церковное здание было перестроено по проекту знаменитого русского зодчего В. И. Баженова (строительные работы завершались под руководством О. И. Бове): в архитектурную композицию была включена трапезная с трехъярусной колокольней. Придел в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" был освящен в день ее праздника 24 октября 1790 г. митрополитом Московским Платоном (Левшиным). Иконы Скорбященского иконостаса написал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Во время московского пожара 1812 г. храм серьезно пострадал и в 1831-1836 гг. был заново возведен архитектором О. И. Бове, бережно сохранившим уцелевшие элементы баженовской постройки. 20 сентября 1836 г. новая церковь-ротонда была освящена митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

Главный алтарь церкви посвящен Преображению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, приделы: правый - преподобному Варлааму Хутынскому (ум. в 1192), левый - прославленной святыне: чудотворной иконе Богоматери "Всех скорбящих радость".

Престольные праздники храма совершаются соответственно 6/19 августа, 6/19 ноября и 24 октября / 6 ноября".

"Старинная церковная запись свидетельствует о том, как 290 лет назад, в лето 7196/1688, 24 октября в Москве на Ордынской улице "во храме боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца" чрез исцеление праведной Евфимии явлена была благодатная сила "от иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно-девы Марии, яже нарицается Всех скорбящих радость". Самый храм народ стал называть Скорбященским".

"Чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих радость" находится в Скорбященской церкви на Б. Ордынке; праздник ее 24 октября".

"В 1904 г. в храме Преображения Господня, что на Ордынке, было освящение вновь трапезы и приделов, благолепно украшенных на средства, пожертвованные ктитором храма г. Шемшуриным. Стены украшены мрамором и лепной работой, расписаны живописью и орнаментами, иконы реставрированы, иконостасы и ризы вновь вызолочены".

"В главном храме пол из орнаментированных плит из чугуна по рисункам Бове"; ил. в кн..

Архангелы, изображенные на дверях в жертвенник, икона св. Николая в главном иконостасе и икона архидиакона Лаврентия на дверях с клироса в алтарь - кисти В. Л. Боровиковского.

"При церкви с 1733 г. была богадельня на 10 женщин-прихожанок с условием поддерживать в церкви чистоту и порядок".

"20 апреля 1922 г. в храме было изъято 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий".

Храм был закрыт в начале 1930-х гг., колокола сорваны и уничтожены. Во время войны внутри помещался запасник Третьяковской галереи, работники которой немало постарались о том, чтобы внутреннее убранство церкви сохранилось. Вновь освящен храм был в 1948 г. А в 1950 г. в "ЖМП" уже говорилось: "Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери "Всех скорбящих радость" - чтимой святыней храма - совершается молебен с чтением акафиста. По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы - 6 ноября нов. ст.". Михаил Зернов, впоследствии архиепископ Киприан, долгое время являлся почетным настоятелем Скорбященской церкви. Его необычная биография изложена А. Э. Красновым-Левитиным - в присущем данному автору пасквильно-пошлом стиле - в вышедшей в 1981 г. за границей третьей части его "автобиографии" под названием "Рук Твоих жар". Скорбященский храм в особенности славится красотой церковных уставных служб и пения. Регентом хора с 1948 г. состоит знаменитый Н. В. Матвеев, который превратил его в лучший церковный хор России. Он осуществляет запись церковной музыки на пластинки - так, в 1960-х гг. по заказу Патриархии был выпущен комплект из трех дисков, два из которых заняты произведениями в исполнении Матвеевского хора (комплект называется "Песнопения Русской Православной Церкви"). В связи с годовщиной кончины Рахманинова (28 марта 1943 г.) в ближайшую к этой дате субботу хор исполняет полностью "Всенощную" его сочинения; в связи с кончиной П. И. Чайковского (25 октября ст. ст. 1893 г.) - его "Литургию" и т.д..

Кроме храма, рядом сохранились также: "Чугунная ограда нач. XIX в.; дом причта вне ограды сер. XVIII в. - по Ордынскому тупику, 4", а также более поздние врата с юго-востока от церкви, ныне превращенные в доску для объявлений.

Церковь, ограда и дом причта стоят на государственной охране под № 9. В 1961 г. по требованию "писателей" из соседнего дома по Лаврушенскому пер. были сняты и перенесены внутрь храма колокола.

Богадельня храма 1764 г. внесена в список объектов, предложенных к постановке на гос. охрану в г. Москве.

9 октября 1990 г. в храме была отслужена первая после октябрьского переворота в Москве литургия для инвалидов.