Боинг 747 история создания. Технические характеристики воздушного транспорта

До появления на рынке европейского гиганта «А-380», самым большим самолетом в мире считался «Боинг 747» вместимость салона которого, а точнее, 2-х пассажирских палуб, составляла более 500 человек. Как и другие самолеты компании, этот лайнер прошел несколько модификаций, но его основные отличия не менялись. Самолет содержал 2 палубы, оригинальный нос, 4 двигателя, и самую большую вместимость пассажиров.

Самолет стал первым широкофюзеляжным лайнером, который планировали только для грузовых перевозок. Его начали разрабатывать через год после запуска в производство версии 737, вследствие чего принципиально нового самолета не получилось. Впрочем, этого и не требовалась. Весь мир следил за разработкой сверхзвуковых лайнеров, поэтому «Боинг 747» имел все шансы остаться Специально для грузовой версии кабину пилотов расположили на втором этаже. Изначально планировалось оставить вторую палубу для пассажиров, тогда как первый этаж был отдан целиком под грузовое отделение. Четыре двигателя самолет получил также для большей грузоподъемности.

Первые полеты

Несмотря на финансовые сложности, первый широкофюзеляжный лайнер поднялся в воздух в 1970 году. Так как лайнер был пассажирским, то верхняя палуба стала служебной, и все пассажиры размещались по принципу, обычному для других самолетов. Вместимость «Боинга 747» первых образцов была всего 200 человек, но, если сравнить с 737-й моделью, выпущенной в тот же год и принявшей на борт 100 человек, получается двукратная разница.

Активный интерес к новому лайнеру значительно подкосил позиции «конкордов» — сверхзвуковых европейских самолетов: многие перевозчики пересмотрели свои заказы и акции «Боинга 747» начали стремительно расти. На основе первых самолетов началось производство нескольких модификаций. Первая из них была разработана для японского перевозчика, при этом заказ был на самолеты малой дальности. Ответом на заказ японцев стала модификация 747-100SR. Данная версия получила усовершенствованный фюзеляж, меньшие баки, за счет чего значительно увеличилась вместимость самолета. «Боинг 747-100SR» был в состоянии взять на борт 500, а затем и 550 человек. Позже такую же модификацию — самолет, летающий на ближние расстояния, получит и разработка 747-300.

Другие модификации

Несмотря на растущие заказы на пассажирские версии, «Боинг» не оставил первоначальных планов по выпуску грузовых самолетов. Так появились следующие модификации: F — грузовой вариант, М — комби, имеющий возможность брать меньше пассажиров, но больше багажа, В — усовершенствованные шасси (для первых версий) и баки (впоследствии). Кроме того, на базе 747-200 было собрано два классических «борта №1» для перевозки президента США.

Модификация 200 послужила прототипом для следующего поколения — 300-х, единственным отличием которых должно было стать наличие трех двигателей вместо стандартных четырех. Но данное решение не получило продолжения — «Боинг 747-300» стал совершенно новым лайнером.

«Боинг 747-300»

Одной из черт нового самолета стала прямая лестница на второй этаж (ранее использовалась спираль), увеличенная верхняя палуба, рассчитанная на экономный или бизнес-класс, и при этом возможность варьировать число мест. Вместимость «Боинга 747-300» колеблется от 400 (эксплуатация трех классов) до 600 человек, когда используется только один класс обслуживания.

Первый 300-й «Боинг» поднялся в воздух в 1980 году и быстро стал одним из самых часто используемых. До 2005 года (первый взлет «А-380») эта модификация считалась лучшей моделью дальнего магистрального лайнера, но у нее обнаружились и существенные недостатки.

Проблемы эксплуатации

Одновременно с увеличением количества пассажиров начались проблемы в эксплуатации. Самый большой «Боинг 747», вместимость которого стремительно росла, перестал соответствовать параметрам аэропортов. Кроме того, четыре двигателя против трех на самолетах конкурентов типа DC-10 подразумевали А с наступлением кризиса 1970 года многие компании отказались от работы с 747-й моделью вследствие ее нерентабельности. Если же вспомнить, что примерно в это же время вышли на рынок «Боинг 767» и «Аэробус-300» (оба с двумя двигателями), практически сразу захватившие рынок широкофюзеляжных самолетов, 747-й стал сдавать свои позиции. И хотя вместимость самолета «Боинг 747» была по-прежнему одной из самых больших, авиакомпании стали сначала переделывать эту версию в грузовой вариант, а впоследствии и просто продавать.

Самолет для дальних полетов

И, возможно, другой самолет так и ушел бы в историю, но именно рост числа пассажиров позволил остаться в строю самолетам класса «Боинг 747». Вместимость пассажиров этого лайнера удовлетворила взыскательные Великобританию и Японию, не говоря о том, что такой самолет можно использовали на дальних трансконтинентальных перелетах или же на линиях повышенной загруженности.

Будущее 747-й модели

С развитием авиации у многих перевозчиков возникла потребность в возможностях длительных перелетов без дозаправки, в связи с чем разработчики опять взялись за «Боинг 747». Вместимость пассажиров в новых версиях доходила до 800 человек. Дальность перелета соответствовала стандартам ранее выпущенной модели 747-400. Но очень скоро проекты самолетов 747-500 и 747-600 ушли в архив. Перевозчики хотели новый самолет, а не модернизацию старого. Тем не менее о 747-м разработчики не забывали: его дорабатывали, закрывали, снова дорабатывали. Это продолжалось до 2005 года. Наконец, после выхода «Боинга 787», корпорация объявила о возвращении модели «747». Новая машина получает кодовое название «Боинг 747-8», или Advanced.

Перевозчики, помня сомнительный успех первых версий 747-го, сначала заказали 109 машин — треть из них в пассажирском оформлении. Остальные требовались в грузовом варианте. Всего на сегодняшний день реализована 121 машина. Вместимость «Боинга 747-8» не ошеломляла — 581 человек при использовании 2-х классов обслуживания. При использовании трех классов обслуживания (с добавлением первого класса) количество мест уменьшается примерно до 400.

Лучшие места

В статье приведена типовая схема расположения трех классов в самолете авиакомпании «Люфтганза» (Германия). Лайнер имеет несколько мест первого класса — на нижнем этаже под кабинами пилотов, 80 мест в бизнес-классе и почти 300 мест в экономичном. Общая вместимость «Боинга 747-8» в такой компоновке составляет 386 мест.

На первый класс нареканий не было — для пассажиров много свободного места, они имеют возможность удобно разместиться, при этом каждое кресло находится за собственной ширмой. Далее расположены передние выходы, буфеты и уборные. Места первого ряда в бизнес-классе хотя и просторны, но упираются в перегородку, за которой находятся туалеты и кухня, что может создавать определенные неудобства. Кресла 9С и 9Н находятся в непосредственной близости к проходу и туалетным комнатам. Подобные неудобства могут ожидать и пассажиров 81-го и 88-го ряда (второй этаж, первый и последний ряды). Пассажирам десятого ряда придется весь полет смотреть на перегородку перед собой, что, естественно, довольно некомфортно. Бизнес-класс располагается по 6 человек в ряд, при этом их разделяют два прохода.

Эконом-класс начинается с рядов под № 16 и 18. Шестнадцатый ряд насчитывает всего 6 мест. Учитывая, что перед ними нет пассажиров, для обитателей этого ряда достаточно свободного места и они не рискуют очутиться в ловушке, созданной откинутым креслом, сидящего впереди человека. То же касается средней секции в 18-м ряду. Двадцатый ряд расположен рядом с аварийным выходом — этим объясняется отсутствие иллюминаторов. Пассажиры средней секции в этом ряду не имеют возможности принять горизонтальное положение, так как сзади расположена стена туалетов. 21-22-й ряды повторяют расположение рядов № 16—18, за исключением того, что в 21-м ряду всего четыре места, не отгороженные от остальных. Также здесь достаточно места для ног, единственный недостаток: рядом аварийные выходы. Средняя секция, а именно 32 и 33-й ряд, имеет тыловые стенки, поэтому расслабиться и лечь не удастся. Все места 34-го ряда имеют перед собой перегородку, из-за чего может быть мало места. 45—47-й ряды находятся в хвосте самолета, поэтому там может быть тесно. Самым неудачным можно назвать 49-й ряд, поскольку те недостатки, о которых говорилось ранее, в полном объеме присутствуют в этом секторе.

Заключение

Вместимость «Боинга 747» модернизировалась от версии к версии, но, по словам перевозчиков и непосредственных пользователей этого самолета, хотя он и требует много топлива, но на трансконтинентальных рейсах себя оправдывает. Серьезным подтверждением может послужить авиакомпания British Airways, закупившая во времена американского кризиса самый большой «Боинг 747», вместимость которого составляла до 500 человек. Число машин такого класса в парке компании на сегодняшний день составляет 57 единиц.

Первым широкофюзеляжным воздушным транспортом в истории мировой авиации признано считать Боинг 747. На протяжении почти сорока лет ни один воздушный транспорт не смог превысить вместимость Боинга 747, и на сегодняшний день его рекорд по размерам не смог победить ни один самолет на планете.

Над созданием Боинга 747 начали работать американские ученые в конце 60-х годов прошлого столетия. Именно в этот период возросло количество авиаперевозок и имеющийся в то время воздушный транспорт не мог справиться с перевозкой многочисленных пассажиров.

При первых разработках инженеры Америки планировали создать Боинг 747, как грузопассажирский транспорт. Ведь многие аналитики утверждали, что крупногабаритные авиалайнеры в ближайшее время будут вытеснены, а им на смену придут более современные аппараты, обладающие сверхзвуковой скоростью. Поэтому в разработках инженеров предусматривалась процедура переоборудования авиалайнера в грузовой вид самолета. Именно для этой цели кабина, в которой должен находиться экипаж, была перемещена на палубу, расположенную в верхней части суда. Такой перенос, по задумке ученых, должен упростить мероприятие по изменению носовой части летательного аппарата в аппарель для грузового авиатранспорта.

К началу 1967 года инженеры закончили работу над проектом и вынесли для обсуждения новый макет самолета, который был назван «Боинг 747». Обсуждаемый проект представлял собой воздушный транспорт с двумя палубами, но после длительных дебатов было решено изменить первоначальную конфигурацию, так как она несла некоторые осложнения. После изменения макета, авиалайнер приобрел форму «горбатого» самолета, а первый заказ поступил от известной авиакомпании на 25 единиц техники.

Заказчик не только заказал большую партию самолетов, но и попросил внести изменения в его конструкцию и в технические характеристики Боинга 747, которые и в настоящее время используют современные инженеры. Изменения коснулись следующего:

  • величины размаха крыльев;
  • переноса опор для шасси;
  • увеличение взлетной массы.

Создание и разработка авиалайнера требовали огромных затрат, поэтому компания разработчик вынуждена была брать денежные средства взаймы у кредиторов. Но несмотря на это, готовый воздушный лайнер смог окупить все затраты втройне, ведь его ждал небывалый успех. Именно этот широкофюзеляжный лайнер на протяжении нескольких десятков лет занимал первые позиции в аналогичном мировом сегменте. А первый его рейс осуществился в начале 1970 года.

Создание самолета Боинг

Краткое описание Боинга 747

Реактивный широкофюзеляжный лайнер Боинг 747 оснащен четырьмя мощными двигателями, имеет, как было ранее сказано, особую форму верхней экипажной палубы. Технические характеристики Боинга747 и эксплуатационные данные намного превышают показатели предыдущих моделей, поэтому делают этот самолет самым востребованным среди многочисленных его аналогов. Следует отметить следующие улучшения:

  1. Показатели аэродинамики.
  2. Концевой поверхности аэродинамики, что позволило сократить индукционное сопротивление.
  3. В салоне появилась обновленная авионика и более удобная кабина для экипажа.

Самое заметное усовершенствование данной модели познали крылья воздушного транспорта. После процедуры их высота достигла 6-ти футов, а концевая аэродинамическая поверхность стала загибаться вверх и выступать немного наружу. Благодаря этим изменениям удалось сократить расход топлива и в несколько раз увеличить продолжительность полета. Расход топлива сократился примерно на 3,5%. Если подсчитать экономию за весь период эксплуатации воздушного судна, выходит колоссальная сумма.

Именно этот вид воздушного транспорта является самым скоростным, ведь скорость Боинга 747 в полете может составлять до 940 км/ч .

Испытания Боинга 747

Технические характеристики воздушного транспорта

Как уже говорилось ранее, вместимость Боинга 747 в несколько раз превышает предыдущие модели благодаря особой форме верхней палубы, которая выполнена в растянутом виде. Благодаря такой конфигурации в эконом-классе размещаются до 580-ти пассажиров, а в бизнес-классе и в эконом-классе могут разместиться 495 пассажиров.

Стрелочные приборы, размещенные в кабине пилотов, были заменены на современные. Благодаря этому управление стало намного проще, важная информация отображалась на жидкокристаллических дисплеях. Наличие цифровой системы управления позволило сократить количество пилотов до 2-ух человек.

Авиалайнер оснащен прямым лестничным трапом для поднятия на верхнюю часть палубы, а не винтовой конструкцией, которой обладали его предшественники, что, несомненно, добавляет удобства пассажирам и членам экипажа.

По проекту салон также был видоизменен. Благодаря им каждый пассажир получил больше свободного пространства, полки для вещей в несколько раз увеличили. Для удобства пассажиров были установлены специальные мультимедийные системы для просмотра видеоклипов и увлекательных фильмов.

Так как верхнюю палубу решили удлинить, на ее поверхности установили 2 дополнительных выхода. Для силовой установки задействовали двухконтурные турбореактивные двигатели (4 штуки) и обновленные моторы от известных производителей. В итоге максимальная скорость пассажирского самолета Боинг 747 приравнялась к 940 км/ч, а взлетная масса составила 350 тонн.

Технические характеристики Боинга 747:

  • 70,7 – длина авиалайнера в метрах;
  • 19,5 – высота самолета;
  • 60 м – размах одного крыла;
  • 6 м – ширина пассажирского салона;
  • 511 кв. м – площадь одного крыла;
  • 940 км/ч – максимальная скорость;
  • 12500 км – дальность полета авиалайнера;
  • 175000 кг – весит незагруженный самолет;
  • 13755 м – высота потолка в салоне;
  • 910 км/ч – крейсерская скорость воздушного транспортного средства.

В экономическом классе предусматривается посадочных мест для размещения 580 пассажиров. Экипаж самолета состоит из 3 человек – 1-го инженера и 2-х пилотов авиалайнера. Американские инженеры, кроме пассажирского воздушного транспорта, изобрели грузопассажирский Боинг, а также модель, которая предусматривала меньшую дальность полета – «747-300».

Вконтакте

Боинг 747, выпускаемый американской компанией Boeing, часто именуемый «Джамбо Джет» (англ. Jumbo Jet), или просто «747», - первый в мире широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Первый полёт был выполнен 9 февраля 1969 года. На момент своего создания Boeing 747 был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером, оставаясь таковым в течение 37 лет, до появления A380, первый полёт которого состоялся в 2005 году.

Boeing 747 имеет двухпалубную компоновку, при этом верхняя палуба значительно уступает по длине нижней. Размеры и своеобразный «горб» верхней палубы сделали Boeing 747 одним из наиболее узнаваемых самолётов в мире, героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации.

Существует несколько различных вариантов Boeing 747, большинство из которых могут совершать перелёты большой дальности. Рекордсменом среди 747 является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airways, совершивший в 1989 году беспосадочный перелёт из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18000 км за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза.

До сентября 2010 года было заказано 1527 моделей Boeing 747, доставлено 1418 самолётов.

  • Тип - пассажирский самолёт
  • Разработчик - Boeing
  • Первый полёт - 9 февраля 1969
  • Начало эксплуатации - 1970 (Pan Am, TWA)
  • Статус - эксплуатируется
  • Основные эксплуатанты - Japan Airlines, British Airways, Korean Air, Cathay Pacific
  • Годы производства - 1969 год - н. в.
  • Единиц произведено - 1419 (на апрель 2010)
  • Стоимость единицы - 747-100 - 24 млн $ (1967), 747-200 - 39 млн $ (1976), 747-300 - 82 млн $ (1982), 747-400 - 228-260 млн $ (2007)
  • Варианты - Boeing E-4, Boeing VC-25, Boeing YAL-1

Аэродинамическая схема

Четырёхмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

История

Разработка Идея разработки Боинга 747 возникла во время бурного роста объёмов авиаперевозок в 60-х. Боинг 707, господствовавший в то время на рынке авиаперевозок США, уже с трудом справлялся с растущим потоком пассажиров. До этого корпорация «Боинг» уже занималась разработкой крупного транспортного самолёта для армии США, однако тогда корпорация проиграла проекту компании Локхид - C-5 «Гэлэкси». Тем не менее, наиболее преданный «Боингу» покупатель - авиакомпания Pan American - выработала требования к гигантскому пассажирскому самолёту, который должен был быть больше «707» в два раза. В 1966 году корпорация представила конфигурацию нового самолёта, получившего обозначение «747». Изначальный проект представлял собой полностью двухпалубный самолёт, однако с такой конфигурацией возникали некоторые трудности, и от схемы отказались в пользу «горба». Из первой серии из 100 самолётов Pan Am заказала 25.

В то время считалось, что такие гиганты вскоре будут вытеснены сверхзвуковыми самолётами. Поэтому «747» изначально разрабатывался как грузопассажирский самолёт. Со временем планировалось даже полное переоборудование всех самолётов в грузовые. Кабину экипажа поместили на верхнюю палубу специально для того, чтобы была возможность преобразовать нос самолёта в грузовую аппарель. Предполагалось, что рынок не нуждается более чем в 400 самолётах этого типа, однако, несмотря на критику и жёсткую конкуренцию в 1993 году был построен тысячный самолёт. Лишь в первом десятилетии XXI века объём продаж «747» начал падать.

Строительство самолётов было связано с некоторыми трудностями: завод Боинга не обладал возможностями выпускать такие гигантские самолёты. Для этого в небольшом городке Эверетт в штате Вашингтон был построен новый завод, который и стал домом для нового семейства самолётов.

Компания Pratt & Whitney разработала огромный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности - JT9D, который первоначально использовался исключительно на «747». В целях повышения уровня безопасности и лётных качеств самолёта на «747» были установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки, которые позволяли использовать самолёт на взлётно-посадочных полосах стандартной длины.

На испытаниях самолёта для получения сертификата лётной годности Boeing разработал необычное учебное устройство, известное как «Фургон Уодделла» (названное так в честь лётчика-испытателя «747», Джека Уодделла), которое состояло из макета кабины, установленного на крыше грузовика. Тренажёр был предназначен для того, чтобы обучить лётчиков управлять самолётом на рулении с такого высокого положения кабины.

Boeing дал обещание Pan Am доставить первый самолёт к 1970 году - то есть необходимо было разработать, построить, испытать и сертифицировать самолёт меньше чем за 4 года. Работа шла очень быстро, однако колоссальные затраты корпорации на постройку нового завода и разработку самолёта поставили Boeing на грань банкротства. Тем не менее, колоссальная прибыль от реализации «747» окупила все затраты корпорации.

Эксплуатация Изначально крупные авиакомпании относились к новому самолёту несколько скептически. В это же время корпорации «МакДоннелл-Дуглас» (позже поглощенная «Боингом») и «Локхид» разрабатывали трёхмоторные широкофюзеляжные самолёты гораздо меньших размеров по сравнению с «747». Многие авиакомпании считали, что «747» не оправдает себя на дальнемагистральных маршрутах и будет не так экономичен, как трёхмоторные McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar. Кроме того, вызывал сомнения тот факт, что из-за своих размеров «747» может не соответствовать инфраструктурам аэропортов. В настоящее время с подобными проблемами сталкивается А380.

Беспокойство авиаперевозчиков вызвал высокий (по сравнению с трёхмоторными самолётами) расход топлива. Многие авиакомпании сразу же объявили о своём нежелании приобретать Боинг-747 из-за угрозы резкого увеличения цен на билеты.

Беспокойства авиаперевозчиков оправдались. Топливный кризис 1970-х годов вызвал стремительный рост цен на нефть и сокращение объёмов авиаперевозок. Авиакомпании столкнулись с проблемой нерентабельности «Боинга-747»: из-за высоких цен на билеты самолёты летали полупустыми. Авиакомпания American Airlines устанавливала вместо кресел пианино и барные стойки с целью привлечения пассажиров, но и этих мер оказалось недостаточно. В дальнейшем компания переоборудовала все самолёты в грузовые, затем продала. Через некоторое время Continental Airlines поступила со своими самолётами так же. Новые McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 TriStar, а позже Airbus A300 и Boeing 767 захватили большую часть рынка широкофюзеляжных самолётов. Многие авиаперевозчики с выходом новых самолётов почти сразу отказались от «747» в их пользу. Среди них: Air Canada, Aer Lingus, SAS, TAP Portugal и Olympic Airways.

Многие авиакомпании продолжают использовать «Боинг-747» на особо загруженных маршрутах. В Азии «747» часто используется на средних и даже ближних маршрутах, особенно в Японии. «747» всё так же используют на самых протяжённых трансконтинентальных линиях. Самый большой флот «747» принадлежит японской национальной авиакомпании Japan Airlines - 73 самолёта. British Airways обладает крупнейшим флотом модификации 747-400, включающим 57 самолётов.

Самолёты «Боинг-747» эксплуатируются и в России. Авиакомпания Трансаэро имеет одиннадцать лайнеров (шесть B747-200, три B747-300 и два B747-400), авиакомпания AirBridgeCargo, входящая в группу компаний Волга-Днепр, имеет девять машин в грузовом варианте (два самолёта Boeing 747-200F, один B747-300F и шесть 747-400ERF).

Будущее «747» После создания модификации 747-400 рассматривалось множество вариантов усовершенствования самолёта, однако утверждён был лишь проект 747-8 2005 года.

Программа 747-X была запущена в ответ на европейскую программу корпорации Airbus A3XX. Этот проект подразумевал создание самолётов Boeing 747-500X и Boeing 747-600X вместимостью до 800 пассажиров. Корпорации General Electric и Пратт & Уитни создали совместное предприятие для производства двигателей GP7200 специально для увеличенного «747». Однако большинство авиаперевозчиков предпочли разработку принципиально нового самолёта модернизации старого, и после нескольких месяцев проект был закрыт.

После официального старта программы А380 в 2000 году «Боинг» вновь было взялся за 747-Х, но позже отказался от него в пользу проекта «Sonic Cruiser» - проект субзвукового пассажирского самолёта. Потом проект законсервировали и принялись за разработку Боинга 787 (изначально 7Е7). Впрочем некоторые идеи, разработанные в ходе проекта 747-Х, нашли применение в самолёте Boeing 747-400ER.

В начале 2004 года Boeing опубликовал планы создания самолёта 747 «Advanced». Этот самолёт представляет собой удлинённый Boeing 747-400. На новом самолёте планируется использовать совершенно новую авионику - схожую с авионикой Боинга 787. 14 ноября 2005 года «Боинг» заявил о начале проекта, и самолёту было присвоено обозначение Boeing 747-8. Авиакомпании заказали 109 самолётов (33 пассажирских, 76 грузовых). Из пассажирских перевозчиков интерес к 747-8 проявила Lufthansa (20 машин), Korean Air (5 машин) и американская Boeing Business Jet (8 машин). Грузовыми (здесь у 747 нету конкуренции, грузовой А380 присутствует пока что лишь на схемах) заинтересовались 8 авиакомпаний, среди которых такие как Dubai Aerospace Enterprise (15 самолётов), Nippon Cargo Airlines (14 самолётов), Cargolux (13 самолётов), а также российская Волга-Днепр (5 самолётов)

Между тем, последний пассажирский Boeing-747-400 был поставлен заказчику (тайваньской авиакомпании China Airlines) в апреле 2005 года, с тех пор из ангаров Boeing выкатывались только грузовые «Джамбо джеты». Число эксплуатируемых самолётов этого типа постепенно сокращается.

Модификации

Boeing 747-100 был первой моделью из серии «747» и вскоре после своего появления получил прозвище Jumbo. Всего в разных подвариантах было построено 250 самолётов этой модификации, из них 167 самолётов представляли собой базовый вариант 747-100, 45 - SP, 29 - SR и 9 - 100B. Последний Boeing 747-100 принадлежал к модификации −100SR, был построен для Japan Airlines и был поставлен в сентябре 1986 года.

Основной вариант 747-100. Первый Boeing 747 под официальным обозначением Boeing 747-100 был построен 2 сентября 1968 года. Первый полёт состоялся 9 февраля 1969 года. 1 января 1970 года принадлежавшим Pan American World Airways самолётом был выполнен первый коммерческий рейс. Первой европейской авиакомпанией, которая приобрела Boeing 747-100, была Lufthansa, которая получила в общей сложности три самолёта этой модели. Базовый вариант имел дальность полёта 7200 км. На самых первых самолётах на верхней палубе располагалось помещение для отдыха с тремя иллюминаторами. Несколько позже, когда авиакомпании стали использовать верхнюю палубу для пассажиров первого и бизнес-класса, палуба была окончательно переоборудована в пассажирский салон, рассчитанный на 60 пассажиров. Последний экземпляр базового варианта Boeing 747-100 был поставлен авиакомпании Pan American World Airways 2 июля 1976 года. Некоторые самолёты серии 747-100 были переоборудованы в грузовые 747-100(SF).

Boeing 747SR (англ. Short Range - малая дальность). SR-версия Boeing 747-100 является самолётом для авиалиний малой протяжённости. Boeing 747SR был разработан как ближнемагистральная модификация 747-100. У этого самолёта меньший запас топлива, зато пассажировместимость достигла 500 человек, а позже - 550. У 747SR, кроме того, усовершенствована конструкция фюзеляжа. Позже, модификации SR появилась и у Боинга 747-300. Боинги 747SR используются в основном только на внутренних японских линиях. Несколько самолётов Boeing 747-100SR были доставлены Japan Airlines с удлинённой верхней палубой. Позже эта модификация получила наименование 747SUD (англ. stretched upper deck). Один из самолётов, некогда летавших в Japan Airlines, сегодня используется NASA в качестве носителя спейс шаттла. Модификация Boeing 747SP (англ. Special Perfomance) была разработана в 1976 году. Этот самолёт был создан для того, чтобы составить серьёзную конкуренцию ДС-10 и Л-1011. Дело в том, из-за своих размеров Боинг был часто нерентабелен на маршрутах средней загруженности, и проигрывал на них Дугласам и Локхидам. Разработка Боинга 737 и 747 отнимала у компании слишком много денег, поэтому у компании не было возможности создать принципиально новый самолёт. Вместо этого у Боинга 747 был укорочен фюзеляж и была проведена некоторая оптимизация параметров самолёта специально для маршрутов небольшой загруженности.

Помимо укороченного фюзеляжа, у 747SP увеличена площадь поверхности киля и закрылков. 747SP брал на борт до 220 пассажиров. Максимальная дальность полёта составляла 10 500 км на крейсерской скорости 980 км/ч.

До появления Airbus A340 747SP обладал наибольшей дальностью полёта среди пассажирских самолётов и пользовался популярностью у компаний, занимавшихся трансокеанскими перевозками - American Airlines, Qantas и Pan American. Несмотря на свои технические преимущества, 747SP не стал так популярен, как надеялся производитель. Было построено всего 45 самолётов этой модификации. Большинство из них по-прежнему эксплуатируются в основном в странах Ближнего Востока. Один самолёт был построен специально под летающую астрономическую лабораторию - SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). На нём расположен телескоп диаметром 2,5 метра.

Boeing 747-100В отличался от своих предшественников усовершенствованной системой управления и шасси. Первым заказчиком Boeing 747-100В стала авиакомпания Iran Air, получившая первый экземпляр 2 августа 1979 года. Остальные восемь экземпляров были проданы Saudi Arabian Airlines.

Представленный в 1971 году и позже совершенствовавшийся Boeing 747-200 имел более мощные двигатели и увеличенную взлётную массу, что позволяло увеличить дальность полёта. Первые 747-200 на верхней палубе имели 3 иллюминатора, но позже Боинг окончательно отказался от такой схемы и новые самолёты строил с десятииллюминаторной палубой. У последней модификации, 747-200В, выпускаемой с 80-х, дальность полёта доведена до 10 800 км. На основе планера Боинга 747-200 были построены модификации для ВВС США: 3 ВКП E-4A и 1 E-4B и 2 самолёта VC-25A для перевозки президентов США.

Boeing 747-200С и 747-200F были разработаны для перевозки грузов. 747-200F - исключительно грузовой самолёт, тогда как 747-200С - способен перевозить либо груз, либо пассажиров. Модификация 747-200М «Combi» может перевозить и то, и другое одновременно. Как и 747-100, много пассажирских самолётов 747-200 были позже переоборудованы в грузовые.

Boeing 747-200В - усовершенствованная версия 747-200 с более мощными двигателями и большим запасом топлива.

Boeing 747-300 изначально задумывался как трёхмоторная версия Боинга 747SP, однако от этого плана быстро отказались из-за малого спроса на такую модель на рынке.

Обозначение 747-300 было присвоено новому самолёту, появившемуся в 1980 году. На этом самолёте была значительно увеличена верхняя палуба, что увеличило пассажировместимость. На основе 747-300 были созданы варианты 747-300М (грузопассажирский) и 747-300SR (ближнемагистральный). Отличительной особенностью нового самолёта стала прямая лестница, соединяющая верхнюю и нижнюю палубы. На более ранних самолётах устанавливалась спиральная. Максимальная дальность полёта составила 12 400 км.

Среди авиакомпаний, эксплуатирующих значительное количество самолётов Boeing 747-300 Japan Airlines, Air India, Saudi Arabian Airlines, Pakistan International Airlines (PIA), Qantas, и Thai Airways.

Boeing 747-400 является самой новой и самой популярной моделью из серии и производится до сих пор. У этого самолёта добавлены вертикальные законцовки на крылья (винглеты; однако, их нет на самолётах Japan Airlines, осуществляющих внутренние перевозки по Японии). Кабина экипажа была усовершенствована новой авионикой, в связи с чем отпадала необходимость в бортинженере. Были установлены дополнительные хвостовые топливные баки, усовершенствованные двигатели. Кроме того, самолёт отличает повышенная степень комфортности. В эксплуатацию 747-400 поступил в 1989 году в компании Northwest Airlines.

Boeing 747-400 на 25 % экономичнее 747-100 и в два раза тише. Разработаны варианты 747-400М (грузопассажирский), 747-400F и 747-400SF (грузовые). Специально разработанный для внутренних линий Японии самолёт 747-400D удерживал мировой рекорд по пассажировместимости до 2005 года, вмещая до 594 человек. Затем его сменил Airbus A380, который в одноклассовой конфигурации вмещает 853 пассажира

Модификация 747-400ER - самолёт с увеличенной дальностью полёта.

Удлинённая на 5,5 метров транспортная версия 747-400, максимальная взлётная масса (442 тонны) на 16 % больше оригинала (но на 18 тонн меньше, чем у А380-800). Первый испытательный полет нового самолета состоялся 8 февраля 2010 года с аэродрома Пейн-Филд (Эверетт, штат Вашингтон), с годичным отставанием от графика. По данным на 30 сентября 2010 года, первые грузовые самолёты будут поставлены в середине 2011, а пассажирские в конце того же года.

Силовые установки

  • Boeing 747-100
  • 4 Пратт & Уитни JT9D-7A
  • Boeing 747-200/300
  • 4 Пратт & Уитни JT9D-7R4G2
  • 4 Rolls-Royce RB211-524D4
  • 4 General Electric CF6-50E2
  • Boeing 747-400
  • 4 Пратт & Уитни PW4062
  • 4 Rolls-Royce RB211-524H
  • 4 General Electric CF6-80C2B5F
  • Boeing 747-8
  • 4 General Electric GEnx

Военные модификации и самолёты глав государств

  • VC-25A - самолёты для перевозки президента США. Два VC-25A были построены в конце 1980 годов на основе планера Boeing 747-200. Носят специальную окраску. В службе управления воздушным движением им выдаётся код Air Force One - тому самолёту, на борту которого находится президент. В настоящее время используются президентами США для внутренних и зарубежных поездок (см. статью VC-25).
  • E-4B Nightwatch известные как NEACP (англ. National Emergency Airborne Command Post), произносится как «Kneecap», а с 1994 года получившие второе название NAOC (англ. National Airborne Operations Center) - воздушные командные пункты (ВКП) для президента США, министра обороны США, других членов высшего руководства на случай начала ядерной войны и разрушения наземных структур управления. Разговорное название у них в США - «самолёты Судного дня» (англ. doomsday planes). Первые 3 E-4A построены на основе планера Boeing 747-200 на заводе Boeing в 1974-1978. В 1979 году был построен модернизированный E-4B, и в 1980 году все три E-4A были модернизированы и стали называться E-4B. В настоящее время находятся на дежурстве на базах (см. статью E-4).
  • Самолёт используется для перевозки воздушно-космического самолёта «Спейс шаттл» с запасных космодромов к основному месту старта на мысе Канаверал. Челнок крепится на фюзеляже сверху.
  • Высокая грузоподъёмность и большие внутренние объёмы сделали «747» постоянным участником различных программ ПРО армии США. Сейчас на нём смонтирован экспериментальный химический лазер большой мощности, предназначенный для поражения баллистических ракет противника на участке разгона.

Технические характеристики

Характеристика 747-100 (первоначальная версия) 747-400ER 747-8
Длина 70,7 м 70,7 м 76,4 м
Размах крыла 59,6 м 64,4 м 68,5 м
Высота 19,3 м 19,4 м 19,4 м
Площадь крыла 511 м² 541 м² ?
Вес пустого самолёта 162,4 т 180,8 т 276,7 т
Максимальный взлётный вес 340,2 т 412,8 т 435,4 т
Крейсерская скорость 0,84 М 0,855 М 0,855 М
Максимальная скорость 0,89 М 1150 км/ч 1150 км/ч
Дальность с максимальной нагрузкой 9800 км 14 205 км 14 815 км
Запас топлива 183 380 л 241 140 л 227 600 л
Расход топлива с максимальной нагрузкой 20,3 л/км 17,0 л/км 15,4 л/км
Грузовая вместимость 170,6 м³ (5 поддонов + 14 контейнеров LD1s) 158,6 м³ (4 поддона + 14 контейнеров LD1s) 275,6 м³ (8 поддонов + 16 контейнеров LD1s)
Вместимость
(кол-во пассажиров)
452 (2 класса)
366 (3 класса)
524 (2 класса)
416 (3 класса)
467 (3 класса)
Силовая установка 4 × Пратт & Уитни JT9D 4 × General Electric CF6-80 4 × General Electric GEnx-2B67
Тяга двигателей (4х) 222,4 kN 281,1 kN 296,0 kN
Экипаж 3 2 2

Потери самолётов

По состоянию на сентябрь 2010 года в общей сложности 49 самолётов Boeing 747 были потеряны в результате катастроф и серьёзных аварий. Boeing 747 пытались угнать 31 раз, при этом 25 человека погибло. Всего в этих происшествиях погибло 3732 человека. Самая крупная по числу жертв (не считая террористический акт 11 сентября 2001) авиационная катастрофа произошла в 1977 году на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос. На взлётно-посадочной полосе столкнулись два Боинга 747, погибло 583 человека (см. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос и Список авиационных происшествий и катастроф).

Boeing 747 — четырехдвигательный широкофюзеляжный авиалайнер, разработанный фирмой Boeing в конце 1960-хх. Получивший неофициальное имя «Jumbo Jet», а так же отличающийся от аналогов «горбом» в передней части фюзеляжа, этот самолет являтеся одним из самых узнаваемых и знаменитых лайнеров в мире. Запущенный в производство в 1970 году и имеющий вторую полноценную пассажирскую палубу, самолет в течение 37 лет был самым вместительным пассажирским лайнером в мире. На 2017 год в производстве находится поколение Boeing 747-8.

История

Истоки программы

В 1963 году ВВС США развернули исследования с целью создания большого стратегического транспортного самолета. Созданный на тот момент C-141 Starlifter был хорошим самолетом, но не мог полностью удовлетворить потребности военных — нужен был намного более вместительный транспорт. В 1964 году Пентагон опубликовал пакет требований по программе CX-HLS (CX — Heavy Logistics System). Нужен был самолет, способный перевозить до 81,6 тонн груза на скорости до 800 км/ч на дистанции до 9300 км. Грузовой отсек при этом должен был быть не менее 5,18 метров в ширину, 4,11 метров в высоту и 30 метров в длину, а так же иметь возможность погрузки как через хвост, так и через нос.

Предполагалось, что самолет будет четырехдвигательным. Кроме того, была развернута программа создания новых, намного более мощных двигателей, так как имевшиеся на тот момент не справились бы с задачей.

Участниками тендера стали Boeing, Douglas, General Dynamics, Lockheed и Martin Marietta. Двигателями занялись General Electric, Curtiss-Wright и Pratt & Whitney. В процессе отбора, General Dynamics и Martin Marietta, а так же Curtiss-Wright вышли из гонки.

Одной из больших проблем для разработчиков было требование погрузки грузов спереди. Это значило, что стандартная компоновка самолетов, в первую очередь, размещение кабины не сработало бы. Задача была решена всеми компаниями одинаково — кабина была поднята в верхнюю часть фюзеляжа с фактическим созданием верхней палубы. У Дугласа это был небольшой выступ для кабины, Lockheed сделал вторую палубу узкой и низкой, но растянул ее почти по всей длине самолета, как позвоночник, а Boeing сделал более крупный горб за кабиной, заканчивавшийся возле передней кромки крыла.

Коммерческая потребность

Не смотря на изначально военный заказ на большой транспорт, такой самолет, в пассажирской версии так же имел хороший потенциал. Конец 1960-хх годов бы периодом бурного роста авиаперевозок — количество пассажиров росло так быстро, что флагманские лайнеры Boeing 707 и Douglas DC-8 со своими ролями уже едва справлялись.

Еще на этапе проработки программы CX-HLS, Хуан Трипп — президент авиакомпании Pan American (Pan Am) — крупнейшего эксплуатанта моделей 707 требовал создать новый пассажирский самолет большей вместимости. Он заявлял, что увеличение количества 707-ых в его парке не решает проблему, а в долгосрочной перспективе, перегрузка рейсов может привести к коллапсу авиаперевозок.

В сентябре 1965 года тендер CX-HLS завершился победой Lockheed, в результате, был создан транспорт Lockheed C-5 Galaxy. Но проигравший Boeing решил не оставлять свои наработки.

Проект создания пассажирского самолета на базе CX-HLS возглавил один из членов команды разработчиков Boeing 737 Джо Саттер. Он развернул широкую исследовательскую работу совместно с авиакомпаниями, для определения требования к будущей модели 747. Причем, самолет обязательно должен был сохранить возможности грузового транспорта, так как в то время считалось, что многие пассажирские лайнеры будут, со временем, вытеснены сверхзвуковыми самолетами. Поэтому его экзотическая схема с верхней кабиной и горбом сохранилась, хотя крыло было перемещено с верха фюзеляжа вниз, в классический формат.

В 1966 году Boeing получил первый заказ на 25 лайнеров Boeing 747 от Pan Am на $525 млн. Будучи стартовым заказчиком и одним из инициаторов, Pan Am имел довольно большое влияние на процесс создания лайнера.

Описание: Boeing 747 — история и описание легендарного флагмана

Разработка

Изначально, не все наработки по CX-HLS использовались для создания Boeing 747. Предполагалось, что самолет будет иметь две полноценные палубы по всей длине фюзеляжа. Палубы должны были вмещать по 8 кресел в ряд и иметь по 2 прохода. Однако, такая схема не позволяла достаточно быстро эвакуировать пассажиров в случае аварий, а грузовой отсек не вмещал нужный такому количеству людей багаж. В итоге, было решено сузить и укоротить верхнюю палубу, как это было на транспортном варианте — конструкция «горба» была утверждена. Отказавшись от большой верхней палубы, разработчики какое-то время не знали, что делать с пространством наверху. Первое время там предполагалось разместить зону отдыха и развлечений для пассажиров.

Одной из важнейших новаций, позволивших появиться лайнеру было создание мощных реактивных двигателей с большой степенью двухконтурности. Эта технология предполагала, что двигатели станут почти вдвое мощнее старых аналогов и на треть экономичнее. Пионерами в этой области были General Electric, но они делали двигатели специально для C-5 Galaxy. Для будущего Boeing 747 этой работой занялся второй лидер рынка — Pratt & Whitney с их перспективным JT9D.

Вопрос надежности был очень серьезным — катастрофа такого лайнера была несла намного больше потенциальных жертв, чем любого другого самолета. Boeing использовал методику анализа дерева сбоев (fault tree analysis), при которой оценивались состояние самолета в любых условиях и при любых возможных сбоях.

Кроме того, серьезной проблемой была адаптация самолета к инфраструктуре. Нужно было сделать так, что бы лайнер мог работать на аэродромах, построенных для меньших машин. Для этого была разработана наиболее эффективная на тот момент механизация крыла с предкрылками почти на всю длину и двухщелевыми закрылками, которые, при полном выпуске, увеличивали площадь крыла на 21%, а подъемную силу на 90%.

Договоренность с Pan Am предполагала первую поставку в 1969 году. На разработку ушло всего 28 месяцев. Команда под руководством Саттера работала так интенсивно и сталкивалась с таким количеством проблем, что в Boeing им дали прозвище «невероятные». При этом риски были столь велики, что руководство обвиняли в авантюризме и в том, что они поставили на кон всю компанию.

Производственная площадка

Еще одной проблемой был завод. У Boeing не было подходящей площадки для выпуска такого большого самолета, так что пришлось строить совершенно новый завод. Выбирая из 50 потенциальных мест, компания нашла подходящую площадку в 50 километрах к северу от Сиеттла в районе военной базы Paine Field возле городка Эверетт. В 1966 году компания выкупила участок площадью 320 Гк и начала строительство.

Строительство завода было не меньшим вызовом, чем создание самолета. Для выравнивания площадки пришлось вывезти около 3 миллионов кубометров породы, а для определения габаритов внутренних помещений Boeing построил полноразмерный макет Boeing 747. В итоге, нынешний главный завод компании является самым большим по внутреннему объему в мире. Сейчас именно там производятся все широкофюзеляжные лайнеры Boeing.

Создание самолетов и испытания

Большинство элементов самолета испытывались еще на этапе разработки. Макеты салонов самолета были созданы для отработки эвакуации. Не смотря на то, что разработчики отказались от полноценной верхней палубы, эвакуация никак не вписывалась в предел 90 секунд, установленный FAA. Кроме того, волонтеры, изображавшие пассажиров, периодически, получали травмы, особенно, при эвакуации с верхней палубы. Эта проблема была решена спустя сотни тестов. Еще одной проблемой было перемещение самолета по аэродрому. Для обучения первых экипажей, еще до создания самого самолета использовалась так называемая «Тележка Уаддла» (Waddell’s Wagon — названная в честь шеф-пилота Джека Уаддла). Фактически, это был макет кабины экипажа, водруженный на грузовик.

30 сентября 1968 году первый прототип Boeing 747 прошел торжественную церемонию выкатки на новом заводе в Эверетте, в присутствии сотрудников, журналистов и представителей 26 авиакомпания-заказчиков. В феврале 1969 года самолет совершил первый полет.

Дальнейшие испытания были ориентированы, в первую очередь, на главные проблемы такого большого лайнера. Крыло с очень большим размахом было подвержено «скручиванию» в определенных условиях. С этим боролись корректировкой конструкции и усилением некоторых элементов. Довольно серьезные риски флаттера решались намного сложнее вплоть до установки стабилизирующей массы в хвосте самолета — грузов из обедненного урана. Это было временное решение, которое вызывало много споров, особенно после крушения лайнера El Al в Амстердаме, когда в руинах пришлось искать обломки хвоста с 282 кг урана.

Но главной проблемой испытательной программы были двигатели JT9D. Размеры вентиляторов и турбин значительно выросли, а вкупе с возросшей нагрузкой это приводило к значительному снижению ресурса и постоянным деформациям. Из-за этого поставки откладывались на несколько месяцев, а на заводе стояли десятки самолетов в ожидании доведенных и сертифицированных двигателей. Тем не менее, проблемы решались и Boeing удалось отправить самолет на Париж, где летом 1969 года он был представлен на авиасалоне Ле Бурже. Наконец, к концу того же года, самолет получил сертификат FAA.

Проект создания самолета и строительства завода оказался крайне дорогим. К моменту начала серийных поставок, Boeing набрал огромное количество долгов, которые едва не поставили компанию на грань банкротства. Позже, тогдашний президент признавался, что Boeing 747 был настоящей азартной игрой, которую, к счастью, удалось выиграть.

Начало эксплуатации

В январе 1970 года первый Boeing 747 был передан авиакомпании Pan Am в рамках торжественной церемонии и в присутствии первой леди США Пэт Никсон. Самолет совершил первый рейс из Нью-Йорка в Лондон.

Модель довольно медленно выходила на рынок, в основном, из-за того, что многие аэропорты все еще не могли его принимать. Однако, эта проблема, а так же периодические сложности с надежностью, оказались решаемы. После получения самолета авиакомпанией Pan Am, ее конкуренты так же торопились получить новый флагман, что подстегивало спрос. Возникали даже споры о том, что авиакомпании хотят иметь этот самолет не столько ради эффективности, сколько ради статуса.

Конструкция

Boeing 747 — четырехдвигательный, широкофюзеляжный авиалайнер с двумя пассажирскими палубами. Крыло стреловидное, адаптировано для полетов на скоростях до 950 км/ч. Увеличенная стреловидность так же позволяет сократить размах крыла для работы с стандартной наземной инфраструктурой.

Пассажирский салон основной палубы в базе предполагает схему 3+4+3 в экономическом классе и 2+3+2 в бизнес-классе с двумя проходами между рядами.

Верхняя палуба, расположенная в передней части фюзеляжа напоминает горб. Салон верхней палубы уже и имеет салон в схеме 3+3 в экономе и 2+2 в бизнесе с одним проходом между рядами. Изначально, горб был довольно коротким, но уже в версии -100В, самолет опционально мог получить удлиненную верхнюю палубу (эта опция стала стандартом для версии -300). Еще больше верхняя палуба была удлинена в крайней модификации Boeing 747-8I (фактически, вместимость верхней палубы этой модели стала близка к вместимости салона Boeing 737).

В носовой части верхней палубы находится кабина пилотов. Кабина рассчитана на двоих пилотов и оснащается всеми современными системами управления. Кроме того, в верхней части кабины так же имеется запасной аварийный люк на случай эвакуации без возможности покинуть самолет через салон.

Максимальная взлетная масса самолета от версии к версии постоянно росла: от 333 тонн в модели -100 до 448 тонн в модели -8. Дальность так же выросла с 8600 км до 14300 км.

Времена, когда был создан Boeing 747 оставили на нем отпечаток до сих пор. У лайнера есть множество элементов, необходимых тогда, но не столь важных сейчас. Порой, эти элементы избыточны и несколько ухудшают характеристики.

Например, еще в конце 1960-хх, самолет был разработан с очень развитой механизацией крыла. Это было необходимо для обеспечения минимальной скорости при посадке на недостаточно длинных ВПП. Но сейчас аэропорты адаптированы и способны принимать лайнеры без проблем. В итоге, столь развитая механизация уже не столь необходима.

Еще один интересный момент: Boeing 747 сертифицирован для полетов с тремя двигателями. То есть, даже если у лайнера еще на взлете откажет один из двигателей, он сможет в штатном режиме продолжить полет в пункт назначения. В свое время у Boeing возникали планы создания трехдвигательной версии, но от них отказались.

И самое интересное — избыточные характеристики шасси. В начале 1970-хх самолет зачастую оказывался слишком тяжелым для ВПП. Поэтому, его основная опора имеет сразу четыре стойки для того, что бы распределять вес более равномерно. Сейчас же, близкие по массе авиалайнеры имеют шасси с двумя стойками основной опоры. И четыре опоры избыточны. На данный момент, Boeing 747 способен совершить успешную посадку даже если две подфюзеляжные стойки останутся невыпущенными.

Модификации

После выпуска базовой версии Boeing 747-100, компания создала версию -100B с увеличенной максимальной взлетной массой, а так же версию -100SR(Short Range) с уменьшенной дальностью и увеличенной пассажировместимостью. Модификация -200 появилась в 1971 году и оснащалась более мощными двигателями и увеличенной взлетной массой. У модели 747-200 уже были пассажирские и грузовые варианты. Кроме того, на ее базе в 1976 году был создан особый Boeing 747SP с увеличенной дальностью полета, но укороченным фюзеляжем.

Линейка Boeing 747 получила свое дополнение в 1980 году моделью 747-300. Серия -300 стала результатом исследований по теме увеличения вместимости. Модель 747-300 получила удлиненную верхнюю палубу, увеличенную вместимость, а так же нарастила крейсерскую скорость. У модели -300 так же были версии с увеличенной дальностью, а так же грузовые варианты.

В 1985 году Boeing начал масштабную работу по модернизации лайнера и создании модели 747-400. Этот самолет должен был получить стеклянную кабину, сокращенный до двух человек экипаж, облегченные материалы конструкции и обновленные интерьеры. Проект развивался не без сложностей. Множество новейших технологий не достигали нужных параметров надежности, а компания испытывала дефицит инженерных кадров. Boeing 747-400 был выведен на рынок в 1989 году.

С момента появления лайнера Boeing 747-400, предполагалось создать несколько вариантов с удлиненными фюзеляжами. В 1996 году Boeing анонсировал модели -500X и -600X. Однако, высокая стоимость разработки и низкий интерес со стороны заказчиков заставили эти проекты свернуть.

В 2000 году Boeing начал исследования по теме 747X для поддержания конкурентоспособности с лайнером A3XX, который разрабатывался концерном Airbus. Однако, и этот проект интереса не снискал и компания переключилась на работы проекту трансзвукового лайнера Sonic Cruiser (который, в свою очередь, так же был отменен в пользу проекта 787 Dreamliner). Некоторые наработки по раннему 747Х нашли применение в модели 747-400ER.

Анонсы программ, а потом их отмена не помогали репутации компании, эксперты стали относиться скептически их заявлениям Boeing. Тем не менее, в 2004 году Boeing возобновил проект модернизации модели 747 и запустил все работы. Новый проект получил наименование Boeing 747-8.

Фюзеляж новой модели был на 5,6 метра длиннее предшественников, что сделало его самым длинным в линейке. Вместимость верхней палубы достигла вместимости Boeing 737. Силовая установка — четыре новых двигателя General Electric GEnx-2B67, сделала лайнер более экономичным и экологичным. Кабина экипажа имеет множество элементов кабины Boeing 787.

Грузовой вариант 747-8F стал на 16% вместительнее грузовых моделей на базе 747-400. Грузоподъемность достигла 140 тонн, что является рекордом для серийных самолетов и уступает только самолету Ан-225. Как и все грузовые модели, 747-8F имеет возможность погрузки спереди с убирающейся носовой частью.

Пассажирский вариант, получивший наименование 747-8I Intercontinental (как, когда-то одна из версий Boeing 707) может перевозить до 467 пассажиров в кабинах с 3-классовой компоновкой на дальность до 15000 километров. Этот самолет является самым длинным в мире. Первый лайнер был передан авиакомпании Lufthansa в 2012 году.

Специальные модификации

На базе Boeing 747 так же было создано несколько особых версий, которые не были серийными:

Boeing 747 LCF (Large Cargo Freighter) Dreamlifter — специальный транспортный самолет с значительно увеличенным фюзеляжем и большим внутренним грузовым объемом. Создан специально для перевозки крупногабаритных элементов ланйреов Boeing 787 Dreamliner (отсюда и название). Самолет совершил первый полет в 2006 году. В эксплуатации находятся несколько таких самолетов.

C-19 — модификация Boeing 747-100, созданная для ВВС США. Позже, самолеты были переданы в состав гражданского транспортного резерва (Civil Reserve Airlift Fleet).

VC-25 — VIP-борт ВВС США, созданный на базе Boeing 747-200B. Два таких самолета в модификации VC-25A с бортовыми номерами 28000 и 29000 эксплуатируются для перевозки Президента США и известны, как Борт №1. Салон был разработан в соответствии с требованиями Нэнси Рейган в конце 1980-хх. Самолеты были введены в строй в 1990 году при президентстве Джоржда Буша Старшего.

E-4B — стратегический воздушный командный пункт, предназначенный для осуществления контроля вооруженных сил и ядерной триадой США наряду с E-6 на базе Boeing 707. Было создано 4 таких самолета.

YAL-1 — экспериментальная воздушная платформа противоракетного лазерного комплекса ПРО. В 2014 году был разобран.

Boeing 747 SCA (Shuttle Carrier Aircraft) — два самолета модели 747-100 были переделаны и использовались NASA для перевозки космических челноков Space Shuttle.

С-33 — военно-транспортный самолет. Должен был дополнить парк самолетов C-17, но проект был свернут в пользу модернизации C-5 и расширения парка C-17.

KC-33A — проект воздушного топливозаправщика, развернутый в качестве конкурента проекту DC-10-30 в 1970-хх. Иран (до Исламской революции) купил 4 таких заправщика, которые, вероятно, используются до сих пор.

Boeing 747 CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft) — модификация для ВВС США, созданная в процессе разработки стратегического бомбардировщика B-1 Lancer. Такой самолет мог нести от 50 до 100 крылатых ракет AGM-86. Проект был свернут в пользу бомбардировщиков B-1.

Boeing 747 AAC — проект воздушного авианосца, разрабатывавшийся Boeing. Предполагалось, что самолет будет иметь группу из 10 легких истребителей, которые будут запускаться, заправляться и переоснащаться материнским самолетом. Проект был свернут в середине 1970-хх, хотя и был признан вполне реализуемым.

Boeing 747 Evergreen Supertanker — модификация модели 747-200 для обеспечения тушения пожаров с воздуха. Самолет способен вмещать до 76 тонн воды.

Boeing 747 SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy) — бывший лайнер Boeing 747SP авиакомпании Pan Am. Оснащенный исследовательским комлексом и большим инфракрасным телескопом, самолет используется NASA и DLR (Аэрокосмический Центр Германии).

Эксплуатация

Всего, в период с 1968 года по август 2017 было выпущено 1533 самолета семейства Boeing 747. На 2017 год 489 лайнеров находятся в эксплуатации, большая часть из них (370) — модели 747-400, и еще 106 лайнеров модели 747-8. Самолеты эксплуатирует 65 авиакомпаний по всему миру.

Кроме того, некоторые самолеты выполнены в модификации VIP и используются в качестве бортов глав государства Бахрейна, Индии, Ирана, Японии, Кувейта, Омана, Пакистана, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ. Еще несколько VIP-бортов используются частными заказчиками.

Boeing 747 является носителем рекорда разовой перевозки людей. Во время операции по эвакуации эфиопских беженцев в 1991 году в Израиль, один самолет принял на борт 1122 человека.

Лайнеры Boeing 747 были участниками 146 аварий и инцидентов, 61 из которых привел к разрушениям самолетов и гибели людей. В общей сложности, в авиакатастрофах погибло 3722 человека. Самолеты подвергались угонам и захватам 32 раза. Так же, самая крупная авиакатастрофа в истории авиации произошла на острове Тенерифе, когда на взлетной полосе столкнулось два лайнера Boeing 747 (тогда погибло 583 человека, еще 61 получили ранения, но выжили).

Не смотря на все модернизации, сжатие рынка больших, четырехдвигательных лайнеров, а так же конкурентное давление А380 постоянно снижали спрос на Boeing 747. В 2016 году компания снизила объем производства до шести самолетов в год, а одним из главных программ модификации стало создание нового Борта номер 1 Президента США на базе Boeing 747-8I с его вводом в строй к 2020 году.

Учитывая очень низкий спрос, в Boeing рассматривается вопрос полного сворачивания производства Boeing 747 к 2019 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Boeing 747
Тип дальнемагистральный пассажирский самолет
Модификция 747-100 747-400 747-8
Силовая установка P&W JT9D-7
R-R RB211-524
GE CF6
PW4000
CF6
RB211
GEnx-2B67
Тяга двигателей 4 X 23,5 тс 4 X 28,8 тс 4 X 30,2 тс
Максимальное число пассажиров 550 максимум
366 (1 класс)
660 максимум
416 (1 класс)
605 максимум
467 (1 класс)
Практический потолок 13 000 м
Дальность полета 8 560 км 14 200 км 14 320 км
Максимальная взлетная масса 333 т 413 т 448 т
Крейсерская скорость 907 км/ч 933 км/ч
Размах крыла 59,6 м 64,4 м 68,4 м
Длина 70,66 м 76,25 м
Высота 19,3 м 19,4 м

Широкофюзеляжный, дальнемагистральный самолет Boeing 747-200, является логическим развитием самолета Boeing 747-100 , и отличается от последнего, наличием более мощных двигателей, большей взлетной массой и увеличенной дальностью полета. На создание Boeing 747-200, повлияло увеличение пассажиропотока и спроса на дальние международные перевозки с повышенной нагрузкой.

Boeing 747-200, как и его предшественник имеет форму моноплана с низкорасположенным крылом стреловидной формы, под которым в гондолах расположены четыре турбореактивных двигателя. Самолет имеет двухпалубную конструкцию. Причем верхняя палуба значительно короче нижней. Первые модели Boeing 747-200, на верхней палубе, с каждого борта располагали тремя иллюминаторами, как на версии 747-100, но позже, последующие пассажирские самолеты, стали комплектоваться десятью окнами на второй палубе с каждой стороны.

Boeing 747-200 фото

Впервые Boeing 747-200 был представлен в 1970 году. Первый полет был совершен в октябре 1970 года. Базовой версией самолета стал пассажирский Boeing 747-200B, который был принят в эксплуатацию в феврале 1971 года. В течении первых трех лет производства, Boeing 747-200, оснащался четырьмя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4G2s с тягой порядка 243,5 кН. Дальность полета первых версий с этим двигателями, при полной загрузке, составляла 9700 километров. На поздних самолетах, Boeing 747-200B, использовались турбореактивные двигатели General Electric CF6-50E2s с тягой 233,5 кН, а также моторы RB211524-D4s с тягой 236,2 кН, производства фирмы «RollsRoyce». Дальность полета версий с новыми двигателями доходила до 11000 километров. При максимальной же загрузке дальность полета Boeing 747-200B, составляет порядка 10670 километров.

Салон самолета в трехклассовой конфигурации позволяет разместить 366 пассажирских мест. Количество пассажирских кресел, в компоновки бизнес плюс эконом составляет 423 мест. В максимальной, одноклассовой компоновки салона, пассажировместимость составляет 490 мест.

В дальнейшем на основе базовой версии Boeing 747-200B, было выпущено несколько модификаций самолета. Так в 1971 году был произведен грузовой вариант самолета, получивший обозначение Boeing 747-200F. У этой модели доступ в грузовой отсек осуществляется через подъем вверх носового обтекателя. Также некоторые версии этого самолета имею дополнительную грузовую дверь размером 3,04 х 3,4 метров, которая располагается сразу за крылом по левому борту. В грузовом отсеке Boeing 747-200F, возможна перевозка груза весом до 113 тонн. Первый Boeing 747-200F был передан в эксплуатацию в 1972 году, в авиакомпанию «Lufthansa ».

Boeing 747-200 фото салона

Была выпущена и конвертируемая версия самолета, обозначенная как Boeing 747-200C. Эта версия позволяет переоборудовать пассажирский салон в грузовой отсек и наоборот. Также возможна смешанная конфигурация салона. Boeing 747-200C опционально может быть оборудован дополнительной грузовую дверью или откидным носовым обтекателем.

Версия Boeing 747-200M, является комбинированной версией самолета и способна одновременно нести как пассажиров, так и полезный груз в задней части фюзеляжа.

В общей сложности, к концу производства в 1991 году, было построено 393 единиц самолета Boeing 747-200, всех версий. Из них 225 были пассажирскими самолетами. На сегодняшний день многие самолета остаются в эксплуатации у авиакомпаний, хотя большинство из пассажирских Boeing 747-200, переоборудованы в грузовые варианты.

Технические характеристики самолета Boeing 747-200:

  • Годы производства: c 1970 года по 1991 год
  • Длина: 70,66 м.
  • Высота: 19,33 м.
  • Размах крыла: 59,64 м.
  • Ширина салона: 6,1 м.
  • Вес пустого: 169960 кг.
  • Максимальная взлетная масса: 374850 кг.
  • Площадь крыла: 510,90 кв.м.
  • Крейсерская скорость: 895 км./ч.
  • Максимальная скорость: 975 км./ч.
  • Потолок: 13750 м.
  • Дальность полета: 10670 км.
  • Двигатели: 4 x ТРДД Pratt & Whitney JT9D-7R4G2s (243,5 кН), General Electric CF6-50E2s (233,5 кН), RollsRoyce RB211524-D4s (236,2 кН)
  • Экипаж: 3 человек (2 пилота, 1 бортинженер)
  • Количество пассажирских мест: 490 мест в экономичном классе

Boeing 747-200. Галерея.