Кладбище в каире. Город мертвых

Общий вид города Мертвых

Город Мертвых , или Каир Некрополь (Qarafa, эль-Араф ), исламский некрополь и кладбище ниже Мукатты Хиллзли в юго - восточной части Каира , Египет . Народ Каире, Cairenes, и большинство египтян, называют его el"arafa (пер. «Кладбище»). Он находится в 4 мили (6,4 км) в длину (север-юг) плотная сетка гробницы и мавзолея структур, где живут некоторые люди и работают среди мертвых. Некоторые находятся здесь, чтобы быть рядом с предками, из последних зарегистрированных древнего рода. Некоторые из них живут здесь после того, как были вынуждены от центра Каира из - за городских сносов возобновления и урбанизации давления, что увеличилось с Гамаль Абдель Насер эпохи в 1950 - е годы и вперед. Другие жители эмигрировали в от сельскохозяйственной местности, ищет работу - пример сельской местности в города миграции в LEDC (наименее экономически развитых стран). Самые бедные живут в городе мертвых трущобах, и город мусорщиков , который также известен как Garbage города, центр утилизации и повторного использования Zabbaleen поставщиков.

история

Халифат эпохи

Традиционный суннизм имел богатую историю почитания святых, часто упоминаются как Аулий или «друзья Бога.» Как Маулид исламского пророка Мухаммеда, рождение некоторых святых празднуется людьми в Городе Мертвых. Великие праздники проводятся с целью празднования рождения этих людей, а также получение их Barakah или благословения. Зайнаб бинт Али был один такой фигурой.

Египет на слуху даже у тех, кто никогда не бывал в этой стране на севере Африки. Его знаменитые пирамиды, Луксор, каирская башня и храмовый комплекс на о-ве Филе – часть протоптанных туристических маршрутов. Но среди богатого убранства мечетей, исторического наследия музеев и красоты природных оазисов есть места, где живые живут среди могил. Одно из таких мест я открыла для себя впервые – это город мёртвых в Каире .

Он вытянут в длину на 6 км и находится, словно, под покровительством горы Мукаттам – прямо у её подножия. Город разделён Цитаделью на две части – южную и северную. Каждая из них хранит свои жемчужины исторического и культурного наследия. Местные жители привычно называют это место «кладбищем». В этом нет ничего удивительного, ведь по сути город представляет собой могильник , который не так давно перешагнул 2000-летний рубеж . Здесь располагаются многочисленные могилы простых людей и богатые усыпальницы султанов, которые густо покрыты вековой пылью и песками пустыни.

Местные достопримечательности

Путь в город мёртвых чем-то напомнил мне дорогу в царство Аида. Мы с группой переправились через реку Нил, путешествие по которой на лодке завораживает само по себе. На другом берегу перед нами предстали величественные колоссы Мемнона и статуи фараона Аменхотепа III , вытесанные из камня. Только представьте – каждая из них весит 700 тонн ! Эти цифры поражают ещё больше, если учесть, что изваяния переправлялись по суше, а, значит – их путь был очень длинным.

Но это далеко не всё, что открылось моему взору после долгой дороги. Настоящие жемчужины этого места – храм Хатшепсут и Долина царей , где нашли покой фараоны Египта . Всего «кладбище» насчитывает около сорока гробниц. Усыпальница знаменитого на весь мир Тутанхамона находится здесь же. Город стал вечной обителью для царицы Нефертари. Её гробница украшена красивыми скульптурами. К сожалению, её я так и не увидела, ведь для посещения она закрыта.

Почти не посещают туристы и поминальный храм Рамзеса III . Никакого запрета для туристов нет, всё дело в неудобном расположении достопримечательности. Но искушенным путешественникам, которые не бояться трудностей, откроются все красоты, которые спрятаны внутри храма. А это сохранившиеся до наших дней росписи и барельефы. Обязательно приеду сюда в следующий раз, но уже без экскурсии.

Прогулка по северной части города мёртвых , пополнила коллекцию впечатлений видами мечети Фараджа Бархука и ханаки султана Инала , храмовых комплексов Каитбея и Барсбея . Но больше мне понравились постройки в южной части некрополя – они имеют более древнее происхождение. Некоторые из них были построены во времена Фатимидского халифата.

Жизнь на кладбище

Город мёртвых в Каире – не один из некрополей, где жизнь остановилась тысячелетия назад. Сегодня в местных трущобах живут люди, которых «тихие» соседи ничем не смущают. У некоторых есть дома, бездомные же селятся прямо в склепах с разрешения родственников усопших. В качестве оплаты они делают там уборку и следят за порядком.

Среди дня в городе мёртвых нам встретились торговцы и парикмахеры. Здесь есть кафе . В одном из них наша группа пообедала. Также мы побывали на местном рынке. Благо, была пятница. В другие дни рынок не работает.

Удивительным было видеть снующие по улицам автобусы и машины. Одним словом, всё указывало на то, что жизнь на кладбище течёт своим чередом. Разве что в отличие от других районов Каира в городе мало детей . Оказалось – из уважения к мёртвым родные отправляют их в другие районы столицы .

Численность живых в городе значительно превышает количество покойников. По некоторым оценкам в некрополе проживает 300 000 человек .

История города

Город мёртвых в Каире – великолепный образец исламской архитектуры и памятник времён мамлюков (10 век нашей эры). Здесь приземистые могилы соседствуют с внушительных размеров мавзолеями. Но превращение в Некрополь произошло лишь в 14 веке. До этого на месте «кладбища» был царский ипподром.

Экскурсовод также поведал нам, что первые поселения стали образовываться в городе с 60-х годов 20 века. Люди селились прямо в полуразрушенных домах. Это были переселенцы, ранее жившие у Суэцкого канала. Виной всему была война арабов и израильтян. Беженцы строили себе убежища, рядом с которыми захоранивали уже своих родственников и соседей. Смертность была очень высокой и плотность захоронений – тоже. Это видно на старых фотографиях.

А как сейчас?

Для меня стало открытием, что у многих современных египетских семей есть фамильный склеп – так повелось с древности. Отсутствие такого склепа чаще всего говорит о финансовых проблемах, ведь оплата места под него далеко не каждому по карману. Ситуацию спасает возможность подхоранивать умерших близких к прабабушкам и прадедушкам . Только для этого нужно документальное подтверждение родства.

Если собственного склепа нет и родственников тоже, усопшего похоронят в общественном склепе, попечением которого занимаются богатые и обеспеченные семьи. Они же занимаются ремонтом, который может требоваться время от времени. Традиция получила распространение не только у мусульманский части населения, но и у коптов – египтян, исповедующих христианство.

В нашей стране захоронения в склепах не приняты ни у одного из религиозных пластов. Традиционным в России является предание тела земле. В Европе традиции схожи с нашими. Различается только подход к организации мест захоронений. Некоторые кладбища выглядят жутко, другие напоминают висячие сады и предлагают туристам полюбоваться (именно это слово уместно здесь!) на творения великих скульпторов. Калейдоскоп таких некрополей и усыпальниц собрался в моей голове после путешествий по Европе. Впечатления из первых уст и фотографии – в блоге!

Вам стоит прочесть:

Кладбища Каира или «город мертвых», интереснейшее место старого города. Там сохранилось огромное количество памятников мамлюкского периода истории Египта. И не смотря на это, город мертвых редко посещают туристы. Существуют множество страхов и фобий, связанных с эти местом, тут и вездесущие попрошайки, и бомжи, живущие в могилах, и вообще страх перед любым некрополем. Кладбища Каира действительно заселены людьми, а это плохо укладывается в голове туриста из цивилизованного мира. Я решил развеять для себя эти мифы и убил на «город мертвых» целый день, оказалось, что за это время можно только бегло осмотреть основные достопримечательности, многое так и осталось за «бортом»…

Кладбища Каира огибают старый исламский город с восточной стороны, прерываясь холмом Цитадели, которая делит «город мертвых» на Северную и Южный части. Они так и называются Северное кладбище и соответственно Южное. Попасть туда можно на такси, я же пришел на Северное кладбище пешком от Площади Хусейна, расстояние там где-то полкилометра.

Раньше мамлюкские мавзолеи стояли свободно за крепостной стеной, сейчас они зажаты со всех сторон жилыми массивами, и оказались почти в центре города. На старых фото и картинах 19 века это хорошо видно.

Активно заселять кладбища стали в 60 годах прошлого века, сюда селили беженцев из района Суэцкого канала. По началу, здесь начались проблемы с инфраструктурой - людей было очень много, но судя по всему, правительство с этим справилось. Сейчас, по моему субъективному мнению, кладбища заселены в лучшем случае наполовину, улицы днем абсолютно безлюдны, если взрослые еще могут уезжать на заработки, то дети должны бегать в огромных количествах - но ничего этого не заметно.

Это тихий спокойный район, похожий на наши дачные участки. Есть магазины, ходят автобусы, заборы и дома для Египта очень добротны - видно много подновлений, есть и современная застройка. На Южном кладбище дела обстоят несколько хуже, но все же, мне кажется, что лучше жить здесь, чем в кустарных многоэтажках на окраине, которые еще немного и обвалятся на головы жителей.

Безусловно, представление о том, что людей якобы засунули на кладбища жить в склепах неверно изначально. Здесь были пустыри, которые впоследствии были освоены местным населением. Думается, что сначала сюда пришли люди в году этак 1967, построили дома, а затем заполнили собой кладбища - смертность в Египте очень большая, иначе я не могу объяснить такую плотность захоронений, ведь на старых фото мавзолеи стоят абсолютно свободно.

Начать осмотр «города» можно откуда угодно, но для начала стоит оценить местность с какой-нибудь возвышенности и проложить примерный маршрут - ориентироваться «на земле» очень тяжело, даже имея карту. Основная масса памятников Северного кладбища растянута с севера на юг по линии, проходящей примерно через центр. Мавзолеи Южного кладбища сгруппированы большей частью на севере, возле Цитадели

Наиболее значимые памятники Северного кладбиша - мечеть, ханака и мавзолей султана Инала, мечеть и мавзолей Фараджа Баркука, комплекс Барсбея и комплекс султана Каитбея, ну и многочисленные мавзолеи, разбросанные по всей площади «мертвого города».

Комплекс Султана Инала, построенный 1451-1456 году находится на самом севере кладбища.Он состоит из руин мечети, медресе, суфийской ханаки, по сути, это целый исламский монастырь.

Султан Ал-Инал, будучи чистокровным черкесским мамлюком, до конца своих дней так и не освоил арабский язык - не умел, ни читать, ни писать. Он пользовался только своим кавказским наречием, зато настроил множество религиозных сооружений, таким образом проявляя свое рвение в исламе.

К нему примыкает погребальный комплекс эмира Куркумыса (1506год), возглавлявшего мамлюкское воинство при султане Каитбее.

Вместе два комплекса представляют собой огромную археологическую зону.

Комплекс эмира Куркумыса и султана Инала (картина Девида Робертса - начало 19 века)

При осмотре мне помогал, а скорее всего мешал, молодой человек в рубашке и брюках, по армейски энергичный и четкий. Он открывал двери во внутренние помещения, регламентируя мое пребывание на объекте, типа сюда нельзя - а туда можно, и постоянно лез в объектив, сделать снимок без него было очень затруднительно. Таких молодых людей в одинаковых рубашках в «городе мертвых» очень много. Конечно мне импонирует, что правительство Египта беспокоится о моей безопасности, но без них было бы намного удобнее. Если уж без провожатых вообще нельзя обойтись, то мне лично больше нравятся служители культа, они более расслабленные и медитативные, и меньше интересуются ходом событий.

Большая мечеть и мавзолей Фараджа ибн Баркука (1400-1411 год) построена сыном основателя корпорации "башенных" бурджи мамлюков для своего отца.

Известен он еще тем, что смог достаточно легко отделаться от войск великого Тамерлана, отдав ему Аллепо и Дамаск. Мамлюки применили тактику выжженной земли, и до Каира «Железный Хромец» не дошел.

Комплекс султана Барсбея (1433 год) состоит из нескольких мавзолеев и мечети. «Башенный» мамлюк Ал-Ашраф Барсбей известен как покоритель Кипра, при нем Египет имел очень значительный средиземноморский военный флот.

Комплекс султана Каитбея (1472-1474 год) состоит из огромного количества сооружений - мавзолеев, больниц и мечетей.

Правда, в главную мечеть меня не пустили по причине намаза, пришлось ограничиться фотографированием наружной двери, она того стоила.

Мавзолеи «речных» бахри мамлюков - более ранняя эпоха.
Мавзолей Ум Анук принцессы Тугхай (1348 год) - любимой жены султана Ан-Насира Мухаммада, прославившегося обширным строительством в Каире - возведением мечети в Цитадели и строительством Большого Акведука.

Мавзолей Ас-Сааб Банат (15 век) мамлюки Бурджи

Мавзолей Ал-Рифай (16 век), мамлюки Бурджи

Юнус Аль-Давадар (1382 год) - один из самых ранних «черкесских» мавзолеев, Аль-Давадар был управляющим у султана Баркука, он погиб в сражении - в Сирии, и не был захоронен в своем мавзолее.

Начиная от Цитадели и южнее возраст памятников увеличивается, что лишний раз доказывает, что исторический центр города смещен к югу, в сторону Фустата и античного Вавилона, где сейчас находится коптский квартал. На южном кладбище преобладают мавзолеи «речных» бахри мамлюков и даже встречаются постройки времен фатимидов.

Южное кладбище (Девид Робертс - картина начала 19 века)

Южное кладбище конец 19 начало 20 века.

Небольшой мавзолей Раджаб Ал-Ширази (1379 год), зажатый между домами, находится у подножия Цитадели. Возможно это последний представитель «речных» мамлюков.

Южное кладбище

Мавзолей, минарет и ханака комплекса Ал-Султания (1350-1360 год), мамлюки «бахри» - на Южном кладбище. Он выполнен в персидском стиле, и возможно принадлежит матери султана Хасана, построившего самую большую мечеть в городе.

P.S. Безусловно, я хотел создать положительный образ кладбищ и Каира в целом, хотя, конечно, надо признаться, у меня осталась масса фото, которые я не стал выкладывать, дабы не нарушать "гармонию". Про горы мусора, стаи бродячих собак, вездесущую грязь и пыль и так все знают. Хочу только сделать акцент на постоянном присутствии каирской пыли, сия субстанция очень сильно затрудняет фотографирование, на кладбищах ее много больше, чем в городских кварталах, и она намного мельче песка в пустыне. К концу дня у меня там заглохла камера, я решил, что ей пришел "каюк", даже подумалось о всевозможных суевериях, связанных с "городом мертвых" - ведь здесь покоятся миллионы мертвецов, а я уж очень активно лазил по их могилам...Но минут через 30 она протряслась и ожила, Аллах милостив..Короче, берегите технику, ну себя тоже...

Каир - сказочный город "тысячи и одной ночи", в который мне всегда хочеться вернуться...

Съемка 2010-го года. Значительную часть Каира - чуть ли не треть площади - занимают старые кладбища. На этих кладбищах, прямо в склепах, переделанных под домики, живут люди. Десятки тысяч нелегалов, приехавших в Каир из провинции на заработки. Склепы принадлежат старым и состоятельным семьям, вынужденным нанимать захватчиков в качестве "сторожей". Нелегалам платят небольшие деньги, чтобы не тревожили захоронения. Фотографироваться обитатели склепов не любят: в настойчивого туриста с камерой могут и камень бросить.

Котики, ну как без них?!


Вид на кладбище с виадука.


В склепах живет модная молодежь. Даже студенты ВУЗов.


В склепах нет воды и канализации. В туалет нужно ходить в соседний "квартал".


На кладбище тихо и сравнительно чисто, в отличии от многих других районов Каира. Почти что элитный район.


Местные жители, даже дети, отворачиваются, как только видят фотоаппарат.


Взрослые тоже не любят сниматься.


Здесь тоже торгуют.


Продукты завозят на велосипеде "из города".


Этот мужчина занимается ремонтом и отделкой занятого им склепа. А детишки ему помогают.


Пятничный рынок Сук-Аль-Гома также проходит на кладбище. Здесь продают и покупают самый настоящий мусор, собранный городскими мусорщиками в течение недели. Несмотря на столь сомнительный товар, некоторые приезжают на рынок на каретах. Так что в жизни на кладбище тоже есть свой шик.