Древние каменные сооружения. Загадка и история стоунхенджа Кто построил камни

В маленькой центрально-американской республике Коста-Рика в конце 40-х годов нашего века было сделано интересное открытие. Рабочие, вырубавшие густые заросли тропических джунглей под банановые плантации, неожиданно наткнулись на какие-то странные каменные изваяния правильной шаровидной формы. Крупнейшие из них достигали в диаметре трех метров и весили без малого 16 тонн. А самые маленькие не превышали размерами гандбольный мяч, имея в поперечнике всего около 10 сантиметров. Надо заметить, что при большом диаметре отклонения составляют всего лишь +8 миллиметров. Шары располагались, как правило, группами от трех до сорока пяти штук.

Но самое удивительное случилось дальше. Костариканские ученые, заинтересовавшиеся каменными шарами, решили взглянуть на место находки сверху, с вертолета. Вертолет поднялся над джунглями – и под ним вдруг словно поплыла страница из учебника по геометрии, протянувшаяся на десятки километров. Вереницы шаров складывались в гигантские треугольники, квадраты, круги… Выстраивались в прямые линии, точно ориентированные по оси “север-юг”… Сразу на ум приходит мысль, что эти шары сделали и уложили очень умелые люди. Но когда и с какой целью они были возведены? Какими инструментами работали древние мастера, сумевшие придать камню правильную шаровидную форму? С помощью каких приспособлений “перекатывали” с места на место шары гиганты, составляя из них точные геометрические фигуры? Остается, конечно, загадкой и то, каким образом эти многотонные громадные шары доставлялись через джунгли и болота из каменоломен, удаленных от места находки на несколько десятков километров. К сожалению, на большинство этих вопросов не было удовлетворительных ответов.

Сразу же после открытия шаров археологи начали интенсивные раскопки. Неожиданно перед ними встал невероятный факт: кроме каменных сфер в этой местности не было ни одного предмета, указывающего на присутствие здесь когда-либо человека. Не было найдено ни инструментов для обработки камня, ни черепков, ни костей. Ничего!

Гипотеза 1. Шары расставлены, словно модель некоего созвездия. Возможно, что эти причудливые каменные мозаики из шаров предназначались для астрономических наблюдений, связанных с календарными вычислениями и определением сроков 3eмледельческих работ. В этом случае вполне уместно допустить, что где-то поблизости существовала высокоразвитая цивилизация – предшественница всех древних цивилизаций Центральной Америки.

Приверженцы [другой] гипотезы, бывшей одной из самых распространенных, утверждали, что гости из других космических миров выбрали именно это место для своего постоянного космодрома. В связи с этим поразившие воображение землян огромные сферы потому и расположены в виде ограничительных линий, что выполняли функцию, схожую с нынешними посадочными полосами аэродромов.

опять подразумевается примитивность космических аппаратов…

В 1967 году инженер, работавший на серебряных рудниках Западного Мехико и увлекавшийся историей и археологией, сообщил американским ученым, что в шахтах им обнаружены такие же шары, как и в Коста-Рике, но значительно больших размеров. По его мнению, изготовлены они были ацтеками. Это сенсационное заявление имело эффект разорвавшейся бомбы.

Затем на плато Аква-Бланка, расположенном на высоте две тысячи метров над уровнем моря вблизи поселка Гвадалахара, археологическая экспедиция обнаружила сотни шаров, являвшихся точной копией коста-риканских. Теперь уже сомнений почти не было: найдены следы какой-то необычной и непонятной нам цивилизации.

В отличие от современных ученых древним было все понятно: и что представляют собой шары, и как они появились… Боги древних мексиканцев, например, любили игру в мяч. Но если люди играли упругим каучуковым мячом, то боги подбрасывали каменные шары. В тех местах, где состязались боги, остались россыпи каменных шаров самой разной величины – от нескольких сантиметров до трех метров в диаметре…

Большое количество шаров было обнаружено в районе Халиско близ города Аулалуко-де-Мерказо в Мексике, в Палмар-Сур в Коста-Рике, в районе города Лос-Аламос и в штате Нью-Мексико (США). Следует заметить, что все эти районы отличаются активной вулканической деятельностью…

Чтобы завершить разговор об археологической экспедиции, проводившей изыскания в Гвадалахаре, нужно сказать, что ей в конце концов повезло. Просто так, на всякий случай, в ней участвовали несколько ученых других специальностей: геологи, геофизики и геохимики. Не обращая внимания на справедливый гнев археологов, они безжалостно разрушили два шара и установили, что каменные сферы не имеют ничего общего ни с инопланетянами, ни с ацтеками, инками или майя… Шары оказались естественного происхождения.

Очевидно, 25-40 миллионов лет назад в Центральной Америке внезапно проснулись несколько десятков вулканов. Их извержения вызывали катастрофические землетрясения. Лава и раскаленный пепел покрыли огромные территории. Кое-где начали остывать стекловидные частицы, выброшенные из жерл вулканов. Они-то и явились зародышами гигантских сфер. Вокруг этих ядрышек постепенно стали откристаллизовываться окружающие частицы продуктов извержения. Причем кристаллизация шла равномерно вовсе стороны, так что постепенно образовывался шар с идеальной формой…

Если центры шаров располагались близко друг от друга, то каменные сферы могли даже срастаться одна с другой. Нахождение таких сросшихся шаров подтвердило догадку ученых. Таким образом появилось не какое-то безосновательное предположение, объясняющее происхождение каменных шаров, а вполне обоснованная гипотеза. Ученым удалось найти подобные каменные шары в совершенно других местах нашей планеты – в Кашкадарьинской области Казахстана, Египте, Румынии, Германии, Бразилии и даже на Земле Франца-Иосифа. Казалось бы, тайна происхождения каменных шаров перестала существовать, но не все обстоит так просто, как кажется на первый взгляд…

Во-первых, существует, как выяснилось, два вида шаров – обсидиановые и гранитные. Если теория вулканического происхождения для первых подтверждается лабораторными исследованиями, которые показали, что шары из Халиско возникли в третичный период (человек, как известно, появился только в четвертичном периоде), то объяснить этой теорией появление гранитных шаров невозможно. Тем более что некоторые из гранитных шаров (к примеру гигантский шар из Коста-Рики) отшлифованы так, как могут отшлифовать только руки человека. И вроде бы все ясно. За исключением разве что такого момента: каким образом люди, вооруженные лишь каменными инструментами, смогли сделать это?

Ясно отнюдь не все!.. Даже естественность происхождения шаров не снимает проблемы упорядоченного их расположения на поверхности!

…Х. Кинк в книге “Как строились египетские пирамиды” указывает: “У подножия пирамиды Джосера найдено много каменных шаров диаметром от 12 до 19 сантиметров, а диаметр отдельных из них достигает 40 сантиметров. Эти специально сделанные из камня шары применялись в качестве катков для перетаскивания больших глыб…”

а опирались они на что?.. Не на мягкую же землю!..

В Юго-Восточной Азии, Индии, Иране, Сирии, Палестине, Северной Африке, Испании, на побережьях Франции и Англии, на юге Скандинавии и Дании стоят сооружения из огромных каменных глыб и плит. МЕГАЛИТЫ – так называют их ученые. Само название этих циклопических сооружений происходит от греческих слов “мегао”- большой и “литое” – камень: большие камни. Объединяет эти мегалитические постройки то, что они сооружены из гигантских каменных грубо обработанных блоков весом в десятки, а то и сотни (и даже тысячи) тонн, стоящих изолированно или образующих сложные постройки. Многотонные блоки подогнаны друг к другу и соединены между собой без всякого цемента или раствора, притом настолько тщательно, что между ними невозможно просунуть даже лезвие перочинного ножа.

Морфологически эти сооружения очень просты. Они стоят каменными “домами” (известны “дома”, в которых каждая отдельная “стена” весит несколько десятков или сотню тонн) – ДОЛЬМЕНАМИ. Эти ящикообразные постройки из многотонных плоских каменных плит напоминают огромные скворечники или доты времен Великой Отечественной войны. Иногда встречаются дольмены, еще в древности упрятанные под землю или помещенные под огромную каменную насыпь, – ТУМУЛЮС, откуда на поверхность ведет длинный коридор, облицованный каменными плитами.

Мегалиты могут образовывать круговые исполинские ограды, поверх которых лежат иногда циклопического размера плиты – такие ограды исследователи называют КРОМЛЕХАМИ. Они то стоят одиночными вертикальными столбами – такие объекты называются МЕНГИРАМИ, то тянутся длинными параллельными рядами, образуя своеобразные аллеи.

Известно, что наиболее древние из вышеупомянутых сооружений возведены в конце каменного века. Впрочем, до сих пор никто не может суверенностью сказать, что он может предложить научную методику для определения возраста большинства мегалитов, с помощью которой можно было бы определить, когда именно каменный блок был вырублен из карьера. Археологи обычно рассуждают так. Если рядом с менгиром раскопана стоянка древних людей, то отсюда делается вывод, что именно эти люди соорудили данный менгир. По черепкам, украшениям, оружию и подобным находкам определяется их возраст. Он в случае удачи может быть подтвержден, например, радиоуглеродным методом по костям, углю из костров и т.д. Однако ясно, что менгир мог быть действительно сооружен теми же людьми, которые оставили о себе память в виде “стоянки”, но и мог быть возведен за много времени до того, когда “строители” остановились у давным-давно существовавшего сооружения. Подобной логической ошибки, к сожалению, не избежали многие исследователи мегалитов. На основе изложенного становится ясным, насколько сложно и неоднозначно решается сегодня, казалось бы, самый простой вопрос – о датировке сооружения мегалитических памятников.

короче – оснований для датировки практически никаких нет!!!

Из всех известных мегалитических памятников наибольшей известностью пользуются, бесспорно, ряды камней близ приютившегося на песчаном берегу тихой бухты городка Карнака на южном побережье Бретани. Камни здесь так огромны и так многочисленны, что производят глубокое впечатление даже на случайных посетителей, и каждый год сотни тысяч туристов отправляются посмотреть на эти странные реликвии доисторических времен. Главной достопримечательностью самого городка является Тумулюс святого Михаила. Это огромный мегалит, служивший, видимо, некогда усыпальницей. Засыпанный землей, он образует высокий холм, на вершине которого в средние века была построена часовня, давшая ему имя.

Если же пройти немного на север от городка, то можно попасть в поле, где в густой траве между редкими соснами выстроились, как солдаты на параде, шеренги менгиров – огромных, до пяти метров высотой, продолговатых камней, поставленных вертикально. Их здесь 2935 штук. Они вытянуты в 13 рядов длиной в четыре километра. На некоторых из них можно обнаружить нерасшифрованные до сих пор выбитые надписи… Сооружение мегалитов в Бретани археологи относят к бронзовому веку.

что за надписи?.. Иероглифы, идеограммы, буквы или что еще?..

Любознательный турист может проследовать еще дальше на север по направлению к городу Орэх. Дорожка приведет его к еще одному образцу мегалитических построек – дольмену Манэ-Керионед с длинной крытой галереей. Повернув на восток и миновав развалины древнего аббатства, любознательный искатель встретит на своем пути целый ряд удивительных памятников: дольмен де Родессек, огромный и одинокий менгир Старая мельница, вес которого по расчетам превышает 200 тонн, а ближе к городку Плуарнель – новые поля менгиров и кольцеобразные кромлехи. Самый большой из них – кромлех Менек состоит из 70 менгиров, окружающих дольмен, и имеет диаметр почти в сотню метров… Надо думать, не случайно слова “дольмен” и “кромлех” образовались из бретонского разговорного языка. “Доль” по-бритонски означает стол, “кром” – круг, а “мен” и “лех” – камни.

Проведенные раскопки как будто бы доказали, что дольмены и кромлехи являлись местами религиозных церемоний и захоронений усопших. Стремление создать умершим прочный “вечный” дом было свойственно многим культурам на разных континентах нашей планеты. Однако сторонников “погребально-ритуальных” гипотез почему-то не смущает тот факт, что в абсолютном большинстве мегалитических кругов, кромлехов, дольменов и других сооружений не найдено никаких погребений.

в качестве могил могли просто использовать уже готовые “священные места”. Ведь хоронили же раньше около или внутри церквей, но нельзя же сказать, что именно для этого церкви и строили!..

… вертикально устанавливаемые камни могли играть роль визиров, которые позволяли фиксировать точки восхода и захода Солнца и Луны в дни солнцестояний и равноденствий… Правда, “астрономическая” гипотеза в отношении мегалитов признана далеко не всеми учеными. Ее критики, в частности, отмечают, что в такой “насыщенной” мегалитическими объектами местности, какой является, к примеру, французский Карнак, при желании можно подобрать множество тех или иных линий, которые будут “маркировать” некоторые из расположенных здесь древних камней.

вот именно!..

С другой стороны, если признать “астрономическую” гипотезу верной, то остается непонятным следующее: зачем древние создатели мегалитов проводили такие сложные и трудоемкие астрономические наблюдения? Если предположить, что наблюдения Солнца определяли сроки проведения сельскохозяйственных работ, то нужно сказать, что земледельцам для начала сева или уборки урожая не нужно знать точной астрономической даты. Их больше интересовало состояние почвы и погода, то есть такие факторы, которые существенно меняются от года к году и мало привязаны к определенным астрономическим датам… И совсем уж нельзя объяснить, для чего мегалитическим астрономам нужны были тщательные и систематические наблюдения Луны.

отражение тех или иных параметров Земли, ее орбиты и других планет “в камне” еще не означает однозначно “астрономическое” их назначение! Могут быть Варианты. Например: типа “гороскопной” привязки к определенной конфигурации воздействующих объектов (это совсем не то, что наблюдение за объектами – есть большая смысловая разница).

В разное время рядом ученых выдвигалась гипотеза о том, что некоторые мегалитические сооружения являются своеобразными “каменными книгами” древних, в которых в неявной форме зашифрованы важные научные данные о Земле, солнечной системе и Вселенной, оставленные представителями Высших Разумных сил космоса для последующих поколений землян. Они (эти знания) ждут своего часа расшифровки, осмысления и практического использования человечеством. Нужно сказать сразу, что все такие гипотезы являются красивыми, но не подтверждены фактами.

какой смысл в такой зашифровке, которую не могут расшифровать?!.

Фото заголовка: CC BY-NC-ND Bruno Monginoux www.photo-paysage.com www.landscape-photo.net

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Каменный кромлех в 130 километрах на юго-запад от Лондона внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является, пожалуй, главной достопримечательностью Великобритании. Визитная карточка старой Англии не намного моложе древнеегипетских пирамид и не менее сложна в исполнении. Причем, ответ на вопрос, кто построил Стоунхендж, до сих пор остается для ученых загадкой.

Невозможное возможно – доказано временем

В попытках разгадать одну из главных исторических загадок тысячелетий – Кто построил Стоунхендж? – профессиональные ученые и просто любители древностей обращают внимание на огромные размеры мегалитов. Приезжающие к памятнику туристы узнают, что первые глыбы оказались на месте кромлеха уже в третьем тысячелетии до нашей эры, и не могут поверить, что в эпоху технологического несовершенства это сооружение было воздвигнуто человеческими силами. Поэтому теории о вмешательстве сил «инородных» – от инопланетян до живших на земле до потопа гигантов – по сей день находят своих почитателей.

С другой стороны, существовали и реконструкции XX века, которые доказали, что создать подобный проект при условии достаточного количества человеческой силы и вполне примитивных орудий реально. Сложность для строителей Стоунхенджа заключалась в том, что им приходилось издалека перетаскивать огромные каменные глыбы на место современного нахождения памятника, поскольку вблизи таких горных пород не было. В декабре 2011 года в лондонском издании «The Independent» появилось сообщение о том, что ученые наконец-то нашли первоисточник камня из первого круга кромлеха. Им оказалось семидесятиметровое обнажение скалы на севере Пембрукшира, в 220 километрах от Стоунхенджа.

Три фазы строительства

Сегодня ученые рассматривают Стоунхендж не как один памятник, а выделяют в нем как минимум три фазы. Исследование четырех мезолитических ям неподалеку от современной автостоянки для туристов, показало, что уже за 8000 лет до нашей эры недалеко от Стоунхенджа существовал рукотворный комплекс, который, возможно, имел ритуальное значение. Но первый культурный слой появился на этом месте гораздо позднее, уже в 3100-3000 годах до нашей эры. Круговой ров и канаву диаметром около 110 метров древние строители Стоунхенджа заполняли костями оленей, быков и в некоторых местах кремниевыми орудиями. Носители этой культуры предположительно были выходцами с континентальной Европы и занимались скотоводством, земледелием, обработкой камня.

В 3000 году до н.э. на месте первого Стоунхенджа появляется «вторая фаза». Ее первооткрывателем стал антиквар Джон Обри, который в XVII веке обнаружил несколько небольших в диаметре лунок. Позднее, уже в начале XX века другой исследователь Стоунхенджа, полковник Уильям Хоули, положил начало полной реконструкции этого комплекса. В её результате выяснилось, что 56 лунок (которые в честь первооткрывателя получили название лунок Обри) окружали Стоунхендж по периметру за земляным валом и были наполнены останками дерева. В некоторых из них находились также следы кремации. Поэтому к астрономической или «религиозной» версии добавилась еще одна теория о предназначении Стоунхенджа – использование его как места захоронения.

Кто и для чего построил Стоунхендж

Попытки выяснить, кто и для чего построил Стоунхендж, предпринимались на протяжении всей английской истории Нового и Новейшего времени. Иногда исследователи приходили к неожиданным выводам. Например, в XVIII веке биограф Ньютона и исследователь Стоунхенджа и других мегалитических комплексов Уильям Стьюкли заключил, что Стоунхендж с опорой на знания о земном магнетизме построили друиды . Позднее эту версию отвергли, поскольку, как выяснилось, Стоунхендж был построен намного раньше эпохи появления кельтского жречества.

Третья фаза Стоунхенджа в несколько этапов формировалась с середины III до середины II тысячелетия до нашей эры. Она также содержала концентрические круги и останки кремированных тел, поэтому версии о погребальном и (или) астрономическом использовании памятника до сих пор остаются наиболее ходовыми. Основная научная проблема долг заключалась в том, континентальное или островное происхождение имеют культуры создателей этого комплекса. Точные физические методы исследований показали, что часть камней была принесена на монумент с гор Пресли в юго-западном Уэльсе, а часть – с северного Пембрукшира.

Сегодня доподлинно известно, что Стоунхендж строился долгое время в несколько этапов и представителями разных культур, поэтому вряд ли можно дать однозначный ответ на вопрос, кто же все-таки построил Стоунхендж. Одними из последних строителей этого древнего памятника были представители Уэссекской археологической культуры Бронзового века. Она находит параллели в Хилверсюмской археологической культуре на севере Нидерландов, представители которой также использовали нехарактерную в те времена для северной Европы кремацию для захоронения мертвых. Уэссекские строители Стоунхенджа имели тесные торговые контакты с континентальной Европой. В их курганах археологи находят артефакты из Прибалтики, Германии, Франции. Развитая торговля подтверждала очевидный факт обладания уэссексами развитой социальной организацией, необходимой для строительства Стоунхенджа.

Ксения Жарчинская


КАМЕННЫЕ БАБЫ - СКИФСКИЕ СТАТУИ?

Каменные изваяния на возвышенностях издавна были характерной приметой южной степи. Называли этих молчаливых идолов «болванами», «балбалами», «мамаями», «маяками», однако чаще всего — «каменными бабами». Откуда и как они появились? Какому народу принадлежат? В честь кого установлены, и что символизируют?

Согласно легендам, не когда в степях за днепровскими порогами жили великдоны — исполинские существа, под тяжелыми шагами которых даже каменистые склоны гор стонали. Жизнь их проходила в густой, как деготь, темноте, потому что светило в небе еще не сияло. Когда же вдруг появилось солнце, великдоны переполошились и, поднявшись на вершины степных курганов, принялись плевать на огненный шар над головами. Но боги прокляли за это великдонов и превратили в каменных идолов, так и оставшихся стоять на курганах.

Скифские скульптуры, как правило, датируются 6-3 столетием до н. э. Ареал их распространения довольно значительный — от Румынии до Прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. В композиционно-художественном отношении они выполнены примитивно.

По стилю скифские статуи удивительно разнообразны. Среди них есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры. Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, "скифского Адама" - Таргитая.

На стелоподобных корпусах скифских статуй по обыкновению изображены три-четыре предмета: рог, горит, кинжал или меч. Рог помещён в правую руку на уровне груди, горит — на левой стороне, кинжал или меч — в левой руке на уровне пояса. Подобные атрибуты встречаются и у тюркских каменных статуй, найденных в Сибири. Они держат в правой руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие бороды и, напротив, изображение усов также подчёркивает сходство скифских статуй с тюркскими.

Например, половецкие статуи изображают как женщин, так и мужчин-воинов в сидящей и стоящей позе. Обязательным атрибутом каждой статуи является чаша со священным напитком в руках, прижатая к животу. На статуях тщательно изображены со всеми деталями прическа, одежда, украшения и оружие. Священный характер половецких баб не подлежит сомнению. Они стояли группами по две-три и больше на курганах и возвышенностях, которые служили капищами.


Каменные бабы из коллекции Днепропетровского исторического музея

Коллекция древних каменных изваяний, или “каменных баб”, как их называют в народе, несомненно, относится к числу наиболее ярких и своеобразных собраний Днепропетровского исторического музея. Это одна из самых больших коллекций древней каменной пластики на Украине — 80 статуй! Поражает не только количество изваяний, но и их хронологическое и культурное разнообразие.

В коллекции есть антропоморфные стелы эпохи энеолита (III тысячелетие до н.э.), причем, как простейшие, так и уникальные, аналогий которым нет ни в одном европейском музее — Натальевское и Керносовское изваяния. Оригинальные скифские статуи VI — IV вв. до н.э.

Но господствуют в коллекции, конечно, средневековые половецкие статуи — 67! Именно их облик, своеобразные черты, прежде всего, остаются в памяти посетителей музея, именно им все каменные статуи южноукраинских степей обязаны своим названием — “бабы”, (от тюркского “вава” — предок, дед).

Самым уникальным памятником в коллекции каменной пластики музея является Керносовское изваяние, или Керносовский идол — антропоморфная стела эпохи энеолита (середина III тысячелетие до н.э.). Оно уникально во всех отношениях: и древностью своего происхождения, и совершенством техники изготовления, и удивительным изяществом очертаний, и соразмерностью пропорций, и, наконец, необыкновенным богатством изображений на поверхности. Керносовский идол заслуживает даже не отдельной статьи, а целой книги, которую еще предстоит написать будущим исследователям.

Если попытаться рассказать о нем коротко, то, по всей видимости, это — запечатленное в камне изображение протоарийского божества — создателя мира, подателя жизни и благополучия. Обозначен лик божества, строгий и аскетичный, показаны поднятые вверх руки с атрибутами верховной власти. На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике Керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.

В пантеоне древнеарийских богов чертами образа быка, яростного, сильного, чаще всего наделялся Индра — грозный воин, хранитель и умножитель стад, бог грозы.

Удивительно разнообразны по стилю скифские статуи. Здесь есть и архаичные стелы, и более совершенные статуи, почти образцы круглой скульптуры.
Несмотря на стилевое разнообразие, объединяет их одно: все они изображают воинов с оружием: мечами, кинжалами, луками. Причем, не просто воинов как таковых, а, учитывая стильный характер статуй, прародителя всех воинов-скифов, “скифского Адама” — Таргитая.

Но все же “тон задают”, как уже упоминалось выше, средневековые тюркские половецкие статуи. Все они, кроме одного изваяния, датируются XII — первой половиной XIII вв., времени наивысшего расцвета половецкого монументального искусства.

Многочисленность именно половецких статуй объясняется очень просто — в эпоху средневековья, в ХI-ХIV веках степи Днепровского Надпорожья стали прибежищем для половецких (или кипчакских) кочевых племен, пришедших в Восточную Европу из-за Волги из Азии. В районе порогов по берегам Днепра, находилось крупнейшее объединение половцев — приднепровская орда. Именно здесь, в высоких травах Дешт-и-Кипчак — Половецкая Земля (так называли свою новую родину половцы-кипчаки), курились дымы кочевий, возвышались округлые, как спинки черепах, каменные горки родовых могил-курганов, на вершины которых устанавливали каменные статуи предков.

В среде тюркских племен возникли существующие и сейчас названия каменных изваяний — бабы, болваны (от иранского “палван” — богатырь, атлет), балбалы (“бал-бал” — камень с надписью).

Д.И.Яворницкий в статье “Каменные бабы”, опубликованной в “Историческом вестнике” в 1890 году, сообщал, что на Украине долгое время, вплоть до XVIII века, бытовали такие названия каменных статуй, как “мамай”, “марьины камни”.
Он пересказывает легенду о происхождении каменных баб: “Жили когда-то на земле богатыри-великаны. Рассердились они на солнце, начали на него плевать. Разгневалось солнце и превратило великанов в камни”.

Действительно, многие половецкие статуи представляют мужчин-воинов в шлемах, доспехах, с оружием: саблями, луками, колчанами. Такие же выразительные женские статуи — в шляпах, богато украшенных костюмах, с зеркалами и сумочками у пояса. В руках у всех половецких статуй сосуд, видимо предназначенный для ритуальных возлияний.

Очень выразительны лики статуй — все мужчины с усами, есть суровые, хмурые лица, на некоторых же запечатлена ослепительная улыбка. Женские лица тоже не оставляют равнодушными: выражение робости, смирения и тут же лики гордого величия.

Половецкие статуи, как и все предшествующие им каменные изваяния “курганских народов”, посвящены предкам, прародителям, подателям жизни, благополучия, плодородия. Несмотря на явно портретные черты, статуи изображают не конкретных людей, а легендарных личностей с чертами богов и героев, а, может быть, в ряде случаев, непосредственно, богов и героев.

Устанавливались изваяния на курганах или недалеко от них, то есть в местах священных, какими являлись родовые могильники, где покоился прах предков и совершался круговорот жизни и смерти.

Каменные бабы стояли не на пустом месте, они являлись органичной частью поминальных-погребальных святилищ, архитектура которых от эпохи энеолита (времени их появления на курганах) до средневековья отличалась простотой и выразительностью.

Это была система каменных оградок прямоугольных очертаний (квадраты, трапеции и т.д.), часто окруженных ровиком, с жертвенными ямами и вымостками внутри. Здесь совершали жертвоприношения, ритуальные возлияния и воскурения — аромат священных трав мешался с ароматом жертвенной пищи и поднимался вверх, в небо, к богам и предкам по стволам священных деревьев через каменные статуи (последние были эквивалентами космических деревьев). Идея связующего звена между мирами людей и богов четко прослеживается в семантике каменных статуй всех времен и народов.

Заслуживает внимания не только история происхождения и назначения каменных статуй в коллекции музея, но и биография, история происхождения всей коллекции в целом. Ее возраст, как и возраст Днепропетровского Исторического музея, — 150 лет!

Каменные бабы начали поступать в музей со средины XIX века. Уже тогда, в первые годы существования музея, коллекция была достаточно большой. По крайней мере, Екатеринославский музей позволил себе сделать щедрый подарок Одесскому археологическому музею — 13 половецких статуй.

Особый расцвет коллекция каменных баб переживает при Д.И.Яворницком, бывшем директоре Екатеринославского музея в первой половине XX века (1902 — 1933 гг.). Сохранилась фотография, на которой Д.И.Яворницкий запечатлен в своем кабинете в окружении каменных баб.

Рост коллекции, пополнение ее новыми статуями продолжается и в настоящее время. За последние годы в музей поступило более 10 новых изваяний различных времен и народов, но возникшие серьезные трудности с хранением коллекции приостановили ее рост. Тяжелая экологическая обстановка в городе оказалась одинаково губительной как для людей, так и для творений их рук: статуи начали катастрофически быстро разрушаться. Возникла острая необходимость в их реставрации (таковая началась в 80-х годах, но была приостановлена из-за отсутствия средств), и в строительстве для хранения каменных баб специального павильона — лапидариума. К сожалению, в настоящее время ни одну из этих проблем музей пока не в состоянии решить по известным причинам. Сейчас мы можем только констатировать: самая большая в Украине коллекция каменных баб оказалась под угрозой гибели, ей необходима экстренная помощь - говорила Л. Н. Чурилова, старший научный сотрудник Днепропетровского исторического музея, ещё в 1999 г.

Существуют и другие легенды, объясняющие появление каменный истуканов в южных степях. Наиболее распространенная из версий — о том, что они являются своеобразными степными маяками.

«Миновали мы семь маяков — высеченных из камня изображений числом больше двадцати, что стояли на курганах или могилах… » — это строки из путевого дневника посла австрийского императора Эриха Лясоты, который в 1594 г. проезжал по Днепру.

О каменных скульптурах на степных курганах как своеобразных дорожных сказателях, вехах упоминали и другие путешественники прошлого. Может быть, действительно в древности люди специально устанавливали каменные скульптуры в наиболее приметных и примечательных степных местах, чтобы было легче ориентироваться в пустынном безграничном пространстве? Статуи как бы картографировали однообразие степной плоскости и отмечали места стоянок и поселений…

Не исключено, что гигантские каменные статуи были своеобразными степными маяками, мимо которых позже пролегли дороги. В связи с этим примечательны стелы-обелиски киммерийцев. В них почти отсутствуют скульптурно-орнаментные детали. Собственно, это просто столбы, которые можно назвать памятными, верстовыми. Один из таких киммерийских обелисков (в Украине их обнаружено всего лишь около десятка) найден около селения Верхняя Хортица (город Запорожье). Вверху стелы изображены бусы с большими ромбовидными и овальными бусинами. Возможно, бусы символизируют степные протяжения, а бусины обозначают приметные и памятные урочища или, скажем, количество дней, необходимых для перехода из одной местности в другую…

Это, так сказать, «земные» версии происхождения каменных баб. Но наряду с ними существуют также легенды, что гигантские каменные идолы, которым поклонялись степные народы, перед которыми трепетали даже могущественные вожди и шаманы, являются обожествленными изваяниями космических пришельцев.

Из поколения в поколение среди степняков передавались предания о странных существах, опустившихся с неба в большой закрытой лодке. И якобы древние скульпторы оставили нам изображения космических пришельцев в камне. Действительно некоторые изваяния удивительным образом напоминают космонавта, упакованного в скафандр, — массивное прямое туловище большая голова - шлем без шеи.

Археологи выделяют целую группу таких специфических большеголовых бесшеих скульптур. Одна из них (возможно, наиболее характерная) была найдена на небольшом курганчике в Приднепровье, неподалеку от села Георгиевки Запорожского района Запорожской области.

Любопытно, что на плоской лицевой части головы никак не обозначены уши, нос, рот, глаза — черты лица, которые обычно трудно разглядеть за стеклом шлема. Опущенные вниз и слитые с туловищем руки выделены двумя немного закругленными линиями. Такое впечатление, что показаны не сами руки, а деталь (рукава) какого-то необычного костюма. Скульптура принадлежит к сарматскому времени. Есть «космические» статуи и более раннего периода. Например, исследователи выделяют отдельную группу стел-статуй медного века так называемого нестандартного вида. В них нечетко выделена большая голова, не показаны плечи. Такое впечатление, что поверх тела находится некая защитная оболочка. Неудивительно, что степняки видели в этих скульптурах небесных богов, некогда посетивших Землю.

Наиболее загадочны самые древние каменные статуи, относящиеся к 4 - 3 тыс. до н.э. Ноги на них почти никогда не высекались. Вместо них в нижней части отчетливо видны отпечатки стоп (иногда они заткнуты за пояс). А вот какой смысл вкладывали в их изображение древние скульпторы энеолита (медного века), мы можем лишь догадываться.

Как и о том, почему на степных курганах так много встречается каменных статуй, похожих на высеченный из камня фаллос.

На первой карте Российской империи — «Книге Большему Чертежу» — при обозначении дорог в южных степях древние каменные идолы отмечены как «каменные девки». В обличьях каменных скульптур действительно было что-то женственное, поэтому сначала путники, бродячие торговцы, казаки, а потом и ученые стали называть их «бабами».

Больше всего сохранилось каменных баб половцев (некоторые средневековые авторы называли их команами или кипчаками). «Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу», — отмечал голландский монах Bильгельм Рубрук, побывавший в украинских степях в 1250 г. по пути в Монголию.

Древние Боги.

В них найдено самое большое количество половецких изваяний — более двухсот. Это вполне оформленные, стоячие или сидячие скульптуры из песчаника, известняка, гранита или мела. Почти на всех — дорогая одежка, украшения, оружие, бытовые предметы. Руки большинства статуй сложены под большим обвислым животом.

Вроде не оставляют сомнений в том, что это женщины и рельефные выпуклые груди и косы, и некоторые другие детали. Но поскольку те же женские «элементы» обозначены и на мужских статуях, исследователи склоняются к мысли, что большинство половецких «баб» все-таки принадлежит к «мужицкому» роду-племени. Они устанавливались в честь вождей представителей знати великих воинов. Кстати на тюркских наречиях слово «баба» означает отец.

Впрочем и особую далеко не второстепенную роль женщин в жизни диких кочевников тоже отрицать нельзя. Не зря гордое воинственное племя амазонок тоже родом из южных степей.

История и загадка Стоунхенджа
Стоунхендж расположен в просторной Солсберийской долине, окруженной сотнями холмов. Он символизирует тайну, силу и стойкость страны. История и цель создания его до сих пор остаются загадкой. По одной из теорий, он был храмом, построенным для поклонения дрeвним богам. Другие утверждают, что это была астрономическая обсерватория. Примечательно, что один из камней в день летнего солнцестояния отбрасывает тень в центр круга. Третья теория гласит, что это было священное место для похорон высокопоставленных жителей древних цивилизаций. Но никто не может подтвердить ни одну из теорий. Ясно одно: Стоунхендж был построен не для повседневных событий. Усилия, которые понадобились для сооружения Стоунхендж, были экстраординарные. Камни, которые мы можем наблюдать сегодня - руины, оставшиеся от оригинального сооружения. В те времена строительство такого монумента требовало огромных усилий и физического труда. На первом этапе строительства представлял собой земляное
укрепление. Это были насыпь и ров. Ров назывался Хендж. Первая постройка была возведена 5000 лет назад. Второй этап строительства — строительство внутреннего круга — происходил примерно 2000 лет назад. На этом этапе были возведены первые малые камни, которые образовали внутренний круг. Использовался базальт. Считается, что камень, который был использован для строительства внутреннего круга, был доставлен с гор Юго-Западной части Уэльса. Для этого, камень нужно было транспортировать на расстояние около 400 км. Каждый камень весил около 4 тонн, а использовалось их 80 штук. Современники предполагают, что камни тащили на валах и санях с гор до водных истоков, а затем их погружали на плоты или шлюпки и по воде перевозили через Уэльс, сгружали и снова тащили по земле около десяти километров, затем погружали на воду. После водного этапа надо было только сгрузить и протащить их три километра.
Песчаник, камень внешнего круга, весил около 50 тонн каждый! Расстояние, которое надо было преодолеть, чтобы его доставить на место, превышало 30 километров. Ученые предполагают, что для их преодоления необходимо было 600 человек только для перенесения одного камня.

Кто построил?

Точного ответа на этот вопрос нет. Строительство приписывали разным древним народам. Самая увлекательная теория связана с друидами. Впервые эту связь установил букинист Джон Одри триста лет назад. Римские писатели, включая Юлия Цезаря, упоминали Кельтское духовенство, которое процветало в период первого завоевания земель римлянами, в пятьдесят пятом году до нашей эры. Хотя к тому времени сооружению было уже около двух тысяч лет, и, к тому же друиды поклонялись Богам в лесах и не нуждались в каменных строениях. Пожалуй, самой правдоподобной догадкой является теория о том, что строительство Стоунхенджа было начато народами, жившими в конце нового каменного века, и продолжили ее люди «новой экономики». Их называли «народом чаш», так как они использовали керамическую посуду, начали создавать изделия из металла и жить в более общинном стиле. Скорее, это были представители коренного населения.
Легенда о короле Артуре тоже упоминала строительство Стоунхендж. По легенде, монумент был принесен гигантами из Африки в Ирландию и обладал лечебными силами. Но Король Аурелиус Амброзиус хотел возвести монумент для поминания и мольбы о погибших. Идея заключалась в том, чтобы перенести камни из Ирландии в Англию и восстановить постройку. Но, когда британцы прибыли в Ирландию, стало понятно, что они никогда не осилят перевоз такого груза. Следовательно, пришлось воспользоваться магическими силами и перенести сооружение.

О строительстве Стоунхенджа
Стоунжендж возводился в три этапа.
І. 3050 г. до н.э. (5050 лет назад) Кольцевой ров и насыпь (хэндж).
ІІ. Около 2600 г. до н.э. (4600 лет назад) В центре было возведено деревянное сооружение.
ІІІ. 2400-1500 гг до н.э. (4500-3500 лет назад) Был возведен каменный монумент, который затем переделывался и перестраивался в течении 1000 лет.
Самые большие глыбы круга - Сарсенские камни, - были доставлены из холмов Мальборо, расположенных в 30 км от Стоунхенджа. Камни поменьше (так называемые Синие камни), доставлялись из мистических гор Прессели, расположенных в 385 км - в Уэльсе.

Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом "чуде света" почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты
Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты
Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги "Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века" утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая "рабочая" версия.

Версия № 3. Мерлин
В Средние века была популярна легенда, изложенная в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, "сработанная" в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество "сенсационных" фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая "база": якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный "центр древней цивилизации", "наследие великих предков", "памятник человечества", ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой "духовности"».

Версия "горячая", но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория
На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем .

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики
В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс
Четырехлетнее исследование , проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.
Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.

Версия № 3. "Дискотека"
Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя "дискотека".
Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)
2) Риолит
3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Большая же часть пути проходила по воде. Скорости перемещения способствовало и то, что камни обрабатывали ещё до их перемещения на место, используя для этого как каменные инструменты, так и температурную обработку.

По словам Джеральда Хокинса, для установки блоков сначала откапывалась яма по размеру, три стенки которой были отвесными, а одна с углом в 45 градусов, использовавшаяся в качестве приемного пандуса.

Перед постановкой камня стенки ямы обкладывали деревянными кольями. Благодаря им камень скользил вниз, не осыпая землю. Оббитые в форме тупого конуса нижние части блоков можно было поворачивать по своей оси даже после того, как земля была утрамбована.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж "уже не тот", но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.

Источник фото: id.wikipedia.org