Испанская архитектура. Архитектура испании

Испания с точки зрения зодчества и градостроительства представляет собой яркий пример смешения стилей, традиций, культурных особенностей. Сложно сказать, что очаровывает здесь больше, – современность или исторические памятники. Понятно лишь, что представить одно без другого просто невозможно. Архитектура Испании настолько гармонична и уникальна, что осознать это можно, лишь однажды приехав сюда.

Исторические предпосылки

На формирование внешнего облика этой страны в разные эпохи влияло ее географическое расположение, которое способствовало многочисленным завоевательным войнам. Сменявшие друг друга правители и народы неизменно оставляли свой след в обустройстве городов. Начало было положено в период зарождения иберийской культуры, затем пришли римляне, арабы, и только потом свое правление установили испанцы.

Сегодня эта страна стала симбиозом архитектурных традиций древнеримской эпохи, мавританской, непосредственно испанской и современного времени.

Архитектуру Испании можно охарактеризовать такими тезисами:

  • в ней нашло отражение влияние многочисленных войн;
  • смешение стилей, как в рамках городов, так и в пределах одного архитектурного сооружения. Примером может служить Саграда Фамилия, которая объединила в себе романские черты и каталонский модерн;
  • огромное количество исторических объектов занесены в список наследия ЮНЕСКО;
  • практически каждый населенный пункт Испании может похвастаться древними памятниками архитектуры.

Еще большим числом реликвий, сохранившихся с былых времен, на сегодняшний день обладает разве что Италия, которая занимает в этом списке первое место.

Архитектура римского периода

Испанская архитектура в период древнеримского правления отличалась величественными и весьма мощными сооружениями. Все здесь возводилось с целью подчеркнуть силу и превосходство империи над другими государствами. Особенно примечательной в этом плане является Таррагона – древнейшая столица и первый римский населенный пункт на полуострове.

Самым старым ее сооружением считается крепостная стена, сохранившаяся с III века доисторической эпохи. Сюда же можно отнести цирк, амфитеатр, в котором проходили бои гладиаторов, акведук Чертов мост, кафедральный собор Санта Мария.

Основными чертами строений этого периода можно назвать:

  • монументальность;
  • строгую симметрию;
  • стремление к созданию зданий, которые носили утилитарный характер и служили скорее для удовлетворения нужд римлян, чем для возвеличивания нации;
  • большое количество украшений;
  • пышная отделка внутреннего интерьера;

Для зданий той эпохи характерно наличие многочисленных арок, куполов, сводов, колонн.

Мавританское наследие

Мавританская архитектура Испании переносит нас в сказочный мир, который стал воплощением нереальности происходящего и воздушности конструкций. Отличительными чертами арабского градостроительства являлись:

  • восточный орнамент;
  • использование в качестве украшения букв арабского алфавита (изображать фигуры людей было запрещено религией);
  • купола и арки.

Узнать мавританский дворец можно по садам и паркам. Учитывая трепетное отношение этого народа, выросшего в пустыне, к воде, его сооружениям сопутствует многообразие фонтанов, прудов и внутренних двориков, которые располагают к созерцанию, неспешному образу жизни и наслаждению красотой природы. Дворцам арабской архитектуры была свойственна удивительная утонченность и роскошь.

Чтобы составить впечатление о периоде правления мавров в Испании, непременно нужно посетить:

  • Толедо – дворец Алькасар;
  • Кордова – мечеть Мескита;
  • Севилья – минарет Харильда.

Период расцвета этого направления на VIII-XI века.

Архитектура в Испании XI-XIII века отмечена новыми веяниеми в сооружении различных зданий. Во многом влияние на этот этап оказала Реконкиста – борьба с арабским засильем на испанских землях. Значимым моментом в этот период становится влияние церкви на все сферы жизни, в том числе и на зодчество.

Характерным для романской эпохи стало строительство неприступных крепостей и зданий религиозной направленности. Внешний вид построек становится довольно суровым, но в то же время не теряет живописности. В качестве строительных материалов используются камни, украшением служит витиеватая лепнина, защитой – неприступные зубцы и многочисленные сторожевые башни.

Готика

Переход из XIII века в век XIV стал началом нового веяния в архитектурном искусстве, которое получило название «готика». Создателями ее считаются монахи-цистерцианцы, основными жизненными принципами которых были аскеза и духовное совершенствование.

Специалисты выделяют такие черты этого направления:

  • стрельчатые своды;
  • капеллы;
  • рост здания в ширину;
  • гладкие стены с расплывчатым орнаментом.

Примерами этого стиля может служить церковь Санта-Мария-дель-Мар (Барселона), Кафедральный собор (Леон), монастырь Сан-Томе (Авила).

Возрождение

Период Возрождения, последовавший сразу за Средневековьем, внес свои изменения во внешнее убранство испанских городов. По времени он совпал с XIV-XVI веками и, судя по названию, означал возврат к античным ценностям и формам.

Архитекторы Испании вновь обратили свой взгляд к римским постройкам и реанимировали главные постулаты их инженерных конструкций — строгую геометрию, симметрию, пропорции.

Сложная композиция средневековых зданий была разбавлена стройными рядами колонн, пилястров, арок. Все 13 городов, которые значатся в списке ЮНЕСКО, сохранили свидетельства этой эпохи. Например, дом-музей Сервантеса в Алькале или монастырь Сан-Бернардо.

Испанский стиль в архитектуре имеет и свое специфическое направление, которое возникло в результате слияния особенностей арабского стиля, Ренессанса и готики. Его распространение совпало с XV-XVI веками. Авторство принадлежит мусульманам, которые продолжали населять Пиренейский полуостров после завоевания испанцами. Первое время они еще обладали правом вести образ жизни, присущий этому народу, исповедовать свою религию.

Падение в XV веке Гранады привело к насильственному обращению мусульман в христианскую веру. Данные исторические события не могли не отразиться и на архитектуре городов. Зданиям, построенным в этой стилистике, присуща кирпичная кладка, арки в виде подковы, сводчатые перекрытия, наборные потолки из дерева, роскошный декор. Ярким примеров мудехара является крепостная стена Авилы.

В переводе с итальянского этот термин обозначает «причудливый», «странный». По времени расцвет этого стиля пришелся на XVII-XVIII века. Отличительной чертой его является чрезвычайная пышность убранства и архитектурных форм. Для него характерны массивные колоннады, скульптуры, украшающие фасады, сложные купола.

Испанское барокко было наделено особенными чертами, которые во многом сформировались благодаря творчеству Хосе Бенито-де-Чурригера. Приметами его зодчества стали причудливые формы, хаотичные элементы декора. Ярчайшим примером барочного стиля стал Старый и Новый собор в Саламанке.

Современность

Особое внимание общественности сегодняшний облик испанских городов стал завоевывать всего 20 лет назад. Благодаря таким городам, как Бильбао и Валенсия, мир увидел, что и сегодня этой стране есть чем гордиться.

Башня Агбар, которая является самым узнаваемым зданием в Барселоне, была открыта в 2005 году в качестве символа XXI столетия. Высота сооружения достигает 145 метров, автором проекта стал француз Жан Нувель.

Еще одной достопримечательностью сегодняшней эпохи является Город науки и искусств в Валенсии. Его строительство было осуществлено благодаря архитектору Сантьяго Калатраве, который был вдохновлен французским парком Futuroscope и построил огромный развлекательный центр в Валенсии. Общая площадь постройки – 350 тысяч квадратных метров, на которых расположились семь павильонов, посвященных различным отраслям искусства.

Современная архитектура Испании – это еще и музей Гуггенхайма в Бильбао. Для его строительства было использовано сложнейшее программное обеспечение, которое больше свойственно аэрокосмической сфере.

Безусловно, облик сегодняшней Испании продолжает меняться, пополняясь все новыми и новыми свидетельствами прогресса человеческих возможностей, но представить эту страну без памятников старины так же невозможно, как и Европу без самой Испании.

Словосочетание "архитектура Испании" у большинства людей вполне закономерно вызывает образ Барселоны с ее выдающимися шедеврами от великого каталонского зодчего Антонио Гауди . Однако современная Испания - это страна с поразительной архитектурой, которая ни в чем не уступает другим развитым государствам.

В нашем обзоре представлены 25 выдающихся примеров современной архитектуры Испании.

1. Музей рисования и иллюстрации Museo ABC в Мадриде

Музей рисования и иллюстрации в Мадриде - самый современный в Испании. Музей ABC состоит из небольших кафе, магазинов, реставрационных помещений и непосредственно двух выставочных залов, в которых демонстрируется богатая коллекция произведений всевозможных направлений изобразительного искусства, скульптуры, анимации и графического дизайна. Помимо выставок, в стенах музея проходят различные культурные мероприятия, обучающие мастер-классы и курсы.

2. Дом BF House в Кастельоне

Удивительный дом BF House, расположенный на холме в городе Кастильон - отличный пример грамотной организации пространства, способствующей максимально комфортному проживанию. BF House представляет собой огромную плиту, лежащую на 3 V-образных металлических опорах, несущих вес всего здания. Одним из важнейших принципов, заложенных авторами в этот проект, стало максимальное осветление интерьеров за счет стеклянных стен.

3. Небоскреб Agbar Tower в Барселоне

Небоскреб Agbar Tower в Барселоне ночью

Возведенный в 2004 году современный небоскреб Agbar Tower - творение известного французского архитектора Жана Нувеля . Форма здания и дизайн фасада призваны воплощать водную стихию Испании и очертания горы Монсеррат, находящейся в Каталонии. Фасад здания поражает разнообразием цветовых решений, которые достигаются с помощью разноцветных металлических панелей с 4 000 устройств подсветки. Эти элементы образуют сложные цветовые комбинации, что создает эффект "пикселизации". Однако издалека все пиксели сливаются, и Agbar Tower кажется переливающимся всеми цветами радуги.

38-этажное здание стало одним из важнейших символов новой Барселоны.

4. Пешеходный мост Аламильо в Севилье

Знаменитый шедевр от испанца Сантьяго Калатравы , пешеходный мост Аламильо, был сооружен в 1992 году в Севилье. Уникальность 200-метрового полотна, проложенного через , состоит в том, что его вес держит всего одна опора и 13 натянутых стальных кабелей. В ночное время окрашенный полностью в белый цвет мост приобретает очень живописную окраску.

5. Центр кулинарных искусств Басконии в Гипускоа

Современный комплекс центра кулинарных искусств был возведен в 2011 году в городе Гипускоа. Архитектура этого объекта, не способная оставить равнодушным даже самого далекого от архитектуры человека, формируется с помощью хаотично расположенных друг на друге криволинейных поверхностей.

В состав здания входят помещения для обучения студентов кулинарных институтов, лекционные залы, кафе, магазины и даже собственная мини-ферма. Стоит отметить, что Центр кулинарных искусств был номинирован на награду Plataforma Arquitectura как лучший архитектурный объект 2011 года, но занял почетное третье место.

6. Многофункциональная спортивная арена "Бильбао Арена" в Бильбао

Открытая в 2010 году многофункциональная спортивная арена в Бильбао - одна из самых экологичных в мире. В этом спортивном объекте в основном проводятся баскетбольные матчи, однако в последнее время в нем все чаще проходят музыкальные концерты и различные культурные мероприятия. Также на территории арены расположены спортивные залы и бассейн.

7. Вилла "Дом для жизни" в Пальма-де-Майорке

Вилла "Дом для жизни", архитектура которого не имеет аналогов в мире, была построена в 2009 году в главном курортном городе Испании, Пальма-де-Майорке. Дом состоит из двух корпусов - прямоугольного в плане и криволинейного. В первом находятся гостиная, спальни, гостевые и кухня-столовая, а во втором - кабинет и домашний кинотеатр. Также в состав жилой группы входит потрясающей по красоте бассейн, соединенный с основной территорией декоративной лестницей.

8. Здание городского муниципалитета в Бильбао

Необычное по форме современное здание городского муниципалитета Бильбао было построено в центре города. По своему предназначению этот шедевр деконструктивизма от IMB Architects должен заменить старую ратушу Бильбао, построенную еще в 90-х годах XX века. В здании находятся выставочные залы, кафе, рестораны, переговорные комнаты, офисы и залы для конференций.

9. Здание Форума в Барселоне

Здание Форума было спроектировано швейцарским тандемом архитекторов Herzog&de Meuron и построено специально для проведения в столице Каталонии Форума Культур в 2004 году.

В плане это авангардное здание представляет собой равносторонний треугольник со сторонами по 180 метров и высотой 25 метров. Особый интерес привлекают фасады здания с криволинейными стеклянными панелями, растянувшимися во всю высоту комплекса. Это потрясающее здание играет важнейшую роль в формировании образа современной Барселоны.

10. Архитектурный комплекс "Город искусств и наук" в Валенсии

Оперный театр

Научный музей

Кинотеатр IMAX, планетарий и театр лазерных постановок

"Город искусств и наук" - поражающий воображение архитектурный комплекс из пяти сооружений, которые находятся на осушенном дне реки Турия в курортном городе Валенсия. Идея и общая концепция комплекса принадлежит легендарному архитектору, родившемуся в этом городе, Сантьяго Калатраве . Осуществление столь масштабного проекта длилось в период с 1996 по 2005 гг.

В состав комплекса "Город искусств и наук" входят: оперный театр, кинотеатр IMAX, планетарий, садовая галерея, научный музей и океанографический парк на открытом воздухе. Этот ансамбль - один из самых ярких и неординарных шедевров современной архитектуры как Испании, так и всего мира.

11. Деловой комплекс "4 башни" в Мадриде

В состав делового комплекса "4 башни" входят 4 самых высоких здания Испании: 225-метровая "Космическая башня", 236-метровая башня "Сасир-Вальеэрмосо", 249-меировая "теклянная башня барона Нормана Фостера" и, наконец, самая высокая, 250-метровая башня "Каха Мадрид".

Все 4 здания были возведены в испанской столице в период с 1999 по 2005 гг. Площадь, окруженная этими гигантами, стала центром притяжения как горожан, так и бизнесменов со всего мира, совершающих деловые визиты в столицу Королевства Испании.

12. Жилой комплекс Edificio Mirador в Мадриде



Жилой комплекс Edificio Mirador высотой 63 метра (21 этаж) выделяется на фоне стандартной застройки огромным центральным отверстием, которое является своего рода балконом общего пользования с потрясающим по красоте садом и чарующими видами на местные окрестности. Также огромная дыра несет функцию безопасности - в случае террористического акта взрывная волна пройдет сквозь огромное отверстие.

13. Штаб-квартира компании по переработке природного газа Gas Natural в Барселоне

Расположенная в районе Ла Барселонетта с преобладающей малоэтажной застройкой башня весьма гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Главной особенностью этого стеклянного гиганта являются сильно выступающие консоли. Они увеличивают полезную площадь здания и формируют его неповторимый облик. Стоит признать, что у большинства людей сложилось крайне неоднозначное отношению к этому небоскребу.

14. Дворец конгрессов и Аудитория Курсааль в Сан-Себастьяне

Архитектурный комплекс зданий, находящийся в городе Сан-Себастьян, состоит из двух огромных призм - большого зрительного зала, а также многоцелевых и выставочных.

Дворец конгрессов был построен по проекту испанца Рафаэля Монео и открылся в 1999 году. Концертный зал, вмещающий около 2 тысяч зрителей, служит также местом проведения крупнейшего международного кинофестиваля. На разных уровнях архитектурного ансамбля располагаются открытые террасы с потрясающими видами на пляж Сурриола и устье реки Урумея.

15. Комплекс Metropol Parasol в Севилье

Невероятный комплекс Метрополь Парасоль, расположенный в средневековой части Севильи – это самая масштабная в мире архитектурная конструкция из дерева.

В состав столь масштабного объекта входят фермерский рынок, несколько ресторанов и баров и археологический музей, в котором представлены настоящие археологические раскопки. Главной фишкой Metropol Parasol считаются дорожки для пешеходов и смотровые площадки на крыше, откуда открывается потрясающая панорама столицы Андалусии.

16. Музей современного искусства Кастильи в Леоне

Музей современного искусства Кастильи был построен в 2005 году в Леоне. Главной целью этого культурного заведения является постоянное пополнение и хранение произведений искусства, созданных не ранее 1992 года.

Музей получил международное призвание и даже был отмечен американским изданием The New York Times как "один из самых удивительных и смелых музеев, кардинально изменивший современный облик Кастильи". Безусловно, этот музей считается главной достопримечательностью Леона.

17. Культурный центр Оскара Нимейера в Авилесе

Строительство огромного культурного центра, объединяющего в себе всевозможные выставочные павильоны, смотровую платформу, музыкальный центр, театральную сцену, кинозалы, танцплощадки и многое другое, было завершено в 2010 году. Автором проекта выступил бразильский зодчий Оскар Нимейер .

С появлением этого крупного многофункционального комплекса, главный промышленный город автономной провинции Астурии превратился в самый настоящий культурный центр, привлекающий сотни туристов со всего мира.

18. Отель Porta Fira в Барселоне

Эффектная башня отеля Porta Fira, расположенная в столице Каталонии, была спроектирована известнейшим японским архитектором Тойо Ито и построена в 2009 году.

Туристов и местных жителей поражает органическая форма башни и невероятная фактура ее фасадов, являющаяся следствием использования алюминиевых труб красного цвета. Именно эти металлические элементы придают стенам отеля эффект колебания и служат в качестве жалюзи. Башня Porta Fira считается одним из главных шедевров деконструктивизма в мире.

19. Отель Puerta America в Мадриде

Отель Puerta America, расположенный в столице Испании - это совершенно беспрецедентное явление в истории архитектуры, ведь в его создании одновременно принимали участие 19 известнейших архитекторов со всего мира, буквально поделивших между собой весь гостиничный комплекс по этажам. Среди принимавших участие в столь необычном эксперименте - Заха Хадид, Норман Фостер, Жан Нувель, Дэвид Чипперфилд, Арата Исодзаки и многие другие.

20. Башни-близнецы "Ворота Европы" в Мадриде

Строительство второго по высоте объекта Испании, комплекса из двух одинаковых 114-метровых башен в Мадриде, было завершено в 1994 году. Эти наклоненные друг к другу под углом в 15° небоскребы являются первыми в мире наклоненными небоскребами.

21. Больница имени короля Испании Хуана Карлоса в Мадриде

Больница, построенная в 2012 году в городке Мостолес (автономное сообщество Мадрид - Ред.) - первое медицинское учреждение Испании, названное в честь короля. Автор проекта Рафаэль де Ла-Хоза представил на суд общества новый тип больницы, базирующийся на трех основных принципах: максимальной эффективности, свете и тишине.

Комплекс больницы представляет собой две небольшие башни, находящиеся на прямоугольном стилобате (общий цокольный этаж - Ред.) . На большинстве этажах расположены атриумы (открытые пространства внутри здания - Ред.). Перемещение внутри больницы осуществляется по кольцевым галереям и лифтам. Фактически, стилобат играет роль больницы, а небольшие башни - это поликлиника.

22. Оперный театр Tenerife Auditorium в Тенерифе

Одно из самых узнаваемых зданий Испании, оперный театр Tenerife Auditorium - результат творческого процесса Сантьяго Калатравы . Строительство одного из самых значительных и известных произведений современной архитектуры было завершено в 2003 году.

Масштабы этого здания просто поражают воображение - одна только крыша достигает 100 метров в длину и весит порядка 350 тонн. Здание театра включает в себя два зала - органный (1 616 мест) и камерный (424 места). Любопытно, что войти в помещение театра можно с двух сторон. Также Tenerife Auditorium предоставляет своим посетителям возможность провести время в гармонии с природой на специальных террасах с видами на море.

23. Студенческое общежитие-жилой дом в Гандии

Уникальной объект, расположенный в небольшом городке близ Валенсии, служит сразу двум целям: является общежитием для студентов местного университета и социальным жильем. В состав комплекса входят 102 помещения для молодых студентов, 40 квартир для пенсионеров и общественный центр. Одним из важнейших принципов при создании этого общежития стала организация общественных пространств, способствующих улучшению коммуникации и взаимодействия жильцов.

24. Музей Гугенхайма в Бильбао

Музей Гугенхайма в Бильбао представляет собой огромное выставочное пространство из каменных, стеклянных и титановых нагромождений, повторяющее контуры реки Нервион. Так как проектирование и строительство этого огромного комплекса в Бильбао мало освещалось в прессе, то открытие здания в 1997 году вызвало взрыв восторга как у местного населения, так и у истинных ценителей искусства. Именно это невероятное здание возвело своего автора, американского архитектора Фрэнка Гери , в ранг великих архитекторов современности.

25. Олимпийский павильон "Рыба" в Барселоне

Уникальная скульптура золотой рыбы - еще один испанский шедевр Фэнка Гери , возведенный на побережье Барселоны специально для Олимпийских игр 1992 года. Эта конструкция из позолоченной стальной сетки, стекла и камня в свое время стала настоящим технологическим прорывом в области архитектуры. Интересно отметить, что при создании модели будущего павильона Гери впервые использовал программу трехмерного моделирования самолетов.

Нельзя представить романтичный Париж без башни Гюстава Эйфеля, вечный Рим без Колизея, чопорный Лондон без Биг-Бена, а знойную Барселону без зданий Антонио Гауди. Великий мастер и гений архитектуры создал тот облик города, по которому теперь его узнает весь мир. Работая на благо людей практически за бесценок, возводя свои шедевры в удовольствие богатым горожанам, он посвятил всю жизнь без остатка искусству, окончив свой путь в нищете. Однако талант мастера и память о нем запечатлены навеки в камне.

Антонио Гауди, архитектор: биография

Будущий известный архитектор появился на свет 25 июня 1852 года, по одним данным, это произошло в городке Реусе близ Таррагоны, по другим - в Риудомсе. Его отца звали Франческо Гауди-и-Съерра, а мать - Антония Корнет-и-Бертран. Он был пятым ребенком в семье. Имя получил в честь своей матери, а двойную фамилию Гауди-и-Корнет приобрел по старой испанской традиции.

Отец Антонио принадлежал к потомственным кузнецам, он занимался не только ковкой, но и чеканкой по меди, а мать была обычной домохозяйкой, посвятившей себя воспитанию детей. Сын довольно рано приобщился к пониманию предметной красоты мира, а заодно полюбил рисование. Пожалуй, именно к отцовской ремесленной кузнице уходят истоки творчества Гауди. На долю матери архитектора выпали тяжелые испытания, практически все дети умирали во младенчестве. В своих воспоминаниях она говорила о том, что Антонио гордился тем, что смог выжить, несмотря на сложные роды и болезнь. Мысль о своей особой роли и предназначении он пронес через всю жизнь.

После смерти всех братьев и сестры, матери, в 1879 году Антонио вместе с отцом и маленькой племянницей обосновались в Барселоне.

Учеба в Реусе

Базовое образование А. Гауди получил в Реусе. Успеваемость у него была средняя, единственный предмет, который он знал просто блестяще, - это геометрия. Со сверстниками общался мало и шумному мальчишескому обществу предпочитал уединенные прогулки. Впрочем, у него все же были друзья - Хосе Рибера и Эдуардо Тода. Последний, в частности, вспоминал, что Гауди особенно не любил зубрежку, а учебу затрудняли частые приступы болезни.

В сфере искусства впервые он проявил себя в 1867 году, когда попробовал свои силы при оформлении театральной сцены в качестве художника. С этим заданием Антонио Гауди справился блестяще. Однако его уже тогда манила архитектура - «живопись в камне», а рисование он расценивал как попутное ремесло.

Учеба в Барселоне и становление

После окончания в 1869 году школы в родном Реусе у Гауди появилась возможность продолжить свое образование в высшем учебном заведении. Однако он решил немного подождать и хорошо подготовиться. С этой целью в 1869 г. он отправился в Барселону, где первым делом устроился в архитектурное бюро на должность чертежника. Параллельно 17-летний юноша записался на подготовительные курсы, на которых проучился 5 лет, что является довольно большим сроком. В период с 1870 по 1882 год он работал под руководством архитекторов Ф. Вильяра и Э. Сала: участвовал в различных конкурсах, выполнял мелкие работы (фонари, ограды и проч.), изучал ремесла и даже проектировал мебель для собственного дома.

В это время Европа находилась во власти неоготического стиля, и юный архитектор не был исключением. Он восторженно следовал его идеалам, а также идеям энтузиастов неоготики. Это период, когда формировался стиль архитектора Гауди, его особый и уникальный взгляд на мир. Он всецело поддержал декларацию искусствоведа Д. Рескина о том, что декоративность - это начало архитектуры. Его творческий стиль год от года становился все более неповторимым и далеким от общепринятых традиций. Провинциальную школу архитектуры Гауди окончил в 1878 г.

Архитектор Гауди: интересные факты

  • В студенческие годы Гауди состоял в обществе Nui Guerrer («Новое воинство»). Молодые люди занимались тем, что украшали карнавальные платформы и разыгрывали пародии исторической и политической тематики из жизни известных каталонцев.
  • Решение на выпускном экзамене в школе Барселоны принималось коллегиально (большинством голосов). В завершение директор обратился к своим коллегам и сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший». На эту реплику Гауди ответил: «Похоже, я теперь архитектор».
  • Отец и сын Гауди были вегетарианцами, приверженцами чистого воздуха и особой диеты по методике доктора Кнайпа.
  • Однажды Гауди поступил заказ хорового общества с просьбой изготовить хоругвь (знамя с ликами Христа, Богородицы или святых) для религиозных процессий. По всем подсчетам оно должно было быть крайне тяжелым, однако архитектор проявил смекалку и вместо обычного дерева использовал пробку.
  • С 2005 года творения Антонио Гауди включены в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первая работа

Финансовое положение студента было довольно хрупким. От семьи из Реуса поддержки ждать не приходилось, а работа чертежника приносила весьма скромный доход. Гауди едва сводил концы с концами. У него не было рядом близких, почти отсутствовали друзья, но был талант, который стали замечать. В тот момент творчество архитектора Гауди проходило этап становления, он был далек от своих поисков и считал, что эксперименты - это удел профессионалов своего дела. В 1870 г. к реставрации монастыря в Поблет власти Каталонии привлекали архитекторов самой различной категории. Юный Гауди отправил на конкурс проектов свой эскиз герба настоятеля монастыря и победил. Эта работа стала первой творческой победой и принесла ему неплохой гонорар.

Чем, если не везением, считать знакомство Гауди с Жоаном Марторелем в гостиной богатого предпринимателя Гуэля? Владелец текстильных фабрик представил его как самого перспективного архитектора не только Барселоны, но и Каталонии. Марторель согласился и предложил помимо своей дружбы работу. Он был не просто известный испанский архитектор. Гауди наладил отношения с профессором архитектуры, чье мнение в данной сфере считалось авторитетным, а мастерство было блестящим. Знакомство сначала с Гуэлем, а затем и с Марторелем стало для него судьбоносным.

Ранние работы

Под влиянием нового наставника появляются первые проекты, стилистически относящиеся к раннему модерну, богато декорированные и яркие. В их числе напоминающий пряничный домик Дом Висенс (жилой, частный), который вы видите на фото далее.

Его проект Гауди закончил в 1878 году, практически параллельно с окончанием учебы и получением диплома архитектора. Дом имеет почти правильную четырехугольную форму, симметрию которой нарушает только столовая и курительная комната. Гауди использовал много декоративных элементов помимо цветных керамических плиток (дань деятельности владельца здания), а именно: башенки, эркеры, выступы фасадов, балконы. Чувствуется влияние испано-арабского стиля мудехар. Даже в этой ранней работе прослеживается желание создать не просто дом, а настоящий архитектурный ансамбль, характерное для всего творчества Гауди. Архитектор и его дома - это гордость не только Барселоны. Гауди творил и за пределами каталонской столицы.

В 1883-1885 гг. в городе Комильясе провинции Кантабрия был построен Эль Каприччо (на фото ниже). Роскошный летний особняк, облицованный снаружи керамической плиткой и ярдами кирпича. Еще не такой витиеватый и причудливый, но уже неповторимый и яркий.

Затем последовали Дом Кальвет и школа при монастыре Святой Терезы в Барселоне, Дом Ботинес и неоготический епископский дворец в Леоне.

Встреча с Гуэлем

Встреча Гауди и Гуэля - этот счастливый случай, когда сама судьба подталкивает людей друг к другу. Дом текстильщика и мецената собирал весь интеллектуальный цвет столицы Каталонии. Впрочем, он и сам знал толк не только в бизнесе и политике, но и в искусстве, живописи. Получив прекрасное образование, предпринимательскую жилку от природы и одновременно скромность, он активно способствовал продвижению социальных проектов и развитию искусства. Возможно, без его помощи как архитектор Гауди и не состоялся бы либо его творческий путь сложился бы иначе.

Существуют две версии знакомства архитектора и мецената. Согласно первой судьбоносная встреча произошла в Париже, на Всемирной выставке 1878 года. В одном из павильонов он обратил внимание на амбициозный проект молодого архитектора - рабочий поселок Матаро. Вторая версия менее официальная. После окончания учебы Гауди брался за любую работу в целях улучшить материальное положение и заодно набраться опыта. Ему пришлось даже оформлять витрину магазина перчаток. За этим занятием его и застал Гуэль. Он распознал гениальный талант сразу, и вскоре Гауди стал частым гостем в его доме. Первая работа, которую он ему доверил, был как раз поселок Матаро. И если верить второй версии, именно с подачи промышленника макет оказался в Париже. Вскоре будущий великий архитектор Гауди занялся строительством Дворца Гуэля (1885-1890 гг.). В этом проекте впервые нашли отражение главные особенности его стиля - соединение структурных и декоративных элементов между собой.

Поддержав Гауди в самом начале его творческой карьеры, впоследствии Гуэль опекал его в течение всей жизни.

Парк Гуэля

Яркий, живописный и необычный парк в верхней части Барселоны получил название в честь Эусеби Гуэля - главного инициатора его построения. Это одна из самых интересных работ Гауди, над созданием ансамбля он трудился с 1900 по 1914 год. Изначально планировалось создать жилую зеленую зону в стиле города-сада - концепция, модная в те времена в Англии. С этой целью Гуэлем была приобретена территория площадью 15 гектаров. Участки продавались плохо, территория вдали от центра города не особо привлекала внимание жителей Барселоны.

Работы начались в 1901 году и осуществлялись в три этапа. Первоначально было проведено укрепление склонов холма и их обустройство, затем прокладывались дороги, строились павильоны на входе и окружающие стены, на заключительном этапе была создана знаменитая извилистая скамейка. Над всем этим трудился не один архитектор. Гауди привлек к работе Жули Бальевеля и Франсеско Беренгера. Дом, построенный по проекту последнего, не удалось продать. Поэтому Гуэль предложил поселиться в нем самому Гауди. Архитектор купил его в 1906 г. и прожил там вплоть до 1925 г. Ныне в здании расположен дом-музей его имени. Проект получился экономически не совсем удачным, и Гуэль в конце концов продал его мэрии города, которая трансформировала его в парк. Сейчас это одна из визитных карточек Барселоны, фото этого парка можно увидеть на всех проспектах, открытках, магнитах и т. д.

Дом Бальо

Дом текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса был построен в 1877 г., а в 1904 г. принялся за его перестройку архитектор Гауди, работы которого к тому времени были популярны и известны далеко за пределами города. Он сохранил изначальную структуру здания, которое боковыми стенами примыкало к двум соседним строениям, и кардинально изменил два фасада (на фото - парадный), а также перепланировал бельэтаж и нижний этаж, создав для них авторскую мебель, добавил подвал, мансарду и ступенчатую террасу крыши.

Световые шахты внутри были объединены в дворовую площадку, и это позволило улучшить не только освещение, но и вентиляцию. Многие историки и искусствоведы придерживаются мнения о том, что дом Бальо - это начало нового в творчестве мастера этапа. С этого момента архитектурные решения Гауди становятся исключительно его собственным видением пластики мира, без оглядки на какие-либо архитектурные стили.

Дом Мило

Необычный жилой дом мастер создавал в течении 4 лет (1906-1910 гг.), ныне это одна из главных достопримечательностей столицы Каталонии (Испания, Барселона). Дом, построенный архитектором Гауди на пересечении улицы Carrer de Provença и бульвара Passeig de Gràcia, стал его последней светской работой, после чего он полностью посвятил себя храму Саграда Фамилия.

Здание отличается не только внешней оригинальностью и новаторским для своего времени внутренним проектом. Продуманная система вентиляции позволяет отказаться от использования кондиционеров, а для смены обстановки владельцы квартир могут свободно переставлять межкомнатные перегородки, кроме того, обустроен подземный гараж. Здание имеет железобетонную конструкцию без несущих и опорных стен, которая держится на несущих колоннах. На фото ниже - внутренний двор дома и оригинальная волнистая крыша с окнами.

Жители Барселоны прозвали здание «каменоломней» за тяжелую конструкцию и вид фасада, так как не сразу прониклись чувством прекрасного к этому творению Гауди.

Архитектор и его дома стали настоящим украшением города. Разбросанные в разных его частях, они создают впечатление целостности столицы Каталонии. Куда ни взгляни, везде вы почувствуете присутствие ее главного архитектора: от тяжеловесных фонарей до величественных куполов и колонн, немыслимых по форме фасадов зданий.

Искупительный храм Святого Семейства (Sagrada Família)

Барселонский храм Святого Семейства является одним из самых знаменитых долгостроев во всем мире. Начиная с 1882 года его возводят исключительно на пожертвования горожан. Здание стало самым известным проектом мастера и наглядно демонстрирует тот факт, насколько исключительный, талантливый и уникальный А. Гауди архитектор. Собор Святого Семейства был освящен папой Бенедиктом XVI в 2010 г., 7 июня, и в тот же день его официально признали готовым к ежедневным богослужениям.

Идея его создания появилась в 1874 г., а уже в 1881 г. благодаря пожертвованиям горожан был приобретен участок в районе Эшампле, на тот момент располагавшийся в нескольких километрах от Барселоны. Первоначально проектом занимался архитектор Вильяр. Он видел новый храм в стиле неоготической базилики в форме креста, который образуют пять продольных и три поперечных нефа. Однако ближе к концу 1882 года Вильяр по причине разногласий с заказчиком покинул строительную площадку, уступив место А. Гауди.

Работа над проектом всей его жизни шла этапами. Так, в период с 1883 по 1889 г. он полностью завершил крипту. Затем он решил внести серьезные изменения в первоначальный проект, и связано это было с небывало крупным анонимным пожертвованием. Над фасадом Рождества Гауди начал работу в 1892 г., а в 1911 г. был создан проект второго, строительство которого началось уже после его смерти.

Когда великого мастера не стало, работу продолжил его близкий соратник Доменек Сугранес, с 1902 г. помогавший Гауди. Великие архитекторы запомнились миру по масштабным и амбициозным, уникальным проектам. Таковым стал и Гауди, посвятивший храму Святого Семейства более 40 лет своей жизни. Он годами экспериментировал с формой колоколов, до мельчайших деталей продумывал конструкцию здания, которая должна была стать грандиозным органом под влиянием ветра, проходящего через определенные отверстия в башне, а внутреннее убранство он представлял себе как многоцветный и яркий псалом во славу Господа. На фото ниже - вид храма изнутри.

Строительство храма ведется по сей день, не так давно власти Испании официально заявили о том, что закончить его вряд ли удастся раньше 2026 года.

А. Гауди посвятил архитектуре всю свою жизнь без остатка. Несмотря на популярность и известность, которые пришли к нему, он оставался скромен и одинок. Малознакомые люди утверждали, что он был груб, высокомерен и неприятен, в то время как немногочисленные близкие отзывались о нем как о прекрасном и верном друге. С годами Гауди постепенно с головой ушел в католичество и веру, при этом кардинально изменился и образ жизни. Собственный заработок и сбережения он отдавал храму, в крипте которого и был похоронен 12 июня 1926 года.

Кто же он на самом деле? Известный испанский архитектор Гауди - это наследие мировой архитектуры, ее отдельная глава. Он человек, опровергший все авторитеты и творивший за пределами известных искусству стилей. Каталонцы его боготворят, а остальной мир им восхищается.

Собор в Бургосе — столице средневековой Кастилии.

Испанская готика — период и стиль в архитектуре Испании, имеющий отличия от готики других стран.

Vista de la Catedral de Burgos

К 1250 году в Европе постепенно стал складываться готический стиль в архитектуре. Считается, что первые шаги в этом направлении были сделаны аббатом Сугерия, настоятелем аббатства Сен-Дени под Парижем. Именно при нем церковь аббатства стала перестраиваться. Для начала постараемся разобраться в самом термине "готика".

Впервые он был применен по отношению к искусству в XVI столетии. Этим понятием определяли искусство доренессансное и неитальянское; нечто "варварское". Во времена возрождения готики в XVIII веке термин стал употребляться в отношении всего средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса . Уже в XIX веке часть этого искусства назвали романским. Так готическим стали называть искусство, созданное между романским и ренессансным периодами.

Cimborrio de la Catedral de Burgos

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII веку. Ее развитие протекало неравномерно в силу раздробленности королевства и влияния в различных историческим областях местных традиций или воздействия искусства арабов. Стиль проявил себя почти исключительно в храмовом зодчестве, в то время как светская архитектура сохраняла во многом верность диалогу с мавританской традицией.


Puerta de la Coronería de la Catedral de Burgos

В Испании распространение новых архитектурных идей было медленным. Цистерианцы привнесли ряд готических приемов: это проявилось в форме арок и ребер свода, да и в самом использовании стрельчатых арок.

Также свой отпечаток наложили мавританские приемы на трактовку готической системы невюрного каркаса: свод над средокрестием опирается на крестообразно расположенные арки, в пространстве между ними помещается восьмиконечная ажурная звезда. В Севильском соборе, воздвигнутом на месте мечети, кампанилой служит бывший минарет Хиральда; наиболее же ярко воздействие арабского искусства проявилось в кирпичных соборах, возводимых мусульманскими мастерами.

Одно здание XII века, собор Авилы , в своем плане и архитектуре восточного фасада (начат до 1181 года) содержит элементы, восходящие, видимо к французскому Сен-Дени.

Собор в Куэнке (начат около 1200 года) имеет явно готический характер: его основные части оживлены лепными и резными украшениями, высокие своды - шестичастные, а на капителях лиственный орнамент.

Первыми испанскими церквями, которые повторяли масштаб французских готических соборов, стали соборы в Бургосе (начат в 1222 году) и Толедо (начат в 1226 году). Для испанской готики характерны свободные фантазийные отступления от единого конструктивного замысла здания и многочисленные добавления к первоначальному плану в виде множества капелл и пристроек.

Важнейшая особенность памятников испанской готики - это продолжение помещения хора с востока на запад, от апсиды до середины центрального нефа. Хор отделялся высокой декорированной перегородкой, за ней помещалась главная капелла, также огороженная стенкой. В капелле алтарь отгораживался от заалтарного пространства высоким, богато украшенным ретабло. Все это превращало капеллу в самостоятельную церковь внутри собора.

Главный фасад собора и соседний с ним дворец архиепископов

Ретабло Главной капеллы

Городские соборы велики по размерам и, несмотря на пышный декор фасадов, имеют сравнительно небольшие окна. Алтарь и хор освещались через окна больших ажурных фонарных башен, особенно богато украшавшихся в эпоху поздней готики (собор в Бургосе). В отличие от французских соборов, пронизанных светом, в испанских господствует полумрак. Однако собор в Леоне (1205-1288 годы) чуть ли не единственный, где стены почти целиком заняты большими окнами с витражами.

Санта-Мария-дель-Мар — церковь Святой Марии на море— готическая церковь в Барселоне в историческом квартале Ла-Рибера. Построена в 1329—1383 годах, в эпоху расцвета в Каталонии торговли и мореплавания. Санта-Мария-дель-Мар представляет собой выдающийся образец каталонской готики, отличающийся чистотой и единством стиля, что в общем-то не свойственно большим средневековым сооружениям.


Первое упоминание церкви Святой Марии на море относится к 998 году. Возведению современного храма способствовал каноник Бернат Льуль (кат. Bernat Llull), который в 1324 году был назначен архидеканом церкви. Строительство началось 25 марта 1329 года, первый камень в фундамент церкви заложил король Альфонс IV Арагонский, о чём свидетельствует запись на латинском и каталанском языках на фасаде церкви.



Помощь в строительстве церкви оказали все гильдии Риберы. Возведение стен, боковых капелл и фасадов было завершено в 1350 году. В 1379 году пожар уничтожил значительную часть здания. Строительство было закончено 3 ноября 1383 года, а уже 15 августа в церкви прошла первая месса. Землетрясение 1428 года нанесло серьёзный урон зданию церкви и разрушило витражную розетку на западном фасаде. Новый витраж в стиле пламенеющей готики был закончен в 1459 году.

9 марта 1923 года папа Пий XI присвоил церкви Санта-Мария-дель-Мар звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor).
Картины и барочный алтарь были уничтожены пожаром в 1936 году



Испанская готика имеет отличительные черты. Во-первых, влияние мавританского искусства. Во-вторых, для неё характерны многообразие, несмотря на общие черты. В период 12-13 веков происходила борьба за возврат власти с маврами (Реконкиста). До этого, в 11 в., в Испании господствовал романский стиль, а ему предшествовал астурийский (протороманский) стиль. Готика распространялась по Испании неравномерно. В Кастилии произведения готики появились уже в 13 в., в Каталонии — в 14-15 вв., а в Андалусию она проникла только во 2-й половине 15 в.

В тот период в Испании работало много мавританских мастеров (мудехаров), по их имени назван и стиль, мудехар. Конечно, они использовали мавританские мотивы в украшении зданий. Стиль готики в Испании выразился в основном в строительстве соборов, и очень мало — в архитектуре замков и общественных зданий.


В отличие от французской готики испанская имеет ещё одну особенность. Это нарушение конструктивной логики здания, часто задуманные в соответствии с французскими образцами, здания оставались недостроенными. После они достраивались и перестраивались, без конкретного плана и обрастали всякими капеллами и сакристиями. Здания теряли вертикальную устремлённость.

Отличалось от французского и внутреннее убранство соборов. В условиях жаркого климата делались узкие окна, и внутри царил полумрак. Там, где обычно в соборах был хор, здесь размещали капеллу, обнесенную стеной. Сзади размещался алтарь и ретабло (заалтарный образ).


Интерьер шёлковой биржи в Валенсии, Каталония (XV век).

В Каталонии сложился свой вариант готики. Сооружения в Каталонии отличаются большей пространственной свободой, широтой плана, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Вместо острых готических крыш — плоские покрытия по уступам. Аркбутаны и контрфорсы не выступают наружу, а часто спрятаны внутрь.

Последовательность готических стилей в Испании
Определением стилей в испанской готической архитектуры заключаются в следующем. Даты являются приблизительными.

Ранняя готика (12 век)
Высокая готика (13 век)
Мудехар (13-15 век)

Мудехар (прирученный, домашний) — своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв. Название произошло от религиозной группы, известной как мудехары.
Левантино (14 век)
Flamboyant / поздняя готика (15 век)
Исабелино (15 века)

Стиль исабелино («изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») — направление готической архитектуры, возникшее в Испании в к. XV—нач. XVI вв., в правление королевы Изабеллы Кастильской (1474—1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»).

Собор в Леоне

начат в 1303), близок французским соборам.

Собор Санта-Мария-де-Леон — католический кафедральный собор в городе Леоне (Кастилия и Леон).

Современный Леонский собор был сооружён в 1205—1301 годах в готическом стиле. Ранее на этом месте во II веке были расположены римские термы, а в начале X века король король Галисии и Леона Ордоньо II построил дворец. Однако, после одной побед над маврами он построил собор в романском стиле, в котором был позже похоронен. Позже на этом месте был построен второй собор, также в романском стиле, который был освящён в 1073 году, и где в 1135 году Альфонсо VII был коронован Императором всей Испании.


Сегодня собор является одной из известных церквей севера Испании и ярким примером испанской готической архитектуры. Витражи XIII—XIV веков имеют площадь около 1800 м². Внутри собора расположено множество старых скульптур. Снаружи здания украшают многочисленные уцелевшие горгульи, грифоны и химеры. Фасад собора имеет две башни, одна из них, южная, часовая. Собор содержит некоторые элементы барокко и неоклассицизма, внесённые в XVI—XVIII веках.

Построенное более 700 лет здание проявляет признаки разрушения, так как песчаник относительно непрочный материал.




Собор в Севилье, 16 век.


Построен в 1401—1519 годах на месте бывшей мечети, оставшейся после Реконкисты. Имеет длину около 116 м и ширину 76 м. Собор состоит из пяти боковых приделов, большой основной капеллы с пламенеющим сводом, возвышающимся на 56 м над трансептом (поперечным нефом).

Обычно утверждают, что капитул в 1401 г. решил «построить настолько хорошую церковь, чтобы её никогда нельзя было превзойти. Пусть потомки восторгаются ею после завершения и скажут, что те, кто осмелился задумать эту работу, были сумасшедшими».

Apóstolos - Puerta de la Concepción

В мрачной тени собора хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Говорят, что крест собора сделан из первого золота, привезённого Колумбом из Америки, а в соборе, как утверждают, захоронены останки мореплавателя.


Свинцовая гробница Колумба в 1544 году была перевезена из Севильи в кафедральный собор Санто-Доминго. Считается, что в 1795 году его останки были перенесены в Гавану, а сто лет спустя — из Гаваны в Севилью. Но где-то по дороге всё перепуталось, и теперь принято считать, что останки в Севильском соборе принадлежат сыну Колумба — Диего.

Рядом находится так называемая Хиральда — колокольня высотой 114 метров с богатыми узорами и орнаментами, вместившая 22 гармонично настроенных колокола. Была построена как минарет в 1196 году Абу Юсуфом Якубом, высота её составляла 82 метра. 32-метровую надстройку добавили в 1568 году.


Главным органистом собора в XVIII веке являлся композитор Мануэль Бласко де Небра.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне (1298-1420 год)


Собор Святого Креста и Святой Евлалии — кафедральный собор в Барселоне. Также известен как Собор Святой Евлалии или просто Барселонский собор. Посвящён Святому Кресту и Святой Евлалии Барселонской, одной из покровительниц города. Расположен в Готическом квартале.

Crypt of Santa Eulalia in Cathedral of Santa Eulalia,

Именно данный собор, а не, вопреки распространённому мнению, Саграда-Фамилия, является резиденцией архиепископа Барселонского и главным собором Барселоны.

Строительство продолжалось с 1298 года по 1420 год над криптой бывшей вестготской часовни.




Собор построен в готическом стиле, позже были внесены элементы неоготики.

Внутри собора расположен внутренний дворик, открытый для посетителей. Здесь в одной из часовен живут белые гуси.

Белизна птиц символизирует чистоту Святой Евлалии.Евлалии было всего 13лет, когда она приняла мученическую смерть от рук язычников, потому и гусей тут ровно тринадцать.

В другой части собора расположен алтарь, посвящённый Святому Северу, современнику Святой Евлалии, также убитого гонителями христиан.

Размеры здания собора — 93 м на 40 м. Высота восьмиугольной часовой башни около 50 м, а высота шпиля центральной башни — 70 метров


12 августа 1867 года папа Пий IX присвоил собору звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor)

Хотя Барселонский собор является католическим, 9 декабря 2006 года был совершён православный молебен перед мощами Святой Евлалии, которая почитается и в православии

Подводя итоги культовому строительству Кастилии (сюда условно включены и развивавшиеся под ее влиянием южные области), следует подчеркнуть, что несмотря на копирование в ряде случае французских образцов, здесь продолжалась ассимиляция восточной и европейской архитектурной традиции.
В результату были созданы сооружения, характеризующиеся определенной самобытностью объемно-пространственной композиции (хор и капелла майор в центре главного нефа, симборио, плоские крыши, колокольни у бокового или на западном фасаде, неразвитость контрфорсов, небольшие окна и массивные стены, приземистые пропорции), определяющие своеобразие не только облика, но и образного строя кастильской готики, ее суровый воинственный и грозный дух.

Литература

http://arhistroika.ru/
Всеобщая история искусств. Редакторы — Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, М.:"Искусство", 1962.

Самым выдающимся испанским архитектором XIX-XX веков по праву можно назвать Антонио Гауди.

Мастер является создателем своего неповторимого стиля, основанного на модерне. За свою жизнь Гауди реализовал 18 архитектурных проектов, семь из которых на сегодняшний день включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наиболее знаменитые его постройки находятся в Барселоне. Дворец Гуэля, Парк Гуэля, Дом Бальо, Дом Мила и работа всей жизни испанца —Искупительный храм Святого Семейства — вот неполный список шедевров Гауди. Кстати, последний не достроен до сих пор! При жизни архитектор потратил на него 40 лет, и по плану строительство храма завершится только в 2026 году.

6 место. Дом Висенс

Дом Висенс — частный жилой дом, который был построен в 1883—1885 годах по заказу дона Мануэля Висенс-и-Монтанера. Здание является первой самостоятельной работой Гауди. Объект расположен в районе Грациа в Барселоне. С 1899 года и по сегодня особняк принадлежит семейству Ховер. Вход внутрь запрещён; полюбоваться зданием можно только снаружи

Дом выполнен в мавританском стиле мудехар. Его фасад декорирован плитками, расписанными вручную.

На плитках изображены желтые бархатцы.

5 место. Дворец Гуэля

Дворец Гуэля — жилой дом, который был построен в 1885—1890 годах по заказу Эусеби Гуэля. Здание выполнено в стиле каталонского модернизма. Объект расположен в районе Раваль в Барселоне. Посетителям стоит обратить особое внимание на террасу на крыше и центральный зал с потолком в виде звёздного неба.

Дворец состоит из четырёх этажей, подвала и крыши с террасой.

Фасад дома весьма строг и практически лишён скульптурного декора. Но, внутри, Гауди создал неповторимый интерьер. (josep salvia i boté)

4 место. Парк Гуэля

Парк Гуэля — парк, который был построен в 1900—1914 годах по заказу Эусеби Гуэля. На территории в 17,18 га расположены три дома. Посетителям стоит обратить особое внимание на фонтан в виде мозаичной Саламандры, «Зал ста колонн», скамью в форме морского змея.

Парк Гуэля входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парк Гуэля.

3 место. Дом Бальо

Дом Бальо — жилой дом, который был перестроен Гауди в 1904—1906 годах по заказу Жозепа Бальо-и-Касановаса. Объект расположен в районе Эшампле в Барселоне. Сам особняк напоминает изогнутую спину дракона, где балконы — черепа, а колонны — кости.

Дом Бальо включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Бальо.

2 место. Дом Мила

Дом Мила — жилой дом, который был построен в 1906-1910 годах по заказу семьи Мила. Объект расположен на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса в Барселоне. Здание имеет три внутренних дворика, террасу на крыше и мансарду

Дом Мила включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Мила.

1 место. Искупительный храм Святого Семейства

Искупительный храм Святого Семейства — один из самых узнаваемых храмов Барселоны и мира — не был достроен самим Гауди, посвятившим ему около 40 лет. Более того, он не достроен до сих пор! Строительство ведётся вот уже 132 года исключительно на частные пожертвования. Согласно данным правительства Испании, полностью достроить церковь удастся не ранее 2026 года.

Искупительный храм Святого Семейства включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

красивое творчество и увлекательное домашнее рукоделие: