Замок кастель дель монте в апулии - тайны и мистика. Кастель дель Монте: таинственный замок

Уникальный средневековый Кастель-дель-Монте является самым известным из многих замков, построенных в 13 веке в Италии Фридрихом II. Он занимался укреплением Адриатического побережья от вторжения. Замок на горе начал возводиться в начале века, вскоре после возвращения императора в королевство Сицилия из Германии. Фридрих усиливал северные прибрежные районы Сицилии. Следы его правления прослеживаются на Адриатике и Ионическом побережье. В Апулии он построил с нуля или восстановил крепости на горе Гаргано, в Монте-Сант-Анджело, Фьорентино ​​ в Лучера, в Мельфи, в Бари, в Барлетте, в Джоя-дель-Колле и других местах. Некоторые из них были на участках, укрепленных ранее нормандскими основателями королевства Сицилия. В целом, считая остров Сицилия, Калабрия и Апулия, Фредерик во время его правления построил или восстановил около двух десятков крепостей.

Уникальный средневековый замок на горе широко известен за пределами Италии благодаря своей уникальной восьмиугольной форме. Это одна из самых загадочных построек, выполненных по заказу Фридриха II. Замок, где, возможно, император никогда и не жил, но где, как ни парадоксально, воображение рисует его присутствие, предстает перед взором на высоте 540 метров над уровнем моря. В Кастель-дель-Монте ведет автомагистраль A16 Бари-Каноса, свернув с которой на трассу Андрия-Барлетта через 18 километров перед взором предстанет главная достопримечательность Апулии. Полное название замка — Санта-Мария-дель-Монте. Он был назван так в честь церкви, более ранней постройке, ныне утраченной.

История Кастель-дель-Монте

Возведение замка началось в 1240 и закончилось в 1249 году. Нет достаточных сведений о его изначальном предназначении. Вероятнее всего он замышлялся не как крепость. Отсутствуют типичные защитные сооружения, таких как рвы, разводные мосты, подземные проходы, позволяющие подтвердить гипотезу оборонительного назначения. Однако стены как внешнего, так и внутреннего периметров поражают своей толщиной в два с половиной метра. Есть некоторые свидетельства того, что замок был построен на месте более ранней нормандской крепости. В любом случае его расположение на горе, рядом с римской Траяновой дорогой, ведущей из Беневенто в Бриндизи, заполнило брешь в грандиозной цепи замков и крепостей, построенных Фридрихом. Да и расположение на вершине единственного высокого холма на огромной плоской равнине, несомненно, придает ему доминирующее значение.

Архитектурные особенности замка

С точки зрения архитектуры замок является одним из первых примеров готического стиля в Апулии. Это, однако, особая готика. Вся структура восьмиугольная. Замок построен в форме восьмиугольника с диагональю 56 метров, к каждому углу которого пристроены октагональные башни. Внутренний двор также является восьмиугольником. Вход обрамляет великолепный арочный портал. Главные ворота, поддерживаемые львами, обращены к морю на восток. Между внешними башнями находятся готические окна, обрамленные элегантными колоннами из розового мрамора с капителями. Окно над главным входом шире, чем с других сторон, и обрамлено узорами. На каждом из двух этажей замка располагаются по восемь больших комнат. Колонны из красного мрамора с коринфскими капителями расположены в углах комнат, поддерживая сводчатые потолки, украшенные узорным орнаментом. Широкие мраморные ступени ведут к окнам. Кое-где сохранились фрагменты подлинного мозаичного пола.

Загадка формы основания замка беспрерывно интерпретируется всевозможными эзотерическими, астрологическими и геометрическими теориями. Нумерология и магико-мистическая символика «восьмерки» в Кастель-дель-Монте не дает покоя любителям сверхъестественных теорий. Число 8 имеет светское, религиозное и мифологическое значение.

Возможный символизм в восьмиугольной архитектуре замка:

  • перевернутый символ бесконечности;
  • объединение божественной бесконечности и смертности человека;
  • элемент последовательности чисел Фибоначчи;
  • символ гармонии;
  • число божественного правосудия;
  • 8 ангелов, несущих арш в исламе;
  • число направлений компаса;
  • музыкальный интервал октава;
  • буддийское колесо жизни с восемью спицами дхамма чакра;
  • магическое небесное число;
  • великая восьмерка из египетской мифологии огдоада;

Император Фридрих II Гогенштауфен

Удивительна фигура основателя замка. Будучи внуком Фридриха I Барбаросса, утонувшего в 1190 году во время своего третьего крестового похода в Палестину, сыном Генриха VI и его супруги Констанции, Фридрих стал королем Сицилии в возрасте 4 лет. У него было много времени, чтобы совершенствоваться в абсолютной монархии на своем пути к управлению Священной Римской империей. Будучи в официальных браках четыре раза и имея связи на стороне, он оставил миру не менее 20 потомков. Он был не типичным правителем: он свободно говорил на шести языках, включая арабский, на котором читал Коран, проявлял интерес к медицине, разбирался в философии, писал стихи и чтил науки.

Фридрих II (император Священной Римской империи)

Византийцы и норманны до него оставили великолепную церковную архитектуру в Апулии, а Фридрих II добавил к этому собор Альтамуры. Однако его настоящей слабостью было возведение замков, часть из которых эксплуатировалась в качестве охотничьих домиков. Он построил около 200 крепостей на юге Италии и на Сицилии, некоторые из которых были настолько большими, что больше походили на дворцы.

Оставленный без надлежащего ухода с восемнадцатого века, замок был опустошен, лишен мрамора и мебели, а в довершении всего служил в разные периоды убежищем для пастухов, бандитов и беженцев. В 1876 году, не дожидаясь окончательного разрушения, его выкупило итальянское правительство. Восстановительные работы велись параллельно с должными научно-исследовательскими исследованием, начиная с 1928 года до восьмидесятых годов прошлого века. За свою уникальность ЮНЕСКО включила в 1996 году Кастель-дель-Монте в список объектов всемирного наследия. Замок удостоился чести разместиться на итальянском евро-центе.

Режим работы замка

Открыт: с 9:00 до 18:30 — 1 октября по 31 марта, с 10:15 до 19:45 — с 1 апреля по 30 сентября. Закрыт для посещение с 25 декабря по 2 мая. Экскурсии стоят 2.5 евро (для студентов) и 5 евро (для взрослых).

Кастель дель Монте — один из самых знаменитых и одновременно самых загадочных замков в мире. Он стоит на высоком холме недалеко от города Андрия и буквально царит над окружающим ландшафтом. Именно от такого месторасположения и происходит название крепости, которое можно перевести с итальянского, как «замок на горе» или Нагорный замок. А местные жители гордо именуют его Crown Puglia, что означает «Корона Апулии», действительно, издалека замок очень напоминает корону.

Согласно историческим документам, сооружение, ныне именуемое Нагорным замком, было основано по приказу императора Фридриха II Гогенштауфена в 1240 году. Император Генрих был одной из самых таинственных фигур средневековья. В отличие от многих своих предшественников и наследников, он был прекрасно образован и всю жизнь более увлекался науками, чем ратным делом или государственными делами.

Император был очень дружен с Генрихом фон Зальцем - великим магистром тевтонского ордена, и говорят, сам достиг высших степеней посвящения. В частности, есть сведения, что в 1228 году Фридрих II председательствовал на тайном «круглом столе», участниками которого были представители всех крупнейших рыцарских орденов той эпохи, в том числе и исламских. Какие секреты обсуждались на этом собрании, остается только догадываться.

Так или иначе, Кастель дель Монте как нельзя лучше отвечал вкусам этого странного монарха. Сооружение не слишком походит на традиционный замок. К примеру, в нем отсутствует ров, защитный вал и подъемный мост. Складывается впечатление, что замок был построен с несколько иными, чем оборонительные, целями. К тому же, в плане он представляет собой правильный восьмигранник, что также нехарактерно для замковой архитектуры не только того времени, но и замковой архитектуры вообще. В форме восьмигранника часто строили культовые сооружения, но никак не военные.

Официальные исторические источники утверждают, что Нагорный замок служил императору охотничьей резиденцией, однако, верится в это с трудом. В замке нет ни больших конюшен, ни мест, где можно было бы хранить припасы, а интерьер его некогда утопал в роскоши, что не имело ничего общего с традиционным убранством охотничьих домиков, даже императорских.

Строительным материалом для замка послужил светло-серый известняк, а все дверные и оконные проемы облицованы похожим по цвету мрамором. Главным входом в цитадель служил восточный портал, однако существовал и второй, прорубленный в противоположной западной стене.

Издалека Кастель дель Монте выглядит единым серым монолитом, так как в каждой из восьми стен замка расположено всего по два окна, которые выглядят непропорционально маленькими для такой громады. На первом этаже оконные проемы имеют форму одинарной арки, а на втором — двойной. Самое широкое окно, имеющее целых три арки, расположено на втором этаже северной стены.

Глухие, не имеющие ни окон, ни дверей, башни замка ранее служили хозяйственными помещениями, в них располагались винтовые лестницы, а также уборные, гардеробные и кладовки. Все залы внутренних помещений имеют одинаковую форму и отличаются друг от друга лишь расположением дверных проемов, образуя своеобразный лабиринт, выход из которого найти совсем непросто.

Ученые до сих пор спорят, с чем связана такая необычная планировка, и для чего понадобилось так запутывать посетителей этого геометрически безупречного строения. Многие исследователи склоняются к мысли, что Кастель дель Монте был своего рода научным храмом, где каждая деталь несла в себе глубокий философский смысл.

К примеру, винтовые лестницы замка закручены не вправо, как того требуют правила ведения боя, а влево, как раковина у улитки.

К тому же внешнее двухэтажное здание, как нередко бывает, это лишь вершина айсберга. Предания гласят, что в замке существовала обширная сеть подземелий, откуда многокилометровые подземные ходы связывали Кастель дель Монте с соседними городами и даже весьма отдаленными замками.

Кастель дель Монте - единственный европейский замок, построенный в форме восьмигранника. Такую же форму в плане имеют и его восемь башен. Во внутреннем дворе, разумеется, также восьмиугольном, некогда располагался восьмиугольный бассейн. Он был вырезан из мраморного монолита и предположительно служил для, так называемого «Крещения в Мудрости» - обряда, распространенного у тамплиеров. (Между прочим, по невыясненной причине, архитектор замка покончил с собой, вскрыв себе вены именно в этом бассейне).

Всего в замке 16 залов, по 8 на каждом этаже. Все украшения стен, так же несут в себе число восемь – 8 листьев аканта на капители каждой колонны, 8 четырехлистных цветка на тимпанах. В общем, это число здесь представлено везде, в бесчисленных вариантах и комбинациях.

Откуда же возникла такая любовь к восьмерке? В нумерологии это число с одной стороны связано с бесконечностью, а с другой — служит своеобразным посредником между земным и небесным миром. Это ключевое число космических законов. В христианстве число 8 ассоциируется со вторым пришествием Христа, которое часто именуют Восьмым днем Творения. Именно поэтому крестильные купели нередко имеют восьмиугольную форму. Также, восьмиугольник – это символ лабиринта, а значит, вечного путешествия человека от рождения до смерти.

Но и это еще не все странности. Есть весьма убедительная гипотеза, что Кастель дель Монте мог быть своеобразной астрономической лабораторией. Строгая ориентация по сторонам света и четко выверенное расположение окон дают очень интересную игру света и тени, что особенно заметно в дни осеннего и весеннего равноденствий.

23 сентября и 20 марта тень замка с 11 до 13 часов располагается точно под углом в 45 градусов к стенам, а 22 декабря и 22 июня (в дни солнцестояния) стены отбрасывают ровную прямоугольную тень. При этом сам замок находится строго в центре идеального прямоугольника.

Во все помещения второго этажа солнце проникает дважды в сутки, а на первый этаж только летом. А вот в дни солнцеворота все залы нижнего этажа замка освещаются одинаково по времени и интенсивности. Таким образом, можно сказать, что первый этаж – это импровизированный календарь, а второй – своеобразные солнечные часы.

После открытия этих удивительных закономерностей, ученые пришли к выводу, что Кастель дель Монте воплощает в себе глубокое сакральное знание. В пользу этой гипотезы говорит и еще один факт — в замке почти нет больших каминов, предназначенных для отопления залов или приготовления пищи, зато в изобилии встречаются маленькие, пригодные, разве что, для магических обрядов и алхимических опытов.

Однако после смерти императора Фридриха II, Нагорный замок редко посещался венценосными особами. Время от времени его использовали в качестве места проведения свадеб и прочих торжеств. К XVII веку замок оказался в полном запустении, был разграблен, а потом превращен в тюрьму. Лишь в 1876 году он перешел в собственность итальянского государства, после чего началась его долгая реставрация. В начале ХХ века Кастель дель Монте был открыт для туристов.

Своей необычной архитектурой замок привлекает многих людей искусства, в частности, именно его странная внутренняя планировка послужила основой для создания таинственного зала монастырской библиотеки в известнейшем фильме «Имя розы».

С 1996 года замок внесен в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но даже сейчас, превратившись в одну из самых популярных достопримечательностей южной Италии, Кастель дель Монте не торопится открывать любопытствующим все свои тайны. Остается надеяться, что однажды найдется тот ученый, который сможет увязать воедино все странности и закономерности архитектуры этой загадочной цитадели и, наконец, разгадать ее истинное предназначение.

Величественный Кастель-дель-Монте (Castel del Monte) — одна из самых известных достопримечательностей итальянского региона Апулия. Мало того, не будет преувеличением и заявление о том, что это — один из самых таинственных замков в мире.

В отличие от других мистических мест, удивительный замок не скрыт от любопытных глаз за горами и лесами. Наоборот, он заметен издалека. Едешь по автостраде и видишь, вот он, красавец, возвышается на вершине холма. И неважно, что название сооружения переводится, как «замок на горе», буквально воспринимать наименование Кастель-дель-Монте способен лишь тот, кто настоящих гор ни разу в жизни не видел. Построен на замок на том самом месте, где до тринадцатого века располагался монастырь Мария-дель-Монте, отсюда и первое название сооружения, о котором сегодня мало кто помнит — castrum Sancta Maria de Monte.

На фото: вид на Кастель-дель-Монте

Сегодня к Кастель-дель-Монте не иссякает народная толпа. За это большое спасибо волшебному миру кино и итальянскому режиссеру Маттео Гарроне в частности, ведь именно в необычных залах сего монументального сооружения он поселил персонажей — короля, растившего блоху, и принцессу, которую эксцентричный папаша выдал замуж за людоеда. Что любопытно, до двадцатого века замок пребывал в заброшенном состоянии, и там ночевали пастухи. Сегодня архитектурное сооружение находится на попечении у ЮНЕСКО, как следствие, его отмыли и привели в порядок, вот только внутренняя отделка залов не сохранилась — тому же Маттео Гарроне пришлось спешно наполнять пространство помещений завезенным в замок реквизитом.

На фото: съемки фильма «Страшные сказки»

Гарроне выбрал Кастель-дель-Монте для экранизации сказок неаполитанца Джамбаттисты Базиле неспроста, ведь место это загадочное до невозможности. Хотя расположенный в 16-ти километрах от города Андрия Кастель-дель-Монте и носит почетный титул одного из самых известных средневековых замков в мире, по своей сути замком он не является.

Кадр из фильма «Страшные сказки», принцесса и король на крыше замка

Дело в том, что в понимании нормального человека Средних веков замок мог быть построен только для одной из двух целей. Цель первая, она же главная — оборона и контроль местности. В этом случае, тот или иной сеньор возводил небольшую крепость, как правило, на вершине горы, помогало отражать атаки неприятеля, а заодно и в целом влиять на ситуацию в области. Вторая задача — укрепленное место для проживания. Иногда замки разрастались до размеров городов, взять, к примеру, ну а их мощные стены опять же позволяли сдерживать полчища врагов.

А вот Кастель-дель-Монте для обороны не предназначен совсем. Где крепостные стены и ров с водой? Где хоть какие-нибудь приличные защитные укрепления? Для жизни это место тоже кажется малопригодным. Конечно, еще Вальтер Скотт в своем «Айвенго» писал о том, что понятия «комфорт» в Средние века не существовало, но этот замок и по средневековым меркам далек от жилища уважающего себя сеньора. Ладно, что все залы внутри соединены друг с другом, но, главное, здесь не предусмотрено место для конюшни и отсутствует кухня. Так что, более всего замок похож на этакий старинный арт-объект, построенный идеи ради, подобные дома иногда проектируют современные архитекторы, получившие абсолютный карт-бланш на реализацию своих творческих замыслов в купе с неограниченным бюджетом.

Данная ассоциация весьма уместна, если знать о том, кто построил Кастель-дель-Монте. Возвел замок на горе сам император Фридрих II Штауфен — легендарная личность во всех отношениях. Он не только сумел отвоевать титул Императора Священной Римской империи у конкурентов и возглавить шестой крестовый поход, но и считался одним из самых образованных людей своего времени. Знал греческий, латинский и арабский языки, основал университет в Неаполе, где преподавали не только христиане, но и евреи с арабами, а это, между прочим, верх толерантности по средневековым меркам. От христианских же предрассудков Фридрих II в целом был весьма далек, вот показательные примеры: император настоял на том, чтобы медики изучали анатомию на трупах, а еще Фридрих тепло относился к Фибоначчи и даже устраивал математические турниры.

На фото: гравюра с изображением Фридриха II

Имел император и склонность к писательству: его перу приписывают сочинение о соколиной охоте, а при своем дворе он создал сицилийскую школу поэзии. При этом, как и все прогрессивные люди своего времени, Фридрих II был поклонником самых разнообразных мистических учений, изучал астрономию и астрологию. С личной жизнью у императора тоже все было интересно, он заслужил репутацию Синей бороды, поскольку был женат четыре раза, правда, его последний брак с постоянной любовницей Бианкой Ланчия церковь так и не признала. Детей Фридрих II наплодил великое множество — 20 законных, бастардов же по понятным причинам никто скрупулезно не подсчитывал.

Кастель-дель-Монте Фридрих II строил с 1240 по 1250 год, то есть, в последнее десятилетие своей жизни. Имя архитектора — неизвестно, но многие историки не без основания полагают, что им был сам император — уж больно замысловатая конструкция получилась в итоге. Дело в том, что, как и многие средневековые мистики, Фридрих был одержим числом восемь, что символизирует бесконечность, и оно прослеживается в структуре замка постоянно.

Начать стоит с того, что замок, если смотреть на него сверху, представляет собой правильный восьмиугольник, а на каждом углу сооружения возведена восьмиугольная башня. Внутренний двор замка своей формой тоже повторяет восьмиугольник. В замке всего два этажа, крыша — плоская, а главный вход в Кастель-дель-Монте смотрит строго на восток, ведь, как считали в Средние века, благая весть пришла к нам именно с востока.

На фото: окна, выходящие во внутренний двор замка

На каждом этаже замка — 8 комнат, все они соединены друг с другом, так что Кастель-дель-Монте можно запросто обойти по периметру. Комнаты выполнены в форме трапеций, а в стенах прорублены окна. Туалеты, гардеробы и винтовые лестницы расположены в угловых башенках. С лестницами, кстати, в замке отдельная история — обычно во всех замках они «закручены» вправо, поскольку это оптимально для обороны объекта, но в Кастель-дель-Монте их, наоборот, «завернули» влево, то есть, так, как делает природа, ведь именно влево закручены раковины моллюсков или панцири улиток.

На фото: лестницы в Кастель-дель-Монте

Все помещения замка абсолютно одинаковые, комнаты отличатся друг от друга лишь расположением дверей и количеством окон. В элементах декора опять-таки доминирует число восемь: на капителях колонн — по восемь листьев, на барельефах в комнатах — восемь листьев или цветов клевера.

Еще из занимательного, в окна второго этажа дважды в день падают прямые лучи солнечного света (с первым этажом это правило работает только в летний период), поэтому многие предполагают, что таинственный замок — не что иное, как огромные солнечные часы, а заодно и астрономический прибор. Кроме того, дважды в год во время летнего и зимнего солнцестояния солнечный свет равномерно распределяется между всеми помещениями первого этажа. Это, само собой, тоже неслучайно, вот многие историки и предполагают, что первый этаж Кастель-дель-Монте — своеобразный аналог солнечного календаря.

Здесь можно было бы успокоиться, но вот вам еще один прелюбопытный повод для размышлений — два раза в год, 8 апреля и 8 октября солнечные лучи проходят сквозь окна замка во внутренний двор таким образом, что попадают строго на ту часть стены, где во времена Фридриха II был вырезан некий барельеф, ныне утраченный. Ну, и чтобы все стало совсем непросто, стоит вспомнить о том, что октябрь в тринадцатом веке считался восьмым месяцем года.

Фридрих II умер, не успев закончить строительство замка, — здание Кастель-дель-Монте было завершено, а вот внутреннюю отделку до конца не доделали. После смерти императора в Европе бытовали легенды, что Фридрих не умер, а скрылся в неизвестном направлении, дабы реформировать церковь и установить всеобщее братство и мир. В этом видится определенный символизм, ведь восьмиугольник, повторяющийся в структуре Кастель-дель-Монте, в Средние века символизировал переход из мира живых в царство мертвых, а заодно и единение неба с землей.

Тут все очень просто — квадрат считался символом земли, круг — символом неба, а восьмиугольник — промежуточной фигурой, обозначавшей, как единение, так и переход. Впрочем, далекие от мистики ученые считают, что многократное использование восьмиугольника — просто отсылка к Куполу Скалы в Иерусалиме, ведь купол над краеугольным камнем Фридрих II видел во время своего крестового похода.

Зашифрована в Кастель-дель-Монте и библейская символика. Дело в том, что в замке ровно пять водосборников и пять каминов, многие связывают это с фразой Крестителя Иоанна из Евангелия от Луки: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Так что, легко предположить, что Кастель-дель-Монте был для Фридриха II аналогом храма, возведенным по его личному проекту, и это вполне отвечает амбициям императора.

Кстати, данную гипотезу подтверждает еще одна любопытная деталь. Если внимательно приглядеться к входу в замок, то можно заметить зашифрованную там гигантскую букву F. Будь внутри гробница Фридриха II — ассоциации с пирамидами были бы неизбежны, а так Кастель-дель-Монте кажется своеобразным персональным порталом императора, возведенным по его плану и в его честь. По крайней мере, когда стоишь во дворе замка и, задрав голову, смотришь на небо, заточенное в восьмиугольник мощных, сложенных из известняка стен, ощущение причастности к средневековой магической традиции возникает даже у самых закоренелых материалистов. Да и энергетика у этого места особенная, в стиле тех самых «Страшных сказок» Маттео Гарроне.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Кастель-дель-Монте - одно из самых известных и посещаемых мест Апулии; еще бы, оно включено в ЮНЕСКОвский список объектов Всемирного культурного наследия. Романские соборы Апулии только-только вступили в борьбу за попадание в этот список, и поэтому бОльшую часть этих соборов можно пока посмотреть в тишине и гордом одиночестве. Кастель-дель-Монте же наполнен туристами, как, впрочем, и Матера. Удивительно, что люди так слепо доверяют дяденькам и тетенькам из ЮНЕСКО, что готовы тащиться в глухомань, не обращая внимания на шедевры под боком)))

Когда-то двор украшали статуи античных и средневековых мастеров, но замок после уничтожения семьи Гогенштауфенов и вплоть до конца Бурбонской монархии неустанно расхищали; кое-какие статуи оказались даже в Казерте. Так что сейчас во дворе можно увидеть несколько барельефов (высоко, мой фотоаппарат не осилил), два портала - входа в помещения первого этажа, а также три окна второго этажа.

Один из порталов первого этажа:

Внутри замок пуст - все украли до нас. Голые стены украшают лишь порталы из кораллового известняка, камины и колонны.


Это всё были фотографии первого этажа, далее следует второй.

Еще можно высунуться из окон и попытаться рассмотреть с близкого расстояния те детали двора, что снизу плохо просматриваются.

Собственно и всё.
От Кастель-дель-Монте у меня остались противоречивые впечатления. С одной стороны, о нем было столько всего написано умными людьми (и прочитано глупым, т.е. мною), что действительность разочаровала. Тащиться в такую даль, подгадывать автобусные расписания - и все это ради голых стен. Но, с другой стороны, если бы я пропустил памятник ЮНЕСКО, то потом бы себе методично выедал плешь всю оставшуюся жизнь))) С третьей стороны, из увиденных в поездке крепостей (Бари, Трани, Барлетта, Мельфи) Кастель-дель-Монте оказался самым интересным.

В любом случае, больше часа тут смотреть нечего (я же приехал в 12-15, а уехал в 15-00), так что подбирайте себе правильно пару автобусов "туда-сюда". Если бы я предполагал, что забастовка в грядущую пятницу будет столь серьезной, я бы все же рискнул своей плешью, опустил бы посещение Кастель-дель-Монте и так перекроил программу, чтоб хотя бы до Конверсано добраться. Но что сделано, то сделано.

Возможно, на мое настроение повлияла погода. На фотографиях вы видите солнце, но это все обман))) Хоть и было выше 20 градусов, и действительно светило солнце, но при этом дул пронизывающий холодный ветер, а я был в одной рубашке. Это был тот самый ураганный ветер, из-за которого мы накануне несколько раз заходили на посадку в аэропорту Бари. в последующие дни куртку приходилось брать всегда, так как утром и вечером было прохладно.

В следующий раз мы с вами пробежимся по Андрии (забегая вперед, уж простите за каламбур, скажу, что уж Андрию точно можно пропускать, если отпуск короткий), заглянем в собор и маленькую церковь Сант-Агостино.

Замок Кастель-дель-Монте, что в переводе с итальянского означает «замок на горе», находится в провинции Бари, итальянского региона Апулия. Иногда замок именуют «короной Апулии». Это один из значимых и самых знаменитых замковых сооружений времен правления императора Фридриха II. В конце XX века он был признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История создания замка окутана завесой тайны. Возведенный в период между 1240 и 1250 годами, «замок на горе» является центральным объектом повествования множества легенд и мифов, касающихся причин постройки столь необычного сооружения, которые до сих пор неизвестны.

Двадцатипятиметровые стены замка выстраивают правильный октагон, в каждом углу которого находится башня, которая выше стен ровно на один метр. Интересно, что башни тоже имеют форму правильного восьмиугольника, а центральный портал строения направлен строго на восток.

В отличие от защитных и оборонительных сооружений тех времен, в Кастель-дель-Монте отсутствует искусственный ров, насыпной вал и подвесной мост, а винтовые лестницы внутри замка закручены не вправо, как принято во всех зданиях такого типа, а влево, по аналогии с природой, которая все закручивает именно так, будь то панцирь улитки или воронка в водоеме. Окна в башнях расположены таким образом, что лучи Солнца, проходя через них, превращают замок в огромные солнечные часы, календарь или какой-то другой астрономический прибор, назначение которого остается загадкой и сегодня.