Энциклопедия о вулканах для детей. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Загадочные вулканы

Как рождаются вулканы?
Что думали о вулканах древние римляне? Сколько на Земле действующих вулканов? Чем отличается лава от магмы? Долго ли живут вулканы? Почему вдруг оживает вулкан, дремавший тысячи лет? Что такое «огненный пояс»? Где живет колдунья Пеле?
Почему Везувий - один из самых опасных вулканов? Можно ли жить на вулкане? Для чего необходимо уметь предсказывать извержения вулканов? Можно ли остановить потоки лавы? Какой вулкан родился на кукурузном поле? Как исчез остров Тира?
Может ли извержение вулкана изменить климат? Ответы на эти и многие другие вопросы юные читатели найдут в этой прекрасно иллюстрированной захватывающей книге, которая познакомит их с одним из самых грозных и значительных явлений природы - вулканизмом.

Строение вулкана.
В земных глубинах
Вулкан питается через отверстие, называемое главным каналом, или жерлом. Через жерло выходят газы, а также обломки пород и расплавы, поднявшиеся с глубин, которые постепенно формируют рельеф на поверхности вулкана. С жерлом связана целая система вулканических трещин, боковых каналов и магматических очагов, расположенных от одного до десятков километров от поверхности Земли. Первичный магматический очаг находится на глубине 60-100 км, а вторичный магматический очаг, который непосредственно питает вулкан, - на глубине 20-30 км. По мере продвижения магмы к поверхности в ней происходят значительные изменения.

Содержание
Образование Земли
Вулканы иных миров
Где возникают вулканы
Тектоника плит
Рождение вулканов
Строение вулкана
Типы вулканов
В океанских глубинах
От магмы до лавы
Причины извержения
«Красные вулканы»
«Серые вулканы»
Типы извержений
Вулканы и вода
Фантастический мир лавы
Вулканические выбросы
Миллионы тонн газа
Разрушенная природа
Жизнь и смерть вулкана
Конусы, купола и пики
Гигантские кратеры
Из лавы и пепла
Вулканические острова
Вулканические породы
Легенды Азии и Океании
Легенды Африки и Америки
Легенды и мифы Европы
Плодородные земли
Лавовые жилища
Кладовые вулкана
Энергия недр Земли
Удовольствие для тела и души
Устрашающая классификация
Зоны высокого риска
Защита от вулканических осадков
Рукотворные потоки
Спастись бегством
Наблюдение за вулканами
Постоянный контроль
Грозные предвестники
Бесстрашные исследователи
В лаборатории и в поле
Разумный риск
Знаменитые вулканологи
Самые крупные извержения
Провалившийся остров
Город, погребенный под пеплом Возрождение Помпей
Бедствие в Исландии
Взрыв вулкана Тамбора
Смертоносные цунами
Объявленная катастрофа
Мгновения, сотрясающие мир
Эль-Чичон
Трагедия в Колумбии
Катастрофа, которой удалось избежать
Обезображенная земля
Вулканы Азии
Вулканы Африки
Фурнэз
Вулканы Америки
Вулкан Парикутин
Огненный архипелаг
Страна льда и огня
Действующие вулканы Европы
Вулканы Оверни
Парк вулканов
Вулканы на карте мира
Словарь
Указатель.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Вулканы, Годен К., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Что такое вулкан?

Горы, стоящие над каналами и трещинами в земной коре, называются вулканами .

Чаще всего вулканы похожи на конусообразные или куполообразные горы, на вершине которых имеется кратер , или впадина в виде воронки. Иногда, как говорят ученые, вулкан «просыпается», и тогда происходит его извержение . При этом на поверхность Земли выходят расплавленные вещества земной коры и мантии Земли, называемые магмой .

Извержение представляет собой череду сильных и слабых взрывов и излияний лавы - смеси расплавленных горных пород. Объемы излившейся лавы могут доходить до нескольких десятков кубических километров. Извержения бывают длительными, которые можно наблюдать в течение нескольких лет и даже столетий, и кратковременными, проходящими за несколько часов. К их предвестникам относятся следующие явления: землетрясение, изменение состава газов, звуковые (акустические) перепады и другие.

Те вулканы, которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы или пар, называются действующими. Также считают действующими вулканы, которые сравнительно недавно извергались. На Земле таких вулканов около 500.

Многие вулканы ведут себя смирно, не давая поводов для беспокойства. Но однажды вулкан может «проснуться», и тогда последствия будут трагическими. Так было с вулканом Аренас (высота 4500 метров), расположенном в 150 километрах от Боготы, столицы Колумбии. Датой его последнего извержения был 1595 год. С тех пор он считался потухшим, у его подножия построили город Армеро. Несчастье случилось 13 ноября 1985 года. Мощные взрывы растопили снег и лед в кратере вулкана и страшные потоки горячей грязи лились на городок, жители которого мирно спали в своих домах. После извержения остался только слой грязи толщиной 5-6 метров. В результате этого извержения погибло 20 тыс. человек.

Есть вулканы-горы, а есть еще и подводные вулканы, которые полностью скрыты под водой. "Проснувшись", такие вулканы извергают не только магму, но и целые фонтаны воды.

Наталья Крайнова

Тип НОД : занятие по сообщению новых знаний

Вид НОД : комплексное занятие

Возраст детей : страшая группа (5-6 лет)

Програмное содержание :

Цель : познакомить детей с природным явлением - извержением вулканов , видами вулканов .

Задачи :

обучающие : знакомить детей со строением вулкана , причинами извержениями вулканов , рассказать о пользе и вреде вулканов для человека ;

развивающие : способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения экспериментов, развивать логическое мышление;

воспитывающие : воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Словарная работа : жерло, кратер, вулкан , лава, магма, вулканолог .

Предварительная работа : просмотр развивающего мультфильма "Почемучка. какие бывают вулканы ?".

Развивающая предметно-пространственная среда : макет вулкана , уксус, красная краска, жидкость для мытья посуды, сода, блокнот для фиксации наблюдений, компьютерная презентация "Мир вулканов ", стаканы с водой, камни, лупа.

Испольуемые технологии и методы : икт-технологии, игровые технологии, экспериментирование

1. Вводная часть :

Воспитатель : сегодня мы с вами снова пришли в нашу "Лабораторию ученых". Скажите, а для чего мы с вами приходим сюда?

Дети : чтобы изучить что-то новое и интересное

Воспитатель : сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и узнать то, что сегодня мы будем изучать и исследовать?

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

Дети : вулкан

Воспитатель : правильно! а что такое вулкан и как происходит его извержение, нам предстоит сегодня узнать! Вы поможете мне в этом?

Дети : да

2. Основная часть :

Воспитатель : ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 1 "Вулканы ") . Что вы видите на картинке?

Дети : вулканы

Воспитатель : правильно, это вулкан . На вид вулкан , это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость -лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим , а как только вулкан просыпается , то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими. (Слайд 2 "Какие бывают вулканы ?")

Дети : рассматривают изображение

Воспитатель : в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана (обращает внимание детей на стол , где стоит макет, давайте его рассмотрим.

Воспитатель и дети подходят к макету вулкана , организуется обсуждение :

1. Какой формы вулкан ?

2. На что он похож?

3. На что похожа его верхняя часть?

Дети : вулкан имеет форму конуса , похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.

Воспитатель : Правильно, вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

(Слайд 3 "Извержение вулкана ")

Воспитатель : а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил ?

Дети : да, хотим

Воспитатель : в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта.

Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана "

Дети по очереди подходят в макету вулкана и добавляют в него соду, жидкость для мытья посуды, краску красную (гуашь, усус добавляет воспитатель.

Воспитатель : что вы наблюдаете?

Дети : как извергается вулкан , и лава вытекает на поверхность

Воспитатель : а теперь возьмите блокноты и зарисуйте опыт

Дети : схематично выполняют зарисовку опыта

Воспитатель : во время извержения вулкана , на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла , которые застывают и получается камень - пемза. (Слайд 4 "Вулканические камни ")

Давайте посмотрим на приготовленные на ваших столах камни и найдем среди них пемзу.

Дети : находят пемзу, среди остальных камней

Воспитатель : а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями (на примере гальки) и проведем опыт "Тонет-не-тонет"

Дети : бросают в стаканы с водой гальку и пемзу. Сравнивают, делают вывод : галька тонет в воду, так она тяжелые, а пемза нет

Зарисовка опыта в блокнот

Воспитатель : а теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее.

Дети : галька гладкая, а пемза имеет пористую поверхность

Воспитатель : а теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде

Дети : рассматривают камни, убеждаются в том, что пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому она не тонет в воде. Зарисовывают опыт.

Воспитатель : Все вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, а бывает лава вытекает "спокойно". И у нас в стране есть много вулканов . Почти все они находятся на Курильских островах и Камчатке

Слайд 5 "Вулканы Камчатки "

А как вы думаете опасно ли жить вблизи вулканов ?

Дети : размышляют, высказывают предположения

Воспитатель : проводит беседу "Есть ли польза от вулканов и какой вред они приносят?".

Воспитатель : ребята, а как выдумает можно ли заранее предсказать извержение вулкана ?

Дети : высказывают предположения

Воспитатель : извержение можно предсказать заранее и занимаются этим ученые - вулканологи

Слайд 6 "Профессия - вулканолог "

Заключительная часть :

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового о вулканах . И сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди вулкан " и проверим на сколько вы были внимательны

Слайд 7 "Где спрятался вулкан "

Дети : Находят на изображении на экране вулканы

Воспитатель : теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы сегодня были внимательны, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы сможете изучать и беречь нашу планету.

Литература : "Опытно-экспериментальная деятельность в доу. Конспекты занятий в разных возрастных группах". сост. Н. В. Нищева. - Спб. ,"Детство-Пресс", 2013, 320 с.


Публикации по теме:

«Таинственный мешочек». Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Конспект занятия с детьми средней группы «Таинственный мешочек» Программные задачи: Закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие.

Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать учить детей выделять геометрические фигурыв формах окружающих предметов. Упражнять.

Интегрированное занятие с использованием ИКТ в старшей «Таинственный космос» Видео Программное содержание: - Закрепить знания детей о космосе (звезда, созвездие, солнечная система, планета); - Уточнить знания об исследованиях.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Таинственный мир насекомых» Тема занятия:"Таинственный мир насекомых" Пр. сод-е: О. -Закрепить представления детей о мире насекомых. Р. -Развивать навыки конструирования.

В Тирренском море в группе Липарских островов есть небольшой остров Вулькано. Большую часть острова занимает гора. Еще в незапамятные времена люди видели, как из ее вершины иногда вырывались облака черного дыма, огонь и на большую высоту выбрасывались раскаленные камни.

Древние римляне считали этот остров входом в ад, а также владением бога огня и кузнечного ремесла Вулкана. По имени этого бога огнедышащие горы впоследствии стали называть вулканами.

Извержение вулкана может продолжаться несколько дней и даже месяцев. После сильного извержения вулкан снова приходит в состояние покоя на несколько лет и даже десятилетий. Такие вулканы называются действующими .

Есть вулканы, которые извергались в давно прошедшие времена. Некоторые из них сохранили форму красивого конуса. О деятельности их у людей не сохранилось никаких сведений. Их называют потухшими , как например у нас на Кавказе горы Эльбрус и Казбек, вершины которых покрыты сверкающими, ослепительно-белыми ледниками. В древних вулканических областях встречаются глубоко разрушенные и размытые вулканы. В нашей стране такие области - Крым, Забайкалье и другие места.

Вулканы обычно имеют форму конуса со склонами, более пологими у подошв и более крутыми у вершин.

Если подняться на вершину действующего вулкана во время его спокойного состояния, то можно увидеть кратер - глубокую впадину с обрывистыми стенками, похожую на гигантскую чашу. Дно кратера покрыто обломками крупных и мелких камней, а из трещин на дне и стенах кратера поднимаются струи газа и пара. Иногда они спокойно выходят из-под камней и из щелей, иногда вырываются бурно, с шипением и свистом. Кратер наполняют удушливые газы; поднимаясь вверх, они образуют облачко на вершине вулкана. Месяцы и годы вулкан может спокойно куриться, пока не произойдет извержение. Этому событию часто предшествует землетрясение; слышится подземный гул, усиливается выделение паров и газов, сгущаются облака над вершиной вулкана.

Модель вулкана Везувия с остатками старого кратера: 1 - очаг магмы; 2 - потоки лавы; 3 - конус Везувия; 4 - кратер; 5 - канал, по которому газы и магма поднимаются к кратеру; 6 - слои лавовых потоков, пепла, лапиллей и других рыхлых материалов более ранних извержений; 7 - остатки старого кратера вулкана.

Потом под давлением газов, вырывающихся из недр земли, дно кратера взрывается. На тысячи метров выбрасываются густые черные тучи газов и паров воды, смешанных с пеплом, погружая во мрак окрестность. Со взрывом и грохотом из кратера летят куски раскаленных докрасна камней, образуя гигантские снопы искр. Из черных, густых туч на землю сыплется пепел, иногда выпадают ливневые дожди, образуя потоки грязи, скатывающиеся по склонам и заливающие окрестности. Блеск молний непрерывно прорезывает мрак. Вулкан грохочет и дрожит, по жерлу его поднимается расплавленная огненно-жидкая лава. Она бурлит, переливается через край кратера и устремляется огненным потоком по склонам вулкана, все сжигая и уничтожая на своем пути.

При некоторых вулканических извержениях лава не изливается.

Извержения вулканов происходят также на дне морей и океанов. Об этом узнают мореплаватели, когда внезапно видят столб пара над водой или плавающую на поверхности «каменную пену» - пемзу. Иногда суда наталкиваются на неожиданно появившиеся мели, образованные новыми вулканами на дне моря. Со временем эти мели - изверженные массы - размываются морскими волнами и бесследно исчезают.

Некоторые подводные вулканы образуют конусы, выступающие над поверхностью воды в виде островов.

В древности люди не умели объяснить причины извержения вулканов. Это грозное явление природы повергало человека в ужас.

Однако уже древние греки и римляне, а позже арабы пришли к мысли, что в глубине Земли находится огромное море подземного огня. Волнения этого моря и вызывают извержения вулканов на земной поверхности.

В конце прошлого века от геологии отделилась особая наука - вулканология.

Теперь вблизи некоторых действующих вулканов организуют вулканологические станции - обсерватории, где ученые ведут постоянные наблюдения за вулканами. У нас такая вулканологическая станция устроена на Камчатке в селении Ключи. Когда какой-нибудь из вулканов начинает действовать, вулканологи немедленно выезжают к вулкану и ведут наблюдения за извержением.

Изучая вулканическую лаву, можно понять, как превращался расплавленный материал в твердую горную породу.

Вулканологи исследуют также потухшие и разрушенные древние вулканы. Накопление таких наблюдений и знаний очень важно для геологии.

Древние разрушенные вулканы, действовавшие десятки миллионов лет назад и почти сровнявшиеся с поверхностью Земли, помогают ученым распознать, каким образом расплавленные массы, находящиеся в недрах Земли, проникают в твердую земную кору и что получается от соприкосновения (контакта) их с горными породами. Обычно в местах контакта благодаря химическим процессам образуются руды полезных ископаемых - месторождения железа, меди, цинка и других металлов.

Струи пара в кратерах вулканов, которые называются фумаролами, выносят с собой некоторые вещества в растворенном состоянии. По трещинам кратера и около него, вокруг таких фумарол отлагаются сера, нашатырь, борная кислота, которые используются в промышленности.

Вулканический пепел и лава содержат много соединений элемента калия и превращаются в очень плодородные почвы. На таких почвах разводят сады или используют земли для полеводства. Поэтому, хотя в окрестностях вулканов жить небезопасно, там почти всегда вырастают селения или города.

Отчего же происходят извержения вулканов и откуда берется такая огромная энергия внутри земного шара?

Открытие явления радиоактивности у некоторых химических элементов, особенно урана и тория, заставляет думать, что внутри Земли накапливается тепло от распада радиоактивных элементов. Изучение атомной энергии еще больше подтверждает этот взгляд.

Накопление тепла в Земле на большой глубине раскаляет вещество Земли. Температура поднимается так высоко, что это вещество должно было бы расплавиться, но под давлением верхних слоев земной коры оно удерживается в твердом состоянии. В тех местах, где давление верхних слоев ослабевает вследствие движения земной коры и образовавшихся трещин, раскаленные массы переходят из твердого состояния в жидкое.

Масса расплавленной каменной породы, насыщенная газами, образующаяся глубоко в недрах Земли, называется магмой. Под сильным давлением выделяющихся газов магма, расплавляя окружающие породы, прокладывает себе путь и образует жерло, или канал, вулкана. Освобождающиеся газы взрывами расчищают путь по жерлу, разламывают твердые горные породы и выбрасывают куски их на большую высоту. Это явление всегда предшествует излиянию лавы и всегда сопровождается землетрясениями в окрестностях вулкана.

Как растворенный в шипучем напитке газ при раскупоривании бутылки стремится выделиться, образуя пену, так и в жерле вулкана пенящаяся магма стремительно выбрасывается освобождающимися из нее газами, распыляя и разрывая на куски раскаленную массу.

Потеряв значительное количество газа, магма выливается из кратера и уже как лава течет по склонам вулкана.

Если магма в земной коре не находит выхода на поверхность, то она затвердевает в виде жил в трещинах земной коры. Бывает, что расплавленная магма застывает, под землей на большом участке и образует огромное однородное тело, расширяющееся вглубь. Размеры его могут достигать сотен километров в поперечнике. Такие тела застывшей магмы, внедренные в земную кору, называются батолитами .

Иногда магма внедряется по трещине, поднимает куполом слои земли и застывает в форме, похожей на каравай хлеба. Такое образование называют лакколитом . Название «лакколит» происходит от греческих слов «лаккос» - яма и «литое» - камень.

Лава бывает разная по своему составу и в зависимости от этого может быть жидкой или густой и вязкой. Если лава жидкая, то она относительно быстро растекается, образуя на своем пути лавопады. Газы, вырываясь из кратера, выбрасывают раскаленные фонтаны лавы, брызги которой застывают в каменные капли - лавовые слезы. Густая лава течет медленно, ломается на глыбы, нагромождающиеся друг на друга, а газы, выходящие из нее, отрывают от глыб куски вязкой лавы, высоко подбрасывая их. Если сгустки такой лавы при взлете вращаются, то они принимают веретенообразную или шаровидную форму. Такие застывшие куски лавы различной величины называются вулканическими бомбами. При застывании лавы, переполненной газами, образуется каменная пена - пемза. Благодаря своей легкости, пемза плавает на воде и при подводных извержениях всплывает на поверхность моря. Выброшенные при извержении обломки лавы величиной с горошину или лесной орех называются лапилли . Еще более мелкий, рыхлый изверженный материал - вулканический пепел. Он падает на склоны вулкана и относится ветром на большое расстояние, постепенно превращается в туф.

Огромные залежи туфов имеются в Армении. Туф обычно очень легкий, пористый материал, его можно легко распиливать. Он бывает разного цвета - розовый, красный, зеленоватый, серый, фиолетовый. Туфы широко используются как строительный материал для стен и облицовки домов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Посмотреть, как извергается вулкан в домашних условиях можно не только по телевизору. С помощью небольшого химического эксперимента вы устроите настоящее извержение на сказочном острове.

Из этой статьи вы узнаете

Все что нужно

Для опыта понадобится немного бытовой химии и декоративные элементы для создания острова. Остров с вулканом можно сделать из природных материалов или использовать наборы сенсорных коробок с динозаврами.

Макет вулкана лепят из пластилина. Создание сказочного вулканического острова для опыта является главной его составляющей и служит для развития у ребенка воображения и творческих способностей. Такие занятия помогут привить любовь к химии и географии. Мелкую моторику пальцев рук, ребенок будет разрабатывать во время изготовления пластилинового рельефа местности и его обитателей.

Для изготовления острова нужны:

  • картон;
  • степлер или узкий скотч;
  • коробка с цветным пластилином;
  • маленькие игрушки животных;
  • разноцветные камешки;
  • большая пластиковая коробка или миска, в которой будет стоять остров;
  • стеклянная или пластиковая емкость объемом 200 мл для жерла вулкана.

Для проведения опыта понадобятся:

  • сода 20 г;
  • пищевой краситель:
  • уксус 9%;
  • моющее средство для посуды 25 мл;
  • вода 100 мл.

Обычно опыт происходит до тех пор, пока у мамы не заканчивается вся сода и весь уксус, поэтому запаситесь терпением.

Самостоятельно без взрослых опыт детям проводить нельзя. При попадании уксуса в глаза или в рот ребенка может произойти ожог слизистых, а при проглатывании – ожог пищевода.

Делаем сказочный остров

Можно соорудить остров в большой пластиковой емкости. Налить настоящую воду, выложить дно круглой галькой. Емкость для вулкана сделать из баночки для детского питания или старого стакана. Для горы, внутри которой будет стоять емкость нужно сделать картонный макет, его ребенок с удовольствием обмажет пластилином.

Последовательность изготовления вулканической горы:

  • вырезают из плотного картона круг нужного диаметра;
  • делают надрез от края до центра круга;
  • сворачивают конус;
  • края конуса скрепляют при помощи степлера или скотча;
  • обрезают верхнюю часть конуса на высоте равной выбранной для вулкана емкости;
  • помещают емкость внутрь конуса.

Сверху гору обмазываю пластилином. Для этого раскатывают небольшие пластилиновые лепешки коричневого цвета и прилепляют к бумажному конусу, полностью закрывая картон. Верх вулкана можно сделать из красного пластилина, который будет имитировать раскаленную лаву.

Устанавливают вулканическую гору на сухой островок из гальки. Рассаживают вокруг маленьких резиновых зверей, которые есть среди детских игрушек. Разноцветных удивительных динозавров или волков, лисиц, зайчиков, медведей и других обитателей леса и джунглей. В зависимости от того каких зверей посадили, подбирают растительность для острова. Большие древовидные папоротники и хвощи для динозавров, и обычные елочки и березки для зайчиков и лисиц.

Пластмассовые растения тоже часто продаются в наборах для детских игр. Можно использовать листик живого папоротника и веточки растений, если за окном лето. Растения можно также слепить из пластилина, изготовить из ниток и бисера или обычного картона.

Можно сделать из картона небольшие домики, для пластмассовых индейцев и солдатиков. Использовать картон для изготовления растений и домиков лучше в том случае, когда остров будет находиться в емкости с окрашенным в голубой цвет песком вместо воды или на синем пластилиновом море.

Проведение эксперимента

Наконец остров готов. Все игрушечные звери и люди замерли в ожидании интересного события – извержения вулкана. Они знают, что вулкан ненастоящий и поэтому не боятся его.

Для проведения опыта насыпают в баночку-жерло вулкана столовую ложку соды. Добавляют столовую ложку моющего средства для посуды. Пищевой краситель красного или оранжевого цвета растворяют в 100 миллиграммах воды и вливают к соде и моющему средству. Основа для опыта готова, осталось добавить уксус. Маме, можно дать ребенку наливать самостоятельно уксус в вулкан, под ее присмотром, чтобы он не сделал это в ее отсутствие. Лучше повторить опыт на бис, наливая уксус в «жерло» вулкана и насыпая туда соду, пока ребенку это интересно и он просит повторить опыт.

При добавлении уксуса сода начнет пениться, извергаясь из «жерла вулкана», как красная или оранжевая лава. Моющее средство позволит «лаве» дольше и обильнее пениться, переливаясь из жерла и затапливая окрестности вместе с растениями и животными, которые по неосторожности разместились слишком близко.

Послесловие

Опыт с вулканом для маленьких детей безопаснее всего проводить с помощью соды и уксуса. Его можно повторять много раз, а достать необходимые материалы для опыта не составит труда.

Самое интересное в опыте это создание с ребенком своего сказочного острова, который можно использовать не только для химического опыта «Вулкан», но и для увлекательной игры.

С детьми старшего возраста можно провести опыт «Вулкан» в домашних условиях с применением
, перманганата калия и глицерина. Для опыта дихромат аммония насыпают в выпарительную чашу в виде горки, в середине которой делают углубление. Добавляют в углубление немного перманганата калия и несколько капель глицерина.

Через несколько минут из-за взаимодействия перманганата калия и глицерина произойдет возгорание дихромата аммония. Из вулкана посыплют искры во все стороны, и начнет извергаться фонтанчик огня. Чашу перед началом эксперимента необходимо поставить на фольгу, чтобы не сжечь поверхность, на которой будет проходить эксперимент.

Дихромат аммония можно просто поджечь, и он будет гореть подобно вулкану, извергая искры. Опыт захватывающий, но без присутствия взрослых детям его лучше не разрешать делать. Ожоги могут вызвать не только искры, но и используемые химические вещества.

Удачных вам экспериментов!