Интересные необычные факты острова кижи. От «промзоны» к всемирному наследию

Музей под открытым небом Кижи находится на острове в Онежском озере. Возят туда туристов из Петрозаводска скоростные теплоходы на подводных крыльях. Дорога занимает 1 час и 15 минут. Стоит сие удовольствие (туда и обратно) - 1950 рублей. А я еще считал, что в Новой Зеландии поезда дорогие...

Памятуя о том, что с этими теплоходами вечно были какие-то проблемы, выражавшиеся в хроническом отсутствии билетов, я специально приурочил поездку к эстонскому государственному празднику 20 августа, что в этом году пришелся на четверг, а на следующий день взял отгул с таким расчетом, чтобы оказаться в Петрозаводске в пятницу, т.е. в будний день.

Большой речной вокзал в Петрозаводске не работает, билеты на теплоходы продаются в маленькой будке у причала. Я подошел почти к самому открытию, часам к 8 утра, но ближайшее время, на которое мне предложили билеты, было только в 14:15. Что характерно, в расписании "Метеоров" такого времени не было. Ну что ж, значит будет время погулять по городу.

В означенное время я был на причале. Народу при этом было не очень много, много кресел в "Метеоре" осталось свободными, и это несмотря на то, что весь день в будке предлагали билеты именно на это время. Интересно, а куда ушли все билеты на 11:30 и 12:15 ?

Несколько слов о самом "Метеоре". Интерьер его, судя по всему, так и не менялся с советских времен. Поролоновые кресла оказались настолько продавлены, что сидеть пришлось практически на голых металлических трубках. Однако туалет при этом был вполне приличный:)


"Метеор" на фоне набережной Петрозаводска

Открытых палуб на "Метеорах" не предусмотрено, но зато в середине салона была площадка для курения, с которой можно было высунуться с фотоаппаратом и заснять что-нибудь из проплывавших мимо пейзажей. Именно отсюда я успел заснять Кижский погост, прежде чем мы причалили к острову.

Да, а еще мне с помощью iGo на смартфоне удалось замерить среднюю скорость "Метеора" - где-то 57 км/ч.


Речная пристань в Кижах

Итак, почитаем для начала, что пишет о Кижах путеводитель "Русский север" от издательства Полиглот, купленный мной за день до этого в Доме Военной Книги на Невском:

Остров Кижи (длина 7 км, ширина - от 1,5 до 0,5 км) расположен на юге Заонежского полуострова среди живописного скопления островов, называемых Кижскими шхерами. Издавна остров покрывали не леса, а пашни и сенокосы. Кижские шхеры и юг Заонежья испокон веков были населены, об этом говорят многочисленные археологические памятники, датируемые эпохой среднего и позднего камня. Около 9-6,5 тыс. лет назад здесь обитали племена, относящиеся к восточной ветви европеоидов, а пришедшие сюда в X в. новгородцы встретились с саамским населением и весью. Название острова происходит из языка карелов-людиков - слово kiza значило «игра, забава, танец», так что «Кижи» можно перевести как «остров игрищ» или «забава».

К моменту перехода этих земель к Московскому государству в 1478 г. население уже было русским, хотя культура Заонежья отличалась неповторимым своеобразием, представляя сплав славянской и финской культур, при этом местные жители отчетливо осознавали себя потомками новгородцев вплоть до нач. XX в. В Заонежье в течение веков сохранялись и изустно передавались из поколения в поколение древнерусские сказания и былины и одновременно активно развивались деревянное зодчество, народные промыслы.


Кижи. Открытка

Остров Кижи традиционно был центром деревень Южного Заонежья и Уницкой губы - Спасо-Кижского погоста, округа, который включал около 180 деревень, их описание впервые встречается в Писцовой книге Андрея Плещеева за 1582-1583 г, а через 20 лет здесь отмечено «115 деревень живущих и 88 запустевших». Кижский погост объединял окрестных крестьян до 30-х гг. XX в.

В Смутное время погост разорялся шведами и польско-литовскими отрядами, поэтому после подписания мира со Швецией вокруг Кижского погоста была срублена крепость для защиты от нападений. Угроза иностранной интервенции ослабла только с наступлением петровской эпохи и победы в Северной войне.

В нач. XVIII в. крестьян Кижского погоста приписывают к новым железоделательным заводам, где они должны были отрабатывать в счет податей, что разоряло даже крепкие хозяйства. Во втор. пол. XVIII в. по Заонежью прокатилась волна бунтов после царского указа о повышении податей. Знаменитое Кижское восстание 1769-1771 гг. было расстреляно правительственными войсками. Считается, что прекраснейшая Успенская церковь в Кондопоге явилась своеобразным памятником жертвам расправы с восставшими.

Во время Второй мировой войны Заонежье около трех лет находилось в финской оккупации, но уже в 1945 г. Кижский погост объявлен государственным заповедником, в 1951 г. на остров перевезен первый памятник архитектуры - дом крестьянина Ошевнева. В 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Сейчас в Историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи», занимающем территорию около 10 тыс. га, насчитывается 87 памятников традиционной народной архитектуры ХIV-ХХ вв., в том числе ансамбль Кижского погоста, 26 уникальных археологических памятников, более десяти исторических поселений территории Кижской волости. Музей ежегодно посещают около 170 тыс. туристов из России и зарубежья.


Схематичное изображение расположения экспонатов на о. Кижи
(на самом деле расстояния между строениями гораздо больше)
kizhi.karelia.ru

Основу коллекции архитектурных памятников музея-заповедника, ее смысловой центр составляет храмовый ансамбль Кижского погоста (ХVIII-ХIХ вв.), состоящий из 22-главой Преображенской церкви, девятиглавой Покровской, шатровой колокольни и рубленой бревенчатой ограды.


Кижский погост

Церковь Преображения Господня (1714) - самая знаменитая постройка Кижей. Имена создателей неизвестны, а красивая легенда о мастере Несторе, который, закончив работу, выбросил в озеро топор со словами «не было такой церкви и не будет», очень широко распространена на Севере применительно ко многим памятникам деревянного зодчества. Не очень достоверно и еще одно расхожее мнение о том, что она срублена без единого гвоздя - осиновый лемех (чешуя, покрывающая главы) крепится к куполам с помощью небольших гвоздей.

Высота церкви - 37 м, основой строения является восьмерик с четырьмя прирубами, такие конструкции называются «двадцатидвухстенками». На восьмерике стоят еще два, меньшего размера. Главы различаются размером от яруса к ярусу для того, чтобы избежать монотонности и создать своеобразный ритмический рисунок. Не менее продумана и система защиты постройки от гниения, даже декоративные элементы зачастую служат для отвода воды и правильной вентиляции воздуха. Внутри храма вертикальный объем был перекрыт шестнадцатигранным потолком - «небом», утраченным во время войны, сохранился резной иконостас (1770). Он составлен из 104 икон, самые старые из которых, типичные для северной школы иконописи, относятся к концу XVII в.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения, совершенное произведение заонежских мастеров, является своего рода «лебединой песней» русского деревянного зодчества, которое достигло в это время вершины своего развития. Она строилась как «холодный» летний храм, а рядом с ней на полвека позже была возведена «теплая» клетская церковь Покрова Богородицы (1764). Строителям удалось создать произведение, которое явилось гармоничной частью ансамбля, а не просто отдельной постройкой. В Покровской церкви видна изначальная «подчиненность» доминирующему Преображенскому храму - мощный восьмерик на четверике, который мог бы нести огромный шатер, увенчан скромным девятиглавием с небольшими, изящными куполами; расширяющийся кверху силуэт подчеркивает устремленную вверх пирамиду главного здания ансамбля. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что Покровская церковь строилась изначально как шатровая. В настоящее время восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас с 44 иконами ХVII-ХIХ вв. В сенях работает выставка «История Кижского православного прихода».

Колокольня Кижского погоста (1863) возводилась уже в то время, когда русское деревянное зодчество переживало упадок, и все же, несмотря на кажущуюся простоватость и чуждые традиции детали, постройка удивительно гармонично влилась в ансамбль. Схема традиционна - восьмерик на четверике. Грузный, в две трети сруба высотой, четверик удивляет ценителей культовых деревянных построек своей несоразмерностью, однако можно заметить, что он поднят ровно до высоты прирубов Преображенского храма и высоты четверика Покровской церкви, что еще раз подчеркивает единство трех зданий. В настоящее время на колокольне Кижского погоста установлен пульт для звонаря. В подвеске на пульте - 12 колоколов (9 старинных и 3 современных).


Церковь Преображения Господня, колокольня и церковь Покрова Богородицы

К середине XX в. от ограды погоста оставалась лишь каменная гряда. Облик первоначальной ограды восстанавливался реставраторами по гравюрам XVIII в. в книге Н.Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». Проект реконструкции основывался на сохранившейся ограде Водлозерского-Ильинского погоста, а также Почезерского погоста Архангельской области. Современная ограда представляет собой высокую каменную насыпь, на которую уложена стена из мощных бревен, стянутых ряжами. Поверх стены - двускатная тесовая кровля. На западном углу ограды - небольшая башенка, крытая четырехскатной крышей - епанчой. С севера и востока на погост ведут калитки с ажурными дверными полотнами. Центральный вход в западной стене с двух сторон ограничен двумя срубами под общей кровлей. Бревенчатая ограда была реконструирована по проекту архитектора А.Ополовникова в 1959 г.


Церковь Воскрешения Лазаря

Еще одной из главных достопримечательностей музея-заповедника является Церковь Воскрешения Лазаря, привезенная из Муромского монастыря, с восточного берега Онежского озера. Эта небольшая клетская церковь породила немало легенд среди верующих и гипотез среди ученых. Предметом споров в течение почти столетия является датировка постройки храма. Впервые церковь упоминается в завещании византийского монаха, основателя Муромского монастыря, Лазаря Муромского, который скончался в 1391 г., но в документе Олонецкой духовной консистории о ней говорится довольно противоречиво: «...во имя преподобного Лазаря, кладбищная, построена в 7086 г. от Мирозданья (1578), деревянная, построена основателем сего монастыря преподобным Лазарем». Анализ архитектурных деталей не вносит ясности в этот вопрос. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI-ХVШ вв. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.


Дом крестьянина Ошевнева

Неподалеку от Кижского погоста находится архитектурно-этнографический комплекс «Русские Заонежья». Экспозиционная «деревня» началась в 1951-1959 гг. с привезенного с Большого Клименецкого острова Дома крестьянина Н.Ошевнева (1876). Здание выстроено в виде «кошеля» - двор-сарай примыкает к боковой стене жилья и перекрывается двускатной несимметричной крышей. Хозяйственная пристройка включала в себя скотный двор, сеновал и две кладовые. Жилая часть обращена к озеру и богато украшена, в нее входят 2 избы, зала, горница, светелка на чердаке, кладовая и сени. Избой называлось помещение с печью, считается, что в избе первого этажа хозяева проводили зиму, а летом расселялись по всему дому. Сейчас в доме восстановлены интерьеры изб, горницы, сарая, хлевов, в зале проводятся этнографические выставки. Вдоль второго этажа идет гульбище - открытая галерея, окна боковых фронтонов украшены балкончиками. Раньше наличники окон раскрашивались в оранжево-желтый цвет, а свесы крыши - в красный, что очень оживляло внешний вид дома.

Кроме основного дома крестьянская усадьба - это еще и отдельно стоящие хозяйственные постройки. Пожары всегда были основным бедствием крестьян, и отнесенные от основного дома амбары могли сберечь самое ценное - зерно и муку, не дать погибнуть с голоду. Рядом с домом Ошевнева стоят несколько хозяйственных построек: двухэтажный амбар из деревни Южный двор (XVIII в.), амбар из деревни Липовицы (нач. XX в.) и баня из
деревни Мижостров (нач. XX в.).


Дом крестьянина Елизарова

Дом крестьянина Елизарова (кон. XIX в.) из деревни Потаневщина несколько меньше. Интерьеры обоих зданий схожи, но в отличие от дома Ошевнева дом Елизарова отапливался по-черному. Такой способ обогрева помещения был во многом более удобен для крестьянских семей - расходовалось меньше дров, не заводился жук-древоточец, в избе было теплее. Дым собирался выше полок-«воронцов», а стены ниже этого уровня и потолки тщательно мылись и скоблились каждую неделю. Дом Елизарова одноэтажный, он сложен из мощных бревен и скромно украшен, хотя боковые балкончики и «гульбище» присутствуют и здесь. В хозяйственном помещении расположена выставка, рассказывающая о секретах создания лодки «кижанки». На берегу возле дома находится баня (нач. XX в.) из деревни Усть-Яндома.

Еще немного южнее от Кижского погоста расположен наиболее скромный Дом Щепина (1907). Тип постройки здесь - «брус», когда жилые и хозяйственные помещения вытянуты в линию под одной крышей. В интерьере можно увидеть предметы, связанные с бондарским ремеслом (изготовление бочек, ведер, жбанов и другой деревянной посуды).


Ветряная мельница

Экспозиционный сектор «Русские Заонежья» включает в себя также водяную мельницу (1875) из Березовой Сельги, ветряную мельницу (1928-1929) из Насоновщины и часовню Архангела Михаила (нач. XVIII в.) из деревни Леликозеро.


Часовня Архангела Михаила

Клетская часовня Архангела Михаила принадлежит к распространенному типу северных часовен. Это трехчастный сруб, состоящий из сеней, трапезной и собственно часовни. Постройка богато украшена резными элементами, в ней сохранился двухъярусный иконостас с иконами местного письма и «небо» - расписной потолок из 12 сегментов. С западного берега Онежского озера были привезены на Кижи Дом Сергеева (1908-1910) и кузница (нач. XX в.) из деревни Суйсарь.


Дом крестьянина Сергеева

В центральной части острова находятся две исторические деревни: Ямка, упоминаемая впервые в 1563 г, на восточном берегу и Васильево, упоминаемое в 1582 г, - на западном. В этих деревнях сохранились постройки, которые теперь вошли в музейный фонд, многие памятники архитектуры были привезены из других мест Заонежья: крестьянские дома, конюшни, амбары и риги. Около деревни Ямка сохранилась часовня Спаса Нерукотворного (ХVII-ХVIII вв.) из деревни Вигово, а архитектурной доминантой Васильево является местная часовня Успения Богоматери (ХVII-ХVIII вв.), которая является самой древней постройкой острова Кижи.


Дом крестьянина Яковлева

Три больших крестьянских дома и несколько хозяйственных построек составляют экспозиционный сектор Русские Пудожья, где представлена архитектура жителей восточного берега Онежского озера, а еще севернее можно увидеть дома, характерные для карел и вепсов. Усадьба карела здесь представлена домом крестьянина Яковлева (1980-1990-е гг.) из деревни Клещейла, поклонным крестом и амбарами, а среди памятников северных карел и карел-людиков интересна часовня Трех Святителей из деревни Кавгора (втор. пол. XVIII в.). Два амбара и баня составляют хозяйственные постройки вепсов.

С памятниками острова посетителей знакомят маршруты, предлагаемые экскурсионной службой музея. Недавно проложена «Экологическая тропа», дающая представление о природе острова, разработан интерактивный семейный маршрут в дом Яковлева, где можно принять участие в традиционных крестьянских хозяйственно-бытовых процессах. Во время музейных праздников часто выступает фольклорный ансамбль.

На территории музея есть несколько кафе и торговых киосков, гостиные дома. На ночлег можно также попроситься в деревнях к местным жителям.


Открытка. Кижи с птичьего полета

Несколько слов о том, как расположены экспонаты музея. Большая их часть находится на небольшой площади, в той части острова, что к югу от пристани. Тех трех часов, которые отводятся на экскурсию, вполне хватает на неспешный осмотр. Но вот деревни Ямка, Васильево и все прочие строения, что от пристани к северу, в обычную экскурсию не входят. Как до них добираться - не совсем понятно. На дороге мной был замечен какой-то автобус, но пока я раздумывал, он уехал. Возможно, он как раз и был предназначен для передвижения по острову. Пешком же здесь ходить довольно утомительно. Но у меня до отправления теплохода еще оставался почти час и я все же сходил на ту часть острова, которая в официальный маршрут не входит. Дошел до ветряной мельницы, что стоит там на пригорке, заодно посмотрел на деревню Ямка и на часовню Спаса Нерукотворного, что возвышалась вдалеке. А вот до деревни Васильево уже не пошел, боялся опоздать. Вот интересно, а проката велосипедов здесь нет?


Еще одна ветряная мельница. Слева видна часовня Спаса Нерукотворного

Также остался невыясненным вопрос, есть ли возможность приехать сюда на одном теплоходе, а уехать на следующем. Дело в том, что при посадке всем выдают бейджики на шею, а при продаже билета спрашивают еще и номер телефона. Все это делается, судя по всему, для того, чтобы люди не потерялись на острове, не отстали от своего теплохода и не нарушили отлаженный конвейер по обслуживанию туристов.


Вид на нос "Метеора" и Кижский погост

Теперь подведем итоги. Ну, что сказать о Кижах. Музей мне в целом понравился, хотя ожидания были конечно больше. Стоимость входного билета в 130 рублей для граждан РФ (и приравненных к ним, гыгы:)) вполне вменяемая. А вот 625 рублей для иностранцев, или почти 15 евро, это уже многовато. За такие деньги даже западноевропейским музеям уже надо крутиться перед клиентами. А тут все держится, можно сказать, на одном экспонате - 22-главой церкви Преображения Господня. А между тем, она явно не вечна, и металлические пластины на ее покосившихся стенах об этом говорят. Ну сложно в нашем климате деревянным строениям стоять по 300 лет! Вот рухнет она, что тогда? А тогда Кижи превратятся просто в "вабаыхумуусеум", коих в мире полно.

Вот интересно, неужели сейчас нет умельцев, которые могли бы построить что-то подобное? Неужели это так сложно с современными технологиями? Взять за основу что-нибудь старинное, сделать на компьютере проект, выточить бревна по размеру и собрать. Конечно, поначалу это будет "новодел", но вся старина когда-то была новоделом! Да и большинство здешних экспонатов было собрано на нынешнем месте фактически заново. Я думаю, в таком месте новые постройки могли бы вписаться в общий ансамбль. Одним словом, надо же как-то развивать музей дальше, мир не стоит на месте!

Зачастую в литературе, в разговорной речи отдельных сельских местностей слово «погост» используется как синоним слову «кладбище». Но до губернской реформы 1775 года это был небольшой населенный пункт с церковью,кладбищем, одним или несколькими домами. Вот и в Кижах сохранился такой погост.

Архитектурный ансамбль «Кижский погост»

В значительной степени это произошло благодаря неравнодушию таких людей, как академик архитектуры Л.В. Даль, художник И.Я. Билибин, живописец, реставратор и искусствовед И.Э. Грабарь, историк архитектуры Л.В. Красовский, которые побывав здесь, способствовали превращение погоста в исторический памятник. Уже после революции, в условиях борьбы с церковью, закрытый для проведения службы, он решением правительства принят под охрану государства.

Если провести конкурс самых фотографируемых видов и сюжетов в России, Кижский погост непременно войдет в первую десятку. Настолько он фотогеничен и так удачно вписался в окружающую среду. Погост – это две церкви, колокольня, кладбище и ограда. Лично для меня явилось открытием, что погост на острове Кижи не просто комплекс строений. Тройной деревянный ансамбль - это целое направление храмовой архитектуры, распространенное на Русском севере. Сегодня их осталось всего 6.Еще один, кроме Кижей, в Карелии, в Яндом озере и четыре в Архангельской области. Но Кижи все-таки лучший вариант.

Прежде всего это церковь Преображения Господня - красивейшее сооружение высотой 37 метров,увенчанное 23 главами, построенная в 1714 г. исключительно из дерева на месте прежней, сгоревшей от удара молнии. Храм летний, т.е. не отапливаемый и служба зимой в нем не проводилась. Иконостас храма составлен из 102 икон, написание которых датируется разными годами, относящимися к XVII-XIX вв.

Со строительством храма связаны несколько историй и легенд, которые способствуют повышению его статусности. Это и широкоизвестная история про плотника Нестора, который построил храм без единого гвоздя и по завершению строительства, выбросил в озеро свой топор, чтобы никто не смог бы построить подобный шедевр. Это и версия о том, что чертеж будущей церкви сделан самим Петром Великим. Конечно красиво, но без гвоздей только сруб(так всегда строили), да и насчет топора Нестор погорячился… А вот, что касается Петра, то почему бы и нет. Царь-строитель и здесь мог поучаствовать.

Вторая – церковь Покрова Пресвятой Богородицы –построенная в 1694 году. Во время пожара была практически уничтожена. Вновь построили ее уже в 1764 году. Она выглядит как младшая сестра Преображенской,ибо, работая над восстановлением утраченной святыни, строители специально стремились к похожести. Высота этой церкви 26 метров, венчает ее девять глав. Эта церковь была зимней.

Третья составляющая ансамбля – шатровая колокольня, построенная в 1863 годы, (предыдущую из-за ветхости снесли) неоднократно перестраивалась и реставрировалась, даже чаще церквей. Последняя (а вернее крайняя) реконструкция завершилась в 1990 г. Ограды в понятие «Тройной деревянный ансамбль» обычно не включают, но в Кижах она достойна того, чтобы о ней сказать отдельно хотя бы пару слов. 300 метров по периметру погоста из бревенчатого сруба, с двускатной крышей, на фундаменте из валунов (см. на фото) – это не ограда, это крепостная стена.

К сведению . «Кижский погост» достоин самых восторженных отзывов и высоких оценок как с историко-архитектурной, так и эстетической точек зрения. В тоже время, я с трудом представляю себе, что уже с начала 70-х гг. сюда массово приезжали туристы. Говорят, что первыми посетителями музея были в основном иностранцы. Позже,интерес к такому заповедному месту стали проявлять и российские любители туризма. В любом случае, если обратиться к истории организации музея, то кроме уважения и слов благодарности его создателям говорить нечего.

Музей-заповедник Кижи

Более пятидесяти лет существует этот уникальный музей. Преодолев массу препятствий и бюрократических препон, отсутствие финансирования, сложные климатические условия, неравнодушные люди, любящие свою историю, смогли организовать все так,что экспонаты, объединенные в единую экспозицию и дополняют друг друга и одновременно продолжают жить каждый своей жизнью.

Музей-заповедник состоит из десяти секторов. Самые посещаемые из них:

Сектор «Русское Заонежье» , включающее в себя Кижский погост, Часовню Михаила Архангела, церковь Воскрешения Лазаря, Дом Ошевнина (первый, привезенный на остров экспонат, 1876 г. постройки), ветряная мельница Биканина и несколько десятков домов, амбаров, бань, кузниц, дворовых построек из десятка карельских деревень и погостов;

Сектор «Васильево» - восстановленная и дополненная памятниками деревянного зодчества из соседних регионов, заонежская деревня конца XIX- начала XX вв. с Часовней Успения Божьей Матери;

Сектор «Ямка» - реконструкция еще одной деревни, практически полностью состоящей из привезенных домов. До недавнего времени в деревне проживало 14 человек. Она находится несколько в стороне от основной экспозиции.Поэтому она менее посещаемая.

В других секторах размещаются экспонаты, иллюстрирующие культуру и быт карел-ливвиков,особенности веппских деревень, архитектуру северных районов Карелии.

Экскурсии по музею-заповеднику интересные и познавательные. Особенно, если как нам, повезет с погодой. Но один момент огорчает.Рассказывать об особенностях архитектуры, даже сельской, не просто. Поэтому самые интересные объекты попытаюсь показать.

Важно! Территория Музея-заповедника имеет статус, предусматривающий её серьезную охрану. Здесь запрещены любые виды деятельности,не связанные обслуживанием и поддержанием в порядке музейных экспонатов. Поэтому сбор грибов и ягод – прерогатива местных жителей. Запрещены разведение костров, рыбная ловля, несанкционированная ночевка. На всей территории заповедника не разрешаются охота, сбор пуха и яиц, геолого-изыскательные работы. Ограничено движение яхт и других видов транспорта.

Нынешнее состояние Музея-заповедника Кижи радует туристов, и способствует развитию этой отрасли в регионе. Но его сотрудники постоянно находятся в состоянии неуверенности в завтрашнем дне. Впрочем, это не только к музею относится.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Кижи – это красивейший остров, расположенный в Онежском озере, в Карелии.

Открытый и заселенный еще с самых древних времен, остров Кижи представляет собой огромнейший музей архитектуры.

Испокон веков Кижи славился своим ремеслом. Когда то здесь жили художники и поэты, передававшие свое мастерство по поколениям. Именно здесь были созданы былины об Илье Муромце и Владимире Красное Солнышко…

Ступив на острове первый шаг и вдохнув первый глоток воздуха, начинаешь чувствовать веяние светлой старины и безграничной свободы.

Когда то на острове было 14 деревень, но сохранилось только две – Ямка и Васильево. Одна находится на восточном берегу Онежского озера, другая – на западном его берегу.

Деревни состоят из нескольких домов, но это не мешает туристам со всей страны приезжать сюда круглый год, чтобы полюбоваться удивительными пейзажами и необычайно красивыми памятниками зодчества.

Экскурсии в Кижи проходят на Метеорах из Петрозаводска и в рамках речных круизов.

Но времени на острове получается немного, гораздо меньше, чем при посещении острова Валаам.

Поэтому надо самостоятельно расставить приоритеты: Что интересно, что посмотреть, какие достопримечательности посетить и увидеть.

Пожалуй, самая главная достопримечательность – это Преображенская церковь (1714г.). Церковь построена без единого гвоздя и имеет двадцать два позолоченных купола, вид которых с высоты птичьего полета, отделяет храм от других памятников архитектуры острова. Храм выполнен так, что вместе с прирубами с четырех сторон света образует крест.

На запад обращен алтарь, а на восточной стороне расположена трапезная с огромным крыльцом, вид из которого более чем прекрасен. Взору открыты деревни, проливы, поселения.

Внутреннее убранство храма производит неизгладимое ощущение умиротворения. Внутри расположен алтарь, выполненный в четыре яруса и уставленный 102 иконами, а все пространство залито спокойным и чистым светом.

Еще один прекрасный храм – Покровская церковь (1764 г.). Храм выполнен из дерева и имеет девять глав, необычная форма которых придает храму некоторой легкости и воздушности. Снаружи храм украшен деревянными столбами.

Конечно, Покровская церковь уступает Преображенской и является скорее как бы ее дополнением.

Внутреннее убранство очень скромное.

Первый иконостас был утрачен в ходе истории. Нынешний же иконостас был сделан в 1950 году при реставрации храма.

Третья по счету достопримечательность, сразу обращающая на себя внимание – Церковь Воскрешения Лазаря.

Предание гласит, что этот храм построил сам преподобный инок Лазарь, скончавшийся в 1391 году.

Говорят также, что построено он благодаря явлению Лазарю Василия Преподобного, епископа Новгородского.

Храм этот впоследствии стал первым сооружением Муромского монастыря.

Строительство монастыря посвящено библейскому событию воскрешения Лазаря из Вифании, чтобы тем самым укрепить веру людей в Иисуса Христа.

Среди местного населения ходят слухи, что храм обладает исцеляющей от недугов силой. Преподобный Лазарь объявлен святым, а его храм стал местом паломничества верующих со всех стран.

Когда-то Часовня была достопримечательностью деревни Леликозеро, но в 1961 году перевезена на остров Кижи.

Выглядит Часовня очень живописно.

Состоит из трех частей и представлено в виде прямоугольника, протянутого с запада на восток.

С северной стороны к часовне пристроены сени, а на запад обращено окошко.

В некоторых местах у часовни виднеется сдвоенная крыша, когда одна кровля как бы выходит из другой, удивляя зрителей мастерством и виртуозностью зодчего. Над сенями виднеется чудесная колокольня, которая сверху завершается пышным шатром.

Снаружи часовня украшена полотенцами, вырезанными ромбами и кругами. Тес кровли красного цвета, завершается в виде пик.

Внутри часовни расположено «небо».

В центре него располагается икона Христа Воздержателя, а в периметре – праотцы. В четырех углах находятся изображения евангелистов.

Изучая остров, взгляд непременно упадет на Шатровую колокольню , построенную в 1863 году на месте старой колокольни.

В 1874 году колокольня была перестроена, так как достроить восьмерик не было возможным.

Колокольня имеет вид четверика на восьмерике. Над восьмериком возвышается звонница и девять столбцов, которые придерживают шатер, заканчивающийся главкой с крестом. Четверик с севера на юг прорезан проходом с большими арками.

Внутреннее пространство колокольни освещается четырьмя окнами, выполненными в виде арок и большим окном в стене восьмерика.

Как ни описывай на бумаге, чтобы понять, это только нужно увидеть.

Кижи... они такие.

Копия ограды была воссоздана в 1959 году, по подобию сохранившихся укреплений.

Помимо древних храмов, на острове Кижи есть и другие, не менее интересные места.

Это всевозможные мельницы, старинные избы и амбары.

Они собираются со всего региона и доставляются на остров – музей, чтобы быть заново воссозданными.

Среди подобных построек особенно выделяется дом Ошевнева .

Привезен он из деревни Ошевнево и имеет вид карельских домов до революции. Это большое, двухэтажное здание, украшенное разнообразными наличниками и резьбой.

Пример хозяйственной постройки - амбар , привезенный из деревни Коккойла.

Светелка, доставленная на остров из деревни Ошевнево, расскажет нам о жизни местных крестьян.

Думаете, простая жизнь не интересна? Ошибаетесь... :)

А вот и деревянная ветряная мельница, привезенная с Волкострова на остров Кижи. Таких мельниц в Карелии больше нет.

Но не только памятниками славится Кижи.

Природа острова настолько потрясающа, что оторвать взгляд от подобного великолепия просто не возможно.

Уже приближаясь к острову, можно увидеть сказочные очертания рельефа острова, вдоль берегов тянется полоса редкого леса, вдали виднеются луга, блики солнца играют на волнах озера.

С организацией плотин на Свири и Беломоро-Балтийском канале, много деревень ушли под воду. чтобы сохранить уникальное наследие Карелии, был создан музей-заповедник Кижи.

В распоряжении музея находится около 50 тысяч разнообразных предметов, рассказывающих о жизни коренных народов края.

На острове туристы могут увидеть, как в старину плели жемчужные серьги, вышивали повойники женщины, изготавливали игрушки и многое другое.

Вот уже полвека остров Кижи является уникальным музеем, стремящимся сохранить все исторические и архитектурные памятники Карелии.

Кижи постоянно развиваются.

Открываются не только новые экспозиции, но акцент смещается в сторону интерактива: ремесленные лавки-мастерские, где можно провести мастер-класс и самостоятельно сделать интересную карельскую игрушку.

Поучаствовать в представлениях (но это если повезет - их устраивают «по случаю», на какие-нибудь праздники.

Как бы там ни было, на Кижах нужно дорожить каждой минутой. Здесь нет гостиниц и не поехать с проживанием ни на 2 ни на 3 дня.

Конечно, можно купить простой тур в Карелию - жить в гостинице на материке, и наведываться на Кижи ежедневно.

Но особого смысла в этом нет: в Карелии есть и другие интересные места, которые стоит увидеть: те же Марциальные воды, Рускеала. Водопад Кивач и даже поездка на Соловки (это не так далеко от Кижей, как кажется).

График экскурсий надо строить равномерно, чтобы поездка получилась насыщенной и интересной.

Почему именно Кижи?

Почему Кижи стали тем местом, куда стали свозить памятники со всей Карелии?

Кижский Погост - это был богатый административный центр еще в царской России. Жизнь здесь кипела еще до Петра Первого.

Богатые медные заводы могли позволить давать деньги на строительство самых уникальных церквей. Они отправляли руду на оружейные заводы Олонца и Петрозаводска.

Индустриализация обескровила карельские деревни, люди перебирались в города.

Однако, шлейф Истории прошел через Кижский погост настолько сильно, что другого подобного места на пути речных круизов просто не было.

Удивительный музей-заповедник «Кижи» по праву считается символом русского зодчества и визитной карточкой Русского севера. Этот загадочный музей под открытым небом с каждым днем привлекает все больше посетителей со всех уголков мира.

Остров Кижи расположен на севере Онежского озера, недалеко от Петрозаводска. Самый комфортный и быстрый способ добраться до острова из столицы Карелии – это метеор на Кижи, который домчит туристов до заповедника менее чем за полтора часа.
Самыми запоминающимися объектами острова являются Преображенская и Покровская церкви, колокольня с шатровым куполом, ветряная мельница. Туристам также будут интересны часовня и Дом Ошевнева, и, конечно, старинные избы и постройки, привезенные сюда из разных частей Карелии.
Преображенская церковь
Самым узнаваемым памятником на острове Кижи, без сомнения, является церковь Преображения Господня, или Преображенская церковь. Уникальная деревянная постройка высотой 38 метров увенчана 22-мя куполами. Храм был возведен в 1714 году. Службы здесь проходят только летом.

Церковь Покрова Богородицы


Вместе с Преображенским храмом и шатровой колокольней Покровская церковь формирует сказочную композицию острова Кижи. Строгая, но прекрасная, церковь украшена девятью куполами. Ее фасад дополнен витиеватым деревянным фронтоном, украшен высоким крыльцом. Объект перестраивался множество раз. Жемчужиной церкви является высокий иконостас. Покровская церковь считается зимней.
Дом Ошевнева
Эта большая постройка принадлежала зажиточному крестьянину Нестору Ошевневу, который жил здесь во второй половине XIX столетия со своей семьей. В этой характерной для того времени постройке было решено открыть музей быта крестьян Заонежья.

Мельница

Мельница, так же, как и многие избы и дома острова, была привезена сюда из карельской деревни. Эта постройка 20-х годов прошлого столетия ярко иллюстрирует быт русских крестьян. Восьмикрылая мельница включает два этажа, где можно увидеть мучные лари, жернова для помола и другие предметы быта.
Колокольня
Легендарная шатровая колокольня расположена между двух церквей. Возведенная значительно позже храмов, постройка идеально вписывается в ансамбль Кижского погоста. Раньше на месте колокольни стояла ветхая звонница.

Часовня Михаила Архангела



Часовню много лет назад привезли в Кижи из деревни под названием Леликозеро. Эта интересная постройка с сенями и шатровой колокольней-звонницей украшена высоким деревянным куполом с крестом на сдвоенной крыше. Иконостас внутри часовни практически сливается с ее небесным потолком и дарит ощущение безграничной свободы духа.
Мы назвали далеко не все достопримечательности заповедника, например, внимания также заслуживают церковь Воскрешения Лазаря и ограда Кижского погоста. Неповторимый колорит Кижей и прекрасные пейзажи острова в любое время года поразят воображение даже самых искушенных туристов.

1 79

Сложно найти в России взрослого образованного человека, который бы не знал об острове Кижи . Всем известно, что это фантастический памятник деревянного зодчества, внесенный в список мировых культурных ценностей ЮНЕСКО.

Православные убеждены, что островок в Онежском озере с его деревянными церквями - чуть ли не самое священное место на Русском Севере.

Лингвисты спорят, какой из северных народов дал имя острову Кижи - вепсы или финны. Непонятно даже, что оно означает. Согласно вепсской версии, название островка идет от слова «киж», то есть «мох». Уж чего-чего, а мха в этих местах более чем достаточно!

Кижский архитектурный ансамбль. Около 1900 г.

Но у тех же вепсов есть и другое слово -«кизи», то есть «игрища, народные гулянья». Оппоненты считают, что остров нарекли финны или близкие им по языку чудь, меря или карелы. И на самом деле прежде он назывался Кижа-саари, что переводится опять-таки как «остров игрищ». Но имеются в виду не народные гулянья, а моления в священных лесах и на священных берегах финно-угорским богам.

Проще говоря, Кижа-саари был центром языческого культа. С ритуальными плясками, песнопениями и жертвами. В глубокой древности - кровавыми.

Эта нерусская земля

Относительно русским остров стал лишь в XI веке, когда на эти северные земли пришли новгородцы. Сами они, конечно, на островке не жили, но «присоединенное» население держали твердой рукой. Кижи, как и другие острова Онежского озера, и берега этого озера, входили в состав Обонежской пятины - одной из административно-территориальных единиц Новгородской республики.

Разумеется, христианский Новгород стремился нести свет новой веры заблудшим финно-угорским душам. Так что местный люд получил на священном месте своих игрищ православную церковь. Именно таким ненавязчивым способом вводилось православие на землях язычников.

Правда, какой эта церковь была - никому не известно. Ясно, что деревянная (с камнем на Кижах не слишком хорошо), но вот как выглядела и была ли похожа на нынешние храмы - этого мы не знаем. Крещеные местные жители (наверное, как и в других местах) охотно ходили в церковь и не менее усердно молились языческим богам. То есть «кижа» продолжались довольно долго, даже и в XVII веке.

Это, впрочем, не помешало островку стать оплотом онежского православия. В 1478 году независимая Новгородская республика пала, новыми хозяевами северных земель стали московские князья. Для упрочения своей власти они в 1496 году сделали Кижи центром новой административной единицы - Спасо-Кижского погоста.

Теперь Кижам подчинялись около 130 сел и деревень на других островках и на материке, Уницкая губа и весь юг Заонежского полуострова.

В Кижах обосновалась местная власть, здесь происходили народные собрания, велась торговля и разбирались судебные тяжбы. В писцовых книгах конца XVI века упоминаются 12 деревень на островке и две деревянные церкви: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы».

Существовали также две приходские церкви: на Великой Губе и на Лычном острове озера Сандал. Обе островные церкви были построены на так называемой Марьяниной горе, где прежде устраивали языческие игрища.

По одной из легенд, однажды в них ударила молния и спалила постройки дотла. Легенда, вероятно, возникла не на пустом месте. Известно, что финно-угорские народы исхитрялись отправлять языческие обряды и в православных церквях!

Судьба митрополита

Через Кижи в ту эпоху лежал паломнический путь из Москвы в Соловецкий монастырь. С Кижами связано и предание о молодых годах митрополита Филиппа (Колычева), прославившегося своим драматическим противостоянием с Иваном Грозным.

Во время северных странствий Филипп (тогда еще не митрополит и даже пока не монах) якобы нанялся работником к богатому крестьянину по имени Сидорко Суббота в деревне Жаренской. Крестьянин определил его пасти овец. Местные жители очень страдали в тот год от змей, боялись даже пасти вблизи деревни скот. Будущий святитель прогнал змей.

Также он поставил изгородь, которую не могли преодолеть волки. А однажды поймал в озерных водах осетра и принес крестьянину на православный праздник. Но он был скромным человеком, и когда вокруг стали говорить, что он творит чудеса, сразу же снова отправился в путь на Соловки.

С именем Филиппа связаны и еще две легенды - о Свят-наволоке и Смоль-наволоке. Это два мыса, которые смотрят друг на друга. Один - на южной оконечности острова Кижи, другой - на северном берегу Большого Клименецкого (Климецкого) острова. Между ними лежит никогда не замерзающий пролив.

По легенде, когда Колычев подошел к проливу, чтобы переправиться на материк, перевозил его местный житель, прозванный за цвет волос Смолью. Мыс, где стоял Колычев, стали называть Свят-наволоком, а мыс, где стоял Смоль, стал Смоль-наволоком. Полоса незамерзающей воды получила имя Святой салмы или «святой полыньи».

Имя Филиппа, пострадавшего от безжалостного царя Ивана Грозного, было очень любимо на Русском Севере. Неудивительно, что паломники, стекавшиеся в Соловецкий монастырь, связали его и с постепенно приобретающим ореол святости островком Кижи.

Без единого гвоздя

В XVII веке, после правления Ивана Грозного и окончания Смутного времени, церкви острова пришли в некоторый упадок. Местное предание гласит даже, что они запустели и стали разрушаться. Именно тогда молния и сожгла их до основания. Однако спустя столетие Петр Великий приказал восстановить храмы.

В 1714 году началось строительство Преображенской церкви, но уже не на Марьяниной горе. Одно из преданий гласит, что Петр лично проектировал этот храм. Якобы он проплывал мимо Кижей, увидел, как все там запустело, причалил к берегу и нарисовал тростью на прибрежном песке план будущего храма.

Другое предание гласит, что проект церкви всецело принадлежит плотнику Нестору - он и проектировал церковь, и сам же ее строил. Причем без единого гвоздя. А когда постройка была завершена, Нестор забросил топор в воды озера и сказал: «Николи не было, николи не будет». То есть никто прежде ничего подобного не строил, и никто больше ничего подобного не построит.

Обе легенды с исторической правдой ничего общего не имеют. И Петр к строительству Преображенской церкви отношения не имел, и плотника Нестора не существовало. И вообще, за шесть лет до строительства в Кижах аналогичная деревянная конструкция была возведена в селе Анхимово, которое расположено совсем недалеко от Кижей.

Неверна и легенда о том, что многоглавые северные церкви построены без единого гвоздя. Да, основные конструкции соединялись между собой с помощью пазов, как детали конструктора. Но деревянные чешуйки на куполах приходилось как следует укреплять, иначе купола «облысели» бы и потеряли всю красоту в первый же год. Крепили их с помощью железных штырей, то есть практически сажали на гвозди.

Кроме Преображенской церкви была возведена Покровская, а также шатровая колокольня. Но храм Покрова Богородицы построили уже полвека спустя - в 1764 году. А шатровую колокольню - и вовсе в 1863-м, на месте обветшавшей и пришедшей в негодность более ранней постройки.

В древности комплекс церковных зданий окружала деревянная ограда, которая должна была исполнять роль крепостной стены. Ограда, конечно, не сохранилась. Та, что существует сегодня, - современная реконструкция.

Впрочем, и в древности ограда была малофункциональна. Захватчикам Кижи и даром были не нужны. Даже со шведами здесь не было военных столкновений. Зато за этой оградой в 1769-1771 годах от восставших приписных крестьян пряталась кижская власть.

Для усмирения бунта пришлось присылать солдат. Пожалуй, это было единственное серьезное выступление жителей Кижей против своих начальников. В основном жизнь на острове текла мирно и тихо.

С XVII века остров осваивали промышленники для выплавки меди, а потом железа. Со временем Спасо-Кижский погост превратился в Кижскую волость. Не задели Кижи ни две русские революции, ни две мировые войны.

Кижи никогда не взрывали и никогда не бомбили. Так что деревянным постройкам удалось сохраниться в том виде, в каком они пребывали с момента постройки. Так что они и сегодня радуют наш взгляд.