Почему вам стоит посмотреть «Экипаж. «Почему экипаж не выводил самолет из пике, остается загадкой Почему экипаж

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы самолета Ан-148 назвала обледенение возможной причиной крушения самолета. "Фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов", что произошло из-за того, что у самолета был выключен обогрев приемников полного давления (ППД), сообщил МАК.

Невключение обогрева - это ошибка. Включение производится при чтении карты на земле: одни читают карту, остальные контролируют и включают то, что оглашается картой. Пропустили. Но это само по себе не смертельно.

Дело в том, что экипаж, наблюдая разницу в показаниях скорости или какие-то невероятные показания, несоответствующие режиму работы двигателей, не определил неверные показания приборов. Представьте себе, что такое случилось в машине: вы знаете, сколько оборотов двигателя, поэтому вы можете предположить приблизительную скорость автомобиля.

Беда современных летчиков, летающих на современных самолетах, в том, что практически весь полет выполняется компьютерной программой. В ручном управлении самолет находится за весь полет 5-6 минут: после взлета и перед посадкой - сколько бы полет ни длился. То есть экипажи лишаются опыта нахождения в контуре управления.

Мы, старые летчики, примерно 25% времени летали вручную. Наш мозг устроен таким образом, что этот опыт складывается из миллиардов нейронов в ассоциации. И сегодня нужно проводить в разы больше тренировок для отработки полетов по приборам.

Когда пилот ведет самолет по приборам в облачную погоду или ночью, пилотирование идет почти исключительно на центральном зрении. То есть когда мы считываем данные, пилотируя по приборам, мы большую часть с приборной доски считываем в цифрах: скорость, курс и так далее. Для быстрой обработки этих данных нудно больше тренироваться.

А теперь представьте, что экипажи за месяцы или годы находятся в режиме контурного управления какие-то минуты, опыт в мозге не накапливается. А когда отказывает электроника, то экипаж не в состоянии определить пространственное положение, не в состоянии быстро определить параметры и принять правильное решение и так далее.

Экипаж тут должен был определить, что скорость по прибору непонятная, но такие приборы, как гироскоп, авиагоризонт - они же не отказали. Значит, по их положению можно было бы перевести на какой-то угол снижения, чтобы не потерять скорость, определить режим работы двигателей - номинал или крейсерский режим. Это уже гарантия того, что самолет не потеряет скорость.

Я убежден, что сегодня это всемирная проблема - дефицит опыта летного состава. Опыт превращается в фикцию: налет есть, но налет не руками, не в контуре управления. А полетов по приборам в тренировках сейчас нет, летчики лишены этого опыта. Нужно срочно увеличивать полеты на тренажерах, чтобы летчик пилотировал по приборам, не видя естественного горизонта, и накаливал опыт, а этого нет.

На земле была ошибка - не включили обогрев против обледенения системы приема воздушного напора, - но далее не смогли определить пространственное положение, опираясь на действующие приборы.

В тот день синоптики говорили, что погода хорошая. И хотя это было так, обледенение нужно караулить, когда температуры близки к нулю: в облаках влажность почти 100% и происходит обледенение. Это не было учтено. Но это опять же предположение, потому что МАК огласил эту версию как предварительную, и нужно ждать более точной информации.

Фильм: «Экипаж»
Режиссер: Николай Лебедев
Сценарий: Тихон Корнев, Николай Куликов, Николай Лебедев и др.
Продюсер: Леонид Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков
В главных ролях: Данила Козловский, Владимир Машков, Агне Грудите, Сергей Кемпо, Катерина Шпица и др.
Бюджет: 650 000 000 руб.
Премьера (мир): 21 апреля 2016


Отзыв:
На «Экипаж» решила сходить еще пару месяцев назад, когда зацепили попадающиеся на каждом шагу трейлеры, обещавшие зрителю нечто грандиозное. Красавец Козловский в главной роли, интригующее «от создателей «Легенды №17»» и зашкаливающая концентрация экшена в двухминутном ролике сделали свое дело: в кинотеатр я пришла в предвкушении чего-то впечатляющего. И скажу честно, не ошиблась – впечатлять отечественные фильмы научились.

Не особая поклонница российского кинематографа, но подобный формат люблю. Конечно, нельзя не заметить закос наших режиссеров под голливудский масштаб, но зрителя это определенно привлекает. За два с лишним часа мы увидели все: взрывы, стены огня, горящие заживо люди, растекающаяся по всему экрану лава, шторм, буря, туман – кажется, создатели фильма решили максимально впечатлить картинкой, и все это еще и в 3D-очках! И во главе всего этого графического безумия стоит молодой летчик Алексей Гущин – естественно, герой, естественно, спасший всех. Козловский отыграл его на 5 с плюсом, но вот сам персонаж, на мой взгляд, вышел несколько идеализированным: этакий непоколебимый духом отважный юнец, плюющий на мнение других и всегда смело идущий против системы. Впрочем, подобный типаж гармонично вписался в сюжет и вызвал всеобщую симпатию.

Помимо Козловского нельзя не отметить отличную игру Машкова (командир Леонид Зинченко): ему достался тот самый образ «сурового тренера», который меняется под влиянием «проблемного» ученика (не напоминает Тарасова из «Легенды №17?»). В целом, весь актерский состав заслуживает всяческих похвал, да и сюжет, хоть и не удивляет своей непредсказуемостью, держит зрителя в напряжении и дает возможность и посмеяться над хорошими шутками, за что сценаристам отдельное спасибо, и, само собой, попечалиться на слезливо-сопливых моментах. Картина вполне оправдывает громкую заявочку на «фильм-катастрофу» (кстати, сама катастрофа, на мой скромный взгляд, слегка затянулась – кульминационный момент занимает добрую половину фильма). И поучительные выводы, безусловно, налицо: есть что обдумать, есть что переосмыслить.

Фильм зайдет абсолютному большинству, и посмотреть его, в общем-то, стоит (бурные аплодисменты зала в конце сеанса вам тому доказательство).

Ах, да. Не совсем поняла, как в описание закралось «6+», потому как не по-детски жестких моментов в картине более, чем достаточно. Так что, если беспокоитесь за психику своих маленьких отпрысков, брать их с собой не рекомендую. А все остальные – вперед. Еще успеете оценить.

Оценка : 7 из 10

Трейлер:

Что стоит уточнить с самого начала: фильм «Экипаж» Николая Лебедева – это не ремейк одноименной картины 1979-ого года, а самостоятельное произведение. Картина рассказывает историю о выборе между исполнением инструкции, заботе о собственной безопасности и спасением тех, кому не на кого больше надеяться. Если на кону твой успех, должность, карьера, здоровье или жизнь – пойдешь ли ты рисковать всем этим только ради того, чтобы выручить незнакомых людей? Герои фильма «Экипаж» сделали свой выбор.

Сюжет фильма

Алексей Гущин – юный талантливый летчик, из-за своих принципов уже три раза терявший работу. Все, что ему нужно – это небо, возможность летать, но судьба ставит на его пути различных злодеев, сильных мира сего, за непослушание которым Алексея постоянно ждет одно и то же наказание.

Последний шанс для него – стать стажером в маленькой авиакомпании у строгого начальника Леонида Зинченко.

Леонид действует согласно букве инструкции, хотя внутри у него так же горит огонь борьбы за правду. Именно для этих двоих и еще нескольких членов экипажа обычный вылет превратится в битву за жизнь, где всё, что может их спасти – это слаженность, профессионализм и умение делать правильный выбор.

Сначала хотелось бы отметить, что пометка 6+ совершенно не подходит фильму. Присутствуют неграфические, но частые и несправедливые смерти положительных героев, так как фильм все-таки принадлежит к жанру «фильм-катастрофа»; постельная сцена; сцена, украдкой изображающая интимную близость взрослой женщины, изменяющей мужу с юнцом, годящимся ей в сыновья. Так что сразу же скажем, что несмотря на общий позитивный в плане смыслов фильм, просматривать его не следует лицам младше 14 лет.

В фильме «Экипаж» есть несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание:

  1. Общий смысл – правильность выбора заботы о ближнем, даже при риске (+)
  2. Безразличие к наградам, стремление к добру по душе, а не ради «звездочек на погоны» (+)
  3. Важность семьи перед работой (+)
  4. Конфликт Алексея и Леонида – следование правилам, субординации (+/-)
  5. Образ спортивного человека (+/-)
  6. Образ женщин (–)

Общий смысл – правильность выбора заботы о ближнем даже при риске для себя (+)

С этим сталкиваются главные герои еще в первой половине фильма: когда Алексей и Леонид во время государственного переворота попали в Африку, они смогли забрать только иностранных граждан, а африканцы, пытавшиеся прорваться на борт, были расстреляны захватчиками у них на глазах. Леонид сдерживает Алексея, который намеревается предпринять что-то в этой ситуации. Леонид ссылается на закон и обстановку, в которой они оказались, Алексей – на эмоции.

Во второй половине фильма экипаж откликается на запрос об эвакуации, и они бросаются на помощь, а после того, как понимают, что часть потерпевших бедствие застряла в горах, разделяются, чтобы помочь и тем, кто рядом, и тем, кто в горах. Когда Леонид пытается отговорить Алексея от задумки разделения, тот сквозь зубы проговаривает «Чтобы как там?!»

На самом деле, сравнение не совсем корректное, ибо в случае сопротивления в ситуации с африканцами российские невоенные летчики в количестве двух человек, скорее всего, получили бы по куску свинца и не смогли бы помочь оставшимся пассажирам выбраться из зоны военных действий. К тому же подвели бы под верную смерть стюардесс и пассажиров. Возможно, еще и вызвали бы международный скандал и послужили началу военных действии между двумя странами. Так что те действия пилотов, исходя из ситуации, показанной в фильме, были обоснованными.

В то же время, допустимо ли сценаристам создавать в кинематографе ситуации (в тех случаях, когда фильм не основан на реальных событиях), в которых положительный герой вынужден быть пассивным свидетелем сцены расстрела мирных жителей – вопрос спорный.

И все-таки смысл остается один: если можешь помочь, даже нарушив предписанные правила, стремись к этому, так как важность человеческой жизни гораздо важнее прописанных для штатных ситуаций законов.

Другая проверка на человечность, с которой предстоит столкнуться главным героям, – это доказать свою готовность рисковать собственной жизнью за правое дело. Каждый из основных героев преодолевает страх смерти ради помощи ближнему.

В одной из кульминационных сцен Алексей, чтобы провести рискованный маневр для спасения соседнего борта, спрашивает у пассажиров единогласного мнения. Одна женщина сказала «нет», ссылаясь на то, что у нее двое детей, и она не может подвергать их опасности, но оба её ребенка внезапно подняли руки, показав, что они понимают ситуацию и готовы пойти на риск ради спасения других людей (среди которых была их тетушка). Тем самым дети как бы подают пример нравственности, душевного благородства.

Естественно, в результате этот риск окупился сторицей, ведь к детям вернулась тетка, к их матери – сестра, да и вообще все мирно сели на землю.

Чтобы описать все сюжеты, где каждый из героев проявляет альтруизм, благородство души, героизм, придется пересказывать весь фильм, посему просто отметим, что выбор «я или другие» в сторону «другие» совершает большинство главных героев, кто-то получает за это награду, кто-то не получает, но это не меняет их настроя, жизненной позиции. Они совершают добро не потому, что получат за это поощрение, а потому, что иначе нельзя.

Что приятно: действующие лица – не супергерои, получившие волею судьбы сверхспособности или по наследству огромные деньги. Они труженики, верные работе, а также просто неравнодушные люди, которые не прошли мимо чужой беды.

Безразличие к наградам, стремление к добру по душе, а не ради «звездочек на погоны» (+)

Другая отличительная черта данного фильма – главные герои не получили никаких материальных наград, денег, да и за прежние проступки их выгнали с работы, хоть и подсобили с поступлением на другую должность. Их награда – моральная. Алексей – разрешил проблемы в отношениях со своей любимой, стюард Андрей – добился расположения возлюбленной, Леонид – понял важность семьи перед работой.

Героями руководят совершенно не меркантильные интересы, хотя они и находятся в трудном положении. Поэтому отсутствие наград они словно бы и не заметили, продолжая жить обычной жизнью, готовясь к следующим полетам, и возможно, следующим подвигам.

Важность семьи перед работой (+)

Леонид из-за напряженной работы совсем отдалился от семьи, он не особо интересуется делами сына и мало внимания уделяет супруге. События фильма заставляют его пересмотреть своё отношение к семье. В финале он предлагает всем вместе отправиться в общий отпуск, задвинув работу на заслуженный второй план.

Конфликт Алексея и Леонида – следование правилам, субординации (+/-)

Весьма противоречивым и спорным является характер самого главного героя Алексея. Да, его принципиальность похвальна, но порой он ведет себя скорее глупо, чем порядочно, кроме упомянутого момента с беженцами, он устраивает драку с акционером компании за то, что тот курил в самолете.

Он лишился работы, на которую его устраивал именитый отец три раза, и практически лишился бы и в четвертый раз, если бы не искреннее уважение и отеческая любовь капитана Леонида – Алексей отправился бы в посудомойки. И сложно представить, что каждый раз Алексей сталкивается с такой несправедливостью, с которой нужно бороться «огнем и мечом», рискуя всем.

Если бы его прогнали один раз за отказ исполнять самодурство начальства, это еще можно понять. Но порой кажется, что он действительно еще не вырос, как ему сказала героиня Александра. Особенно учитывая, что фильм рассчитан на детей (несмотря на вышеуказанные постельные и смертельные сцены), то пример агрессивного молодчика-самодура, лезущего на рожон при каждом случае, где, по его мнению, происходит несправедливость, является отчасти губительным для юного зрителя, взращивая идеальную жертву для различной революционной, террористической и другой пропаганды.

Образ спортивного человека, (+/-)

Образ Валеры, сына Леонида, тоже весьма двойственен. Парень увлекается уличным спортом: он не приходит домой через дверь, вскарабкиваясь через окно на третьем этаже. В его комнате есть небольшой турник и боксерская кукла. Леонид высказывает подозрение, что такими темпами Валера скоро и запьет, и закурит, но парень легко опровергает эту фразу. По сути, перед нами образ не профессионального спортсмена, а поклонника физической культуры, вполне возможно, приверженца ЗОЖ. И хоть парень и проявляет себя с героической стороны – а именно его физические способности помогли во многих ситуациях – осадок от того, что спортивный парень показан этаким неразумным переростком-подростком, все же остается.

Образ женщин (-)

К сожалению, полный провал в фильме с образами женщин. Их в фильме два, якобы «на любой вкус», но по сути – это феминистка и легкомысленная девушка. Женщины других типов были, но им уделено слишком мало времени, чтобы запомнить хотя бы их имена.

Александра.

Возлюбленная главного героя, описанная в аннотации как неприступная красавица. На самом деле она весьма «приступная», но её особенность как персонажа заключается в её истеричном феминизме.

Она откровенно говорит на камеру, что мужчины – худший вид, что только мужчины вечно жалуются, и только мужчины могут натворить то и сё, причем чаще всего говорит она это тогда, когда Алексей пытается найти у неё душевную поддержку.

У самой же лётчицы Александры навязчивая мысль, что когда она говорит «Я второй пилот – Александра» её называют «бабой за штурвалом» и всячески критикуют. Она настолько зациклена на этом, что повторила эту фразу терпящим бедствие людям и выждала паузу, видимо, ожидая нападок.

Их, естественно, не последовало, и не могло последовать, ведь люди ожидали продолжения инструкции, и возникшая пауза после этой фразы была злобно-комичной, ироничной над её персонажем, а не неким моментом истины, как бы авторы ни хотели это показать. Тем более, что на экране Александра, по сути, ни разу не была подвержена дискриминации по полу. Наоборот, её подбирают как опытного летчика, Леонид оказывает большее доверие Александре, как специалисту, чем Алексею и т.п.

Тем более, учитывая частую ругань Алексея с Александрой, когда её снова заносит на мужененавистничество в момент его попытки раскрыть душу, их пара явно не выглядит долговечной. Несмотря на то, что в финале фильма зрителю сообщили о том, что они поженились.

Виктория.

Миловидная, заботливая стюардесса, в которую безответно влюблён стюард Андрей. При первом же знакомстве с новым пилотом Алексеем она с приоткрытым ртом, плотоядным взглядом разглядывала с ног до головы замечтавшегося Алексея, и с тех пор проявляла некое подобие кокетства с ним, попутно грубо отвергая навязчивое ухаживание Андрея.

В финале фильма девушка неожиданно обыграла собственную же фразу Андрею с точностью до наоборот, показав отныне свою благосклонность.

Неужели так быстро изменила своей любви? Оказалось, нет – просто её вожделение, показанное с первых кадров, было нацелено не на Алексея, а на его форму, что даже было обозначено в одном из разговоров стюардесс, которые упоминают, что кроме лётчиков для Вики мужчин не существует.

Андрей же, порицаемый многими героями за немужскую работу, не прельстил её сердца, пока не стал героем. После этой истории её большая симпатия к одному мужчине быстро превратилась в «любовь» к другому. Опять же долговечность такого союза между Андреем и Викторией вызывает смутные сомнения.

1980 года. В ней два летчика в нарушение всех правил спасают население острова, на котором происходит извержение вулкана. Живой Журнал отправил на фильм авиационного журналиста, выпускника лётной школы Александра Локтева — он записал 18 профессиональных замечаний к тому, что увидел на экране.

Кадр: Централ Партнершип

1. В кабине грузового Ан-12, на котором служит герой Козловского, прежде чем превратиться в гражданского летчика, мы видим современные цифровые приборы. Этот самолет не проходил модернизацию, кабина в нем полностью аналоговая: самолет закончил выпускаться в 1972 году. И членов экипажа в этом самолете не два, как в фильме, а минимум четыре. Кстати, очень странно, что на хвосте военного самолета его марка выведена крупными буквами — так не положено.

2. На гражданке герой Козловского пересаживается за тренажер, а потом быстро за штурвал пассажирского Ту-204. У авиакомпании, которая сразу после перехода военного летчика в гражданские выпускает пилота-стажера за штурвал судна другого типа без курса аварийной подготовки, скорее всего, будут огромные проблемы. Причем сразу в транспортной прокуратуре. Самолет — не автомобиль: все авиасуда разные по своим функциям, устройству и поведению. А изображено, как будто в таксопарк набирают водил по объявлению.

Кадр: Централ Партнершип

3. После минимальной тренировки на тренажере стажер Козловский сразу занимает место второго пилота. Так бывает только в том случае, когда в строй вводится уже официальный, прошедший летную школу второй пилот или человек с сертификатом командира воздушного судна, сдавший множество экзаменов.

4. В кабине Ту-204 в фильме два члена экипажа. Существует лишь только одна модификация этого самолета Ту-204 СМ, где работает два пилота. В остальных — а их на авиалиниях большинство — только три. Видимо, конструкторское бюро Туполева предоставило съемочной группе именно эту модификацию.

Кадр: Централ Партнершип

5. Кстати, помимо непосредственно летного тренажера, который мы видим в фильме, существует еще и так называемый процедурный тренажер, на котором отрабатывается и доводится до автоматизма порядок нажатия кнопок по чек-листам и их расположению в кабине. Козловский в фильме на таком тренажере замечен не был, будем надеяться, что он позанимался на нем за кадром. Иначе он просто обречен.

6. При подготовке к взлету пилоты смачно пьют кофе. Вообще-то, когда борт готовится к взлету, особенно усилиями двух человек — тут не до разговоров и не до кофе. Надо прочитать чек-листы, обсудить множество нюансов с техником и диспетчером, проверить и настроить все бортовые системы. Отвлекаться нельзя — если пропустишь хоть один пункт предполетной подготовки, может случиться катастрофа.

Кадр: Централ Партнершип

7. При вылете из Внуково мы видим на летном поле жену и сына героя. В сцене прощания, командир воздушного судна говорит жене: «Пропуск сдать не забудь!» По мнению авторов фильма, любой пилот может заказать пропуск на стоянку в стерильную зону для жены и сына? Представим, какой бы проходной двор творился на летном поле, если бы пилоты водили туда свои семьи попрощаться. В реальности все немного не так. Точнее, совсем не так: в Шереметьево сотрудников багажной службы, по моей информации, выпускают (а чаще просто не выпускают) на стоянку у телетрапа подышать воздухом. Ни о каких жене и сыне в стерильной зоне и речи быть не может. В противном случае случаются трагедии — как с нашими соотечественниками в аэропорту Шарм-аш-Шейха.

8. Во время сцены извержения вулкана в аэропорту бедствия на Ту-204 стоит без стояночных «башмаков». Они кладутся под каждую основную стойку шасси с двух сторон, чтобы самолет внезапно не покатился. Причем кладут их сразу, как только самолет закончил движение и заглушил движки. Оставить самолет без башмаков — все равно что играть в войну «Калашниковым», не поставленным на предохранитель.

9. В сцене посадки людей на Ту-204 в аварийном аэропорту пассажиры заходят на борт в переднюю дверь по трапу, и именно в этот момент Козловский запускает двигатель рядом с ним. При старте движок раскручивается выше минимального режима, потому есть вероятность, что просто засосет в себя пассажира.

Кадр: Централ Партнершип

10. В сцене аварийного взлета и пилот грузового самолета, и герой Козловского на Ту-204 переводят двигатели с номинального во взлетный режим только перед самым отрывом. При взлете с короткой полосы с большим количеством людей и груза надо форсировать на взлетном режиме на всю катушку с самого начала разбега, иначе все закончится плачевно.

11. Мало того, что герой переводит движки во взлетный режим перед отрывом, так еще дает такой угол, что самолет смачно трется хвостом о полосу. На Ту-204 есть «защита от дурака», которая просто не позволит дать такой угол на взлете, при котором бы самолет цеплял полосу хвостом! К тому же, при появлении огромной силы трения о бетон или асфальт самолет, по всей вероятности, просто не сможет разогнаться и, как следствие, взлететь.

12. Герой Козловского погрузил на борт всех, кто был в аэропорту и закрыл дверь изнутри. В таком случае непонятно, кто отодвинул трап? Заднего хода у Ту-204 нет, а трап стоял спереди и должен был при рулении врезаться в крыло и двигатель со всеми вытекающими последствиями.

Кадр: Централ Партнершип

13. Во время пожара двигателей на Ту-204 герой Козловского тушит и отключает от всех систем один двигатель, а второй продолжает гореть. Но отбор воздуха в салон производится в двигателях! Вопрос: откуда возьмется кислород для отбора? Пассажиры в такой ситуации должны были задохнуться угарным и углекислым газом очень быстро, в течение нескольких секунд.

14. При взлете транспортный самолет цепляет крылом какую-то гадость и повреждает топливный бак в крыле. Вообще, утечка топлива из баков инженерами всегда предусматривается — как и список мер, позволяющих свести к минимуму последствия такого происшествия. А тут создается впечатление, что из одной дырки вытекло вообще все топливо, которое было в самолете.

15. Сцена эвакуации пассажиров между самолетами в полете: здесь не надо ничего объяснять — так не бывает, это художественный прием. Но удержать аварийный Ту-204 на одном движке на скорости 350 км/ч следом за впереди летящим самолетом, который оставляет свой аэродинамический след, невозможно. Есть большая вероятность, что следующий вторым борт попадет в воздушные потоки впереди идущего самолета и просто потеряет управляемость. Именно поэтому в аэропортах, например, существует специальный минимальный временной интервал между взлетами самолетов.

Кадр: Централ Партнершип

16. В полете герои пытаются открыть дверь в Ту-204. К счастью, им это не удается — и это спасает их жизни! Если бы дверь, на которую они навалились втроем, все-таки открылась, то ломатели просто вывалились бы за борт. Вообще, выбить дверь грузового отсека ногами 3 мужчин нельзя — иначе это произошло бы много раньше при падении первого же незакрепленного чемодана.

17. Во время аварийной посадки в Петропавловске-Камчатском на Ту-204 приземляется в грозу. В обычной жизни для экипажа и пассажиров это означает верную смерть — в реальной жизни ее облетают стороной даже ценой опоздания в пункт назначения, или уходят в другие аэропорты. При этом Козловскому приказали «лететь по приборам», а приборы в грозу, где ветер, обледенение, турбулентность, ведут себя, мягко говоря, нестабильно. Но визуальный контакт с полосой он все же установил и даже удерживал самолет на траектории — будем считать, что именно это его и спасло, хотя доля художественного преувеличения намного больше художественной правды.

18. Пилоты Ту-204 садятся на брюхо и включают реверс — то есть тормозящее вращение турбин двигателей против часовой стрелки. При одном неработающем двигателе реверс, скорее всего, не включился бы. Но в кино все возможно. Другое дело, что при посадке на брюхо надо не реверс включать, а выключать все движки, чтобы керосин не взорвался от трения. Впрочем, в кино, видимо, используется негорючий керосин — когда самолету отрывает крыло, в баках почему-то керосин не загорается…

Во второй раз стыковка прошла удачно, но во все время пребывания космонавтов на станции они были вынуждены постоянно бороться с неприятными инцидентами. Однажды даже произошло возгорание. Волков предложил сразу перейти в спускаемый модуль, о чем предупредил Москву, но Добровольский с Пацаевым проявили решительность и успешно устранили неисправность. На станции космонавты провели 23 дня, установив очередной рекорд по продолжительности полета. Проблемы с техникой продолжились во время подготовки возвращения на Землю. Перед расстыковкой «Союза-11» и «Салюта-1» неожиданно загорелся датчик сообщавший, что люк негерметичен. В течение нескольких томительных минут космонавты, пытаясь устранить неисправность производили повторное закрытие люка. Наконец датчик, свидетельствующий о неисправности, погас, и модуль устремился к Земле. Однако во время спуска экипаж на связь с центром управления полетов не выходил. Приземлился модуль в автоматическом режиме. Предчувствуя недоброе, спасатели бросились вынимать из посадочного модуля космонавтов. К сожалению, все они были мертвы.