31 октября год авиакатастрофа над синаем. Последние фото пассажиров, погибших в авиакатастрофе в египте

31 октября 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, .

По поручению президента правительство России в связи с катастрофой во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) была под руководством исполнительного директора комитета Виктора Сороченко.

Каир сразу после катастрофы о возможности принять участие в расследовании трагедии. Была создана специальная комиссия по расследованию, в нее : России, Египта, Франции (государства — разработчика самолета), Германии (государства — изготовителя лайнера) и Ирландии (государства регистрации). Главой комиссии по расследованию катастрофы был назначен Айман аль-Мукаддам.

1 ноября 2015 года генеральный прокурор Египта Набиль Ахмед Садек участие специалистов РФ в расследовании причин катастрофы с российским самолетом на Синайском полуострове.

Группа следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета России по согласованию с компетентными органами и совместно с представителями Республики Египет в соответствии с нормами национального и международного права участвовали в осмотре места авиакатастрофы в Египте.

17 ноября 2015 года глава ФСБ РФ Александр Бортников во время совещания в Кремле об итогах расследования причин крушения российского самолета , что в результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Он .

В свою очередь египетские власти призвали не торопиться с выводами. Глава МИД Египта Самех Шукри сообщил, что в рамках расследования уголовного дела .

В марте 2016 года Международная комиссия по расследованию катастрофы российского самолета А321 о том, что получила официальный доклад от Следственного комитета России и передала его в генпрокуратуру Египта для завершения юридических процедур. Сама комиссия, несмотря на передачу дела в следственные органы госбезопасности страны, продолжила техническое обследование обломков лайнера.

В середине апреля генеральный прокурор Египта Набиль Садек о передаче дела о катастрофе российского самолета в Высшую прокуратуру государственной безопасности страны. Решение главы надзорного ведомства, отмечалось в тексте заявления, было принято на основании данных доклада Следственного комитета России, "в котором указывается на подозрение о наличии криминального следа".

В июне директор ЦРУ Джон Бреннан, выступая в сенате Конгресса США, что американская разведка располагает данными о причастности к взрыву на российском пассажирском самолете А321 египетской группировки "Ансар Бейт аль-Макдис", присягнувшей на верность запрещенному во многих странах террористическому движению "Исламское государство" (организация, запрещенная в РФ), а 4 августа минобороны Египта заявило о ликвидации лидера этой террористической группировки.

По настоянию Следственного комитета России международная комиссия по расследованию авиационного происшествия . В результате проведенных работ была и установлен факт воздействия высокоэнергетических элементов на обшивку самолета по направлению "изнутри-наружу" и "взрывной декомпрессии" в полете.

В октябре 2016 года комиссия по расследованию, сформированная генеральной прокуратурой Египта, двенадцать обломков лайнера в научную лабораторию по сплавам для проведения детального исследования.

Работа по определению причин крушения . До настоящего времени у сторон нет понимания того, что произошло с самолетом, каким образом взрывное устройство попало на борт самолета, кто его пронес. Также нет установленных подозреваемых и их пособников из числа сотрудников аэропорта.

Ровно два года назад — 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России. В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.

Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась. Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился. Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.

В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные — граждане России. Среди них был , заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания. По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а

самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная .

Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле. Под снимком сделала подпись: «Самый главный пассажир».

Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы. Мать и отец Дианы также погиби в результате крушения лайнера.

Соболезнования жертвам выразили российский президент , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур. Впрочем, французский опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию РФ и . В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».

«Вопросов к машине не было»

Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося. Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа — 48-летний Валерий Немов — налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 — на Airbus A321.

Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый.

Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет. 2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года — сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».

30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.

За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут — Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю. Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Когалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.

Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.

Прерванное сообщение

Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет — очень популярное туристическое направление у граждан многих государств. Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский , Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции, Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.

При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера. А тем временем возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила .

Заказчики не установлены

Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.

И хотя причастность сотрудников «Когалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.

Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической « » (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.

Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка запрещенного в России ИГ). О ее следе в трагедии заявляло и США.

Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.

Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.

А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы. Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор .

Эксперты до сих пор спорят о том, что стало причиной крушения самолёта 31 октября 2015 года в Египте. На данный момент существует несколько версий случившегося, однако достоверно ни одна из них не подтверждена. Известно, что развалился ещё в воздухе на большой высоте. Данную версию, которую представил МАК, подтвердили и в Росавиации. Об этом говорит характер разброса обломков на территории.

Самолёт, который следовал из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, по неизвестным пока причинам потерпел катастрофу утром 31 октября. Спустя 21 минуту после взлёта, самолёт набрал высоту 10210 метров и скорость 748 км/час, а спустя всего лишь минуту он оказался на отметке 8649 метров и его скорость составляла 172 км/час. На 22 минуте после взлёта авиалайнер перестал передавать данные, а его метка исчезла с радаров. Обломки аэробуса А321 нашли на Синайском полуострове в Египте. Место крушения самолёта представляет из себя эллипс длиной 8 километров и шириной 6 километров. Это говорит о том, что разрушение самолёта произошло на большой высоте. В настоящее время идёт тщательное изучение места крушения самолёта. «Чёрные ящики» были найдены, однако к их расшифровке ещё не приступили.

Специалисты, проанализировав данные, которые имеются на данный момент, предполагают три версии случившегося. По мнению экспертов, корпус самолёта лопнул от перепада давления. Резкий перепад давления, который привёл к разгерметизации и разрушению авиалайнера, мог возникнуть из-за оторвавшихся деталей двигателя, из-за усталостных трещин в несущих конструкциях или из-за ударной волны от взрывного устройства. Чтобы установить точную причину, подтвердить или опровергнуть эти предположения, специалисты должны собрать все обломки аэробуса и сделать их выкладку в ангаре. На данном этапе расследования пока нельзя исключать ни одну из версий. Также стоит отметить, что эксперты опровергли версию о том, что самолёт мог быть сбит с земли при помощи ПЗРК, так как самолёт летел на недосягаемой для этого оружия высоте. Однако окончательно сбрасывать со счетов террористическую атаку на А321 специалисты не торопятся, так как неизвестно, есть ли у боевиков-радикалов более мощные средства противовоздушной обороны.

Особое внимание специалистов занимает инцидент, который произошёл с данным самолётом в 2001 году. Тогда аэробус А321 при посадке в Каире сильно ударился хвостом о взлётную полосу. После этого самолёт выкупила турецкая авиакомпания Onur Air, а в 2012 самолёт перешёл в эксплуатацию «Когалымавиа». Эксперты не исключают, что повреждения, которые были получены в 2001 году, могли сыграть роковую роль в крушении 31октбяря 2015 года. Скрытые повреждения в хвостовой части, которые были незаметны снаружи, под воздействием времени или же под действием увеличения нагрузки могли не выдержать, в результате чего самолёт стал разваливаться.

Крушение самолёта на Синайском полуострове в Египте произошло 31 октября 2015 года. Airbus-321, который летел из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился спустя 23 минуты после взлёта. 217 пассажиров и семь членов экипажа погибли.

Ровно четыре года назад над Синайским полуостровом разбился самолет Airbus A320, который вез российских туристов из Египта на родину. Все пассажиры и члены экипажа погибли, так и не добравшись до дома. Среди погибших было 25 детей, в том числе маленькая жительница Гатчины Дарина Громова , которую россияне назвали Главным пассажиром. Выяснением причин крушения лайнера власти нескольких стран занимаются до сих пор. По количеству жертв катастрофа является крупнейшей в российской авиации. Но уже ничто не сможет вернуть ни в чем неповинных людей. сайт вспоминает жертв катастрофы и хронологию событий над Синайским полуостровом

Развитие событий

Самолет российской авиакомпании «Когалымавиа» прилетел в Шарм-эш-Шейх накануне трагедии. 30 октября он выполнил два пассажирских полета по маршруту Шарм-эш-Шейх - Самара - Шарм-эш-Шейх. Командир воздушного судна Дмитрий Жигалкович и второй пилот Юрий Юшко потом рассказывали, что полет проходил в штатном режиме, и никаких проблем в воздухе не возникало. 31 октября лайнер перешел под управление 48-летнего командира Валерия Немова и 45-летнего второго пилота Сергея Трухачева. Немов имел за плечами больше 12 тыс. часов летной практики, почти 4 тыс. из которых за штурвалом Airbus A321. Самолет прошел технический контроль в аэропорту Шарм-эш-Шейха и благополучно поднялся в воздух.

Фото: траектория полета рейса 7К-9268 / flightradar24.com

Чартерный рейс 7К-9268 маршрута Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург должен был прибыть в Северную столицу в 12:10, чуть больше, чем через пять часов полета. В 06:50 по московскому времени борт вылетел из египетского аэропорта и взял курс вдоль побережья залива Акаба. Через 12 минут самолет повернул влево на курс 340°, чтобы пересечь Синайский полуостров. Когда борт поднялся до высоты 9411 метров, его скорость резко начала падать. По данным сайта Flightradar24 , в 06:13 Airbus A320 начал терять высоту со скоростью 30 м/с. Примерно в 07:14 рейс 7К-9268 рухнул в центральной части Синайского полуострова. Обломки самолета разбросало в радиусе 13 км. Общая площадь поисков тел погибших и остатков лайнера составила 30 км. Все 224 пассажира погибли.

Первые сообщения о пропаже лайнера с радаров появились в российских СМИ около 10:20 по московскому времени. Первоначально сообщалось, что связь прервалась недалеко от кипрского города Ларнака. Международные издания Reuters и Sky News, со ссылкой на собственные источники, сообщали, что рейс рухнул. В это время родственников пассажиров начинают извещать о пропаже лайнера. Люди, в надежде на чудо, выезжают в Пулково, чтобы встретить задерживающийся рейс. Чартер 7К-9268 все еще значился на информационном табло, которое сообщало о задержке на десять минут..

«Я в тот день была как раз в аэропорту и застала людей, которые ждали этот самолёт. Я тогда прилетала на учебу, и у меня были проблемы с получением багажа. Я прилетела, а тот рейс — нет. Помню номер этого самолёта на табло с красной надписью «задержан». Только уехала с аэропорта, как буквально через 15 минут объявили о крушении. Через несколько часов начали появляться в сети фотографии с аэропорта. Я смотрю, а там все эти люди, многих из которых я видела на входе, или в «Старбаксе», или еще где. Люди, которые пришли ждать своих родных»

Вскоре надежды родственников рухнули: египетские власти сообщили, что обломки самолета обнаружены в 50 км от Нехеля, в провинции Северный Синай. Руководство аэропорта совместно с Росавиацией разбили мобильные медицинские штабы. Людям оказывали психологическую помощь. Начинал работу штаб по чрезвычайным ситуациям. Спасатели постоянно информировали родственников. Но последние уже начинали понимать, что родных уже не вернуть.


Фото: обломки рейса 7К-9268 / life.ru

Расследование

Когда информация о крушении подтвердилась, МЧС отправило в Египет пять спецбортов, для доставки тел погибших на родину. Черные ящики, которые практически не пострадали, удалось отыскать в день трагедии. Расшифровкой занималась египетская сторона. В расследовании принимали участие представители шести стран: России, Египта, США, Германии, Франции и Ирландии. Также в комиссию вошли консультанты компании «Airbus».

Найденные за 13 км от места крушения обломки дали повод утверждать о разрушении самолета в воздухе. В связи с этим начали появляться версии о возможном подрыве самолета. Причем не исключалась версия как взрыва бомбы в салоне, так и ракетного удара с земли. Однако Египет называл любые версии преждевременными и неподкрепленными фактами. 16 ноября глава ФСБ Александр Бортников заявил, что самолет взорвался в результате теракта. На телах пассажиров силовики обнаружили остатки взрывчатых веществ, произведенных не в России. Египетские власти заверили, что примут исследование ФСБ во внимание, но никаких выводов делать не стали. Ответственность за теракт взяла на себе одна из группировок, подконтрольная ИГИЛ (запрещенная в России организация). Экспертиза обломков лайнера показала, что бомба взорвалась в пределах 30-31 рядов. Предположительно она была заложена на месте 31А. Однако в сентябре 2016 года эксперты заявили, что бомба была спрятана в хвостовой части самолета среди детских колясок.


Фото: обломок рейса 7К9268 / vebus.ru

До сих пор власти африканской страны не возбудили дело по статье «Терроризм». В июле 2017 года источник, близкий к российско-египетским переговорам о авиабезопасности, рассказал «РИА-Новости» , что Египет не хочет расследовать дело по статье «Терроризм», чтобы не выплачивать компенсации родственникам погибших. В этом случае станет понятно, что катастрофа произошла из-за недоработки местных служб безопасности.

Жертвы

От взрыва, ожогов и падения с огромной высоты погибли 224 человека. На борту находились преимущественно граждане России — 219 человек. Также с отдыха летели четыре гражданина Украины и один гражданин Белоруссии. Самому старшему погибшему было 77 лет, самой младшей — всего 10 месяцев. 48 человек, не вернувшихся домой, были из Ленобласти. 1 ноября 2015 года в России был объявлен траур, который продлился три дня. В Ленобласти до 4 ноября отменили все развлекательные мероприятия.

Среди погибших были дети, внуки, мужья и жены, отцы и матери. Многие из пассажиров выложили в сеть фотографии перед полетом. Кто-то полетел в Египет с семьей, кто-то отметить годовщину свадьбы, а кто-то, чтобы сделать предложение любимой девушке. Были и те, кто впервые полетел на отдых заграницу. Но никому не было суждено вернуться в родной дом.

Самая известная публикация — это фотография дочери четы Громовых. Маленькая Дарина впервые полетела с родителями в теплый Египет. Мама девочки Татьяна Громова подписала фотографию «Главный пассажир». Под этим именем запись распространилась по всему миру и стала символом трагедии. Дарина была самым маленьким пассажиром самолета. Ее тело нашли в 35 км от места крушения.

Супруги Ольга и Юрий Шеины полетели в Египет, чтобы отметить десятилетие совместной жизни. С собой они взяли троих детей: 11-летнюю Женю, 10-летнюю Лену и 3-летнюю Настю. Ольга за несколько минут до посадки выложила на свою страницу во «Вконтакте» фотографию мужа с младшей дочерью. Подпись к фотографии гласит: «Мы летим домой». Родной дом Шеины так и не увидят.


Фото: личный архив Ольги Шеины

Армен Вишнев полетел в Египет, чтобы отметить свой день рождения. За несколько дней до трагедии, 26 октября, ему исполнилось 27 лет. Он работал в Федеральном таможенной службе под Петербургом, в Пушкине. Мама Армена рассказала журналистам, что одним из последних сообщений он призвал ее не скучать. Армен пообещал привести с собой памятный подарок.

Житель Волхова Дмитрий Богданов повез на море отдыхать своих детей — 10-летнего Антона, 22-летнюю Настю и 24-летнюю Леру. Мама большой семьи за несколько лет до этого умерла от рака. Дети написали на своих страницах в соцсети «Прощай, Россия!», «Прощай, холодная Россия» и «Дождливый Питер, давайдосвиданья». Они никогда вновь не увидят родину.

Молодая пара Александра Черновая и Евгений Явсин отправились в первую совместную поездку за границу. Александру на отдыхе ждал сюрприз: Евгений специально копил деньги на путевки, чтобы сделать любимой предложение на море.


Фото: личный архив Александры Черновой

В катастрофе погибла Евгения Мурашова из Пскова. В Египет она полетела со своей мамой Ириной Пикалевой. Дома у Евгении осталась 8-летняя дочь. За несколько дней до своей трагической гибели она выложила на своей странице аудиозапись под названием «Я знаю, что уже не вернусь».


Фото: скриншот со страницы Екатерины Мурашовой

Вместе со всеми этими невинными людьми погибли сотни других. Сотни, а то и тысячи родственников остались с разбитыми сердцами. Многие из них до сих пор не смогли опознать своих близких, а значит, хранят крупицу надежды в своем сердце. Неопознанные останки жертв Синайской катастрофы захоронили в братской могле на одном из мемориальных кладбищ Санкт-Петербурга.

Память

На Румболовой горе во Всеволожске на вторую годовщину трагедии «Сад памяти». Финансировали проект из областного бюджета и бюджета Всеволожска. На гранитной плите увековечены имена всех погибших пассажиров рейса 7К-9268. Также в этот день все колокола храмов Петербурга пробьют 224 удара, в честь каждого погибшего человека.


Фото: «Сад памяти»

В Петербурге 28 октября открыли памятник «Сложенные крылья». Мемориал поставили на месте захоронения неопознанных пассажиров «Аэробуса». В небо запустили 25 белых шаров, символизирующих погибших в катастрофе детей.


Фото: «Сложенные крылья» / Администрация Санкт-Петербурга

По всей стране ежегодно проходят акции памяти жертв катастрофы на Синаем.

После трагедии активисты создали благотворительный фонд «Рейс 9268» . Фонд поддерживают администрация Ленинградской области, администрация Петербурга, Российский союз спасателей и Гильдия Кузнецов. В феврале 2016 года, при содействии фонда, более 80% семей родственников погибших письменно поддержали идею строительства храма и памятника в память о погибших пассажирах и экипаже рейса 9268. Храм великомученика Димитрия Солунского построят в МФК «Балтийская жемчужина».


Фото: Эскизный проект храма святого великомученика Димитрия Солунского в МФК «Балтийская жемчужина» / flight9268.ru

31 октября 2015 года вследствие теракта в Египте потерпел крушение российский лайнер А321.

Ровно год назад, 31 октября 2015-го, над Синайским полуостровом . Катастрофа, ставшая крупнейшей в истории советской и российской авиации, унесла жизни 224 человек.

Большинство из них - жители Петербурга и Ленинградской области. Спустя год после трагедии не все родные погибших смогли похоронить своих близких. До сих пор петербуржцы ждут официальных и окончательных результатов расследования катастрофы от египетской стороны. И в буквальном смысле учатся жить заново.

30 октября Airbus 321-231 авиакомпании "Когалымавиа" благополучно выполнил два рейса по маршруту Шарм-эль-Шейх - Самара - Шарм-эль-Шейх.

Сдающий экипаж КВС Дмитрий Жигалкович и второй пилот Юрий Юшкоьне не высказывают по лайнеру никаких замечаний.

Уже ранним утром 31 октября самолёту предстоит ещё два рядовых рейса: Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург - Шарм-эль-Шейх. Борт принимает уже следующий экипаж: опытный 48-летний Валерий Немов, налетавший свыше 12 000 часов, и 45-летний второй пилот Сергей Трухачёв, в прошлом военный пилот, прошедший чеченскую кампанию.

На борту их будут ждать 217 пассажиров, большинство из них - петербуржцы, многие возвращаются домой целыми семьями с долгожданного отдыха в Египте.

В 03:50:06 по местному времени (06:50 мск) рейс 7К-9268 вылетает из Шарм-эль-Шейха, после чего, следуя по воздушному коридору вдоль побережья залива Акаба, начинает набор высоты.

В Петербург самолёт, минуя Синайский полуостров, должен будет прибыть в 12:10 по местному времени, в обычный субботний октябрьский полдень в числе других десятков внутренних и международных рейсов, значащихся на табло Пулково. Но ни тогда, ни после нескольких задержек, высветившихся на табло, долгожданный рейс 9268 так и не вернулся на родину.

Спустя несколько дней после катастрофы в небе над Египтом Flightradar обнародует данные по последнему полёту борта А321 над Синаем. Согласно сводке, опубликованной на сайте, самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту, двигаясь параллельно побережью.

Через считаные минуты после того как лайнер свернул вглубь полуострова, его высота начинает резко падать на 6000 футов. Связь с самолётом теряется.

Первые сообщения в СМИ о том, что самолёт Airbus авиакомпании "Когалымавиа" пропал с радаров, начинают появляться лишь в 10:18 по Москве.

В коротких новостных заметках существенно разнятся данные: по содержащейся в них информации, на борту находилось от 207 до 224 человек.

В некоторых сообщениях говорится, что самолёт пропал в районе Ларнаки на Кипре.

"Рейс 9268 Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург, выполнявшийся на Airbus 321 "Когалымавиа", вылетел в 6:21 мск и пропал с экранов радаров через 23 минуты, на борту находилось 217 пассажиров и семеро членов экипажа", - сообщают в Росавиации.

Счёт идёт на мгновения - спустя две минуты появляются новости от арабских СМИ, сообщивших, что российский самолёт упал в центральной части Синайского полуострова.

Но данные пока скудны и не подкреплены официальными подтверждениями. Надежда сохраняется. В 10:42 Reuters и Sky News публикуют первые сообщения, опровергающие крушение самолёта. Источники изданий утверждают, что экипаж пропавшего самолёта вышел на связь в Турции. Не подтверждает падение и Flightradar, уточняя, что лайнер резко снизил высоту, перед тем как пропал с радаров.

В Росавиации сообщают, что пытаются связаться с пропавшим с радаров рейсом. В 11:44 на онлайн-табло Пулково ещё значится информация, что прилёт борта из Шарм-эль-Шейха задерживается (с 12:10 до 12:20).

В Пулково, где к тому времени информация о прилёте пропадает с табло, начинает оперативную работу штаб по чрезвычайным ситуациям, МЧС РФ готовит два борта для отправки в Египет. Позже ведомство принимает решение отправить в Египет пять спецбортов.

Поисковые отряды обнаружили место катастрофы среди гор Синайского полуострова. Обломки лайнера оказались разбросаны на протяжении 13 километров.

Операция по поиску проходила в непростых условиях: Северный Синай является закрытой зоной, уже год армия Египта проводит там масштабную операцию против боевиков экстремистской группировки, связанной с ИГИЛ. Именно египетские военные, патрулировавшие территорию, первыми обнаружили обломки лайнера.

Самолёт упал в горном массиве Эн-Нахаль, пустынном, безводном и безлюдном месте. По уточнённой и подтверждённой официально информации, на борту самолёта находилось 224 человека, в том числе семеро членов экипажа.

По данным Росавиации, среди пассажиров лайнера было 192 взрослых и 25 детей. Все они погибли.

"Дорогая Амалия, 28 лет назад Вы подарили миру замечательного мальчика. Каждая мама мечтает о таком сыне и девушка мечтает о таком надёжном и любящем мужчине рядом. Год назад опубликовали фотографии всех погибших, я сразу запомнила лицо Армена, оно притягивает взгляд своей доброй и чистой улыбкой, это лицо целеустрёмленного и очень порядочного молодого человека. Я его не знала, но мне безумно жаль Армена. Такие мальчишки обязаны были жить и подарить миру прекрасных детей. Но, к сожалению, другой мир, чёрный и злой, отнял у него жизнь. Сил Вам и здоровья. Спасибо Вам за такого сына. Безумно жаль... Светлая память Армену и с небесным днём рождения. (Татьяна Светлова, Санкт-Петербург)", - такие письма спустя год после трагедии продолжают получать родные погибших в страшной авиакатастрофе над Синаем.

26 октября, за несколько дней до авиакатастрофы, Армену Вишнёву, уроженцу города Пушкина, служившему в Федеральной таможенной службе, исполнилось 27 лет. Армен полетел в Египет отдохнуть, в одном из последних сообщений просил маму не скучать, ведь разлука будет недолгой, обещал привезти магнитик или - в шутку - даже целого верблюда.

Спустя год после трагедии Амалия бережно хранит все фотографии и сообщения сына. Почтить память и пережить горе утраты ей помогают неравнодушные жители других регионов России и десятки других близких жертв авиакатастрофы. Трагедия объединила в Сети более 36 тысяч человек. Усилием петербуржцев был создан благотворительный фонд "Рейс 9268", который сейчас оказывает поддержку людям, потерявшим близких в катастрофе над Синаем.

"Главная цель, ради которой мы объединились, - это увековечивание памяти о наших родных в тех делах, которые мы в силах совершить: создание мемориала и храма, сохранение воспоминаний о наших близких, помощь семьям погибших, которые нуждаются в финансовой, юридической и психологической поддержке. Наш фонд - это не просто попытка сплотиться вокруг общего дела. Это протест против терроризма, убийств, жестокости и несправедливости. Большой путь начинается с маленького шага. И этот шаг мы делаем все вместе, - именно такую цель ставят перед собой люди, жизнь которых трагедия разделила на до и после катастрофы", - заявляют в фонде.

Группа фонда в соцсетях уже давно стала своеобразной стихийной книгой памяти, где можно узнать последнюю информацию о ходе расследования трагедии, вновь увидеть фото всех тех, кто не вернулся домой из злополучного рейса, а также оказать посильную помощь родным и близким.

И речь не только о деньгах: ценна любая поддержка, ведь даже спустя год практика показывает: время не лечит, а долгое следствие и тяжёлые бюрократические процедуры, связанные с выплатой компенсаций, лишь усугубляют и без того не утихающую боль утраты.

Трагедия оборвала жизнь целых семей: в катастрофе погибли Ольга и Юрий Шеины и трое их детей. До глубины души всю страну от Петербурга до Владивостока потрясла история любви находившихся на борту А321 Александры Черновой и Евгения Явсина: Евгений специально копил деньги, чтобы свозить Сашу в Египет и там сделать ей предложение. И десятки других историй длиною в жизнь, так несправедливо и внезапно оборвавшуюся в то злополучное октябрьское утро.

Большинство пассажиров разбившегося А321 были жителями Северо-Запада России, в основном из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Также на борту находилось четверо граждан Украины и один гражданин Белоруссии. Самому маленькому пассажиру, Дарине Громовой, было всего 10 месяцев, её фотография, размещённая мамой в соцсетях незадолго до катастрофы и опубликованная впоследствии многими мировыми изданиями, стала негласным символом трагедии.

Спустя год после авиакатастрофы ещё не все близкие жертв крушения А321 смогли похоронить своих родных: шестеро погибших в катастрофе над Синаем до сих пор не опознаны. По словам председателя совета благотворительного фонда "Рейс 9268" Ирины Захаровой, останки, которые сейчас хранятся в крематории на Шафировском проспекте, не подлежат экспертизе. Однако у семей ещё остаётся надежда получить фрагменты тел своих погибших родных: в Египте после завершения основного этапа следствия были обнаружены новые останки, их сейчас изучают.

Не обнародован пока и доклад международной комиссии по расследованию катастрофы российского А321 над Синаем: о предварительных результатах своей работы (и это спустя год после расследования), по данным источника в Министерстве гражданской авиации Египта, специалисты расскажут "в течение 60 дней".

"Сейчас проводятся определённые технические анализы, после которых будет обнародован предварительный доклад", - рассказал 26 октября СМИ представитель Министерства авиации Египта.

Напомним, в расследовании причин катастрофы принимают участие представители шести стран: Египта, России, а также специалисты из Франции, Германии, Ирландии и США. Его ходом в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) руководят авиационные власти Египта.

Одной из первых версий катастрофы стало предположение, что российский самолёт мог быть сбит ракетой, выпущенной боевиками, действующими в районе Северного Синая. Однако это предположение было практически сразу опровергнуто специалистами как несостоятельное. Долгое время специалисты отрабатывали другую вероятную причину крушения авиалайнера "Когалымавиа" - версию о технических неполадках. Об этом в день крушения заявили в оперативных службах Египта по итогам предварительного осмотра обломков самолёта. К этой же версии на начальном этапе расследования склонялись и российские специалисты.

Первыми её опровергли представители "Когалымавиа" (торговая марка Metrojet): уже 2 ноября пресс-секретарь авиакомпании Александр Смирнов исключил техническую неисправность и ошибку пилотов в качестве причин катастрофы и заявил о "внешнем воздействии" на лайнер. Он подчеркнул, что самолёт, которым авиакомпания владела на условиях лизинга, был готов к полёту на 100% и что его экипаж был "весьма опытным". Свою речь представитель компании подкрепил сертификатами, полученными авиакомпанией в начале 2015 года. Также он заявил, что двигатель самолёта был проверен 26 октября, за пять дней до катастрофы.

7 ноября МАК сообщил, что до момента прекращения записи на регистраторах полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта зафиксировано не было.

На совещании в Кремле 16 ноября глава ФСБ Александр Бортников впервые официально заявил, что причиной крушения стал теракт. Версии о стороннем вмешательстве со ссылками на разные источники публиковались ранее в зарубежных и российских СМИ.

"Можно однозначно сказать, что это террористический акт. По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полёте сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло разваливание самолёта в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолёта на большом расстоянии", - заявил Бортников, добавив, что на обломках и вещах были обнаружены следы взрывчатого вещества иностранного производства.

Бортников пояснил, что выводы были сделаны специалистами после тщательного исследования личных вещей, багажа пассажиров и частей потерпевшего крушение лайнера.

Сначала предполагалось, что взрывное устройство было заложено под пассажирским сиденьем 30А или 31А. Однако в сентябре 2016 года были обнародованы данные комиссии, согласно которым взрыв прогремел в хвостовой части, в отделении для негабаритного багажа. Бомба с таймером была спрятана среди детских колясок. Эксперты пришли к такому выводу после того, как проанализировали выкладку собранных фрагментов А321 в ангаре аэропорта Каира. Из-за взрыва самолёт лишился хвостовой части, после чего перешёл в неуправляемое пикирование.

Расследование трагедии продвигается очень медленно, и все обстоятельства случившегося неизвестны до сих пор.

Ответственность за крушение российского самолёта почти сразу взяла на себя египетская ячейка запрещённой в России группировки "Исламское государство". Пронести взрывное устройство на борт могли сотрудники аэропорта - многочисленные свидетельства о слабом уровне безопасности в воздушной гавани сразу же после трагедии наводнили Интернет: многие туристы рассказывали, что за небольшую взятку спокойно проносили через все кордоны безопасности сумки с вещами, а их самих никто не досматривал.

Однако египетская сторона долгое время настаивала именно на версии о технической неисправности, отказываясь признавать возможность теракта на борту лайнера.

В декабре 2015 года комитет по техническому расследованию опубликовал заявление, в котором сообщалось, что Каир не обнаружил признаков причастности террористов к крушению Airbus 321.

Лишь в феврале 2016 года президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси впервые признал, что причиной крушения российского самолёта в небе над Синаем был теракт. Об этом глава государства заявил на презентации доклада, посвящённого развитию страны до 2030 года.

30 августа 2016 года было объявлено, что в сирийском Алеппо уничтожен Абу Мухаммад Аль-Аднани, который, предположительно, и являлся организатором теракта.

Авиасообщение с Египтом, которое было прекращено сразу же после крушения А321, пока не восстановлено. В соответствии с официальным комментарием Министерства транспорта России, ситуация не изменится до тех пор, пока не будут устранены все замечания в сфере авиационной безопасности.

"Принятие решения о возобновлении авиасообщения между Россией и Египтом возможно только после устранения всех замечаний в сфере авиационной и транспортной безопасности. Стоит отметить, что египетская сторона значительно продвинулась в решении этих вопросов и взаимодействие двух стран носит вполне конструктивный характер", - отметили в ведомстве 25 октября.

Уже через год мемориал "Сад памяти", который расположится на Румболовской горе во Всеволожске, будет достроен и здесь зацветут живые цветы. Коридор из плит, на которых в соответствии с проектом памятника будут имена всех погибших в авиакатастрофе А321, а также конструкции из металла в виде труб, на которых будет играть ветер, увидит любой, кто будет проезжать по Дороге жизни.

В понедельник, 31 октября, в Исаакиевском соборе пройдёт панихида по жертвам крушения А321 в небе над Синайским полуостровом. В память о тех, кто так и не вернулся домой к родным и близким, колокол собора пробьёт 224 раза.