Легенды озера Ильмень - Mollenta - Молодёжный информационный портал. Какие тайны скрывает загадочный водоем

  • Категория: Тексты для сочинений ЕГЭ

Текст

Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах: кататься. А баба Ду­ня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затева­ла, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко: не бежит ли Гриша.

Нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла. День летел в суете и заботах. Не успела оглянуться, а уж синело за окном, подступал вечер.

Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала:

Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди.

Гриша отмахивался:

Я, бабаня, ничего не слышу. Сплю мертвым сном.

Ну и слава богу. А то вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу.

Заснули быстро, и баба Дуня, и внук.

Но среди ночи Гриша проснулся от крика.

Помогите! Помогите, люди добрые!

Спросонья, во тьме, он ничего не понял, и страх обуял его.

Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Може, кто поднял? - и смолкла.

Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня.

Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжелое бабушкино дыха­нье. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос.

Карточки... Где карточки... В синем платочке... Люди добрые. Ре­бятишки... Петяня, Шурик, Таечка... Домой приду, они исть попросят... Хлебца дай, мамушка. А мамушка ихняя... - баба Дуня запнулась, словно ошеломленная, и закричала: - Люди добрые! Не дайте поме­реть! Петяня! Шура! Таечка! - имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно.

Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошел в бабушкину ком­нату:

Бабаня! Бабаня! - позвал он. - Проснись...

Она проснулась, заворочалась.

Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.

Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

На сердце, на сердце... - послушно согласилась баба Дуня.

Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.

Лягу, лягу...

Она чувствовала себя такой виноватой.

Гриша вернулся к себе, лег в постель. Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала ба­бушка, это отец.

Утром Гриша ушел на рыбалку. А к вечеру ходил на почту домой, в город, звонить. В разговоре мать спросила:

Спать тебе баба Дуня дает? - и посоветовала: - Она лишь нач­нет говорить, а ты крикни: «Молчать»! Она перестанет. Мы пробовали.

По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Но как помочь? 52

И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, до­жидаясь своего часа.

Баба Дуня скоро заснула. Гриша ждал. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. Свет в кухне зажег, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.

Потеряла... Нету... Нету карточек... - бормотала баба Дуня еще негромко. - Карточки... Где... Карточки... - и слезы, слезы подкаты­вали.

Гриша глубоко вдохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу под­нял, чтобы топнуть. Чтобы уж наверняка.

Хлебные... карточки... - в тяжкой муке, со слезами выговарива­ла баба Дуня.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, лас­ково:

Вот ваши карточки, бабаня... В синем платочке, да? Ваши в си­нем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьми­те, - настойчиво повторял он. - Все целые, берите...

Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и пони­мала. Не сразу пришли слова. Но они пришли.

Мои, мои... Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек...

Не надо плакать, - громко сказал он. - Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать, - говорил он, словно приказывая. - И спите спокой­но. Спите.

Баба Дуня смолкла.

Баба Дуня спала. А он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забы­тье, словно в годах далеких, иных и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком.

Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. Ясной ста­ла голова, и прошла в теле дрожь. К бабе Дуне он подошел вовремя.

Документ есть, есть документ... вот он... - дрожащим голосом говорила она. - К мужу, в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.

Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распах­нул ей навстречу дверь.

Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.

Документ есть! - выкрикнула баба Дуня.

Гриша понял, что надо брать документ.

Хорошо, давайте. Так... Ясно. Очень хороший документ. Пра­вильный. С фотокарточкой, с печатью.

Правильный... - облегченно вздохнула баба Дуня. - Вятской губернии, Орловского уезда.

Все сходится. Проходите.

Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.

Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок - и спите.

Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под го­лову ладошку и заснула. Теперь уже до утра.

Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе... Но вдруг обожгло его ясной мыслью: «Нельзя гово­рить». Он отчетливо понял: ни слова, ни даже намека. Это должно ос­таться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

(По рассказу «Ночь исцеления»)

  • < Назад
  • Вперёд >

Озеро появилось около 12 тыс. лет назад у внешнего края ледника и потому часто перемещалось под давлением или с отступлением оного. После того как Ильмень принял современные очертания, сюда пришли первые люди. Окончательно закрепились на его берегах ильменские славяне, после чего название озера замелькало в древних летописях. «Запечатлевшее» доисторические геологические процессы, озеро позже привлекло научный интерес самого Ломоносова.

НА ПУТИ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»

Об озере Ильмень упоминается в «Повести временных лет» (XII 8.), где рассказывается о пути «из варяг в греки», впадающей в озеро реке Ловать, ильменских славянах и городе Новгороде; «Славяне же седоша около озера Ильменя, прозвашася своим именем и сделаша град и нарекоша Новгород».

Озеро Ильмень расположено на северо-западе Восточно-Европейской равнины. Ильмень стоит на двенадцатом месте по площади среди озер России.

Существует множество вариантов происхождения названия озера, и ни одно из них не может считаться окончательно доказанным. Во всех известных науке древнерусских источниках озеро именуется как Илмерь вплоть до XVI в. Распространено мнение, что это название происходит от финского «илм» (погода) и русского окончания «-ерь», что вместе значит «Озеро, творящее погоду». Начиная с середины XVI в. вводится современная форма названия Ильмень, с использованием прасла-вянского окончания «-мень».

Наука отводит озеру и Прииль-менью роль своеобразного «музея», который отображает серию длительных геологических процессов, 2,5 млрд лет назад здесь образовался глубокий разлом, вдоль которого происходили извержения вулканов. В палеозое бассейн будущего озера был затоплен морем, на его дне шло накопление осадочных отложений. В кайнозое здесь появились громадные реки, прорезавшие глубокие долины. Современные реки, питающие Ильмень, текут именно по этим долинам. Тогда же появилось и озеро: его глубина достигала сотни метров. а площадь была во много раз больше. Окончательно озеро сформировалось в своем нынешнем виде в ледниковый период, под воздействием толщ льда.

Нынешний Ильмень - мелководный заболоченный водоем, с водой желтоватого оттенка, относящийся к разряду «исчезающих» в результате воздействия процессов заиливания и заноса речными отложениями.

Ильмень - единственный российский водоем, в котором перепад уровня в паводок достигает 7 метров, а площадь зеркала увеличивается сразу втрое. Это объясняется как обилием притоков, так и мелководностью самого озера.

На берегах Ильменя жили представители разных этнических групп: близкие литовцам балты, прибалтийские финны - эсты, водь, ижора, вепсы, чудь.

Первые славяне стали осваивать берега Ильменя в VIII-IX вв., они же и получили название ильменские. От них сохранились многочисленные археологические памятники вокруг озера в виде городищ и погребальных курганов. В городище Старая Ладога на Волхове (VII-VIII вв.) были найдены основания обширных деревянных изб, что говорит о том, что ильменские славяне жили большими семьями, а железные сошники указывают на развитое сельское хозяйство в тех местах. По прошествии времени на землях ильменских славян возникли города Новгород и Старая Русса, в летописях упоминались легенды о «призвании варягов», описывался поход князя Олега на Царьград в 907 г Разрозненные поселения ильменских славян заложили основу Новгородской феодальной республики.

Значение озера Ильмень было весьма велико в старину: здесь пролегал знаменитый путь «из варяг в греки»: водный торговый путь Киевской Руси, связывавший Северную Русь с Южной, а Прибалтику и Скандинавию - с Византией. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по Неве в Ладожское озеро, далее по р. Волхову в Ильменское озеро, оттуда по реке Ловати, и далее купеческие долбленые ладьи-однодеревки, в которых помещалось до 40 человек с товаром, волоком тащили до самого Днепра.

Вдоль всего озера берега низменные, много заболоченных участков, преимущественно на юге и в местах впадения рек, где образуются широкие устья с поименными островами и многочисленными протоками. Реки приносят в озеро много ила и песка, оседающего на дне и меняющего очертания озерных берегов. С давних времен берега озера Ильмень являлись населенным торговым и культурным славянским центром.

НА ОБИЛЬНЫХ БЕРЕГАХ И БОГАТЫХ ВОДАХ

Новгородские земли, на которых находится озеро Ильмень, - край низин, болот и топких пойменных участков множества рек, воды которых питают Ильмень тысячи лет

За свою величину озеро Ильмень получило от древних славян название Словенское море. Если находиться в геометрическом центре озера, то невозможно увидеть его берега, озерная гладь теряется за горизонтом, а эффект моря создает шум прибоя у высокого юго-западного берега, особенно в сильный ветер. Единственное место на всем озере, где сохранились высокие берега, - район деревни Коростыни. где высота озерного обрыва достигает 15 м (Ильменский глинт), отсюда можно наблюдать даже самые отдаленные берега.

Древние славяне, жившие на берегах Ильменя, называли его «золотым дном» за богатые рыбные запасы.

Сегодня озеро изрядно обмелело, но рыбы в нем все еще много. Причина кроется в том, что проточность озера, заметные волны и малая глубина помогают насыщать воду кислородом. В озере водится около 40 видов рыбы: щука, окунь, судак, жерех, сом, лещ, синец, густера, налим, язь, плотва, чехонь, линь, ерш, снеток, уклейка... Рыбу здесь ловят и любители, и целые артели рыболовов. Здесь и сегодня можно увидеть лежащие на песчаном берегу подлинные ильменские соймы, чья конструкция не изменилась и тысячу лет спустя: плоскодонное беспалубное судно с небольшим килем длиной 15-18 м и парой коротких мачт.

Их строили на южном берегу Ильменя, в селе Устрика. Именно на такой сойме ходил по Ильменю былинный купец Садко.

Раньше рыболовецкому промыслу мешали современные суда, ходившие по Ильменю, но сейчас их осталось совсем немного, и в основном это туристические катера. Сами берега озера являются здесь исторической достопримечательностью: в этих местах, между Юрьевым монастырем и деревней Ракомо, в 1015 г было собрано первое новгородское вече.

Густые леса на берегах Ильменя полны дичи, которой стало особенно много после того, как здесь закрылись промышленные производства, сократилось население рабочих поселков и заросли лесные дороги. Наиболее распространены здесь лиса, енотовидная собака, заяц, белка, горностай, бобер, ондатра, куница, норка. Растет популяция бурых медведей, рыси, волков, кабанов,косуль и лосей, которые находились на грани исчезновения. Пришла в упадок система дамб и плотин, регулировавших речной сток, и на болотах, площадь которых увеличилась многократно, теперь живет много гусей, уток, глухарей, тетеревов, рябчиков, куропаток, вальдшнепов, бекасов, куликов.

На р. Волхове стоит гидроэлектростанция, которая с 1926 г тщательно контролирует уровень воды в озере. Это приходится делать, так как в старину крестьяне использовали поймы как заливные луга, а нынешние жители этих мест разбили здесь сады и огороды, построили дома. Если воды на приозерных территориях скапливается много, воду на ГЭС сбрасывают сколько необходимо для нормальной работы станции, и уровень понижается.

В окрестностях озера - два больших города: Великий Новгород и соперничающая с ним по древности Старая Русса. Если первый всегда был княжеским городом, то второй разбогател на солеварнях. Уже в XI в. это был богатый город. Правда, стремление расширить добычу соли привело к тому, что все окрестные дубравы были переведены на дрова, так как для солеварен требовался отличный древесный уголь.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В XIX в. на соляных источниках Старой Руссы был создан курорт. Чтобы привлечь сюда курортников, в 1878 г петербургский купец Варгунин построил частную узкоколейную железную дорогу Новгород - Шимск - Старая Русса. Переделанная позже под обычную колею, дорога действовала вплоть до Великой Отечественной войны, когда была разрушена и осталась невосстановленной.

■ В прошлом веке на озере Ильмень наблюдалось следующее явление: бактерии, живущие в озере и перерабатывающие гниющие водоросли и торф, одновременно выделяли горючий газ. В зимнее время рыбаки пользовались этим: пробивали лунку в озере, поджигали выделявшийся газ, кипятили на нем воду и готовили уху. В настоящее время это явление уже не отмечается.

■ В окрестностях Ильменя находится несколько камней-следовиков: культовых камней древних народов, живших на берегах озера. На камнях имеются изображения, смысл которых утрачен. Каждый камень имеет свое название(например, «Елесина Богородица»), и они считаются целительными, потому что якобы помогают избавляться от различных недугов.

■ Старинные летописи не раз описывали странное явление, когда река Волхов текла вспять, или, как тогда писали, «на вьзводье». В 1176 г это явление длилось пять дней подряд. Объясняется это подпором течения Волхова водами его притоков, когда уровень воды в Ильмене крайне низок

■ 14 июля 1471 г на левом берегу реки Шелони, впадающей в озеро Ильмень, произошла историческая Шелонская битва между московским войском воеводы Даниила Холмского и новгородским ополчением под командованием Дмитрия Борецкого - сына Марфы Посадницы. Новгородцы были разбиты, Новгородская республика перестала существовать, Новгород вошел в состав Московии.

■ Старая Русса находится на втором месте (после Новгорода) по количеству найденных берестяных грамот: 45 образцов.

■ Ильменский глинт - обрыв длиной ок. 8 км и высотой до 15 м между деревнями Коростынью и Пустошью. Содержит в себе множество геологических данных, являясь самым длинным обнаженным формированием девонского периода на Русской равнине. С 2001 г - в списке особо охраняемых природных территорий.

■ Подземная карстовая река Понеретка в Боровичском районе Новгородской области - левый приток Меты, впадающей в озеро Ильмень. - уникальный памятник природы: она течет под землей до впадения в Мету на протяжении почти двух километров.

■ Озеро Ильмень является частью Вышневолоцкой водной системы: самой старой искусственной водной системы в России. В 1703 г. царь Петр I подписал указ о строительстве первого канала системы, которая впоследствии связала Санкт-Петербург с районами Центральной России и Волгой.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Новгородский государственный объединенный музей-заповедник;
■ Деревня Голино (XIII в.);
■ Детинец и Сигтунские врата (Великий Новгород, XV в.);
■ Рюриково Городище (Великий Новгород, IX в.);
■ Памятник «Тысячелетие России» (XIX в.);
Культовые сооружения: Софийский собор (Великий Новгород, XI в.). Юрьев монастырь (Великий Новгород, XII в.), Спасо-Преображенский собор (Старая Русса, XII в.), церковь Великомученика Мины (Старая Русса, XIV в.), Георгиевская церковь (Старая Русса, XV в.), церковь Успения Пресвятой Богородицы (дер. Коростень, XVIII в.), Воскресенский собор (с. Буреги, XVIII в.), Никольская церковь (с. Буреги, XVIII в.), Спасо-Преображенская церковь (д. Гостеж, XVIII в.);
■ Новгородский музей народного деревянного зодчества Витославлицы (Великий Новгород);
■ Дом-музей Ф. М. Достоевского (Старая Русса).

Атлас. Целый мир в твоих руках № 108

Озеро Ильмень находится в западной части Новгородской области. Ученые относят водоем к бассейну Балтийского моря.

История озера и его окрестностей - насыщенная, интересная и таинственная. Это связано с тем, что озеро с давних времен окутывали легенды, мифы, тайны.

Происхождение озера Ильмень

Образовался водоем почти 2,5 тыс. лет назад, из-за того, что в этом месте после отступления ледника произошел разлом земной коры.

Озеро Ильмень на карте



Исторические события

Берега Ильменя были заселены очень давно, но ученым точно не удалось установить название племени/народности/этноса. Археологи нашли следы уральских и финских этносов, которые потом были вытеснены славянами. Возможно, что тут проживали представители скандинавских и германских племен.

Исторические хроники свидетельствуют, что на озере Ильмень 7 июля 1471 года князь Твери Данило Холмский, находящийся на службе у московского царя, разбил армию Великого Новгорода. Спустя три недели тут был подписан мирный московско-новгородский договор.

Какие реки впадают в озеро Ильмень

В Ильмень впадает почти 50 рек - как крупные, так и мелкие. Среди самых больших стоит отметить:

  • Веряжу;
  • Веронду;
  • Мсту;
  • Ловать;
  • Шелохонь;
  • Мшагу.

А вот из озера вытекает всего одна река, которая называется Волхов. Именно эта река соединяет Ладожское озеро с озером Ильмень.

Рельеф

Берега озера отличаются большим количество заболоченных и низменных мест. Вдоль побережья можно встретить дельты, протоки, плоские пойменные острова. Больше всего болот и заболоченности возле восточных и юго-восточных берегов. На севере и северо-западе преобладают впадины и гряды.

Города

Ближе всего к озеру находится город Великий Новгород, откуда регулярно осуществляются экскурсии по Ильменю. В 90 км от Великого Новгорода расположен населенный пункт, который называется Старая Русса. Город относится к бассейну водоема, и связан с Ильменьским озером историческими и культурными связями.

Животный мир

Озерная фауна представлена разными видами рыб. Больше всего тут таких речных обитателей, как щука, налим, снеток, лещ, окунь, чехонь и др, редко встречается сиг. Этой рыбы было больше, но после того, как была построена Волховская ГЭС, количество популяции сига резко сократилось.


озеро Ильмень. Закат фото

На берегах озера Ильмень водится огромное количество насекомых, что связано с заболоченной местностью и прибрежных районов, высокой влажностью. Особенно много тут кровососущих насекомых, среди которых стоит отметить оводов, комаров, слепней, мошек.

Много птиц, которые гнездятся, это кряквы, коростель и многие другие. Живут выдры, которые занесены в Красную книгу.

Характеристика озера Ильмень

  • Площадь озера во время разлива равна 2,230 км2, когда вода спадает, тогда площадь сокращается почти в четыре раза и составляет 660 км2. Средняя площадь же равна 1 тыс. км2;
  • Длина озера составляет 45 км, а ширина достигает 35 километров, глубина колеблется от 10 до 13 метров;
  • Питание Ильменьского озера осуществляет реками весной, когда они разливаются половодьем, зимой за «питание» отвечает межень;
  • Уровень воды колеблется в пределах 7,4 метров, достигая максимальной отметки в мае, а минимальной - в марте;
  • В период с ноября по апрель озеро сковывается льдом;
  • Вода в озере содержит огромное количество органических веществ (в основном, это торф), из-за чего цвет воды отличается желтым или коричневым оттенком. Но органические элементы не влияют на чистоту воды. Раз в полтора-два месяца в водоеме происходит обновление вод;
  • Летом температура воды в озере превышает +20 С, из-за чего возле берегов вода постоянно «цветет»;
  • Особенностью Ильменя являются штормы, которые вызывают образование высоких, но коротких, волн;
  • Высота над уровнем моря равна 18,1 м;
  • Климат умеренно континентальный;
  • Среднегодовое количество осадков 550мм;
  • Характерными для озера являются процессы заиливания, заноса речных наносов, из-за чего озеро начинает постепенно исчезать под таким «покрывалом».
  • В времена Киевской Руси озеро входило в состав знаменитого торгового пути «из варяг в греки»»;
  • Былинное название Ильменя - озеро Садко, а в средние века водоем называли Словенским морем - из-за бескрайности и уникальной системы разлива вод;
  • На южном берегу Ильменя находится так называемый Ильменский глинт - это обрыв-уступ. Его высота составляет 15 м, а протяженность - 8 км, занимая территорию между двумя деревнями - Пустошь и Коростынь. В известняке, из которого состоит Глинт, геологи нашли много морских окаменелостей, относящиеся к периоду Девон. Тут же были обнаружены минеральные источники и очень редкие виды растений.

(1) С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню.
(2) Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.
(3) Обедали во дворе, под раскидистым клёном.

Сочинение

В тексте Бориса Петровича Екимова поднимается несколько важных и необходимых нам сегодня проблем. Это и проблема человеческого простодушия, веры на слово, и проблема доверчивости. Я же хочу остановиться на проблеме сопереживания и милосердия. Надо ли сочувствовать и сопереживать людям, совершенно незнакомым? Именно на этот вопрос пытается, на мой взгляд, найти ответ писатель.

Б.П. Екимов рассматривает данную проблему на обыденном примере: случае из жизни бабы Дуни. Она рассказывает внуку о женщине из далекого незнакомого города Кардабона, которую постигло несчастье. Судьба женщины не могла оставить равнодушной ни бабу Дуню, ни других жителей деревни. Они и деньгами помогли, и продуктами. «Митревна денег дала, носки пуховые. Валентина платье да туфли неношеные. По всем дворам. Одёжей и деньгами, о харчах не говоря». Интересна реакция юноши. Он не поддержал бабушку, а возмущен поступком незнакомки, пытается доказать доверчивой старушке, что и города такого нет, и вулканов нет, а ее просто обманули. Автор обращает наше внимание на недоумение женщины, она не понимает не только того, как можно в таком обмануть, но и как можно не помочь: «Она слезьми кричала». Даже после того как внук показал ей карту, баба Дуня сомневается: «А ежели взаправду? Не приведи Господь...». Она не жалеет о сделанном, надо будет, поможет еще.

Немало примеров, подтверждающих данную точку зрения, можно найти в художественной литературе. Например, в повести «Капитанская дочка» Петруша Гринев, направляясь к месту службы и попав в буран, встречается с незнакомцем. За то, что тот показывает дорогу, Гринев дарит ему заячий тулуп.

Хочу еще привести пример из романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Оставляя город, семья Ростовых собирается вывезти свое имущество, но видя раненых, которых не на чем перевезти, Наташа тут же решает отдать им свои подводы. Это пример настоящего поступка, не ради славы, не ради выгоды.

В заключение мне хочется сказать, что проблема, поднятая автором, очень важна в наше время. Необходимо задуматься о том, как мы живем, всегда ли мы добры и внимательны к себе и людям. Чем больше будет в мире добра, сочувствия и сопереживания, тем спокойнее и счастливее будет наша жизнь.