Дача Кушелева-Безбородко: львы, сестры милосердия и кинематографисты. Дача Кушелева-Безбородко

Есть в Петерубрге место популярное, где раньше воды были минеральные, у которых здоровье свое подправляли люди знатные. Днем пили водичку целебную, вечером играли в карты и попивали шампанское. Годы шли, место менялось. В наши дни здесь уже ничего не напоминает о тех источниках и теплых летних вечерах, а львы охраняющие вход в усадьбу плачут и вспоминают, как раньше здесь танцевали кадриль.

2. Места, в которых расположилась дача Кушелева-Безбородко , а именно о ней речь и пойдет, не пустовали и до основания Петербурга. Комендант шведской крепости Ниеншанц основал здесь себе дачу и уютный сад. Теплыми летними деньками он приезжал сюда со своей семьей, ухаживал за яблонями и устраивал пикник. Но пришел Петр I, настучал шведам по лбу, влепил пенделя и прогнал с насиженных мест. Уютную дачу подарил Екатерине, если кто не помнит - жене.

фото с http://spbfoto.spb.ru/

3. Во время одного из своих визитов, Петр I отведал водицы местной, покатал ее по нёбу царскому, причмокнул и сказал: "Водица местная не хуже бельгийской, ехать теперь никуда не надо, сделаем здесь свое SPA, лучше пусть к нам будут гости заморские приезжать". Ну уверенности в исторической справедливости слов у меня нет, ибо я их сейчас сам придумал, но думаю смысл был похожий. Источник в итоге прозвали Полюстровским.

4. Ехать правда сюда никто не стал, но вот тайный советник Теплов нуждающийся в лечении смекнул, что поправить здоровье здесь будет дешевле, чем в бельгийском SPA. Выкупил себе участок, позвал Василия Баженова и уговорил построить особняк в готическом стиле. В каменном доме построили и оранжереи, где выращивались фрукты, овощи, цветы, табак, дабы Теплову скучно не было.

5. Неизвестно точно, помогла ли водичка, но Теплов в итоге концы отдал. Сынишка его в даче не нуждался и продал ее канцлеру Безбородко. Тот нанял известного зодчего Кваренги, и они полностью перстроили дом заново. Максимально использовали уже находящиеся здесь постройки. Таким образом, здание хранит не только остатки баженовской постройки, но возможно и следы той самой первой усадьбы шведского коменданта.

6. Играть в карты, танцевать кадриль и пить водичку сюда приезжал друг канцлера - Львов. Николай Александрович владел многими профессиями: инженер, изобретатель, геолог, ботаник, историк, археолог, поэт, драматург, прозаик, переводчик, мастер рисунка и архитектор. Он был и жнец, и швец, и на дуде игрец, поэтому его часто сравнивали с Леонардо Да Винчи. Именно рукам Николая Александровича приписывают появление ограды из 29 львов.

7. Ускоримся. Иначе я вам так историю всех рассказывать долго буду. После смерти Безбородко, здесь жила его племянница, а у ее сына была фамилия Кушелев, который ее сменил на Кушелев-Безбородко и прославил эту дачу на весь мир. В отличии от многих он последовал завету Петра I и открыл здесь центр оздоровления, в даче расположился курзал Полюстровских источников. Для рекламы и продвижения оздоровительно центра в европе сюда позвали известного француза А. Дюму старшего. Автор "Трех мушкетеров" писал: Мы остановились перед большой виллой, два крыла которой полукругом отходили от главного корпуса. На ступеньках подъезда выстроились слуги графа в парадных ливреях. Граф и графиня вышли из кареты, и началось целование рук. Потом поднялись по лестнице на второй этаж в церковь. Как граф и графиня переступили порог, началась обедня в честь «благополучного возвращения», которую достопочтенному священнику хватило ума не затягивать. По окончании все обнялись, невзирая на ранги, и по распоряжению графа нас проводили каждого в свое помещение. Мои апартаменты были устроены на первом этаже и выходили в сад. Они примыкали к большому прекрасному залу, используемому как театр, и состояли из прихожей, маленького салона, бильярдной, спальни для Муане и меня. После завтрака я отправился на балкон. Передо мной открылся чудесный вид – к реке от набережной спускаются большие гранитные лестницы, над которыми воздвигнут шест футов пятьдесят высотой. На вершине шеста развевается знамя с графским гербом. Это – пристань графа, куда ступила Великая Екатерина, когда оказала милость Безбородко и приняла участие в празднике, устроенном в ее честь.

8. Стоит ли говорить что место стало популярным? Сюда даже бесплатный шаттл пустили для горожан, который назывался в то время омнибус

фото с сайта https://wikimedia.org/

9. Хотелось бы сказать, что место не знало печали, что здесь танцевали кадриль, пили воду и развлекались как могли. Но курорт сгорел. Люди приезжать сюда перестали, а воду стали разливать по бутылкам. Веселье ушло, львы начинали скучать. Уже во второй половине XIX века огромный парк окружающий дачу Кушелева-Безбородко застраивали быстрыми темпами. Дачная местность превратилась в фабричную петербургскую окраину. Здесь стал работать пивной завод "Новая Бавария", ныне известный завод выпускающее Советское шампанское ЗАО "Игристые вина".

10. Место пустовало, и поэтому его передарили общине сестер милосердия Красного Креста, после дачу передали заводу "Промет", потом больнице им. Карла Либкнехта. Сейчас же дачу Кушелева-Безбородко занимает противотуберкулёзный диспансер. Последняя реставрация была в 60-х годах. Здание рассыпается, за ним никто не следит. Теперь вы понимаете почему здесь плачут львы?

UPD. Львов забрали на реставрацию! Диспансер съехал, а дачу продают с молотка. Надеюсь скоро дача заиграет красками.

В 1973 году Эльдар Рязанов снимал здесь фильм «Невероятные приключения итальянцев в России». Но немногие знают, что эту старинную усадьбу графа Александра Безбородко, с 1896 года занимала община сестёр милосердия Красного Креста, основанная великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестрой императрицы Александры Федоровны. О деятельности Елизаветинской общины и истории этих мест наш очередной рассказ.



Кадр из фильма Э.Рязанова: герои стоят у ограды усадьбы, рядом с изваяниями львов, поддерживающих цепи. На другом берегу Невы виден ансамбль Смольного монастыря

Этот старинный и очень интересный дом расположен в той части Санкт-Петербурга, которую была заселена ещё до основания города.

В 1698 году, за два года до начала Северной войны, шведский генерал барон Абрахам Крониорт, живший в городе Ниен (Ниеншанц), составил план местности от реки Охты до дельты Невы. На том месте, где сейчас располагается дом №40 по Свердловской набережной, на плане шведского генерала обозначена мыза (имение), принадлежавшая шведскому офицеру, коменданту гарнизона Ниеншанца. Здесь был создана система подземных ходов, которыми мог бы воспользоваться комендант в случае неожиданного появления русских войск. К территории мызы примыкал госпиталь для престарелых солдат.
В ходе Северной войны со Швецией (1700 -1721 гг.) территория эта была присоединена к России. А вскоре после основания Санкт-Петербурга Пётр Первый подарил опустевшую шведскую усадьбу своей жене Екатерине.

Полюстрово. Вид на бывшую усадьбу Кушелевых-Безбородко (Свердловская наб., 40) со звонницы Смольного собора.

Особую известность эта территория приобрела благодаря источникам минеральных вод, обнаруженным в 1718 г. на располагающихся неподалёку казачьих огородах. Зимой 1719 г. водами лечился Пётр Первый, и признал их не хуже бельгийских. Благодаря латинскую слову «poluster», то есть «болотистый», местные минеральные воды стали называться Полюстровскими.

Во времена правления Екатерины Второй владельцем земель стал Григорий Николаевич Теплов. В 1760-х гг. Канцелярия от строений предложила приобрести желающим земли с казачьим огородом; действительный тайный советник Григорий Николаевич Теплов, знавший о целебных свойствах местных источников (Теплов был болен и должен был отправиться за границу на лечение), ради экономии решил воспользоваться полюстровской водой, и приобрел участок.
Так на месте казачьего огорода появилась мыза Полюстрово.

В 1773 -1777 гг. архитектором Василием Баженовым здесь был построен усадебный дом в готическом стиле. Предполагается, что Баженов возобновил уже существовавшие подземные коммуникации. При каменном доме имелись оранжереи, где выращивались фрукты, овощи, цветы, табак.


На набережной была сооружена двухъярусная парадная терраса-пристань. По обе стороны от пристани располагались пушки для сигналов и салютов. Боковые лестницы и грот были облицованы гранитом, а терраса декорирована вазами и четырьмя скульптурами сфинксов: одна пара на верхней площадке, другая на нижней.


Удалось ли вылечиться Теплову полюстровской водой достоверно неизвестно. Его современники утверждали, что Григорий Николаевич поправился не выезжая из усадьбы. А вот историк П. Н. Столпянский ссылается на признание Теплова о том, что в 1771 г. минеральная вода его чуть было не погубила.

В 1782 году, после смерти Теплова, его сын продал мызу за 22 500 рублей. Новым владельцем Полюстрово стал канцлер Александр Андреевич Безбородко. Для него в 1783-1784 гг. по проекту Джакомо Кваренги на месте старого усадебного дома был построен новый особняк. Кваренги не строил дом заново, а максимально использовал уже имевшееся здание. Таким образом, особняк хранит не только остатки баженовской постройки, но, возможно, и следы шведской усадьбы. Дача Безбородко - одна из немногих загородных работ знаменитого зодчего.


Канцлер Российской империи князь А.А. Безбородко; портрет кисти Иоганна Баптиста Старшего (1794 г.)

В начале 19 века. усадьбу украсила знаменитая, состоящая из скульптурных изображений 29 львов, ограда. Её создателем мог быть Николай Александрович Львов.
Граф Безбородко, незадолго до смерти получивший титул князя, скончался в 1799 г., просив употребить его состояние на богоугодные дела.



Дача И. А. Безбородко в Полюстрово. Акварель Г. С. Сергеева (1800 г.)

Владения его перешли к брату, Ивану Андреевичу. После смерти бездетного И.А. Безбородко здесь жила его племянница, княгиня К. И. Лобанова-Ростовская, воспитывавшая сына Александра Григорьевича Кушелева. В 1816 г. к его фамилии добавилась фамилия Безбородко. С тех пор он стал графом Кушелевым-Безбородко, а усадьба приобрела известное ныне название - дача Кушелева-Безбородко.


Граф Александр Григорьевич Кушелёв-Безбородко, меценат, почётный член Петербургской Академии наук, постоянно следил за всем, что появлялось замечательного в области науки и литературы.


А.Г.Кушелев-Безбородко, Государственный контролёр Российской империи; портрет кисти Франца Крюгера (1851 г.)



План усадьбы; эскиз Дж.Кваренги

Именно при Александре Григорьевиче усадьба Полюстрово стала знаменита как лечебный курорт. В 1840-1850 гг. здесь существовал популярный курзал полюстровских минеральных вод. Для исследования воды граф приглашал известных медиков, аптекарей, которые в разное время дали положительные отзывы. Аптекарь Фишер на одном из участков, сдаваемых графом в аренду, открыл купальни с комнатами для проживающих.



«Вид на Неву и Смольный монастырь от ограды дачи Кушелевых-Безбородко»; неизвестный художник сер. 19 в.

Следующим владельцем Полюстрово в 1855 — 1870 гг. был литератор и меценат граф Григорий Александрович Кушелев — Безбородко.
На его даче бывали А. Н. Радищев, Н. Н. Новиков, Д. И. Фонвизин. А на его средства издавались книги стихов А. Н. Майкова, первое собрание сочинений А. Н. Островского, сочинения Л. А. Мея. В 1861 г. он посетил в Лондоне А. И. Герцена, а в 1863 г. внес значительный вклад в «Общий фонд», созданный для помощи нуждающимся молодым эмигрантам.


Граф Григорий Александрович Кушелев-Безбородко (1832—1870), статский советник; фотография 1856 г.

Произведения самого Г.А. Кушелева-Безбородко публиковались и в журналах, и отдельными изданиями. В 1857 г. в Петербурге под псевдонимом Грицко Григоренко вышли его «очерки и рассказы», также были изданы в двух томах «Очерки, рассказы и путевые заметки».
В 1858 г. Г.А. Кушелев-Безбородко пригласил Александра Дюма — отца совершить путешествие по России и принимал его на своей даче в Полюстрове. С французским писателем он познакомился в Париже. Дюма давно испытывал интерес к России, но приехал сюда только после смерти Николая Первого.
Император не мог простить Дюма написания романа «Записки учителя фехтования», героями которого под вымышленными именами стали декабрист И. А. Анненков и француженка Полина Гебль, последовавшая за ним в сибирскую ссылку.

«Мы остановились перед большой виллой, два крыла которой полукругом отходили от главного корпуса. На ступеньках подъезда выстроились слуги графа в парадных ливреях. Граф и графиня вышли из кареты, и началось целование рук. Потом поднялись по лестнице на второй этаж в церковь. Как граф и графиня переступили порог, началась обедня в честь «благополучного возвращения», которую достопочтенному священнику хватило ума не затягивать. По окончании все обнялись, невзирая на ранги, и по распоряжению графа нас проводили каждого в свое помещение. Мои апартаменты были устроены на первом этаже и выходили в сад. Они примыкали к большому прекрасному залу, используемому как театр, и состояли из прихожей, маленького салона, бильярдной, спальни для Муане (художника и переводчика, сопровождавшего Дюма в поездке по России) и меня. После завтрака я отправился на балкон. Передо мной открылся чудесный вид - к реке от набережной спускаются большие гранитные лестницы, над которыми воздвигнут шест футов пятьдесят высотой. На вершине шеста развевается знамя с графским гербом. Это - пристань графа, куда ступила Великая Екатерина, когда оказала милость Безбородко и приняла участие в празднике, устроенном в ее честь» (из писем и воспоминаний А.Дюма-отца)

Г. А. Кушелев-Безбородко был крупным благотворителем, членом Императорского человеколюбивого общества, содержал Дом призрения пожилых женщин на Охте (позже названный его именем), помогал другим учреждениям.



Попечители и призреваемые у здания Дома призрения престарелых бедных женщин в память графа Г. А. Кушелева-Безбородко и К. К. Злобина (второго крупного жертвователя) Императорского человеколюбивого общества (Малоохтинской богадельни); 1913 г., фотоателье К. К. Буллы

Вместе с тем, граф был большой чудак, в окружении которого находилось место разным случайным людям.

«Странный вид имел в то время этот дом, или, скорее, общество, которое в нем находилось. Оно придавало ему характер караван-сарая, или, скорее, большой гостиницы для приезжающих. Сюда по старой памяти являлись родственники и рядом с ними сброд чужестранных и русских пришлецов, игроков, мелких журналистов, их жен, приятелей и т.д. Все это размещалось по разным отделениям обширного, когда-то барского дома, жило, ело, пило, играло в карты, предпринимало прогулки в экипажах графа, нимало не стесняясь хозяином, который, по бесконечной слабости характера и от части болезненности, ни во что не вмешивался, предоставляя каждому свободу делать что угодно». Д.В. Григорович «Литературные воспоминания».

Последний представитель богатейшего рода скончался в 1870 г. в возрасте 38 лет. Источники он завещал своим крестьянам. Имение унаследовала его сестра Л. А. Мусина-Пушкина, которая сдавала дачу в аренду.


Портрет Любови Александровны Мусиной -Пушкиной, урождённой Кушелевой (1833 - 1913 гг.), фрейлины, статс-дамы, кисти Карла Иоганна Лаша (1856 г.)

В 1873 г. имение разделили на участки, и часть из них была куплена, в том числе для постройки фабрик.
За год до смерти графа пожар уничтожил значительную часть курорта, который уже не восстанавливался. И пейзажный парк, окружающий дачу постепенно сокращался, так как на его территории строились различные промышленные предприятия. Здесь стал работать пивной завод «Новая Бавария», ныне известный как выпускающее Советское шампанское ЗАО «Игристые вина».

Елизаветинская община

Многим православным людям великая княгиня Елизавета Федоровна известна как основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, но малоизвестным фактом ее биографии является то, что по ее инициативе 9 декабря 1896 г. была основана община сестер милосердия в Санкт-Петербурге. По распоряжению императрицы Марии Федоровны община была названа Елизаветинской.


В 1896 г. заброшенное здание усадьбы Безбородко и часть парка площадью в 9 гектар перешли в собственность Общества Красного Креста: были выкуплены для общины на средства Императорской семьи.



Фото начала 20 в.

На первом этаже главного здания разместились амбулатория и кухня, на втором комнаты сестер милосердия и квартира начальницы общины. На третьем этаже были комнаты испытуемых, которые жили по несколько человек вместе.
В особняке также разместились аптека и квартиры служащих, а за домом в бывшем графском парке началось строительство хирургических и лечебных павильонов, дома причта и сестер милосердия. Все здания были снабжены крестами на фасадах - символикой Красного Креста



Современный отреставрированный вид одного из этих зданий

Несколько фрейлин великой княгини Елизаветы Федоровны приняли участие в деятельности общины. Первой настоятельницей была баронесса А. А. фон Дрейлинг. Одним из организаторов Елизаветинской общины являлась княгиня М. С. Голицына. По инициативе Елизаветы Федоровны в 1898 г. был создан Комитет для усиления средств общины, председательницей правления которого стала фрейлина М. А. Васильчикова. Комитет включал в себя жертвователей без различия сословий и вероисповеданий. Почетным членом этого комитета состоял отец Иоанн Кронштадтский. В Таврическом дворце в 1901 г. Комитету было предоставлено помещение, на освящении которого присутствовала Елизавета Федоровна. Именно деятельность Комитета позволила общине выстроить в саду за главным зданием новые больничные корпуса и храм.



Великая княгиня Елизавета Федоровна, в иночестве Марфа; фото после 1909 г.

«Дальнейшее существование общины без храма Божия немыслимо: он необходим сестрам для укрепления их в подвиге служения страждущим, и только тогда я сочту создание общины готовым, когда раздастся благовест с колокольни храма» (из рескрипта великой княгини Елизаветы Федоровны от 26 августа 1900 г. на имя председательницы комитета правления фрейлине М. А. Васильчиковой)

В парке за главным зданием по проекту архитектора Н. Ф. Пащенко была построена церковь во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Церковь освятил Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) 14 июня 1901 г. в присутствии Елизаветы Федоровны.


Церковь во имя вмч. Пантелеимона при Елизаветинской общине сестер милосердия (фото 1900-х гг.)

Храм имел форму базилики с тремя золочеными главками, фасад украшали красные кресты.
Красные кресты украшали также все решетки в храме. Иконостас из искусственного мрамора выполнил М. М. Попов, иконы написал академик А. В. Троицкий.


После революции храм стал приходским. В 1918 г. освятили придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости».

Елизавета Федоровна управляла этой общиной из Москвы. Но, несмотря на это, все важнейшие события происходили не без ее участия. Она присутствовала на освящении всех новых зданий строившихся в общине, принимала доклады правления общины, писала распоряжения. Управление именно этой общиной было для Елизаветы Федоровны важным опытом, предшествовавшим созданию Марфо-Мариинской обители. Она не забывала созданную ею Елизаветинскую общину и тогда, когда уже была настоятельницей Марфо-Мариинской Обители Милосердия.
Источником средств для общины служили доходы от благотворительных балов и лотерей, а также пожертвования, за которые выдавались памятные жетоны.


Такие жетоны выдавались тем, кто единовременно внес не менее 10 рублей, а также способствовавшим деятельности общины личным трудом

Елизаветинская община была одной из немногих, при которой существовало детское и гинекологическое отделения; другие общины преимущественно ориентировались на помощь раненым воинам. Елизавета Федоровна считала, что сестры милосердия должны уметь оказывать медицинскую помощь и женщинам и детям. Кроме амбулаторного приема сестры осуществляли уход за больными и в Мариинской барачной лечебнице (какая находилась на содержании общины), и главным врачом которой являлся С.С. Боткин.



Карета у входа в усадебный дом; фото 1910 гг.

Елизаветинская община сестер милосердия являлась одним из немногих медицинских учреждений для 50-тысячного населения полюстровского рабочего предместья. Главным образом здесь осуществлялся амбулаторный прием. Так, количество посещений хирургического отделения больницы Общины в 1900 г. достигло 11 тысяч. Хирургическое отделение наполнялось больными без выбора - то есть, как говорилось в отчете Общины: «несть Эллин и Иудей».
Рабочий день сестры Елизаветинской общины начинался в 8 часов утра и продолжался до 8 часов вечера. Единственный час, отпущенный для отдыха, - с 4 до 5 часов дня: «В 4 часа сестры пьют чай, до 5 часов отдыхают, а после 5 до 7 слушают теоретические курсы по медицине, производят спевки и т. д.» (из отчёта Общины).

Амбулаторный прием продолжался с 13 до 16 часов пополудни. К 1904 г. в связи с большим наплывом посетителей прием продолжался до 17, 18 и даже 19 часов, лишая сестер даже небольшого отдыха. Приходили жители окрестных деревень, в том числе финны. В летнее время деятельность Общины сокращалась - производился ремонт помещений. В течение года сестры иногда посылались в частные дома на дежурство или для перевязок, массажа, физиотерапии (электризации, как тогда говорили), трудились во время эпидемий.


Группа братьев милосердия у входа в здание Елизаветинской общины; 1912 г., фото Карла Буллы

Во время русско-японской войны сёстры общины и санитары - братья милосердия, будучи в харбинском госпитале-лазарете, принимали участие в судьбе раненых.



На русско-японскую войну от общины отправилось 6 врачей, 40 сестер милосердия и 35 санитаров; в Харбине; фото 1904 г.

Ближайшая к общине улица получила название Елизаветинская улица - по названию общины. Точная дата закрытия Елизаветинской общины неизвестна.


До наших дней

После Октябрьской революции в корпусах общины находилась туберкулезная больница имени Карла Либнехта. А Община продолжала работать, но, как и у других сестричеств, у нее был отобран больничный комплекс. На базе Общины в 1920 г. была открыта Нормальная школа сестер им. Розы Люксембург. Храм закрыли 6 апреля 1923 году.После Великой Отечественной войны в храме находился родильный дом.
Дачу Кушелева-Безбородко до 2011года занимал противотуберкулёзный диспансер.
В 1959 -1960 гг. была произведена реставрация разрушенной в годы войны террасы-пристани, с воссозданием утраченных скульптур. При сооружении современной Свердловской набережной подземный ход к берегу Невы был уничтожен, вход из усадьбы замурован.


Один из четырех сфинксов на пристани. За решёткой - замурованный подземный ход, ведущий в усадьбу (на фото позади видна башенка и скат фронтона здания)


Знаменитая ограда с фигурами двадцати девяти сидящих львов была отреставрирована в 1999 году. После переезда туберкулёзного диспансера из усадьбы в новое здание, местные жители ожидали, что в здании разместится Дворец бракосочетаний. Но нет; несколько лет здание простояло закрытым, и ходили разные слухи о его дальнейшей судьбе.


В 2014 г. деятели культуры и представители украинской диаспоры Петербурга написали властям письмо с просьбой, в память о малороссийском происхождении владельца - графа Кушелева-Безбородко, а также в связи с ухудшением межгосударственных и межнациональных отношений, передать здание усадьбы под украинский культурный центр. Получили отказ.



Ныне здание сдано в аренду досуговому центр азербайджанской диаспоры Петербурга. Арендаторы первым делом (в начале января 2015 года) снесли четырёхэтажный дом причта при общине сестёр милосердия.



Снесенный дом причта Елизаветинской общины сестер милосердия; фото 2013 г.



Здание бывшей церкви вмч. Пантелеимона Целителя при Елизаветинской общине сестер милосердия; фото 2009 г.


Старый дуб в саду дачи Безбородко; фото 2013 г.

Адрес: Санкт-Петербург, Свердловская набережная, 40.

Использованы материалы сайтов: saint-petersburg.ru; citywalls.ru; mikle1.livejournal.com; rusarchives.ru; encblago.lfond.spb.ru; blagotvoritelnost-spb.ru; sestr-elizaveta.narod.ru; kabinet-auktion.com; blagotvoritelnost-spb.ru; babs71.livejournal.com. miloserdie.ru/article/dom-so-lvami/

Бывшая дача графа Н.А. Кушелевых-Безбородко - Елизаветинская община сестер милосердия - Межрайонный противотуберкулезный диспансер № 5 (Калининского и Красногвардейского районов).

В 1770 г. участок был пожалован тайному советнику Григорию Николаевичу Теплову. В 1777 г. на берегу Невы был построен трехэтажный дом с башенками по проекту неизвестного архитектора, некоторые источники предполагают авторство В. И. Баженова. В 1779 г. после смерти Теплова, его наследники продали дом екатерининскому вельможе Александру Андреевичу Безбородко.
При нем усадебный дом был расширен и перестроен, В переделке принимали участие архитекторы Дж. Кваренги и Н. А. Львов. Усадьба в классическом стиле имела традиционный для того времени вид: основной корпус поставлен в глубине участка, а изогнутые галереи связывают его с расположенными по сторонам симметричными флигелями. Трехэтажную среднюю часть фланкируют круглые башни с вышками-бельведерами.
Сад, находящийся перед домом, от дороги отделила ограда с 29 скульптурами сидящих львов, поддерживающих цепи.
Граф Безбородко, незадолго до смерти получивший титул князя, скончался в 1799 г., просив употребить его состояние на богоугодные дела, владение его перешло брату Илье Андреевичу.
И. А. Безбородко умер в 1815 г., не успев исполнить завещание. Состояние перешло к его дочерям, одна их которых была замужем за графом Кушелевым. Ввиду прекращения мужской линии Безбородко, фамилия по указу Александра I перешла старшему в роду Кушелевых Александру Григорьевичу, который стал именоваться Кушелевым-Безбородко.

В годы его владения усадьба процветала, как дачное и курортное место. Для исследования воды граф приглашал известных медиков, аптекарей, которые в разное время дали положительные отзывы. Аптекарь Фишер на одном из участков, сдаваемых графом в аренду открыл купальни с комнатами для проживающих.
В 1855 г. А. Г. Кушелев-Безбородко скончался, а дачу унаследовал Г. А. Кушелев-Безбородко, выпускник Лицея, издатель журнала «Русское слово», почетный член многих европейских шахматных клубов. Графа посещали Л. Мей, А. Григорьев, А. Ф. Писемский, В. В. Крестовский. На даче графа гостил Александр Дюма-отец.
Г. А. Кушелев-Безбородко был крупным благотворителем, членом Императорского человеколюбивого общества, содержал Дом призрения пожилых женщин на Охте, помогал другим учреждениям.

В 1868 г. пожар уничтожил значительную часть курорта, который уже не восстанавливался. Вскоре после пожара, в 1870 г. скончался и граф, завешал источники своим крестьянам. После смерти графа имение унаследовала его сестра Л. А. Мусина-Пушкина, которая сдавала дачу в аренду.
В 1873 г. имение разделили на участки, часть из них была куплена, в том числе для постройки фабрик.
В 1896 г. здание и часть парка площадью свыше 9 гектаров перешли в собственность Общества Красного Креста, здесь разместилась Елизаветинская община сестер милосердия. На территории парка были построены каменные больничные бараки, а в главном корпусе размешены аптека, амбулатория и квартиры для служащих. Для общины была построена церковь св. Пантелеймона.
В настоящее время в здании размещается межрайонный противотуберкулезный диспансер.
www.citywalls.ru/house8366.html

О том, что туберкулёзный диспансер № 5 планируют перевести, стало известно в начале 2010 года. В ноябре того же года вышло постановление правительства Петербурга о «приспособлении здания к современному использованию».

Инвестдоговор был заключён с ООО «Монолит», срок окончания работ был установлен в 25 месяцев со дня заключения договора. В бывшей усадьбе должны открыть «культурно-деловой центр».

Для тубдиспансера строят новое шестиэтажное здание на Бестужевской улице, 42. Из-за банкротства подрядчика ООО «Восточно-европейская строительная компания» осенью 2011 года работы на объекте останавливались. В конце 2012 года работы находятся на завершающей стадии.

Возведение нового здания для перевода противотуберкулёзного диспансера № 5 планируется завершить в 2013 году. Пока объект не достроен, диспансер находится на Свердловской набережной, 40. Инвестором по реконструкции дачи Кушелева-Безбородко по-прежнему выступает «Монолит».

1. С Феодосийской улицы выхожу на набережную. Где-то в самом конце улицы припарковал автомобиль. Почему авто? Потому что район этот в транспортном плане проклятый, самый практичный способ добраться сюда - на собственных колесах.

2. Длинная бетонная "коробка" - один из корпусов Ленинградского Металлического завода. Несколько лет назад считал здание уродом, но сейчас как-то "привык" к нему, нахожу даже некую красоту в его гигантских размерах и предельной лаконичности.

3. По другую сторону Феодосийской улицы расположилось еще одно промышленное предприятие. Какое именно, помогут распознать чугунные решетки.

4. Посмотрим поближе... Виноград! А за забором завод "Игристые вина", многолетний поставщик Советского и прочих видов типа шампанского на новогодние столы.

5. Там же находится фирменный магазин. А еще в кадр попал типичный представитель питерской фауны (или все таки флоры?) - Гений Парковки Обыкновенный.

6. Ну да Бог с ними, с автомобилистами. Мы подошли к цели! Левое крыло тоже аккуратно прикрыто зеленой сеточкой. Будь я более расторопен, мог бы сделать пост еще до ее появления. Ну, вы знаете, как это бывает, между идее и реализацией то и дело вклиниваются всякие важные дела, типа там полежать на диване, пофлудить в комментариях, написать пост про котиков... Впрочем, я отвлекся.

7. Мы подошли к бывшей даче графа Н.А. Кушелевых-Безбородко. Сходу в глаза бросаются львы, стерегущие здание. Их там 29 штук, все как на подбор. Только вот зачем цепь жуют?

8. Началось все в 1770 году. Участок земли на этом месте получил тайный советник Григорий Николаевич Теплов. В 1773-1777 гг. на набережной была сооружена двухъярусная парадная терраса-пристань. По обе стороны от пристани располагались пушки для сигналов и салютов. Боковые лестницы и грот пристани были облицованы гранитом, а терраса декорирована четырьмя скульптурами , одна пара на верхней площадке, другая на нижней, и вазами. А в 1777 году здесь был построен трехэтажный дом с башенками по проекту неизвестного архитектора. Похоже, сейчас перед нами глубоко модифицированная версия того самого домика.

9. В 1779 г. после смерти Теплова, его наследники продали дом екатерининскому вельможе Александру Андреевичу Безбородко. При нем усадебный дом был расширен и перестроен, В переделке принимали участие архитекторы Дж. Кваренги и Н. А. Львов. Усадьба в классическом стиле имела традиционный для того времени вид: основной корпус поставлен в глубине участка, а изогнутые галереи связывают его с расположенными по сторонам симметричными флигелями. Трехэтажную среднюю часть фланкируют круглые башни с вышками-бельведерами.

10. Граф Безбородко, незадолго до смерти получивший титул князя, скончался в 1799 г., просив употребить его состояние на богоугодные дела, владение его перешло брату Илье Андреевичу. И. А. Безбородко умер в 1815 г., не успев исполнить завещание. Не похоже, чтобы он уж слишком сильно спешил избавится от особняка:-)

11. Состояние перешло к его дочерям, одна их которых была замужем за графом Кушелевым. Ввиду прекращения мужской линии Безбородко, фамилия по указу Александра I перешла старшему в роду Кушелевых Александру Григорьевичу, который стал именоваться Кушелевым-Безбородко. С этого момента про благотворительность все уже окончательно забыли, новый хозяин стал развивать дачу, как лечебно профилактический курорт. У него были для этого предпосылки, вода с источников-прудов Полюстрово, находящихся рядом, была известна своими чудесными качествами за много лет до постройки дачи. Курорт. прадва, до наших дней не дошел, сгорел в 1868 г., восстанавливать не стали. Позже участки дачи стали сдавать в аренду, а в 1873 г. имение вообще разделили на участки, часть из них была куплена, в том числе для постройки фабрик.

12. В 1896 г. здание и часть парка площадью свыше 9 гектаров перешли в собственность Общества Красного Креста, здесь разместилась Елизаветинская община сестер милосердия. На территории парка были построены каменные больничные бараки (на фото ниже один из них), а в главном корпусе размешены аптека, амбулатория и квартиры для служащих. Для общины была построена церковь св. Пантелеймона. Церковь на территории тоже нашел, купола с нее сняли при советской власти, поэтому узнать ее непросто.
В настоящее время в здании размещается межрайонный противотуберкулезный диспансер.

13. Аллея за дачей. Видно, что реконструкция пристроек здесь идет полным ходом!

14. Еще один корпус. Если я правильно понял технологию, внешние стены снесли и делают заново "под старину", внутренние оставили. Что касается главного здания дачи, то видел в сети тревожную информацию, что его вроде бы собирались снести, но потом то ли передумали, то ли деньги кончились. Будем надеяться, что "реконструкция" в случае с дачей будет более деликатной...

15. Ну а мы оставим дачу, пойдем посмотрим, что еще интересного есть рядом. Рядом есть бизнес-центр "Бенуа". примечателен он несколькими моментами.

16. Во-первых, тут живет Санкт-Петербургское отделение компании "Яндекс". Если вдруг кто из читателей пользуется в Интернете только вконтактом и живым журналом скажу, что это крутые пацаны, которые делают крутые вебсервисы, типа фотохостинга, на котором лежат мои фотографии:-). Во-вторых, по какому-то странному стечению обстоятельств этот БЦ считается чуть-ли не самым крутым в Петербурге. Как можно быть крутым БЦ и находится в токой ж**е, мне не очень понятно. но арендодателям виднее. В третьих, что вообще самое удивительное, кто-то считает его красивым! Мне этот балаган из разноцветных человечков не нравится совсем...

17. Напротив БЦ сохранился удивительный артефакт из XIX века, Водонапорная башня Охтинской бумагопрядильной мануфактуры. Мануфактуру давно снесли, а башенку пожалели, теперь вокруг нее строят элитную недвижимость.

18. Оставляем в покое башню, тем более что из-за забора к ней близко не подойти и не обфотографировать как следует. Выходим на набережную... Промышленная архитектура XIX и XX веков во всей красе! Ближе к нам - корпуса "Ленинградского металлического", после красно-белой вышки - трубы и корпус "Красного Выборжца", за ним - Машиностроительный завод "Феникс" (он же - Станкостроительный завод им. Свердлова).

Со Свердловской набережной мы на этом закончим. В выходные расскажу вам про сокровища. обнаруженные на Октябрьской набережной!
Спасибо за внимание, лайки. репосты и ретвиты:-).

В продолжение предыдущего комментария - отрывок из воспоминаний художника А.Н.Бенуа: Александр Бенуа. Мои воспоминания. М., "Наука", 1980, с. 311-318. (Эту книгу легко найти в интернете. Я скачал ее на электронную книгу и как раз сейчас читаю.)

А.Н.Бенуа (1870 - 1960) в детстве видел этот парк, еще почти не разрушенный. Текст длинный, но, как мне кажется, интересный.

"Должно быть, желание быть поближе к своей старшей дочери [Камилле, сестре А.Н.Бенуа - S.P.] , ожидавшей рождения второго ребенка, а также необходимость для папы [архитектор Н.Л.Бенуа - S.P.] часто бывать на постройке колокольни при церкви на Католическом кладбище (на Выборгской стороне) побудили моих родителей летом 1877 г. поселиться на Кушелевке. Здесь уже второй год жила сестра Камишенька со своим Матом [Мэтью (Матвей Яковлевич) Эдвардс - предприниматель, муж Камиллы - S.P.] и с первенцем Джомми. Кушелевкой называлась дача под Петербургом графов Кушелевых-Безбородко, расположенная не доезжая Охты, по набережной Невы. <…>.

В 50-х годах XÍX в. пышный и расточительный граф Кушелев мог еще, не рискуя ударить в грязь лицом, дать во дворце своего предка — знаменитого канцлера, пристанище "самому" Александру Дюма-отцу, и в эти годы на Кушелевке протекала роскошная, полная барских прихотей жизнь. Но с тех пор под боком у парка выросла па Охте английская бумагопрядильная фабрика, и одно ее красное здание, с трубой, выбрасывающей клубы черного дыма, и с ее непрестанным шумом, совершенно изменило характер всей округи. Кроме того, пробудившаяся страсть к наживе посредством продажи земельных участков толкнула и наследника графов Кушелевых, графа Мусина-Пушкина, расстаться с некоторой частью своей усадьбы, и как раз в 1875 г. было построено на одном из таких участков (в двух шагах от дворца) другое, не менее грандиозное, нежели бумагопрядильная фабрика, здание — Славянский пивоваренный завод, тоже с трубой, с дымом и со своими своеобразными шумами.

Склонностью графа Мусина-Пушкина "реализировать" свои земли воспользовался и мой дядя Сезар Кавос [архитектор Ц.А.Кавос (младший) - дядя А.Н.Бенуа - S.P.] - человек и сам по себе предприимчивый, а тут еще подпавший под влияние нового члена нашей семьи, мужа моей сестры Камиллы М. Я. Эдвардса, уговорившего дядю вложить некоторый капитал в канатную фабрику. Под это предприятие и был дядей приобретен еще один значительный кусок парка, и в 1876 г. было там заложено первое здание завода, выросшего затем в течение нескольких лет в целый фабричный поселок.

Обе фабрики, пивоваренная и бумагопрядильная, расположенные на берегу Невы, теснили с двух боков усадьбу, созданную для досугов екатерининского вельможи, тем не менее в 1877 г. и дворец, построенный Кваренги, и гранитная пристань, спускавшаяся монументальными лестницами до самой Невы, а также и многие постройки, разбросанные по парку, были еще в целости. Несколько комнат во дворце снимали в первое время после замужества Эдвардсы, и я помню ту пустую, отделанную под гладкий мрамор залу, в которой под огромной люстрой в полной диспропорции ежился их маленький круглый обеденный стол. Вход к сестре был из сада, но не через дверь, а через окно, к которому приходилось подыматься по чугунной, пристроенной к фасаду лестничке, тогда как из сеней дворца не было хода в их выкроенную из парадных апартаментов квартиру. Эдвардсы прожили там лишь год с небольшим, а затем переехали в домик, стоявший неподалеку в парке и, наконец, поселились в специально построенном доме уже в непосредственном соседстве с канатным заводом.

<…>

На Кушелевке мы жили в 1877, 1878 гг. и затем еще в 1882 г., и вот эти три лета дали мне очень много. Разумеется, я тогда не мог вполне сознавать то, чему я был свидетелем, а именно, что на моих глазах происходило разложение остатков славного прошлого; но когда папочка бранил меркантильность графа Мусина-Пушкина, когда он с горечью вспоминал, какой Кушелевка была в дни его молодости, когда Лудвиги мне рассказывали про те празднества, которых они сами "совсем еще недавно" были свидетелями, когда другие старожилы сообщали подробности о том, какие в парке стояли статуи и вазы и как чисто содержались каналы, по которым скользили золоченые гондолы, то все это вызывало во мне смутную печаль, а то, что доживало свой век на прежних местах, пробуждало во мне род тревожного предчувствия, как бы и это все не погибло. Оно и погибло, но уже значительно позже.

За год до того, как мы поселились на Кушелевке, и как раз, когда строился Славянский завод (строителем которого был мой двоюродный брат Жюль Бенуа [архитектор Ю.Ю.Бенуа, двоюродный брат А.Н.Бенуа; в другом месте воспоминаний ему дана нелестная характеристика - несмотря на его профессию - как деловому человеку, напрочь лишенному чувства прекрасного; я лично все же сомневаюсь в ее справедливости - S.P.]), я в первый раз посетил Кушелевку, и в это первое мое посещение меня больше всего поразила Руина. Это была одна из тех затей, в которых, в предчувствии романтических веяний, уже в XVIII в., выразилась мечта о средневековье. Руина эта, построенная в дни Екатерины знаменитым Кваренги (изображение ее имеется в увраже, посвященном его творению), должна была представлять развалины замка, с "уцелевшей" круглой башней. О Кваренги я тогда не имел никакого понятия, о средневековье — весьма смутное и скорее "сказочное", зато я, как многие дети, был легко возбуждаем всем, что просто носило отпечаток таинственности. Не возьми меня тогда папа за руку, я бы ни за что не решился пройти мимо этих поверженных на землю грандиозных колонн и карнизов и взобраться по заплесневелым валким ступеням нескончаемой, как мне показалось, винтовой лестницы. Но с папой страх исчезал, а вид, открывавшийся с верхней площадки Руины, мне очень понравился. По ту сторону Невы, отражаясь в ней, сияли главы Смольного монастыря, на первом плане возвышалось внушительное здание Безбородкинского дворца, по другую сторону - сливался с далекими лесами парк, в котором белели павильоны и статуи. Там же, где готовилось сооружение пивоваренного завода, почва была вся разрыта для фундамента, лежали груды мусора, балки, доски, кирпичи. Естественно, что, когда мы в 1877 г. поселились на Кушелевке, я первым долгом попросился на Руину, но оказалось, что Руины больше нет; ее "пришлось снести" под какие-то сараи для пивных бочек и, мне кажется, что именно тогда я в первый раз понял (не зная самого слова) ужас художественных вандализмов. Я даже возненавидел своего кузена Жюля, по распоряжению которого совершился этот чудовищный поступок, погубивший то самое, что в памяти у меня осталось, как чудесный сон.

Наше поколение, заставшее еще массу пережитков прекрасной старины и оказавшееся в то же время свидетелем начавшейся систематической гибели этой старины под натиском новых жизненных условий (и теорий), не могло не воспитать во мне какую-то особую горечь при виде совершавшегося процесса, находившегося в связи со все большим измельчанием жизни. Все на свете подчинено закону гибели и смены. Все старое, отжившее и хотя бы распрекраснейшее должно в какой-то момент уступить место новому, вызванному жизненными потребностями и хотя бы уродливому. Но видеть, как распространяется такая гангрена и особенно присутствовать при том моменте, когда гангрена только еще чего-либо коснулась, когда обреченное тело в целом кажется еще здоровым и прекрасным, - видеть это доставляет ни с чем не сравнимое огорчение. Подобные ощущения чего-то бесконечно печального и жалкого, испытанные мной в детстве, оставили глубокий след на всю жизнь. Они, несомненно, предопределили мой исторический сентиментализм, а косвенно мои "кушелевские настроения" сыграли свою роль в образовании того культа прошлого, которому в начале XX в. со мной во главе отдавалась значительная группа художественных деятелей, ставящих себе целью убережение исторических и художественных ценностей. <…>.

Кушелевский парк, называвшийся также Безбородкинской дачей, занимал неправильный четырехугольник, тянувшийся одной стороной по Неве и уходивший в глубину, пожалуй, на целую версту. Почти посреди набережной стоял <…> летний дворец канцлера князя Александра Андреевича Безбородко <…>

В сад Безбородкинский дворец выходил террасой с перильцами кованого железа. Широкая липовая аллея, подходившая к самому садовому фасаду, была уставлена по обе стороны мраморными бюстами римских императоров; она доходила до моста, украшенного опять-таки львами, а конец этой аллеи упирался (с 1877 г.) в деревянный забор, отделявший участок завода «Нева» от остального парка. Слева от дворца, в саду под деревьями возвышалась грациозная беседка, так называемый "Кофейный дом", похожий на Турецкий павильон в Царском Селе. Внутри этот дом был расписан по желтому фону птицами и арабесками, но уже в 1877 г. он служил складом всякой рухляди и, глядя через щель в запертой двери, можно было различить внутри груды ломаных скульптур вперемежку со скамьями, столами, частями решеток и с садовыми инструментами. Еще более влево от дворца стояла до 1878 г, на довольно открытом месте помянутая Руина, назначение которой было служить "бельведером", а рядом находился построенный в стиле английской готики дом управляющего <…>. Около готического дома возвышалась простая триумфальная арка, через которую, как гласило предание, не раз въезжала на праздники, дававшиеся графом Безбородко, сама матушка Екатерина Великая. Вправо от дворца парк был замкнут со стороны набережной глухим дощатым забором с каменными столбами. Ближайшие к Охте ворота в нем и вели к дачному поселку, в котором жили и мы. Почти у самых ворот, рядом с небольшой двухэтажной желтой дачей сохранился гранитный пьедестал, на котором когда-то стояла ваза, каменная крышка которой все еще валялась тут же в траве; другая прекрасная ваза полированного гранита уцелела недалеко от завода моего зятя. Кубический домик с купольным прикрытием (типичный для Кваренги), рядом с нашей дачей, служил жилищем полуглухому дворнику Сысою и его сварливой старухе; по когда-то эта сторожка была баней-купальней, и сам Александр Дюма в ней парился.

Запущенная дорожка вела от ворот в глубину парка, изобиловавшего деревьями всевозможных пород. Столетние дубы, березы, липы, ели стояли то сплоченными рощами, то образовывали центр небольших полянок. Дорожка приводила к деревянному "китайскому" мостику, от китайского убора которого оставались лишь жалкие обломки. Однажды хрупкие перила этого мостика, на которые неосторожно облокотился кто-то из наших гостей, подломились, и он едва не сломал себе шею, упав в неглубокие воды канала. С тех пор ветхие узорчатые перила были заменены новыми, простыми, но прочными, да и весь мостик переделан на простейший лад.

За мостом возвышалась "горка", обязательная в каждом парке, она вся заросла кустами волчьих ягод <...> Еще через несколько шагов за изгибом канала открывался вид на главную диковину Кушелевского парка — на Кваренгиевскую ротонду, пожалуй, слишком колоссальную по месту, но являвшую собой образцовый памятник классической архитектуры. Ротонда состояла из невысокого гранитного основания и из восьми величественных колонн с пышными коринфскими капителями, поддерживавшими плоский купол, богато разукрашенный внутри лепными кессонами. Колонны были белые, крыша зеленая. Еще в 60-х годах эта монументальная беседка служила сенью для памятника Екатерины II в образе Кибелы, но в мое время статуи уже там не было, и говорили, будто ее граф Кушелев подарил государю. Не та ли это статуя, что стояла в царскосельском "Гроте"? Сама же ротонда Кваренги простояла, несмотря на отсутствие каких-либо ремонтов, в полной целости до 90-х годов, и только тогда она была продана на слом за грошовую сумму моей кузиной Соней Кавос, которой но наследству от отца принадлежала эта часть парка. [Примечание А.Н.Бенуа: " Я узнал недавно, что в момент продажи на слом ротонда представляла из себя развалину. Чудовищная буря, пронесшаяся над Петербургом, сорвала с нее крышу и повалила одну из колонн." ]

Она же лет через пятнадцать нанесла последний удар Кушелевке, продав свою землю по участкам, на которых вскоре выросли самые ординарные дома и домишки. Лишь кое-где уцелевшие среди них деревья и полузасохшие пруды продолжали напоминать о том, что когда-то здесь была расположена одна из самых великолепных барских усадеб.

Влево от ротонды был расположен славившийся когда-то, но постепенно совершенно запущенный фруктовый сад, от которого уцелели лишь несколько кустов одичавшей малины и крыжовника; далее, за главной аллеей у моста со львами открывался вид на первый большой пруд, в водах которого отражались два соединенных одной общей мраморной лестницей павильона. Эти постройки, стоящие уже на территории, принадлежавшей Славянскому заводу, напоминали петергофские Озерки.

Первый пруд соединялся посредством пролива со вторым, находившимся в полном владении моего зятя [Эдвардса - S.P.] и славившимся своими белыми и розовыми водяными лилиями. Здесь местами на берегах можно было различить остатки гранитных пристаней с терракотовыми скульптурами и здесь же стояла "ферма" — большая, выкрашенная в красный цвет постройка с круглой башней, похожая на ферму в Царском Селе. Рядом с ней по разбитым мраморным чашам и по уступам из пористого камня стекала ржавая вода, проведенная по прямому канальчику от железного источника деревни Полюстрово. Деревня эта тянулась "в глубь страны" приблизительно на версту по обеим сторонам помянутого канальчика, воды которого становились все краснее и краснее по мере приближения их к своему источнику. У самого же источника канал расширялся в виде "ковша", на берегу которого вытянулось длинное, выкрашенное в темно-красный цвет здание "Заведения минеральных вод", пользовавшегося значительной славой в 40-х и 50-х годах, но влачившего в наше время самое жалкое существование. В запущенном саду этого "Заведения" оставался от прежнего блеска один лишь киоск для музыки и какие-то покривившиеся бараки для лавочек, но уже в наши дни музыка никогда здесь не играла, а лавочки стояли заколоченными, из чего явствовало, что вера в целебность "железной воды" была поколеблена. Соответственно с этим дачи в Полюстрово, когда-то населенные довольно зажиточными людьми, теперь снимались исключительно мелким людом. Прямо за деревней Полюстрово начинался лес, настоящий лес, куда мы ходили собирать чернику и грибы и в котором, говорили, водились волки и лисицы. С другой стороны Полюстрова открывался далекий простор полей и огородов, а вдали, у самой линии горизонта едва блистали купола церкви на Пороховых заводах."