Когда и где был построен парусник крузенштерн. "крузенштерн" - барк с легендарным прошлым

Как «Крузенштерн» утопил датский буксир August 11th, 2014

Парусное судно барк «Крузенштерн» утопил при выходе из датского порта Эсбьерг рейдовый буксир Diver Master, передает «Интерфакс» со ссылкой на источник в Балтийской государственной академии.

Инцидент произошел 4 августа, когда «Крузенштерн» покидал порт Эсбьерг. В помощь барку был выделен рейдовый буксир Diver Master, который вел парусник. В нужный момент на буксире не смогли отдать концы и «Крузенштерн» затянут небольшой буксир под воду, завалив его сначала на левый борт.

Вот как это выглядело …

При затоплении буксира его команда, состоявшая из трех человек, не пострадала. Полиция ведет расследование инцидента. «Крузенштерну» разрешили продолжить плавание. Администрация порта намерена уже на этой неделе поднять буксир.

Как отмечает издание, было заведено два конца, один отдался нормально, а второй заело. Diver Master лег на борт, а затем его притянуло к паруснику. В корпус начала поступать вода, и буксир затонул.

Экипаж из трех человек спасся — двух сняли с корпуса, одного извлекли уже из воды. Буксир затонул на глубине 10 метров, поднимать его придется администрации порта, возможен разлив топлива около трех тонн, ведется расследование.

В Балтийской государственной академии отмечают, что у представителей порта претензий к командованию барка нет. «Досадную оплошность, которая привела к затоплению буксира, совершил его экипаж. Он не смог освободиться от буксировочного канта, который застрял в специальном устройстве», — сказал собеседник агентства. По словам представителя академии, «буксир был опрокинут и затоплен буквально за 45 секунд. В этой ситуации датские моряки просто не успели ничего сделать».

А вот кому интересна история этого корабля:

Учебное парусное судно «Крузенште́рн» - четырёхмачтовый барк, назван именем известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (нем. Adam Johann von Krusenstern). Порт приписки судна - Калининград.

Известный немецкий судовладелец из Гамбурга, компания Фердинанда Лайеша, заказала в 1925 году на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной парусник – четырехмачтовый барк для Капгорновской линии. Меньше года ушло на постройку корпуса.

По давней традиции, названия судам, построенным для компании «F. Laeizs», давали женщины из большой семьи главы фирмы, и эти называния должны были начинаться на букву «Р». На этот раз столь высокая честь досталась дочери одного из судовладельцев, Эрика Ф. Лайеша, одиннадцатилетней Кристине Лайеш. Рука девочки не дрогнула, бутылка шампанского разбилась о кованый форштевень судна. Звонкий детский голосок произнес: «Называю тебя «Padua». Вряд ли кто мог тогда предполагать, что новому паруснику предназначена долгая и славная судьба.

«Падуа» вошла в десятку крупнейших парусников мира. Наибольшая ее длина – 114,5 м, ширина – 14,02м, осадка по конструктивную линию – 7,2 м, полное водоизмещение – 6400 тонн.

В свои четыре трюма с твиндеками судно могло брать 4000 тонн груза. Парусное вооружение «Падуа» было упрощенным. На палубе у мачт находились марсофальные, брамфальные и брасовые лебедки, вдоль бортов располагались ручные механические шпили для работы со шкотами нижних парусов. Все это позволяло меньшему экипажу справляться с огромной парусностью и тяжелым рангоутом. Общая площадь парусов, которую судно могла нести на 4-х мачтах высотой 56 метров, составляла от 3400 до 3800 кв. метров. Вес всего рангоута – 200 тонн. По всем данным, «Падуа» была классическим и, как окажется спустя годы, последним винджаммером – выжимателем ветра.

В первый рейс на «Падуа» капитаном был назначен Карл Шуберг. С 1926 по 1941 год парусник совершил в общей сложности семнадцать рейсов, пятнадцать из которых были трансокеанскими, — в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз огибал винджаммер мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов было перевезено в его трюмах. После окончания Второй мировой войны было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами: СССР, США и Англией.

В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» — в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей.

В 1959 – 1961 годах «Крузенштерн» прошел капитальный ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе.

После ремонта в течение пяти лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику военно-морских учебных заведений. Командовал парусником капитан 1 ранга Павел Васильевич Власов.

В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.

Начало очередного ремонта барка «Крузенштерн» на Кронштадтском морском заводе относится к 1968 году. Он проводился по правилам и под наблюдением Морского Регистра СССР.

В январе 1972 года произошла смена капитанов: П.В. Власов передал свои полномочия старшему помощнику Г.Г. Савченко-Осмоловскому. Затем капитаном судна был назначен Иван Григорьевич Шнейдер.

В 1977-1983 годах на «Крузенштерне» каждые 2-3 рейса менялись капитаны «Крузенштерна». И.Г. Шнейдер вышел на пенсию, его заменил бывший сослуживец по военной службе на ЭОС «Крузенштерн» Владимир Трофимович Роев. Затем на мостик заступил Владимир Александрович Толмасов. – моряк-парусник из Мурманска. В 1978 году капитаном судна был назначен Ян Ануфриевич Смелтерис, бывший военный моряк, который несколько лет прослужил на ЭОС «Крузенштерна» в одно время с И.Г. Шнейдером. Позже его сменил Алексей Борисович Перевозчиков.

В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в порту Таллин. Капитаном на «Крузенштерне» в это время был Геннадий Васильевич Коломенский.

В 1991 году совершилось, можно сказать, историческое событие для учебного четырехмачтового барка «Крузенштерн». Согласно приказу Министерства рыбного хозяйства № 113 от 25 марта 1991 года судно передавалось от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ) в Калининграде.

Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах.

Наибольшего успеха в между- народных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость - 17,4 узлов (32,4 км/час).

Уже в Советском Союзе барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П. В. Власова и Н. Т. Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море. С 1976 по 1984 годы капитаном судна был И. Г. Шнайдер, затем Г. В. Коломенский, затем Олег Константинович Седов. Сегодня капитан Новиков Михаил Вячеславович.

37 38 39 ..

ЧЕТЫРЕХМАЧТОВЫЙ БАРК «КРУЗЕНШТЕРН»

КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХМАЧТОВОГО БАРКА «КРУЗЕНШТЕРН»

Парусное вооружение, боковой вид и вид сверху парусника «Крузенштерн»

Корпус парусника черного цвета разделяет белая полоса, подчеркивающая линию палубы. Она прерывается штриховкой пушечных портов. Вначале так был окрашен «Седов», потом и «Крузенштерн».

Основные характеристики четырехмачтового барка «Крузенштерн»

Длина между перпендикулярами, м...........95,00

Ширина по миделю, м...............14,05

Высота борта, м..................................8,50

Осадка максимальная с килем, м........................7,40

Водоизмещение, т

При максимальной осадке............ 6250

Порожнем (построечное) ... .........1950

Дедвейт, т (построечный)............. 4300

Вместимость, per. т

Валовая (после модернизации)........... 3257

Чистая (построечная) .............. 2675

Число Брюса....................................3,28

Мощность вспомогательных дизелей, кВт. ... .... 2X588

Скорость, уз

Под парусами (максимальная практически достигнутая) 15,0

Под машинами в штиль..........................10,0

Экипаж, чел...................68

Число курсантов (после переоборудования)........208

Корпус судна стальной клепаный, имеет короткий полубак и удлиненный ют.

Нумерация шпангоутов (всего 150) ведется с кормы в нос. Величина шпации в корме (в районе 0-8-го шпангоутов) составляет 610, в остальной части

корпуса - 635 мм. На судне две непрерывные палубы: главная (палуба переборок) и нижняя (твиндечная) - и платформы над встроенными при его дооборудовании диптанками. В соответствии с исходным проектом на судне предусмотрен один сплошной грузовой трюм между форпиком и ахтерпиком, отделенный носовой и кормовой переборками; впоследствии были дополнительно установлены шесть переборок, в результате чего корпус ныне разделен на девять водонепроницаемых отсеков. Форштевень имеет типичную форму клипер-штевня, ахтерштевень стальной литой. Сечение наружного брускового киля 75X240 мм. Первоначально судно было трехостровным, в 1971 г. ют соединили со средней надстройкой. На верхней палубе юта расположены два световых люка камбуза. Позади первой грот-мачты установлена основная рулевая машинка со сдвоенным штурвалом. В районе 52-74-го шпангоутов расположена большая рубка, в которой размещены жилой комплекс каюты капитана и штурманская рубка, наверху - ходовой мостик. В диаметральной плоскости находятся световой люк и сходный трап машинного отделения, в самой оконечности ютовой палубы - радиорубка и запасной пост управления рулем.

Электропривод подключен через систему передач к существующему брашпилю, в остальном якорное устройство осталось без изменений: три становых якоря адмиралтейского типа по 3,25 т (им приданы цельнолитые якорь-цепи калибра 57 мм длиной по 250 м), один из них - запасной, хранящийся с левой стороны у полубака, стоп-анкер массой 1250 кг (хранится под полубаком) и верп массой 500 кг (на корме) способны обеспечить стоянку корабля в любых условиях. Якоря убираются на палубу полубака кат-балкой и кат-талями, где берутся на пертулинь и рустов по-походному.

Швартовное устройство обычное. Малые палубные шпили, используемые для шкотов и галсов нижних парусов, попарно расположены на ютовой палубе и на шкафуте, для швартовных операций же предусмотрены носовой и кормовой швартовные шпили.

Основной пост ручного рулевого управления расположен на палубе юта перед ходовым мостиком. Два посаженных на один вал штурвала (диаметр 1550 мм) изготовлены из тикового дерева. Механизм рулевой машинки состоит из простой системы шестеренных передач и цилиндра, на который наматываются концы стального штуртроса. Запасной пост рулевого управления системы Девиса установлен на верхней палубе юта, непосредственно над баллером руля.

Кормовая оконечность и гребной винт парусника «Крузенштерн» после переоборудования в 1961 г.

Палубные механизмы, облегчающие ручной труд моряков-парусников на современных винджаммерах: а - само-
тормозящаяся ручная марсафальная лебедка; б - шестеренная марса-и брам-фальная ручная лебедка; в - ручная брасовая лебедка; г - двухзаходный ручной шпиль; д - ручная фальшбортная лебедка для шкотов и галсов нижних парусов

Для гашения импульса удара волны в перо руля, передаваемого через штуртросы и механизм рулевой машинки на штурвал, имеется тормозное приспособление с ножными педалями. На рулевой тумбе имеется механический указатель положения руля.

Рангоут и такелаж «Крузенштерна» соответствуют ставшему международным стандарту вооружения четырехмачтового барка. В соответствии с системой, устано-. вившейся в нашей стране, мачты парусника имеют следующие наименования (от носа к корме): фок-мачта, первая грот-мачта, вторая грот-мачта, бизань-мачта. Все они, а также реи и бизань-гик выполнены клепаными из стали. Флагштоки на мачтах, верхний и нижний бизань-гафели деревянные со стальными оковками и погоном. Уклоны, в корму от вертикали: фок-мачты 3,5°, первой грот-мачты 4, второй грот-мачты 5, бизань-мачты 5,5°. Мачты со стеньгами сделаны в «одно дерево».

Интересно сравнить перечень и площади парусов этого судна с аналогичным перечнем парусов и характеристиками судна «Седов». Общая площадь парусов последнего заметно превышает площадь парусов первого: 4192 и 3631,6 м2 соответственно. Но относительные площади (отношение к полному водоизмещению) оказываются практически одинаковыми: 0,575 и 0,580 м2/т.

Площадь парусов, м2, четырехмачтового барка «Крузенштерн»
Бом-кливер......................................75,0

Кливер........................................71,4

Мидель-кливер....................................67,0

Фор-стень-стаксель................................55,1

Фок..........................................265,8

Нижний фор-марсель..............................155,0

Верхний фор-марсель..............................163,1

Нижний фор-брамсель..............................91,8

Верхний фор-брамсель..............................104,0

Фор-бом-брамсель................................80,6

Грот-стень-стаксель 1-го грота............125,0

Грот-брам-стаксель 1-го грота........................78,1

Первый грот......................................296,9

Нижний марсель 1-го грота.............155,0

Верхний марсель 1-го грота..........................163,1

Нижний брамсель 1-го грота..........................91,8

Верхний брамсель 1-го грота..........................104,0

Грот-бом-брамсель 1-го грота..........................80,6

Грот-стень-стаксель 2-го грота............125,0

Грот-брам-стаксель 2-го грота........................78,1

Второй грот......................................300,6

Нижний марсель 2-го грота.............155,0

Верхний марсель 2-го грота..........................163,1

Нижний брамсель 2-го грота..........................91,8

Верхний брамсель 2-го грота..........................104,0

Г рот-бом-брамсель 2-го грота..........................80,6

Апсель........................................96,4

Крюйс-стень-стаксель..............................65,3

Нижняя бизань..................................79,5

Верхняя бизань..................................44,1

Бизань-гоф-топсель................................64,2

Всего 3631,6

Перечень парусов «Крузенштерна» и «Седова» практически идентичны. У последнего на один косой парус, крюйс-брам-стаксель, меньше. Хотя при желании на «Крузенштерне» можно было бы подвязать этот парус на существующий крюйс-брам-штаг

В парусном судостроении давно выработана норма, проверенная многолетней морской практикой: длина самого верхнего рея, в данном случае бом-брам-рея, должна быть не более половины длины самого нижнего рея, в данном случае фока-рея или грота-рея. Оба судна построены на немецких верфях, на которых придерживались коэффициента 0,5 как нормы и допускались отступления лишь в меньшую сторону. Англичане же, придерживаясь в основном требуемой нормы, допускали некоторые незначительные отступления в сторону увеличения. Они мотивировали это возможностью «захватить» верхние слои ветра в тех случаях, когда на уровне палубы он очень слаб. Нетрудно понять, что такие суда с «перегруженной» парусностью в верхних ярусах становятся «беспокойными» для команды и наиболее опасны в шквальных ситуациях. На «Седове» и «Крузенштерне» эти коэффициенты равны 0,48 и 0,50 соответственно. Казалось бы, что «Седов» вправе рассчитывать на репутацию более спокойного судна, чем его собрат, но в действительности это не так. Оказывается, линейные размеры реев еще ничего не говорят. Существует другой, более точный и объективный критерий - сравнение по площадям. Сумма площадей трех бом-брамселей «Седова» и «Крузенштерна» составляет 270 и 241,8 м2 соответственно; сумма трех нижних парусов - 857 и 863,3м2. Следовательно, их отношения будут у «Седова» 0,31, а у «Крузенштерна» 0,28, разница как будто и невелика, но все же свидетельствует о том, что более спокойным судном можно считать все же «Крузенштерн». При более подробном рассмотрении причин такой метаморфозы заметим, что геометрия паруса бом-брамсель на судне «Седов» отличается от геометрии аналогичного паруса на «Крузенштерне», у первого этот парус примерно на 1 м длиннее по высоте.

Остается сравнить ветроэнерговооруженность обоих судов, неразлучных друзей и непримиримых соперников.

Не отвлекая читателя лишними подробностями, скажем, что число Брюса у «Седова» равно 3,32, а у «Крузенштерна» 3,28. Здесь напрашивается естественный вопрос, почему тогда пределы практически достигнутых скоростей составляют у «Седова» 14,6 уз, а у «Крузенштерна» 15 уз? Эти сведения неофициальные, однако испытывать недоверие к ним у нас нет оснований. Обратим внимание на то, что скорость «Седова» была зафиксирована, когда его капитан находился уже в солидном возрасте, а 15 уз «Крузенштерн» развил при более молодом капитане, еще свободном от чрезмерной осторожности, хотя к судам семидесятилетнего возраста надобно и относиться соответственно. К тому же, как свидетельствуют капитаны В. И. Нечаев, В. Т. Роев, плававшие на этих судах с 1960 по 1986 г., при совместном плавании не было случая, чтобы «Крузенштерн» опережал «Седова». Учтем это, но согласимся, что никакое число Брюса не измерит искусства моряков, обуреваемых гоночными страстями.

Сведения о рангоуте приведены в приложении 3.

Все это говорит о том, что для вождения таких судов нужны искусство и немалое умение. А это, безусловно, требует от ныне плавающих моряков творческого подхода к своим обязанностям и хорошей морской практики.

Крузенштерн (барк)

Крузенштерн
PADUA, переименован в 1945 году
Служба: Гамбург (1926-34)
Гамбург (1934-46)
Рига (1946-81), Таллинн (1981-91)
Калининград (1991-)
Класс и тип судна КМ-1
Тип парусного вооружения барк
Изготовитель Joh. C. Tecklenborg Werft (Бремерхафен)
Введен в эксплуатацию 20 августа 1926
Основные характеристики
Водоизмещение по летнюю ГВЛ 5805 т
Длина по верхней палубе 114,5 м
Ширина по мидельшпангоуту 14 м
Осадка 7 м
Дедвейт 1645 т
Скорость хода 17 узлов (ограничена руководством по вождению)
Экипаж 120 (курсантский состав) + экипаж и офицерский состав

«Крузенште́рн» - четырёхмачтовый барк , российское учебное парусное судно . Построено в 1926 в Бремене (Германия), при спуске названо Padua , в перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна . Порт приписки судна - Калининград . Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции .

Технические данные

  • Спуск на воду: 23 июня под именем Padua (Падуя), как последний четырёхмачтовый барк серии Flying-P-Liner
  • Верфь : Johann C. Tecklenborg в Везермюнде (Бремерхафен)
  • Заводской номер: S.408
  • Пароходство: Ф. Лайеш, серия «Летучий П-Лайнер»
  • Длина габаритная: 114,50 м
  • Ширина габаритная: 14,04 м
  • Осадка по летнюю ватерлинию: 6,27 м
  • Высота борта: 8,48 м
  • Площадь парусов: 3400 м²
  • Высота мачты: 55 м над палубой
  • Мощность двух двигателей: 1472 кВт
  • Скорость на парусах: 17 узлов
  • Скорость на двигателях: 10 узлов
  • Количество палуб: 5
  • Количество переборок: 7
  • Экипаж : 70 человек
  • Количество курсантов: 120 человек
  • Главный двигатель (к-во*кВт, марка): 2*736, 8NVD 48A-2U
  • Гребное устройство (к-во*тип): 2*Винт фиксированного шага, цельнолитой, четырёхлопастной
  • Рулевое устройство: перо руля
  • Вспомогательный дизель-генератор (к-во*марка): 4*MAN Nutzfahrzeuge AG, D 2866 LXE 30, выходная мощность ограничена 135 кВт из-за особенностей выхлопного тракта, установлены в 2*2005 и в 2*2009 годах

История

Барк Padua был заложен 24 июня 1925 на верфи «Иоганн Текленборг» в Геестемюнде (ныне Бремерхафен) под заводским номером S.408, оснастка установлена на верфи Blohm & Voss в Гамбурге . Освящен и спущен на воду 23 июня и 30 августа того же года под командованием капитана Карла Шуберга отправился в первое плавание.

Верфь Johann C. Tecklenborg получила данный заказ, так как она уже имела большой опыт постройки гигантских парусников. На её счету уже были оба пятимачтовика Potosi и Preußen , а также четырехмачтовые Placilla , Pisagua и Pangani .

«Падуя» принадлежала к знаменитой серии парусных судов, которые имели общее название «Летучий П-Лайнер» (Flying-P-Liner), имена всех судов этой серии начинались с «П»: «Паньяни» (Pangani), «Печили» (Petschili), «Памир» (Pamir), «Пассат» (Passat), «Померания» (Pommern), «Пекин» (Peking), «Потози» (Potosi), «Пруссия» (Preußen). Это серия судов была построена гамбургской пароходной компанией «Ф. Лайеш» (F. Laeisz). Все эти корабли носили голубой вымпел с инициалами фирмы FL. Корабли использовались на линии Европа - Чили , которую моряки называли на английский манер, своеобразно переведя инициалы фирмы, как Flying Liner. В это название добавили букву «P», так как названия всех судов этой серии начинались с этой буквы. Так образовалось название Flying-P-Liner («Летучий П-Лайнер»).

В настоящий момент из всей серии единственным остаётся в строю именно «Крузенштерн» . В 1946 году , после Второй мировой войны , барк «Падуя» перешел к Советскому Союзу в качестве репарации и получил своё нынешнее имя - «Крузенштерн» .

«Крузенштерн» относится к так называемым «винджаммерам ». Название «винджаммер» происходит от английского «to jam the wind», что в переводе означает «выжимать ветер», в том смысле, что парусники этой серии были самыми быстроходными, они как бы выжимали всю скорость из ветра.

Во время рейсов в Южную Америку и в Австралию судно установило рекорды скорости рейса: из Гамбурга до чилийского порта Талькауано , вокруг мыса Горн , за 87 суток , и обратно за 94 суток. Рейс из Гамбурга до Порт-Линкольна (Австралия) в -1934 годах - за 67 суток.

В 1926 году капитаном «Падуи» был Карл Шуберг (нем. Carl Schuhberg ). В / годах «Падуя» под командованием капитана Рихарда Вендта (нем. Richard Wendt ) совершила рекордное по скорости плавание по маршруту Гамбург - Чили - Австралия - Гамбург за 8 месяцев и 23 суток. Под командованием капитана Юргена Юрса (нем. Jürgen Jürs ) барк «Падуя» четыре раза обогнул мыс Горн. Юрген Юрс умер в день передачи судна Советскому Союзу.

В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» - в честь русского адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна , руководителя первой кругосветной экспедиции 1803-1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей.

После закончившегося в 1961 году капитального ремонта в течение пяти лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику курсантов военно-морских учебных заведений.

В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.

«Крузенштерн» в Бремерхафене в 2005 году

В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в городе Таллин (ЭССР).

В 1991 году, согласно приказу Министерства рыбного хозяйства судно передавалось от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ) в Калининграде.

Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах . Наибольшего успеха в международных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки . «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля . Во время этой гонки он развил рекордную скорость - 17,4 узлов (32,4 км/час).

Уже в Советском Союзе барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П. В. Власова и Н. Т. Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море .

Капитаны

Капитаны «Падуи»

  • Карл Шуберг (Carl Schuberg) - авг.1926 - янв.1928
  • Герман Пиниг (Hermann Pienig) апр.1928 - окт 1930
  • Роберт Клаус (Robert Clauß) дек.1930 - фев.1932; окт.1935 - май 1937
  • Юрген Юрс (Jürgen Jürs) окт.1933 - май 1935; май 1937 - май 1938
  • Рихард Вендт (Richard Wendt) май 1938 - дек.1940
  • Отто Шоммартц (Otto Schommartz) апр.1941 - янв.1946

Капитаны «Крузенштерна»

  • П. В. Власов, 1961-1972
  • Г. Г. Савченко-Осмоловский
  • Н. Т. Шульга
  • И. Г. Шнейдер, 1976-1984
  • В. Т. Роев
  • В. А. Толмасов
  • Я. А. Семелтерис
  • А. Б. Перевозчиков
  • Г. В. Коломенский, 1983-1995
  • О. К. Седов, 1995-2007
  • М. В. Новиков, 2007 - по наст. время

Кругосветные путешествия и экспедиции

Первое кругосветное плавание 1995-1996 Второе кругосветное плавание 2005-2006

Было посвящено 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием И. Ф. Крузенштерна. Барк вышел в кругосветную экспедицию из Санкт-Петербурга 24 июня 2005 года . «Крузенштерн» принял участие в регате Tall Ships Race-2005, заходил в порты Санкт-Петербург, Ирландии, Англии, Испании, Португалии, Канарских островов, Уругвая, Аргентины, Мексики, Гавайских островов.

Международная трансатлантическая экспедиция 2009-2010

Была посвящена 65-летию победы в Великой Отечественной войне , 90-летию образования рыбной отрасли в России и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции. Во время экспедиции судно поучаствовало в трансатлантической регате Atlantic Challenge - 2009, посетило порты Испании, Бермудских островов, США, Канады, Исландии, Голландии, Германии, Бельгии, Панамы, Мексики, Венесуэлы и Кубы. 9 мая 2010 года, в день 65-й годовщины Победы, судно вернулось в родной Калининград. За кормой двух этапов плавания осталось около 39000 миль и 299 дней, треть маршрута была пройдена под парусами.

Призы

1974 Советские парусники «Крузенштерн» и «Товарищ» впервые приняли участие в международной парусной регате Op Sail-74 («Операция Парус-74») на Балтийском море. В гонке Копенгаген (Дания) - Гдыня (Польша) «Крузенштерн» завоевал 4-е место. Капитаном тогда был И. Г. Шнейдер. «Крузенштерн» был награжден серебряной моделью парусника Cutty Sark за наибольший вклад в развитие международного сотрудничества, взаимопонимания и дружбы между молодыми людьми разных стран мира. За всю тридцатилетнюю историю (1974-2003 г.г.) существования этой самой престижной награды для судов учебно-парусного флота «Крузенштерн» является единственным из советских и российских парусников обладателем приза «Cutty Sark».

1976 Барк «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате " Op Sail-76 «, посвященной 200- летию Декларации независимости США. В первой гонке Плимут (Англия) - Санта Круз де Тенерифе (Канарские острова) судно заняло 2- е место. В гонке через Атлантический океан от Санта Круз де Тенерифе до Бермудских островов барк занял 2- е место. В гонке по маршруту: Бермудские острова - Ньюпорт (США) судно было 9- м. Капитаном судна являлся И. Г. Шнейдер.

1978 Судно приняло участие в международной парусной регате Op Sail-78 в Северном море. В гонке Осло (Норвегия) - Гарвич (Англия) занял 1- ое место. Капитаном тогда был Я. А. Смелтерис

1980 Барк принял участие в международной парусной регате Op Sail-80 на Балтийском море. В гонке Киль(Германия) - Карлскруна (Швеция) занял 4-е место. Капитаном барка был А. Б. Перевозчиков.

1984 „Крузенштерн“ принял участие в крупных международных морских мероприятиях, посвященных 450 -летию плавания француза Жака Картье в Канаду, которые проходили в портах: Галифакс, Квебек, Альфред. В трансатлантической гонке на Мировой кубок портов Канады по маршруту Сидни (Новая Шотландия) - Ливерпуль (Англия) барк „Крузенштерн“ занял первое место в классе „А“ и по всему флоту. Капитаном тогда был Г. В. Коломенский

1986 Барк „Крузенштерн“ принял участие в международной парусной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1986 в Северном море. В гонке Ньюкасл (Англия)- Бремерхафен (Германия)- Ларвик (Норвегия) - Гетеборг (Швеция) судно заняло 1- е место. Капитаном судна был Г. В. Коломенский

1989 Парусник принял участие в международной парусной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1989 в Северном море. В гонке Лондон (Англия)- Гамбург (Германия) барк занял 2- е место. Капитан судна на тот момент - Г. В. Коломенский.

1990 Судно приняло участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships S Races-1990 В гонке от Бордо (Франция, Бискайский залив) до Зеебрюгге (Бельгия, Английский канал) судно заняло 2-е место. Капитаном судна был Г. В. Коломенский.

1992 „Крузенштерн“ принял участие в морском событии мирового масштаба - в Grand Regata Columbus-92 Quincentenary (Гранд Регата Колумбус 92- Пятисотлетие»), посвященном 500-летию плавания Колумба к берегам Америки. В рамках регаты проводилось несколько гонок. В первой гонке по маршруту Лиссабон (Португалия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3- е место среди судов класса А". В переходе через Атлантику по маршруту Кадис (Испания)- Канарские острова - Пуэрто-Рико (США) барк финишировал седьмым. В трансатлантической гонке Бостон (США) - Ливерпуль (Великобритания) судно заняло 1- е место. В этой гонке «Крузенштерн» достиг рекордной скорости за все время его эксплуатации с 1961 года - 17, 2 узла. Капитаном барка был Г. В. Коломенский.

1994 Судно приняло участие в международной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1994. В гонке Веймут (Англия, Английский канал)- Ла-Корунья (Испания, Бискайский залив) судно заняло 1- е место. Капитаном судна был Г. В. Коломенский

1995 Барк принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1995. В гонке Эдинбург (Шотландия)- Бремерхафен (Германия) судно заняло 1- е место. Капитаном тогда был Г. В. Коломенский.

1998 Барк «Крузенштерн» принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1998. В гонке Фалмут (Англия, Английский канал) - Лиссабон (Португалия, Атлантика) судно заняло 1- е место. В гонке Виго (Испания)- Дублин (Ирландия) барк занял 3- е место. Капитаном судна был О. К. Седов.

1999 Парусник принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1999. В гонке Сен-Мало (Франция) - Гринок (Шотландия) судно заняло 4- е место. В гонке Леруик (Шотландия, Шетландские острова) - Ольборг (Дания) барк занял 3-е место. Капитаном судна на тот момент был Г. В. Коломенский.

2000 «Крузенштерн» принял участие в международной трансатлантической регате Tall Ships Races-2000. В гонке Саутгемптон (Англия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место. В гонке через Атлантику по маршруту Кадис (Испания) - Бермудские острова судно заняло 3- е место. Капитаном судна был О. К. Седов. В трансатлантическом переходе Галифакс (Канада) - Амстердам (Нидерланды) барк занял 1 - е место. Капитаном барка был Г. В. Коломенский.

В кино

См. также

Всегда паруса “Крузенштерна” шумят над моей головой

«Крузенштерн» – четырехмачтовый барк, «винджаммер», последний из «Летающих П» , сейчас – российское учебное парусное судно с портом приписки Калининград.

«Крузенштерн» – самая настоящая живая легенда, огромный великолепный парусник, один из самых больших в мире, глядя на который, просто захватывает дух даже у человека, далекого от морских премудростей. Но, кроме этого, «Крузенштерн» знаменит еще и тем, что он до сих пор на ходу. Несмотря на свою почти вековую историю, он до сих пор совершает продолжительные рейсы с курсантами по морям и океанам, на его счету не только трансатлантические рейсы, но и не одна кругосветка.


барк “Падуя”

Судно было построено в 1925-1926 годах и спущено на воду 23 июня 1926 года в Германии (в городе Геестемюнде, сейчас Бременхафен) и называлось «Падуя» (Padua). Хозяином барка «Падуя» был немец по фамилии Лайеш (F. Laeisz). Все суда Лайеша назывались на букву «П»: «Померания» (Pommern), «Печили» (Petschili), «Пассат» (Passat), «Паньяни» (Pangani), «Памир» (Pamir), «Потози» (Potosi), «Пекин» (Peking), «Пруссия» (Preussen), а в общем их именовали «Летающими «П», или «Летучими-П-Лайнерами» (Flying-P-Liner).
Так, по-своему, англичане решили расшифровать инициалы хозяина парусников, что украшали голубой вымпел каждого корабля (FL). Но «летающих П» не просто так прозвали летающими – они действительно были одними из самых быстрых парусных кораблей мира. Это были торговые суда, ходившие преимущественно из Европы в Южную Америку. Но по-прежнему бороздит океанские просторы только «Крузенштерн» , экс-«Падуя». Свое новое название «Падуя» получила в 1946 году, перейдя по репарации в собственность СССР вместе с парусником

Длина барка «Крузенштерн» составляет 114,5 метров, ширина – 14,04 метра, мачты взлетают над палубами на высоту 56 метров и несут на себе 31 парус, общей площадью 3400 кв. метров!

Барк «Крузенштерн» относится к «винджаммерам» – выжимателям ветра от английского «to jam the wind». Это название говорит о том, что парусники-винджаммеры буквально выжимали из ветра всю силу. Быстрее «винджаммеров» были только клиперы, но зато «винджаммеры» могли взять на борт больше груза и хорошо противостояли штормам за счет стального рангоута, особенно у мыса Горн, за что их называли «капгонеры» .

До Второй Мировой Войны барк «Падуя» использовался для перевозки грузов из Европы в Чили, а также возил шерсть и зерно из Австралии в Европу. В этих походах «Падуя» дважды устанавливала скоростные рекорды: из Гамбурга до Чили за 87 дней (через мыс Горн), из Гамбурга в Австралию за 67 суток.

В феврале 1946 года над «Падуей» подняли советский флаг, и барк получил новое название «Крузенштерн» – в честь великого русского мореплавателя, исследователя, первооткрывателя Ивана Федоровича Крузенштерна , совершившего первую российскую кругосветную экспедицию в 1803-1806 годах.

В 1961 году парусник капитально отремонтировали и установили два дизельных двигателя. До 1967 года барк «Крузенштерн» был экспедиционно-исследовательским судном Академии наук СССР, осуществлял исследовательские работы в Атлантике, а также обеспечивал морской практикой курсантов военно-морских училищ. В 1967 году «Крузенштерн» перешел в ведение рыбного хозяйства СССР. С 1983 по 1991 год был приписан к порту Рига и относился к «Эстрыбпрому». В 1991 году барк передали высшему инженерному морскому училищу в Калининграде.

Сейчас барк «Крузенштерн» – учебное парусно-моторное судно Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России в Калининграде. На паруснике проходят практику студенты академии, судно участвует в регатах, морских фестивалях. Дважды «Крузенштерн» совершал кругосветные плавания: в 1995-1996 и 2005-2006 гг. Первое кругосветное путешествие совершено в честь 300-летия Российского флота, 190-летия со дня окончания первой русской кругосветки И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и 225-летию со дня рождения самого Крузенштерна. Барк «Крузенштерн» прошел более сорока тысяч морских миль, побывал в 15 зарубежных портах, четырежды пересек экватор.

Второе кругосветное путешествие «Крузенштерна» 2005-2006 годов было посвящено 200-летию путешествия «Надежды» и «Невы» и 60-летию победы в Великой Отечественной войне.

За советско-российский период своей жизни барк «Крузенштерн» принял участие в бессчетном количестве парусных регат и состязаний. И продолжает принимать! В 1974 году «Крузенштерн» стал первым и единственным советским судном, получившим медаль «Крузенштерн» появлялось на почтовых марках Азербайджана, белорусских монетах и памятных монетах Банка России.

Побывать на знаменитом барке «Крузенштерн» может практически любой желающий, на стоянках в портах парусник открыт для посетителей, а самые отважные могут на себе ощутить все прелести морской жизни, отправившись в плавание вместе с командой. Стоить это удовольствие, правда, будет немалых денег, но с другой стороны, возможность увидеть парусную сказку изнутри сама по себе уже бесценна.

Четырехмачтовый парусник "Крузенштерн" настоящая общепризнанная легенда. Барку уже перевалило за 90 лет и это судно одно из последних представителей эпохи "винджаммеров" - крупных коммерческих парусников, появившееся в конце XIX века, оснащенных по последнему слову техники своего времени. Многие суда этого типа не дожили до современности, уступив место пароходам и теплоходам, некоторые стали кораблями-музеями. В этом смысле "Крузенштерн", наряду с "Седовым", особо примечателен. Ведь почти столетний барк живет и здравствует, постоянно участвуя в различных регатах и кругосветных экспедициях. Сейчас "Крузенштерн" это учебное парусное судно, где проходят практику курсанты БГА РФ. Порт приписки судна - Калининград.


Для меня "Крузенштерн" почти как первая любовь. Ведь это самый первый парусник, который я увидел в своей жизни. И было это еще в далеком детстве, как раз в то время, когда я зачитывался романами Жюля Верна, Джека Лондона, Сальгари и Сабатини. Правда вот попасть на борт барка удалось лишь в июне прошлого года. Парусник, стоящий у 18-го причала в Калининградском морском рыбном порту, устраивал День открытых дверей, и посетить его имел возможность любой желающий. Надо ли говорить, что желающих оказалось более чем много. Но, что удивительно, проблемой это совсем не стало и все смогли погулять по судну в свое удовольствие.

01.

02. Барк "Крузенштерн" у 18-го причала Калининградского морского рыбного порта.

03. Очередь хоть и была растянута на многие метры, но продвигалась быстро.

Барк, под именем "Padua", был заложен 24 июня 1925 на немецкой верфи «Иоганн Текленборг» в Геестемюнде (сейчас это Бремерхафен). Почти ровно через год, в июне 1926 года, он был спущен на воду и отправился в свое первое плавание 30 августа. Интересно, что корабль принадлежал к знаменитой серии парусных судов под общим названием «Летучие П-Лайнера» (Flying-P-Liner). Все они носили голубой вымпел с инициалами FL, по имени гамбургской пароходной компании «Ф. Лайеш» (F. Laeisz), а имена всех судов начинались с «П»: Pangani, Petschili, Pommern и другие. Из всей этой серии только "Падуя", уже под именем "Крузенштерн" до сих пор в активном строю.

К Советскому Союзу это судно отошло в 1946 году, после Второй мировой войны, в качестве репарации. тогда же барк и получил своё новое имя - «Крузенштерн», в честь известного русского мореплавателя и адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна.

04.

"Крузенштерн" это классический "винджаммер" (от английского "to jam the wind" - выжиматель ветра), одно из самых больших и быстроходных судов своего времени. Стальная клепаная обшивка, стальные мачты, которые могли поднять паруса на большую высоту. Технические характеристики барка - водоизмещение 5805 т., длина по верхней палубе 114,5 м., ширина 14 м., осадка 7 м. и дедвейт 1645 т. Скорость хода судна 17 узлов.

05.

В начале XX века такие суда составляли большую конкуренцию пароходам на длительных рейсах, особенно трансконтинентальных. Ведь они использовали дармовой ветер, и не требовали промежуточных дозагрузок топлива. К тому же показывали весьма неплохие скоростные характеристики. Как правило "винджаммеры" перевозили недорогие грузы, такие как руда, рис, дерево и прочее. На некоторых судах устанавливались небольшие вспомогательные двигатели, помогавшие маневрировать при заходах в порт. Но многие судовладельцы, тем не менее, предпочитали их не устанавливать, из соображения экономии.

06.

Закат "винджаммеров" был связан с открытием Суэцкого и Панамского каналов, под парусами суда их преодолеть не могли. А обход вокруг континента занимал слишком много времени, использование же буксиров значительно снижало рентабельность. Тем не менее, не смотря на последующее отсутствие значимой коммерческой ценности, до сих пор эти суда, образец красоты, гармонии и романтики. Жаль только, что не так много из них сумело дожить до сегодняшнего дня. Особенно много парусников было утрачено в годы Второй Мировой войны. И очень радует, что барк "Крузенштерн" полностью на плаву и мы имеем возможность не просто посмотреть со стороны, но даже посетить легендарный парусник.

07.

08. Спасательные плоты.

09. Дежурная шлюпка.

10.

11. Световые капы камбуза (кухни).

12. На шлюпочной палубе.

13. Желающих посетить историческое судно всегда много.

14. Канаты на кнехтах (парные круглые металлические тумбы для крепления тросов).

15. Ходовая рубка.

16.

17. Брасовая лебедка (используется для разворота нижних реев).

18. Деревянная кофель-нагельная планка для крепления такелажа.

19. Трос.

20. Предназначение дежурной шлюпки - сбор спасательных плотов в аварийной ситуации, а также спасения человека, упавшего за борт.

21. На палубе.

22. 3722 кв. м. - общая площадь парусного вооружения.

23.

24.

25.

26.

27. Все стараются сделать себе памятные снимки.

28. Штурвал на юте (кормовой части палубы).

29. Самый длительный рейс парусника составил 425 суток.
Это было в 2005-2006 годах во время второго кругосветного путешествия.

30.

31. Магнитный компас.

32. Штурвал на юте с приводом Дэвиса. Это запасное рулевое устройство на котором курсанты отрабатывают навыки управления судном с кормы во время дальних переходов.

33.

34. Кофель-нагельная планка.

35. За свои более чем 90 лет барк преодолел порядка 1 300 000 морских миль.

36. Шкотовый шпиль на палубе.

37.

38.

39. Площадь самого большого паруса 272 кв. м.

40. Вход в православный судовой храм, оборудованный на судне в марте 2008 года.

41. Часовня была освящена Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне – Патриарх Кирилл).

42. В часовне можно заметить икону адмирала Фёдора Ушакова, причисленного в 2001 году к лику святых.

43.

44.

45. Ириша perisher_13

46. Брашпиль (палубный механизм лебёдочного типа для подъёма якорей и создания натяжения тросов при швартовке).

47. Вид с бака (передней части палубы) на шкафут (среднюю часть верхней палубы).

48.

49.

50. До новых встреч, любимый парусник!

51. Команда "Крузенштерна". Фото В. Семидьянова (с), 2013 г.