Какой транспорт водный пассажирский общественный. Какой бывает транспорт

Несмотря на повсеместное развитие и распространение авто-, железнодорожного и воздушного сообщения водный транспорт по-прежнему остается одним из популярных способов перемещения людей и грузов. Каковы же причины популярности водного транспорта и в чем его преимущество перед более скоростными собратьями?

Распространение и причины популярности водного транспорта

Если речь идет о перевозке грузов, то здесь важна очень низкая себестоимость перевозок этим видом транспорта и его возможность перевозить грузы любых габаритов, что не под силу ни одному из остальных трех конкурентов. При этом, в случае грамотного обучения сотрудников логистике , процессы выгрузки и разгрузки судов в портах можно сделать достаточно быстрыми и оперативными, дополнительно снизив себестоимость перевозки. Кроме того, водный транспорт незаменим там, где сухопутные перевозки невозможны – между материками и островами.

Низкая скорость водного транспорта практически свела на нет деловые пассажирские перевозки, но зато овеянная веками романтика морских путешествий способствовала развитию отдельной отрасли водного транспорта, такой как путешествия на круизных лайнерах. Да и малый водный транспорт, яхты, катера и лодки пользуется заслуженной популярностью у любителей активного отдыха.

Виды водного транспорта

Весь водный транспорт делится на две большие группы по используемым акваториям – на речной и морской. В свою очередь внутри каждой из этих групп все суда по типу перевозимых грузов делятся на грузовые и пассажирские.

Морской транспорт

В эту группу входят все суда, способные передвигаться по поверхности морей и океанов и выполняющие функции по перевозу грузов или пассажиров. На долю морского транспорта приходится львиная доля перевозок грузов в мире, особенно крупногабаритных и наливных, таких как нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукция химической промышленности. Основные две группы грузовых морских судов – это танкеры, для перевозки жидких грузов и контейнеровозы, которые в универсальных 20- или 40-футовых контейнерах перевозят все остальные грузы. Реже встречаются более узкоспециализированные морские суда, приспособленные для перевозки, например. автомобилей, крупного рогатого скота или замороженных продуктов. Встречающиеся в работе этого вида водного транспорта сложности заключаются в необходимости постройки крупных портов, оснащенных большим количеством систем погрузки-выгрузки. Но при должном и современном подходе к логистике все эти проблемы легко решаются, делая морской транспорт в умелых руках одним из самых рентабельных предприятий в мире.

Пассажирский морской транспорт делится на линейные суда, перевозящие пассажиров по строго определенным маршрутам, именно в эту группу входят паромы, курсирующие как между различными портами одного из материков, так и трансокеанские, и на круизный флот, каждый из кораблей которого представляет собой город в миниатюре. Круизные лайнеры способны перевозить несколько тысяч пассажиров, обеспечив им самый высокий уровень комфорта и безопасности. Круиз на таком лайнере оставляет незабываемые впечатления!

Ну и конечно, не стоит забывать об огромной армии частных владельцев яхт, от миниатюрных суденышек, с трудом вмещающих двух-трех человек, до гигантских яхт миллиардеров, по части удобств, не уступающих круизным теплоходам. Овеянная веками романтика морских путешествий, воспетая в романах о великих капитанах и отважных пиратах, тянет в море сотни и тысячи современных мореходов-любителей! Все эти корабли и кораблики тоже относятся к морскому водному транспорту.

Речной водный транспорт

В эту группу водного транспорта входят все суда, осуществляющие перевозку пассажиров или грузов по внутренним водным путям – рекам, озерам или каналам. Правда, есть одно интересное исключение – хотя Каспийское море является озером, но из-за его размеров корабли, курсирующие от его берегов, относятся к морскому транспорту.

Главное преимущество речного транспорта – низкая стоимость, поэтому он достаточно широко используется, особенно в Западной Европе, где Франция, Бельгия и Голландия соединены широкой и разветвленной сетью каналов, по которым курсируют сотни специальных небольших грузовых судов – пенишей. Но в связи с низкой скоростью перевозки используется речной транспорт для перевозки грузов, не требующих срочной доставки.

И если в античные времена и в Средневековье речные суда пользовались большой популярностью у пассажиров, даже у высокопоставленных, таких как египетские фараоны и древнеславянские князья, которые даже в последний путь отправлялись на специальных , то в наше время, увы, у пассажиров этот вид транспорта совсем не популярен. Причина – в низкой скорости. Если же использовать суда, которые по скорости могут конкурировать с железнодорожным или автомобильным транспортом, например на воздушной подушке, то здесь расход топлива возрастает многократно и делает применение этих кораблей нерентабельным.

Но есть еще одна сфера, в которой речные суда нашли свое признание в наши дни – это экскурсионные кораблики, курсирующие по рекам и каналам европейских столиц и многих красивых средневековых городов. Прагу, Венецию, Париж или Амстердам невозможно представить без этих, таких любимых туристами и очень удобных речных судов. Прогулка на таком кораблике, сопровождаемая интересным рассказом экскурсовода и изысканным фуршетом, оставляет незабываемое впечатление!

Водным транспортом называют такую разновидность транспорта, которая используется для грузовых и пассажирских перевозок по водным путям сообщения. Это могут быть либо естественные (реки, озёра, моря и океаны), либо искусственные (каналы, водохранилища) водные пути сообщения. В качестве главного транспортного тся судно.

История водного транспорта начинается с Древнего Египта. Вплоть до второй половины XIX столетия, когда были созданы трансконтинентальные железные дороги, важнейшим видом транспорта был водный (как речной, так и морской). И в наши дни эта разновидность транспорта занимает важную роль: от 60 до 67% мирового грузооборота приходится на речные и морские суда.

Мореходное судно древнего мира.

Устройство судна

В классическом понятии водный транспорт это корабль, катер, яхта. Но к категории судов также относят байдарки, надувные лодки, баржи, катамараны, судно на воздушной подушке, а так же буровые устрановки, экранопланы, экранолеты, гидросамолеты.

Для большинства морских и речных судов имеется ряд общих элементов конструкции:

  • Корпус
  • Надстройки, рубки
  • Силовые установки судна
  • Судовые устройства
  • Системы и трубопроводы судна
  • Оборудование и электрооборудование помещений

Часть корпуса сухогруза

Но есть и отличительные особенности для некоторых категорий судов, таких как экраноплан и гидросамолет. По большей части конструкции — это самолеты, только корпус у них выполнен по принципу лодки.

Судовым корпусом называется водонепроницаемая оболочка, которая позволяет судну плавать на воде. Оконечность корпуса оснащена балками, которые называют штевнями. Форштевнем называют такую балку, которая установлена в носовой части судового корпуса. Также в оконечностях могут устанавливать не штевни, а торцовые вертикальные стенки – ими оборудуются буксирные или толкательные суда. Корпус судна обычно изготовляется из стали.

Пассажирские суда имеют палубы, речные и смешанного плавания, имеют одну палубу – главную. Морские пассажирские суда отличаются наличием нескольких палуб – верхней (главной), средней, нижней. Крупные пассажирские суда, плавающие по озёрам, имеют две палубы.

Чтобы судно было непотопляемо, его корпус разделяется внутренними водонепроницаемыми поперечными переборками. При этом получается несколько помещений – отсеков.

Использование водных судов

Речной транспорт

В зависимости от того, в какой акватории используется данный тип транспорта, различают речной и морской транспорт.

Первая разновидность водного транспорта также называется ВВТ (внутренний водный транспорт). Это суда, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки по внутренним водным путям – рекам, каналам, водохранилищам, озёрам.

У речного транспорта древняя история. Ещё в Древнем Египте строили речные корабли, гребного или парусного типа. Позже использовали тягу лошадей или людей (бурлаков), которые шли по берегу. В XIX столетии появились первые речные пароходы. А в 1903 году начинается история теплохода – это судно было построено в России и вошло в состав речного флота.

В грузовых перевозках речные суда занимают важное место. Несмотря на такие недостатки, как сезонность эксплуатации и невысокая скорость (от 10 до 20 километров в час), водный грузовой транспорт выгоден благодаря тому, что себестоимость перевозок достаточно низкая. Различают самоходные суда и баржи – второй тип речных судов несамоходен, для толкания используется судно-буксир. На самоходном речном транспорте перевозят либо грузовики с тем или иным грузом, либо контейнеры – такие суда называют речными контейнеровозами. На баржах перевозят либо наливные грузы (например, нефтепродукты или сырую нефть), либо сыпучие грузы (например, зерно, уголь, песок).

В пассажирских перевозках речные суда занимают сравнительно небольшую долю. Это связано с тем, что обычная скорость такого транспорта достигает 20 – 30 километров в час, из-за чего речное судно не может конкурировать с более быстроходными автобусами и поездами. С помощью так называемых подводных крыльев и воздушной подушке скорость судов можно увеличить до 80 километров в час. Однако в этом случае серьёзно возрастает стоимость перевозок – из-за большого расхода топлива. Но в последнее время все больше на реках начали появляться суда на воздушной подушке (СВП) для перевозки людей. СВП имеет свойства амфибии, поэтому для судна не нужны специально оборудованные причалы. В весеннюю распутицу это единственный транспорт, способный переправлять людей и грузы с одного берега на другой.

Судно на воздушной подушке СВП-50

Речные пассажирские суда применяются для туристических круизов или для переврзки пассажиров в такие места, с которыми нет сообщения наземным транспортом.

Морской транспорт

Морской транспорт – это суда, перемещающиеся по морям, океанам и прилегающим к ним акваториям, способные поддерживать плавучесть, а также обслуживать пассажиров и участвовать в различных операциях с грузами.

Наибольшая доля мировых грузовых перевозок приходится именно на морской транспорт. По объёму перевозок первое место занимают разнообразные наливные грузы: растительное масло, жидкие продукты химической промышленности, сырая нефть и продукты её переработки.

Второе место по объёму грузоперевозок занимают контейнерные перевозки. Специализированные суда, называемые контейнеровозами, стали альтернативой своим предшественникам – универсальным судам. Это связано с тем, что в обычном контейнере (20-футовый или 40-футовый) можно перевозить различные грузы – как мелкие, так и достаточно крупные, вроде автомобилей.

Сухогруз

Есть и другие разновидности морского транспорта:

  • Суда-лихтеровозы
  • Суда для перевозки скота
  • Тяжеловозные суда
  • Буксировочные суда
  • Рефрижераторы
  • Балкеры для перевозки навалочных грузов – например угля, зерна, песка

Одни суда перемещаются по расписанию между несколькими морскими портами, придерживаясь определённого маршрута. Это линейные суда – пассажирские, грузовые, а также паромы.

Другие суда не привязаны к конкретным географическим точкам и перевозят попутные и случайные грузы, такой тип морского транспорта называется трамповым. При осуществлении трамповых грузоперевозок осуществляется так называемый чартерный договор, в котором участвуют как перевозчик (фрахтователь), так и отправитель груза. Трамповое судоходство осуществляется в тех случаях, если необходимо осуществить перевозку штучных малоценных грузов.

Также известна смешанная – в отношении водных путей – разновидность водного транспорта. Такие суда могут ходить как по рекам и озёрам, так и по морям и океанам.

Для речного транспорта, а также судов, курсирующих по Северному Морскому пути, характерна сезонность. Грузовые перевозки на водном транспорте самые дешёвые, но привязаны к географическим объёктам. При осуществлении межконтинентальных грузоперевозок используется водный транспорт, ибо доставка грузов по воздуху слишком дорога, а грузоподъёмность самолётов существенно ниже, чем у морского судна.

Примеры ВТ и краткая характеристика

Современный водный транспорт можно условно разделить на спортивные суда, грузовые и пассажирские суда. В спортивных судах сохранены традиции, пришедшие из древности, например, байдарки, каноэ, парусники, вёсельные лодки. Нередко изготовление таких водных средств является настоящим искусством, в результате работы мастеров создаются уникальные произведения. Но массовым видом водного транспорта c начала XX века стали моторизованные средства передвижения – паровые двигатели сменились бензиновыми (у моторных лодок) и дизельными двигатели.
Особенности ВТ, основные отличия от других видов транспортных средств.

У водного транспорта много разновидностей. Различают малые суда (чаще всего личные), средние и большие суда. В первую очередь стоит отметить личные суда – катера, моторные лодки, яхты.

Blohm & Voss GOLDEN ODYSSEY II

Личный водный транспорт используется для различных целей: рыбалка, туризм, отдых, различные мероприятия. Для отдыха и туризма используются такие суда, как моторные лодки и катера. Любители рыбалки используют надувные моторные лодки. Для мероприятий используются яхты.

В отличие от катеров, моторы которых являются стационарными, на моторные лодки устанавливаются легкосъёмные подвесные бензиновые двигатели. Также у моторных лодок обычно имеются уключины для вёсел, что может пригодиться, если по какой-либо причине двигатель лодки отказал, или же необходимо сделать бесшумные (либо медленные) перемещения.

Для дальних туристических походов по рекам используются транспортные и туристические моторные лодки. На этих судах перевозят как пассажиров, так и их багаж. Корпуса таких моторных лодок изготовляются из лёгкого металлического материала – алюминия или его сплава с магнием.

Интересно отметить, что многие виды моторных лодок являются водным транспортом глиссирующего типа – такие суда могут скользить по поверхности воды и таким способом благополучно пройти мелководные участки. Чтобы мощности мотора было достаточно для перехода на глиссирование, моторная лодка должна быть умеренно загружена.

Применяются моторные лодки для охоты, рыбной ловли, туризма и отдыха, а также поисковых и спасательных работ. В зависимости от сферы применения габариты такого судна, а также его обвод различаются. Например, спортивные моторные лодки имеют малые габариты и массу и имеют такой обвод корпуса, который позволяет двигаться с высокой скоростью.

Катерами первоначально называли лёгкие суда, имеющие одну мачту. Сегодня так называют небольшие суда, оборудованные стационарным двигателем. В Советском Союзе для розничной продажи широкому кругу покупателей выпускался катер типа «Амур». В наши дни выпуском катеров занимается ООО «Томь». Это судостроительное предприятие выпускает как сами катера с лёгким корпусом из алюминия, так и прицепы для транспортировки этих судов.

Катера применяются для водных прогулок и отдыха, водного туризма, рыбной ловли, охоты, а также спортивных мероприятий. Кроме стационарного мотора, катера обычно оборудуются движителями водомётного типа. Именно водомётный движитель и позволяет катеру выходить на режим глиссирования и легко преодолевать мелководные участки реки.

Достоинства и недостатки водного транспорта

Грузовые перевозки на водном транспорте имеют ряд существенных достоинств:

  • Пропускная способность морских торговых путей практически неограниченна
  • Наличие единого юридически-правового поля, насчитывающего 400-летнюю историю
  • Себестоимость подобных перевозок довольно низка
  • Высокие показатели грузоподъёмности, благодаря чему на судне может быть перевезено большое количество груза

Указанные достоинства, особенно последнее, особенно важны при межконтинентальных перевозках больших количеств груза (например, нефти или нефтепродуктов). В то же время у водного транспорта имеется ряд серьёзных недостатков:

  • Судно передвигается со сравнительно невысокой скоростью
  • Необходимо наличие специально оборудованных портовых сооружений
  • Строительство судов и портов требует серьёзных денежных затрат

Моторные лодки являются весьма популярным видом малого водного транспорта, благодаря ряду достоинств:

  • Такие маломерные суда дешевле, чем яхты и катера
  • Простая конструкция
  • Управление несложное, благодаря чему моторной лодкой могут управлять лица без специального образования
  • Срок эксплуатации долгий, что обусловлено возможностью хранения судна на берегу
  • Быстроходность
  • Есть возможность обеспечить безопасную стоянку судна у неподготовленного берега
  • Моторную лодку можно перевозить легковым автомобилем, установив её на специальный прицеп
  • Благодаря тому, что двигатель подвесной, его легко снять и заменить; также при необходимости мотор можно снять и обеспечить его безопасное хранение

Также у моторных лодок есть недостатки:

  • Низкие показатели грузоподъёмности
  • Небольшой объём кают (обитаемого пространства)
  • Подвесные двигатели этих судов по сравнению со стационарными катерными моторами являются неэкономичными

Пути эволюции ВТ

Первые крупные суда строили в Древнем Египте, в качестве конструкционного материала использовалась древесина. На кораблях устанавливали простейший парус, ловивший попутный ветер. Если попутного ветра не было, использовалась сила гребцов.

В XV столетии появились большие морские суда с несколькими парусами. В начале XIX столетия был построен первый пароход, использовавшийся в качестве речного судна. В качестве материала для корпуса такого корабля начал использоваться металл – железо. А движущую энергию — пар. Следующий этап развития водной техники стало открытие, совершенное в 1876 году Николасом Отто — двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине. Именно двигатели внутреннего сгорания начали все в более массово появляться на катерах, яхтах, паромах, кораблях. На сегодняшний момент это основной двигатель, но не единственный, устанавливаемый на ВТ. Еще одним этапом в развитии техники стало бурное развитие нефтехимической отрасли. На данный момент многие водные суда изготавливаются из пластиков полимерных материалов. Во-первых, пластики и полимеры являются легче металла, во-вторых, по прочности либо приближаются, такие же или прочнее металлических сплавов и в-третьих, коррозийностойкие.

На данный момент наибольший интерес из водной техники вызывает экраноплан, судно на воздушной подушке и глиссирующие катера, т.к. они развивают наибольшие скорости. Наиболее скоростным является экраноплан, на нем можно достигнуть скорости экранного полета до 700км/ч. Так же он отличается абсолютной плавностью хода и позволяет преодолеть мелкие препятствия (перешеек, мель). Единственным недостатком явиться его высокая энерговооруженность для перевода машины и поддержания ее в режиме экранного полета, что ведет к высокому потреблению топлива. Судно на воздушной же подушке и катер имеет меньшую скорость, порядка до 150км/ч, плавность хода у ВСП тоже на уровне экраноплана, а вот у катера плавность хода страдает, но тратит СВП и катер гораздо меньше топлива по сравнению с экранопланом.

На данный момент венцом технической мысли является экраноплан. С развитием новых материалов, и повышением эффективности силовых агрегатов, экранопланы вполне могут заменить частные пассажирские авиаперевозки. А в дальнейшем стать частными средствами для дальних перевозок и мировых путешествий, потеснив яхты и машины.

Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Доля морского транспорта в грузообороте составляет 8% , хотя масса перевозимых грузов — менее 1% от общей. Достигается такое соотношение за счет самого большого среднего расстояния перевозок — около 4,5 тыс. км . Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны.

В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной перевозок грузов. В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. К тому же большая часть морей, окружающих территорию страны, являются замерзающими, что удорожает использование морского транспорта. Серьезной проблемой является устаревший флот страны . Большинство кораблей построены более 20 лет назад и по мировым стандартам должны быть списаны. Практически отсутствуют корабли современных типов: газовозы, лихтеровозы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой-выгрузкой и др. На территории России имеется всего 11 крупных морских портов, что недостаточно для страны таких масштабов. Около половины российских грузов из идущих морским транспортом обслуживается портами других государств. В основном это порты бывших советских республик: Одесса (Украина), Вентспилс (Латвия), Таллинн (Эстония), Клайпеда (Литва). Использование морских портов других государств приводит к финансовым потерям. Для решения этой проблемы ведется строительство новых портов на побережьях Балтийского и Черного морей.

Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. Основные порты в нем — редко замерзающие Владивосток и Находка. Около Находки сооружен современный порт Восточный с терминалами для экспорта угля и лесных грузов. Большое значение имеет также порт Ванино, расположенный на завершающем участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В этом порту действует паром, связывающий железнодорожную сеть материковой России с сетью острова Сахалин (портом Холмск).

На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты в нем: Мурманск (незамерзеющий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). Крупные порты действуют также в устье Енисея. Это Дудинка, через которую вывозятся рудные концентраты из Норильска, и Игарка, через которую идет лес и лесная продукция. Участок Северного морского пути между устьем Енисея и Мурманском является круглогодично действующим, что обеспечивается использованием мощных ледоколов, в том числе атомных. Навигация восточнее устья Енисея осуществляется лишь 2-3 месяца в летний период

Третий по значению — Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий). Использование удобного Калининградского порта затруднено, так как он отделен от основной части России территориями зарубежных государств. Около Санкт-Петербурга действует небольшой порт Выборг, через который идут в основном лесные грузы. Строятся порты Усть-Луга и При- морск.

На четвертом месте по объему грузооборота находится Чериоморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспорта ых порта — Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе. К морскому транспорту относятся также перевозки по Каспийскому морю. Самыми крупными здесь являются порты Астрахань (одновременно морской и речной) и Махачкала, через которые идут в основном нефтяные грузы.

Речной транспорт

Речной транспорт (или внутренний водный) являлся главным в России до конца XIX в . В настоящее время его значение невелико — около 2% грузооборота и массы перевозимых грузов . Хотя это дешевый вид транспорта, но он имеет серьезные недостатки. Главный — направления течения рек часто не совпадают с направлениями перевозок грузов. Для соединения соседних речных бассейнов приходится строить дорогостоящие каналы. На территории России речной — сезонный вид транспорта, поскольку реки замерзают на несколько месяцев в году. Общая протяженность судоходных речных путей в России составляет 85 тыс. км. 3/4 грузов, перевозимых в настоящее время речным транспортом России, — это минерально-строительные материалы. Перевозки пассажиров речным транспортом незначительны, как и морским.

Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн. Он соединен каналами с соседними бассейнами (Дон, Нева, Северная Двина, Белое море), являясь основой Единой глубоководной системы европейской части страны. Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объему грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. В нем кроме строительных материалов значительную долю в перевозках составляют нефтяные грузы. Основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень. Третий в России — бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. В нем значительную долю в перевозках составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас.

Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Основное количество грузов на эти территории завозится летом или с юга от железной дороги (по Енисею из Красноярска, по Лене из Усть-Кута), или от устьев рек, куда грузы доставляются морским транспортом.

Россия обладает масштабной водной транспортной инфраструктурой: тринадцать морей и более 100 тыс. км судоходных рек . В период радикальных преобразований в политике и экономике флот страны практически не развивался. В 90-е годы был поднят вопрос о необходимости возрождения отечественного торгового флота, сегодня пришло время возрождать и пассажирский флот. Аналитики считают, что содержание речных путей сообщений требует вложений в 50 раз меньше, чем автомобильных и железных дорог. Немаловажными факторами является то, что водные перевозки в сотни раз безопасней автомобильных, а их воздействие на экологию минимально, что особенно важно в густонаселенных регионах . Что касается пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, то по состоянию на 1 января 2017 года в Российском речном регистре судоходства было зарегистрировано 1656 судов различного назначения и типа. Средний возраст скоростных судов речного парка составляет 26 и более лет. Основные проекты этой группы судов: типа «Ракета» (проект 340 с модификациями, пассажировместимость 60-65 человек), типа «Метеор» (проект 342 с модификациями, пассажировместимость 120 человек), типа «Восход» (проект 352 с модификациями, пассажировместимость 70 человек), типа «Заря» (проект 946 и Р-83, пассажировместимость 60-66 человек). Все эти суда были построены в советские годы, в начале 90-х годов их строительство было прекращено. В 2006 году было построено первое судно глиссирующего типа проекта А45 «Лена» (пассажировместимость 150 человек). Суда этого проекта призваны были заменить устаревший парк скоростных судов на подводных крыльях. В период 2008-2013 гг. были построены 4 судна по модифицированному проекту А45-1: «Енисейск», «Красноярск», «Иван Назаров», «Михаил Годенко». Суда этих проектов характеризуются малой осадкой (0,6 м в глиссирующем режиме), высокой маневренностью, а, следовательно, и способностью подхода к необорудованному берегу, что обеспечило наибольшую эффективность в выполнении судном своих функций. По данным перечня государственных заказов в 2016 году планировалось сдать в эксплуатацию около 80 грузовых и пассажирских судов. Но из-за недостатка финансовых средств судовая верфь Зеленодольского судостроительного завода имени А. М. Горького, где было организовано производство судов нового типа, испытала огромные трудности с выпуском требуемого объема судов . По факту, за 2016 год был проведен текущий ремонт 67% судов отечественного пассажирского флота, 25% потребовали капитального ремонта, 2,5% было списано, 1 % закуплено у других стран, 2% выпущено отечественными судостроительными заводами. На сегодняшний день состояние российского пассажирского флота для внутренних перевозок критическое. Средний возраст пассажирских судов для местных линий - 36 лет (таблица 1). Таблица 1 Состояние пассажирского флота в РФ на 01.01.2017* (местные линии) Проект Кол-во, ед. Средний возраст, лет Р-51, Р51Э, Р-51ЭК, Р-51ЭА «Москва» 226 29 544, 544Ш, 544П «Москвич» 128 55,5 780, 780-03 «ОМ» 106 49,9 81080, 81080А «Московский» 27 23 839, 839А «МО» 44 49,3 331 11 49,6 Р-35 «Нева» 6 38 2646/Р-51ЭК 5 28 НВС-496 (Китай) 6 4,3 623 7 49,3 *Источник: материалы ЗАО «ЦНИИМФ» Наиболее крупные судовладельцы речных пассажирских судов для местных линий: АО «Пассажирский порт» (г. Москва), АО «Волгоградский речной порт», АО «Амурское пароходство», АО «Татфлот». Речной круизный флот представлен теплоходами проектов 588, 302, 301, 26-37, 92-016 и др. Суда проекта 588 - трёхпалубные пассажирские (грузопассажирские) теплоходы дальнего плавания, построенные в ГДР. Класс судна по Российскому речному регистру - «О». Пассажировместимость - до 230 чел. Всего за период с 1954 по 1964 годы было построено 49 теплоходов. Большая часть судов эксплуатируется и в настоящее время после реконструкции и модернизации, прошедшей в конце 1990-х - начале 2000-х годов. По состоянию на август 2016 год в РФ эксплуатируются 30 круизных судов этого типа. Одиннадцать судов выведены из работы, часть их находится на модернизации. Остальные суда списаны в разные годы. Суда проекта 301 - четырёхпалубные теплоходы, строившиеся в ГДР в 1974-1983 годах. Пассажировместимость - до 360 чел. Головное судно - «Владимир Ильич» (в настоящее время «Санкт-Петербург»). Класс судна по Российскому речному регистру - «О». Всего было построено 22 судна трёх различающихся серий этого типа. Сегодня суда этого проекта после модернизации совершают туристические круизы между Москвой и Санкт-Петербургом, по Волге. Суда проекта 302 (модернизированное продолжение проекта 301) - четырёхпалубные пассажирские теплоходы, построенные в Германии в 1983-1992 годах. Пассажировместимость - до 332 чел. Класс судна по Российскому речному регистру - «М (лёд)», что позволяет эксплуатировать эти суда в битых льдах Ладожского и Онежского озер. Головное судно серии - «Дмитрий Фурманов» было спущено на воду в 1983 году. Всего было построено 27 теплоходов этого проекта, из них 2 теплохода проекта 302М, 4 теплохода проекта 302МК, отличаются элементами внешней отделки и повышенной комфортабельностью. Три последних теплохода проекта 302МК в начале 90-х годов были проданы в Китай. Остальные суда этого проекта продолжают работать в основном на маршруте Москва - Санкт-Петербург. Суда проект 26-37 - трёхпалубные теплоходы, строившиеся в Чехословакии в 1957-1962 годах. Проект практически идентичен проекту 588. Всего было построено 54 судна данного проекта. Головное судно - «Октябрьская революция». В 2000-х годах большая часть судов прошла модернизацию с целью повышения их комфортабельности. По состоянию на август 2016 г. в эксплуатации находятся 34 судна. Суда проекта 92-016 - четырёхпалубные теплоходы, строены в Чехословакии в 1976-1983 гг. Пассажировместимость - до 360 чел. Все 9 теплоходов этого проекта до сих пор находятся в эксплуатации и принадлежат Волжскому пароходству (туроператор «ВодоходЪ»). Морские пассажирские суда и паромы занимают отдельную нишу в перевозках морским транспортом. Чаще всего являются линейными. К ним со стороны контролирующих органов предъявляются очень высокие требования по конструкции и снабжению. На начало 2016 года морской пассажирский флот России состоял из 39 судов со средним возрастом 26,7 года. В количественном составе наиболее представительна группа бескоечных судов: пассажирских водоизмещающих, судов на подводных крыльях (СПК), катамаранов. Дедвейт этих судов 14-80 тонн. Средний возраст - 26 лет. В основном работают на местных линиях прибрежного плавания в Дальневосточном и Южном бассейне. Данная группа представлена четырьмя судами: «Поларис» (год постройки - 1968-й), «Клавдия Еланская» (1977 г.), «Беломорье» (1980 г.), «Анна Ахматова» (1988 г.). Грузопассажирские суда: «Гипанис» (1992 г.), «Игорь Фархутдинов» (1991 г.). Осуществляют перевозки пассажиров между пунктами Северного и Дальневосточного бассейнов. Отечественный круизный флот представлен семью переоборудованными научно-исследовательскими судами, пассажировместимость которых от 45 до 117 человек. Класс ледовых усилений по классификации Российского морского регистра судоходства - Arc4 и Arc5. Все российские экспедиционные круизные суда были построены в 80-х годах и даже с учетом переоборудования не удовлетворяют современным требованиям по безопасности, комфортности и экономичности. Имея небольшую пассажировместимость и устаревшее оборудование, они проигрывают существующему и строящемуся современному круизному флоту зарубежных компаний. Владельцы судов - российские научные организации - на протяжении многих лет сдают эти суда в аренду иностранным компаниям. Каждое такое судно выполняет в год от 10 до 20 рейсов в регионах со сложными ледовыми условиями (Арктика, Дальний Восток, Антарктика). Произведенный анализ морских пассажироперевозок в РФ за последние одиннадцать лет показал неуклонное снижение их объемов (таблица 2). Таблица 2 Морские пассажироперевозки в РФ за 2004-2016 гг. Показатели Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2013 2015 2016 Объем перевозокк, млн. пасс. 4,4 5,5 0,7 9,6 1,5 9,9 7,8 6,5 4,1 3,6 2,5 Пассажирооборот, млн. пасс-км 73,1 84,2 51,9 15,4 55,7 84,0 76,0 68,7 80,0 36,1 29,3 По официальным данным за период с 2008 по 2016 гг. объем пассажирских перевозок морем снизились в 5 раз. Это объясняется рядом отраслевых факторов и причин: 1. На внутреннем водном транспорте. a) Пассажирские перевозки (транзитные, местные, пригородные): - устаревший низкокомфортабельный пассажирский флот; - вывод судов из эксплуатации в связи с ужесточением требований безопасности перевозок пассажиров; - более высокие тарифы при меньшей скорости доставки на отдельных направлениях по сравнению с альтернативными видами транспорта; - отсутствие гибкой системы тарифов, реагирующей на состояние конкурентной среды; - низкие гарантированные глубины на ВВП в меженный период навигации, не позволяющие использовать флот на полную загрузку; - отсутствие освещаемой обстановки на ВВП в период темных ночей, снижающее использование флота; - ограниченное финансирование из местных бюджетов для покрытия убытков по социальным пассажирским перевозкам; дефицит квалифицированных кадров; - недостаточно развита портовая инфраструктура пассажирских перевозок; - невысокое качество предоставляемых услуг пассажирам. b) Туристские и экскурсионно-прогулочные перевозки: - недостаток современного комфортабельного круизного флота; - недостаточно развита туристская инфраструктура; постоянный рост тарифов на круизы; - недостаточное продвижение национального туристического продукта; - качество предоставляемых туристских услуг не соответствует современным требованиям пассажиров. 2. На морском транспорте. а) Перевозки пассажиров на местных линиях: - отсутствие современного пассажирского водоизмещающего и скоростного флота; - более высокие тарифы при меньшей скорости доставки на отдельных направлениях по сравнению с альтернативными видами транспорта; - недостаточно развита портовая инфраструктура пассажирских перевозок; - невысокое качество предоставляемых услуг пассажирам. б) Круизное судоходство: - отсутствие современного круизного флота; - недостаточно развита туристская инфраструктура; - постоянный рост тарифов на круизы; - недостаточное продвижение национального туристического продукта; - качество предоставляемых туристских услуг не соответствует современным требованиям пассажиров; отсутствие конкуренции на туристическом рынке России. Как показывают статистические данные, в основном строятся экскурсионно-прогулочные суда. В результате наблюдается дефицит современных судов для перевозки пассажиров на местных линиях и круизного судоходства. К причинам, тормозящим обновление пассажирского флота, можно отнести следующие: - высокую строительную стоимость судов, особенно круизных; - длительный срок окупаемости проекта по строительству пассажирского судна; - невозможность снижения стоимости речного судна за счет повышения его пассажировместимости ввиду ограниченных габаритов внутренних водных путей; - ограниченный период использования речных туристских судов (до пяти месяцев в центральных бассейнах); - ограниченные возможности в создании новых маршрутов водного туризма в России; - недостатки методического обоснования существующей системы тарифообразования на пассажирские перевозки водным транспортом; - снижение спроса на услуги речного пассажирского транспорта из-за неудовлетворительного состояния портовой инфраструктуры (причалы, вокзалы). Меры, осуществляемые для активизации процесса развития водных пассажирских перевозок, могут быть следующими: - Установка приемлемых тарифов на перевозку водным транспортом. - Обновление береговых сооружений, т.к. использование судов для местного сообщения напрямую зависит от состояния пирсов, морских и речных вокзалов и др. - Активизация строительства судов на основе лизинга (способ малоэффективен, т.к. необходимы большие финансовые вложения на стартовые постройки). - Обновление пассажирского флота за счет покупки судов. Неудовлетворительное состояние и несоответствие многих судов требованиям Регистра обратило на себя внимание органов Исполнительной власти. В последнее время появляются новые объемы государственных заказов, выделяются финансы на реконструкцию береговых сооружений. Так, в рамках проекта создания пассажирского транспортного узла «Арктическая гавань», закончены работы по строительству морского вокзала в г. Мурманске . Проведенные мероприятия дают надежду на то, что объем пассажирских перевозок водным транспортом в России все-таки увеличится и, как минимум, достигнет прежних объемов.

Речной транспорт осуществляет перевозки грузов и пассажиров по водным путям естественного и искусственного происхождения, и является актуальным для локальных перевозок в границах страны.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Он занимает важное место в транспортной системе России. Чаще всего грузовые и пассажирские перевозки проходят по Волге, Лене, Амуру, Енисею, Оби и Ангаре.

Статистика

По общей статистике, не учитывающей расстояний, услугами внутреннего водного транспорта пользуются 0.11 процентов населения, что ничтожно мало в сравнении с другими видами (общественный транспорт — 90.52%, железнодорожный – 8.54%).

Вид транспортировки 2015 2016
млн.чел. % млн.чел. %
Железная дорога 1 024,60 8,29 1 040,00 8,54
Автобус 11 221,00 90,78 11 027,40 90,52
Внутренний водный 13,2 0,11 13,1 0,11
Морем 9,6 0,08 13 0,11
Авиа (транспортная авиация) 92,1 0,75 88,6 0,73
Всего 12 360,50 100,00 12 182,10 100,00

Если учесть дальность перевозок и вместительность, то статистика не сильно изменится: те же 0.11 процентов, в сравнении с железнодорожным (27%) и общественным (25%) транспортом.

Вид транспортировки 2015 2016
млн. пассажирокм. % млн. пассажирокм. %
Железная дорога 120 644,20 25,88 124 619,60 27,23
Автобус 118 061,50 25,33 116 885,20 25,54
Внутренний водный 492,3 0,11 525,1 0,11
Морем 61,7 0,01 88,1 0,02
Авиа (транспортная авиация) 226 849,20 48,67 215 593,90 47,10
Всего 466 108,90 100,00 457 711,90 100,00

В целом, можно сделать вывод, что пассажирские речные перевозки имеют очень малую долю среди популярных видов транспорта, превосходя разве что морской. Есть тенденция увеличения количества пассажиров, использующих этот вид транспорта, но она не является значительной.

В перевозке полезных ресурсов в отдалённые приречные районы, этот вид транспорта играет более важную роль.

Внутренний водный транспорт балансирует на грани нерентабельности уже много лет: огромную роль в этом сыграли многолетние проблемы с финансированием отрасли.

Большая часть используемых сейчас кораблей являются устаревшими, ещё советскими. На текущий момент, только четверть гидросооружений имеет нормальное состояние, позволяющее обеспечить безопасность перевозок.

Преимущества и недостатки

Несмотря на вышеописанную печальную статистику, речной транспорт имеет достаточно преимуществ и остаётся актуальным и в наши дни.

В качестве плюсов этого вида передвижения можно отметить следующее:

  1. Используются пути естественного происхождения: они не требуют таких затрат, как для обустройства дорог или прокладывания рельс.
  2. Стоимость перевозок дешевле, чем при использовании поездов.
  3. Затраты энергии меньше, чем у сухопутного транспорта.
  4. Высокая провозная способность.

Но, речные перевозки имеют и отрицательные стороны. Среди них можно выделить:

  1. Малую скорость передвижения.
  2. Сезонный характер: неактуальны при замерзании или обмелении рек (в зависимости от климата региона). В северных районах используются 120-150 дней в году, в южных – 200-240, в районах со смешанным климатом – нечто среднее.
  3. Использование ограничено форматом рек: извилистость, направление, длина.
  4. Сильно зависят от погодных условий.
  5. Загрязнения рек.
  6. Ступенчатость глубины; приводит к дополнительным перевалам при использовании крупных судов.

Правила безопасной доставки детей по реке

В любых случаях, при путешествиях по воде с детьми не стоит забывать о правилах безопасности и официальных инструкциях, отражающие правила поведения при путешествиях на воде:

  1. Во-первых, основные правила будут одинаковыми и для взрослых, и для детей.
  2. Необходимо убедиться в наличии на судне инструкций по эвакуации, плана выхода, определить местонахождение спасательных жилеток и шлюпок. В случае их отсутствия, не рекомендуется пользоваться этим водным транспортом.
  3. Попав на борт корабля, вы переходите на территорию, подконтрольную команде судна, включая его капитана. Необходимо соблюдать их указания и дисциплинарные обязанности. Ваша безопасность и плавание будут полностью зависеть от команды, работающей на борту.
  4. После расположения в каюте, ещё раз внимательно изучите инструкции, посвящённые безопасности пассажиров и судна.
  5. Убедитесь в наличии плавательного жилета и его пригодности к использованию. Прочтите инструкцию по использованию заранее, чтобы чрезвычайные ситуации не застали вас врасплох.
  6. Стоит убедиться, что судно полностью готово к работе и с документальной стороны, и имеет все необходимые лицензии. Стоит узнать, заключался ли и

Не забудьте, что покупая билет, вы заключаете с компанией, владеющей судном.

Если взять правила, касающиеся конкретно пассажиров с детьми, можно выделить следующие пункты (согласно и ):

  1. Дети до 5 лет имеют право на бесплатный проезд (один ребёнок), а дети от 5 до 10 лет – на льготный проезд (Кодекс внутреннего водного транспорта ).
  2. Несовершеннолетние до 14 лет не имеют права на переезд без сопровождения дееспособного пассажира. (гл.1 п.8 Приказ Минтранса РФ от 05.05.2012 № 140).
  3. На судне должны быть детские индивидуальные спасательные жилеты, по одному на каждого ребёнка на борту. (гл.1 п.12 Приказ Минтранса РФ от 05.05.2012 N 140).

Отдельно можно вынести требования из Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных .

Согласно этому Постановлению сопровождающий с ребёнком до 7 лет может пользоваться услугами комнаты матери и ребёнка:

  • спальные места и постельное бельё для ребёнка и взрослого;
  • приём внеочередных заказов на все виды оказываемых услуг;
  • использование ванной, душа, полотенец других купальных принадлежностей;
  • медицинская помощь;
  • предоставление детских игр.

в обход этих правил составляет:

Пассажирские речные перевозки по Волге

Пассажирские перевозки речным транспортом являются востребованными на крупных реках, в чьё число входит и Волга.

В основном, они используются для:

  1. Речных круизов: прогулки на катерах и скоростных судах.
  2. Пассажирских перевозок: в некоторых населённых пунктах этот способ является единственной возможностью приехать.

Крупными портами и перевалочными пунктами в таких маршрутах будут являться:

  • Москва;
  • Ярославль;
  • Кострома;
  • Калуга;
  • Коломна;
  • Серпухов;
  • Рыбинск;
  • Самара.

В Волго-Камском речном бассейне сконцентрированы основные пассажирские потоки. Речные вокзалы городов в этой области предлагают множество вариантов внутригородских, транзитных, местных и пригородных направлений поездок по Волге на транспорте, как простом, так и туристическом.

Наибольшую протяжённость имеют линии Москва – Астрахань/Пермь/Ростов/Уфа:

Самым крупным речным вокзалом является столичный.

В Волго-Вятском бассейне крупнейшие речные вокзалы располагаются в таких городах:

  • Нижний Новгород;
  • Волгоград;
  • Москва;
  • Пермь;
  • Астрахань;
  • Казань;
  • Ярославль.

Основные порты в Волжском бассейне:

  • Калининский;
  • Череповецкий;
  • Рыбинский;
  • Ярославский;
  • Горьковский;
  • Казанский;
  • Ульяновский;
  • Куйбышевский;
  • Саратовский;
  • Волгоградский;
  • Астраханский;
  • Пермский.

Стоимость

Цены на речные перевозки очень сильно варьируются, в зависимости от расстояния и продолжительности пути, заканчивая количеством остановок. Также, на цену оказывает сильное влияние тип поездки – туризм или простая перевозка. Плюс к цене билета добавляется цена за каждый кг багажа:

Простой проезд обойдётся в пределах от 60 до нескольких сотен рублей , с туристическими и развлекательными рейсами ситуация более интересна. В зависимости от формата и наполнения поездки, цены варьируются от 5 до десятков тысяч рублей .

К примеру, стоимость проезда по маршруту Красноярск – Дудинка составит от 7 до 30 тысяч рублей (в зависимости от категории места и веса багажа).

Как выбрать наилучшее соотношение цены качества? Учтите следующие пункты:

  1. Решите, что для вас важнее – комфорт или цена проезда, ведь в зависимости от уровня каюты оплата может различаться в 4 раза.
  2. Сезонные скидки, особенно при заранее оформленной брони. Чем раньше вы купите билет – тем дешевле вам это обойдётся, и легче будет выбрать наиболее комфортный вариант.
  3. Стоит изучить доступные предложения от компаний, осуществляющий переправу, и выбрать наиболее оптимальный вариант.
  4. Выбор корабля, на котором вам предстоит совершить плавание. На сегодняшний день, в России представлены корабли на 2-4 палубы, от количества которых зависит вместимость судна. Для одних большой размер будет плюсом, но так как это приводит к увеличению количества людей на борту, такой вариант подойдёт не всем.
  5. Изучите фотографии судна, интерьер, почитайте отзывы на разных сайтах, чтобы убедиться в достаточной комфортабельности на территории.
  6. Пик туризма и переправ обычно приходится на июнь-июль, что вызывает скачок в расценках на круизы. Попробуйте присмотреться к тарифам в мае или августе – спрос будет меньше, как и цена вопроса. Можно, конечно, попробовать подобрать билет на октябрь и апрель – но погода вряд ли поспособствует комфортному перемещению.
  7. Большую роль также играет выбор направление и длина поездки:
    • Как бы это ни было удивительно, но дорога Москва – Санкт-Петербург, Москва — Архангельск и, например, Нарьян-Мар –Салехард будут значительно отличаться в цене.
    • Главное в этом пункте – определиться с городом отбытия, потому что именно от него зависят расценки на маршрут.
    • Кроме того, в связи с тем, что крупные водные артерии в нашей стране текут либо с севера на юг, либо с юга на север, не всегда получится найти прямой речной путь даже с близлежащими городами, например Хабаровск и Биробиджан.

Возмещение убытков

Перевозки пассажиров данным способом регулируются “«Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации” 2001 года.

Согласно этому документу:

  1. Перевозчик несёт полную ответственность за пассажиров и принятый багаж, с момента посадки на борт, до момента выхода в пункте назначения.
  2. Потери, повреждения или не полная сдача вещей, совершённые по вине экипажа, должны быть компенсированы пассажиру, как и оплата за провоз груза в полном размере, в случае если перевозчик не докажет, что потеря была следствием независящих от него обстоятельств.
  3. Багаж будет считаться утерянным в случае его неприбытия на место назначения в течение 30 суток после назначенного срока.
  4. Также, перевозчик несёт ответственность за жизнь пассажиров и безопасность судна.

Транспортные компании