Средняя температура в зоне арктических пустынь. Конспект урока по окружающему миру: « Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра естествознания и методики его преподавания в начальных классах

Образовательная система: Школа 2100

Конспект урока по окружающему миру:

Подготовила: Студентка БО-32 группы, Вилисова Юлия

Методист: Лазарева Ольга Николаевна

Место прохождения практики : Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69 г. Екатеринбурга

Адрес ОУ: ул. Сакко и Ванцетти 36

2 «Л» класс, 25 кабинет

Ф. И. О. учителя: Ласкова Татьяна Геннадьевна

Екатеринбург 2015г

Тема: « Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни »

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формировать общее представление о зонах холодного пояса.

Задачи:

Обучающие:

    Расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о природных зонах холодного пояса

    Познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь

    Показать приспособленность живых организмов к условиям природных зон холодного пояса,

    Научить по определенным признакам (положение на карте, климат, приспособленность растений и животных к среде, взаимосвязь животного и растительного мира, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемой зоны, охрана природы) анализировать природную зону

    Систематизировать, повторять и закреплять ранее изученный материал.

Развивающие:

    Развивать умение работать с информацией , представленной в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

    Развивать умение осуществлять самоконтроль по результатам действий

    Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу

    Развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы, умение работать в группе, паре

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Воспитывающие:

    Воспитывать положительную мотивацию к обучению, любознательность, интерес к предмету

    Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

а) у учителя: учебник Вахрушев, А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Наша планета Земля»). 2 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2. – М.: Баласс, 2012. – 128 с.; компьютер, интерактивная доска, доска, презентация, проектор, картинки с изображением животных и растений, карта « Природные зоны».

б) у учеников: учебник Вахрушев, А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Наша планета Земля»). 2 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2. – М.: Баласс, 2012. – 128 с.; Вахрушев, А.А., Бурский, О.В., Раутиан А.С. , тексты для самостоятельного изучения, карточки с элементами пищевых цепей для работы в парах, листок с тестом, карточки – помощницы, листы самооценки, иллюстрация природы Арктики, атласы.

Схема оформления доски.

Карта природных зон

Работа с презентацией на интерактивной доске


Тема



.

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Организа-ционный момент.

(1 мин)

Здравствуйте ребята, садитесь.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Выполняют действия, настраиваются на работу.

Личностные :

мотивация к познанию.

Регулятивные УУД: включение в учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: учиться правилам общения.

Актуализация знаний.

Постановка темы урока.

(5мин)

Скажите, к акую объемную тему мы изучаем? А что это такое? Кто может сказать?

Если затруднения, обратимся к учебнику на странице 13.

Молодцы.

Какой закон изучили на прошлом уроке?

О чем он говорит?

С чем связан порядок смены природных зон от полюса к экватору?

На слайде

Затруднения - читаем на странице 13.

Мы сегодня отправимся в путешествие. А вот куда? Вы сейчас догадаетесь сами. (2 минуты)

Слайд (Тест из 5 вопросов)

1.Какой тепловой пояс один?

а) холодный т) умеренный с) жаркий

в) с юга на север е) от полюса к экватору ж) с запада на восток

б) Арктические пустыни, тундра, пустыня, тайга, степь;

в) Арктические пустыни, тундра, леса, степи, пустыни;

г) тундра, степи, леса, пустыни, арктические пустыни;

е) в зоне лесов з) в зоне степей

к) в тундре

м) суровая зима; н) жаркое лето;

Какое слово у вас получилось?

Значит мы едем на север. Выберите те вещи, которые вы возьмёте в путешествие.

Слайд (Картинки одежды)

Почему вы берёте тёплую одежду?

Вы знаете, почему на севере холодно?

Мы отправляемся в дорогу. Садимся в самолёт.

Слайд (картинка самолёта)

В каком тепловом поясе мы окажемся?

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Какие природные зоны в этом поясе?

Сделаем остановку в зоне Арктических пустынь.

Для того, чтобы узнать где эта зона находится, воспользуемся картой «Природные зоны России». Посмотрите внимательно на карту. Как мы узнаем, где находится зона арктических пустынь? Куда нужно посмотреть?

Верно. Ксюша выходи сюда. Найди в условных обозначениях цвет и цифру, которой обозначается эта зона. Молодец - садись. Посмотрите на карту и найдите серый цвет. Да, вот он вверху на севере чуть-чуть.

(Показ на карте этой зоны.)

Зона арктических пустынь расположена на островах, находящихся в Северном Ледовитом океане. Сейчас я вам их назову, а вы внимательно следите за мной:

Если спросят, почему так называются - об этом мы будем говорить на след уроках, а ты можешь приготовить сообщение.

(На партах картинки разных животных и растений)

Ребята, выберите картинки животных и растений, которых можно увидеть здесь.

У вас получились очень разные ответы. Почему?

Значит, мы еще этого не знаем, и наша цель сегодня на уроке…?

Природные зоны. Обширные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром называются природными зонами.

Закон природной зональности.

В направлении от полюса к экватору природные зоны сменяют друг друга в определенном порядке. Этот порядок - один и тот же на всех материках.

Связан с количеством солнечной энергии.

Дети самостоятельно работают с тестом на листочках.

Получилось слово север.

Дети называют вещи.

Там холодно.

Мы знаем, что солнце нагревает поверхность земного шара неравномерно.

На полюсах солнечные лучи скользят по поверхности Земли. Солнце стоит низко над горизонтом. Земля получает мало тепла и света, поэтому на полюсах холодно.

В холодном.

Природные зоны холодного пояса.

Арктические пустыни, тундра.

В условные обозначения.

Цвет серый цифра1

Дети выбирают картинки.

Мы ещё не знаем точно, кто здесь живёт. Не хватает знаний.

Узнать….

Кто живёт?

Что растёт?

Какой климат?

Как приспособились животные и растения к этим условиям?

Познавательные УУД: ориентировка в своей системе знаний;

построение цепочки рассуждений;

Коммуникативные УУД:

оформление своих мыслей в устной речи правильно и точно.

Регулятивные УУД:

суметь увидеть проблему;

определять и формулировать цель деятельности на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;

прогнозировать предстоящую работу.

Личностные УУД:

способность к саморазвитию.

Совместное открытие знаний.

Работа в группах.

(15мин)

Чтобы найти ответы на ваши вопросы предлагаю посетить научные станции. Разбиваемся на 5 групп по 5 человек.

1 группа отправится к географам. Вы разберётесь, где находится эта зона, какой там климат, какие природные явления.

2 группа к ботаникам.

Чем занимаются ваши учёные?

Вы узнаете, какие растения встречаются в арктической зоне. Как они приспособились к суровым условиям.

3 группа к зоологам. Что изучают эти учёные? Вы будете наблюдать, какие животные населяют эту зону. Как звери и птицы приспособились здесь жить.

4 группа к учёным – исследователям для того, чтобы узнать, чем занимаются люди в Арктике.

5 группа идёт в гости к экологам, чтобы узнать, какие экологические проблемы есть в этой зоне.

Каждая группа внимательно изучает вместе с учёными свой раздел, делает записи в карточку – помощницу, а потом делится полученными знаниями с другими группами.

Вы можете пользоваться любым материалом, который лежит на столах: учебник, записки учёных для ребят 2 «Л» класса ( Приложение1). Чтобы работа была успешной, какие правила вы должны соблюдать?

Желаю вам удачи и интересных открытий. Работа в группах (7мин)

Работа закончена, группам нужно собраться вместе и доложить о своих открытиях.

Отчёт 1группы с использованием карты природных зон.

Отчёт 2, 3,4,5 групп с использованием презентации.

(10 мин)

1 группа вопросы

Покажите острова, которые находятся в зоне арктических пустынь и назовите их.

характерные элементы природы арктических пустынь ?

Сколько длится лето в зоне арктических пустынь?

2 группа вопросы

Покажите на слайде растение, о котором не было в тексте, и подумайте, почему оно так называется?

Так как оно неприхотливое и растет на камнях.

Перечислите еще раз приспособления растений к неблагоприятным условиям и объясните, почему так.

3 группа вопросы

Покажите на слайде животное, о котором не было в тексте, и подумайте, почему оно так называется?

Так как напоминает собой смешение внешности быка и овцы.

Перечислите растения, которых нет на слайде, но о которых вы читали.

Перечислите еще раз приспособления животных к неблагоприятным условиям и объясните, почему так.

4 группа вопросы

Чем полезны наблюдения за погодой?

Как влияет деятельность людей на природу и обитателей зоны арктических пустынь?

Как вы думаете, трудно ли людям в зоне арктических пустынь? Почему?

А вы бы поехали в Арктику? Почему?

5 группа вопросы

Какие экологические проблемы возникли?

Как решают эти проблемы?

Как называется заповедник? Покажите на карте, где он находится.

Как называют остров Врангеля?

Разбивка на группы. По 5-6 человек.

Изучают растения.

Изучают животный мир.

Работать дружно, не перебивать, внимательно слушать друг друга.

Приложение 2

Каждая группа зачитывает заполненные карточки. Во время выступления показ слайдов.

Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, остров Врангеля.

Большие ледяные поля, крупные ледяные глыбы и битый лёд, ледяные « языки», спускающиеся к морю, и отколовшиеся от них айсберги.

1 месяц

Камнеломка.

Ломает камни.

Мятлик, пушица, полярный мак, куропаточья трава-дриада, осока, редкие кустарники.

Корни растений очень маленькие, а сами растения низкорослые

Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней

стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.

Овцебык.

гагарки, чайки, тупики, морж.

Хорошо плавают даже под водой, кроме этого они хорошие ныряльщики.

Все они питаются рыбой, которую ловят в море или океане.

От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью

мощные клыки длиной

Клыки - оружие защиты , широкие лапы - чтобы не проваливаться.

Эта работа помогает составлять прогнозы погоды для разных районов страны.

Исчезновение животных из-за браконьерства, неумеренной охоты. Загрязнение окр. среды.

запрещена охота на редких животных, взяты под охрану « птичьи базары», ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Остров Врангеля.

«Родильным домом» белых медведей.

Познавательные УУД:

развиваем умение извлекать информацию;

на основе анализа делать выводы;

учимся представлять

информацию;

учимся ориентироваться

в учебнике, атласах.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение работать в группе;

слушать и понимать других;

строить свои высказывания в соответствии с поставленными задачами;

инициативное сотрудничество в сборе информации.

Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать свое мнение на основе

полученной информации;

учимся реализовывать план действий;

волевая саморегуляция в

ситуации затруднения.

Личностные УУД:

формируем мотив к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

самоопределение;

Физкультминутка

(1 мин)

Шагаем мы рядом, (шагают на месте)
Рюкзак за плечами.
Солнце на небе,
(подняли руки вверх и потянулись)
Земля под ногами.
(присели на корточки)
Справа - товарищ,
(повернуться к соседу справа, дотронуться до плеча)
Слева - подруга.
(повернуться к соседу слева, дотронуться до плеча)
Встанем на месте -
Поддержим друг друга
.(взяться за руки)

Дети повторяют движения.

Применение

знаний. Работа в парах.

(6мин)

Как вы увидели, несмотря на суровый климат, зону ледяных пустынь населяют и кормильцы, и едоки, и мусорщики. Здесь сложилась своя экосистема.

Что мы называем экосистемой?

1.Сейчас каждая группа составит нам пищевые цепочки. Разберёт живые организмы по их профессиям: « Едоки», « кормильцы», «мусорщики».

У каждой пары есть карточки. Возьмите их и начните работу.

1 группа.

Водоросли – рачки – рыбы- птицы.

2группа .

Водоросли- рыбы- тюлени- белые медведи.

3 группа.

Водоросли- рачки- рыбы- тюлени.

4группа.

Водоросли – рачки- рыбы- белые медведи.

5 группа

Планктонные растения - планктонные животные – рыбы - кайры.

Проверяем себя, у какой группы все было без ошибок?

Слайд (цепи питания)

Что вы скажете о « кормильцах»?

О « едоках»? О « мусорщиках»?

А теперь сравните с правильным выводом. Слайд (вывод)

В зоне ледяных пустынь кормильцы очень малы, но их много. Это планктон - мельчайшие растения и животные, отличный корм для рыб.

В основном в этой зоне встречаются едоки: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. Роль мусорщиков выполняют микроскопические бактерии.

Экосистема – это

« содружество» живой и неживой природы, в которой все обитатели чувствуют себя как дома.

Составление пищевых цепочек, характерных для Арктики.

Самопроверка.

Ответы детей.

РегулятивныеУУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе полученных знаний; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

соотносить результат своей деятельности с целью и делать нужные изменения;

формирование самооценки.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике;

умение перерабатывать информацию;

умение подводить под понятия и сравнивать с учебником.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

доносить свою позицию до других;

умение работать в паре;

умение договариваться с людьми, согласуя интересы и взгляды.

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело.

Самостоя-тельное применение знаний.

(6мин)

У вас на столе есть иллюстрация природы Арктики. Нужно оживить картину с помощью животных и растений.

(карликовая береза, белая куропатка, морошка, пингвины) лишнее

Выставка работ. Молодцы! Теперь зрительно вы будете помнить зону арктических пустынь, царство льда и снега. Пора возвращаться домой. Садимся в самолёт. Слайд (самолёт)

Дети выбирают животных и растения Арктики и наклеивают на иллюстрации.

(коллаж из бумаги)

Коммуникативные УУД

развиваем умение договариваться в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

учимся преодолевать трудности.

Познавательные УУД:

умение преобразовывать информацию.

Итог урока.

Рефлексия

(4мин)

Проверим свою работу на уроке. Слайды (столбики слов)

Задание: найди, что лишнее? (приложение 3)

Давайте, мы с вами подведём итог урока. Подумайте, сосредоточьтесь и ответьте на вопросы.

Сегодня на уроке я

Познакомился с…. Узнал…

Научился…

Все ли вам было понятно?

Кому нужна помощь учителя?

В чем затруднился?

Какое задание было самым сложным?

Всем спасибо. Урок окончен.

Олень

Лишайники

Жаркое лето

Антарктида

Познакомился с природной зоной арктических пустынь.

Регулятивные УУД:

Соотносить свой результат с целью;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Личностные УУД:

самооценка на основе критерия успешности.

Домашнее задание.

Приложение 1

Записки географов для ребят 2 «Л» класса

Крайний Север - это Северный Ледовитый океан со своими морями и островами. Его называют Арктикой или зоной Арктических пустынь.

Здесь суша и море почти круглый год покрыты льдом и плотным слоем снега, по которому можно ходить не проваливаясь. Большие ледяные поля, крупные ледяные глыбы и битый лёд, ледяные « языки», спускающиеся к морю, и отколовшиеся от них айсберги – характерные элементы природы арктических пустынь. Здесь очень суровый климат: зима долгая и холодная, продолжается дольше, чем учебный год. В это время солнце совсем не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только свет звёзд да луны освещают снежные просторы . Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния – словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до – 60 градусов … Лето короткое и холодное, длится всего один месяц. Косые лучи солнца не могут как следует прогреть землю, и поэтому за лето успевает оттаять только самый верхний слой почвы, ниже которого сохраняется вечная мерзлота. Летом в Арктике несколько месяцев круглые сутки светло - продолжается полярный день. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Записки ботаников для ребят 2 «Л» класса

Там, где всё покрыто льдом, жизнь, кажется, невозможна. Но это совсем не так. В местах, где из-под льда на поверхность выходят скалы, существует собственный растительный мир. Корни растений очень маленькие, а сами растения низкорослые. На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, мхи и полярные маки . Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней. В трещинах скал, где скапливается небольшое количество грунта, на оттаявших участках селятся мхи, лишайники, некоторые виды водорослей и даже злаки и цветковые растения. Среди них мятлик, пушица, полярный мак, куропаточья трава-дриада, осока, редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом. За холодное полярное лето они успевают зацвести и даже дать плоды. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды и снега. Но вдруг попадается зеленая льдина! Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. Там, где проходят тёплые морские течения, вода летом свободна ото льда и богата планктоном. Планктон – это мельчайшие растения, отличный корм для рыб.

Записки зоологов для ребят 2 «Л» класса.

Животный мир Арктики очень удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Из животных больше всего птиц. На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагарки, чистики, чайки, красивые птицы с необычным клювом - тупики. Их шумные скопления называют птичьими базарами, шум которых слышен на многие километры. Все они питаются рыбой, которую ловят в море или океане. В море множество водорослей, ими питаются рачки, рачками – рыбы, а рыбами - птицы. Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они хорошие ныряльщики. Гнёзда они делают самые простые - из камешков - в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому что гнёзда делать не из чего . Из крупных животных обитают представители китов и ластоногих (тюлени и моржи), а так же белые медведи . Рыбой кормятся и тюлени. Эти животные отлично плавают и ныряют. У них удлинённое, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом.

Морж - крупное морское животное длиной до 3-4м. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки длиной 40-50 см. из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки - оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3-4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.

Белый медведь - крупное красивое животное, прекрасно плавает. У него густая длинная шерсть, широкие лапы, белый цвет меха. Может часами плыть в ледяной воде. Свою добычу - моржей, тюленей - чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Летом они могут питаться травой, лишайниками, черникой и леммингами . Белый медведь занесён в Красную книгу.

Чем занимается человек в Арктике.

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. Неизвестные земли, загадочная природа манили сюда учёных. Сейчас на островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники, которые изучают природу Севера: погоду, воды океана, животный мир, движение льдов. Особенно тщательно они наблюдают за погодой. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды для разных районов страны. Проложен северный морской путь, это самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан. Когда по этому важному для экономики страны пути движутся караваны судов, их ведут мощные ледоколы. Обилие рыбы, морских зверей привлекают рыбаков и охотников. Сейчас в Арктике человек занимается рыболовством, охотой, добычей полезных ископаемых.

Но не всегда это делает разумно. В настоящее время природе Арктике нанесён огромный ущерб. Стали редкими: белый медведь, морж, они занесены в Красную книгу. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Записки экологов для ребят 2 «Л» класса.

Не всегда человек разумно использует природные богатства севера. Из-за неправильного использования природных богатств в Арктике возникли экологические проблемы. Долгие годы люди охотились на белых медведей, моржей, тюленей. В результате неумеренной охоты белые медведи и моржи стали редкими. Они внесены в Красную книгу России. В морях Арктики люди занимаются рыболовством. Это делают зачастую хищнически, не заботясь об охране рыбных богатств. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: запрещена охота на редких животных, взяты под охрану « птичьи базары», ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Например, заповедник «Остров Врангеля» расположен на острове Врангеля. На остров прилетает большое количество птиц для гнездовья. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

Сюда приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Поэтому остров Врангеля называют « родильным домом» белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных – овцебык, завезённый в заповедник из Северной Америки.

Приложение 2

Карточка – помощница для географов.

(показ с использованием интерактивной доски)

Арктика – это огромное пространство … (Северного Ледовитого) океана, с … (морями) и (островами). Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно … (светит), но не … (греет). Зимой в Арктике … (полярная ночь). Темноту освещают: луна, звёзды и … (Северное сияние). Дуют … (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до минус … (шестидесяти) градусов. Летом в Арктике … (полярный день), но … (тепла) тоже нет. Температура лишь на … (несколько градусов) выше … (нуля).

Карточка - помощница для ботаников.

На островах, прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники, они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). Корни растений очень (маленькие), а сами растения (низкорослые). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (планктонных растений водорослей).

Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на (льду), в морях встречаются (зелёные) льдины.

Карточка – помощница для зоологов.

Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими … (рыбы). На скалистых берегах собираются … (чайки),…(чистики), … (кайры) и … (гагарки). Здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики). Все звери – прекрасные … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по снегу и льду).

Карточка - помощница для социологов.

Человек не является (коренным) жителем (Арктики), но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают (научные станции), на которых изучают (суровую природу)Севера. Проложен северный (морской путь), идут караваны судов. Люди занимаются (рыболовством), (охотой), добывают (полезные ископаемые).

Карточка – помощница для экологов.

Из-за неправильного использования природных богатств в Арктике возникли (экологические проблемы). Стали редкими: (белый медведь), (морж), они занесены в (Красную книгу). Почти полностью уничтожены некоторые виды (рыб). С различных судов в воду и на берег попадают (вредные вещества) и (мусор). Сейчас запрещена (охота) на редких животных (белых медведей и моржей), взяты (под охрану) « птичьи базары», ограничили (рыбную) ловлю, создали заповедник (« Остров Врангеля»). Сюда на остров из разных уголков Арктики приходят (белые медведицы) для того, чтобы появились на свет (малыши). Здесь обитает одно из удивительных животных – (овцебык).

Приложение 3

Белый медведь Кайра Полярная ночь

Тюлень Тупик Северное сияние

Морж Лишайники Сильные морозы

Олень Гагарка Жаркое лето

(олень не живёт (лишайники - (жаркое лето явление не для

в Арктике) это растения) Арктики)

Остров Врангеля

Антарктида

Северный Ледовитый океан

Арктика

(Антарктида находится в Южном полушарии)

Приложение 4

Тест

1.Какой тепловой пояс один?

а) холодный

т) умеренный

с)жаркий

2. Как сменяют друг друга природные зоны?

в) с юга на север

е) от полюса к экватору

ж) с запада на восток

3.Где природные зоны России расположены правильно?

б) Арктика, тундра, пустыня, тайга, степь;

в) Арктика, тундра, леса, степи, пустыни;

г) тундра, степи, леса, пустыни, Арктика;

4. В какой природной зоне мы живём?

е) в зоне лесов

з) в зоне степей

к) в тундре

5. Что характерно для нашей зоны?

м) суровая зима;

н) жаркое лето;

р) ярко выраженная смена времён года

Приложение 5

В направлении с севера на юг наша страна располагается в арктическом, субарктическом и умеренном климатических поясах. Но существенные изменения климата наблюдаются и в пределах каждого пояса: как при движении с запада на восток (климатические области), так и при движении с севера на юг (зональные типы климата). Так, например, выделяются пять подтипов умеренного климатического пояса: умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный и климат восточных побережий. Для каждого из типов климатов характерен свой температурный режим, режим осадков, преобладающие типы погоды по сезонам года.

а) Арктический климатический пояс (климат арктических пустынь и тундры) .

Он характерен для побережья Северного Ледовитого океана России и для островов, расположенных в океане. Круглый год в пределах этого климата господствуют арк­тические воздушные массы. Зимой температура опускает­ся до -40-50°С, а летом бывает не выше 4°С. Значительная часть солнечной радиации отражается поверхностью сне­га. С прохождением циклонов здесь связаны облачность, ослабление морозов и сильные снегопады. Количество осадков-до 300мм, однако, увлажнение избыточное из-за низкой испаряемости.

б) Субарктический пояс (климат тундры и лесотундры)

Этот тип климата характерен для территории, расположенной за полярным кругом, а в восточных районах прости­рается почти до 60° с.ш. Летом из умеренных широт сюда приходят влажные воздушные массы, поэтому лето здесь прохлад­ное (от +5°С на севере до +14°С на юге), но возможны и замо­розки. Зимой на погоду в этом климате влияют арктические воздушные массы, поэтому зимы здесь долгие и суровость их нарастает с запада на восток (температура может достигать -50°С). В связи с прохождением циклонов арктического атмос­ферного фронта для этого климата характерна большая облач­ность и сильные ветры. Годовая сумма осадков составляет до 600 мм, максимум их приходится на лето. Коэффициент ув­лажнения здесь больше единицы, так как низкие температу­ры способствуют малому испарению, что ведет к заболачива­нию территорий.

в) Климат умеренного пояса

Так как этот климат характерен для большой террито­рии России, то внутри него наблюдаются различия в тем­пературе и увлажнении разных участков, связанные с рас­пространением разных воздушных масс. В умеренном кли­матическом поясе различают пять типов, сменяющие друг друга с запада на восток.

умеренно континентальный климат

Он характерен для Европейской части России. Здесь велико влияние Атлантики, откуда круглый год приходят влажные морские воздушные массы, относительно теплые зимой и прохладные летом. Лето здесь теплое (до +24°С), зима мягкая (от -4°С до -20°С), с частыми оттепелями. Осад­ков выпадает 600-800 мм, причем наибольшее количество осадков приходится на западные районы. Смена увлажне­ния от избыточного до недостаточного в области господства умеренно континентального климата способствует форми­рованию на Европейской части России смены природных зон от таежной до степной.

континентальный климат

Он характерен для Западной Сибири и районов Прикаспия. Возникновение континентального климата связано с тем, что морские воздушные массы, двигаясь с Атлантики на восток, трансформируются и приближаются по своим свойствам к континентальным. Для территории континен­тального климата характерна усиленная меридиональная циркуляция, при которой континентальный теплый тропи­ческий воздух проникает на север, а холодный арктичес­кий - далеко на юг. Лето здесь жаркое на юге и достаточно теплое на севере (+15-25°С), а зима холодная (-15-25°С). Среднегодовое количество осадков колеблется от 300 мм (на юге) до 600 мм (на севере). Смена увлажнения от избыточного (на севере) до недостаточного (на юге) в области господства континентального климата способствует формированию здесь смены природных зон от тайги до пустынь.

резко континентальный климат

Он формируется на юге Сибири и в горах Южной Сиби­ри. В пределах этого типа весь год господствуют континен­тальные сухие воздушные массы умеренных широт. Лето здесь солнечное и теплое (+16-20 о С), зима очень суровая (-25-45°С). Годовое количество осадков - около 500 мм. В пределах данного типа климата находится таежная зона. На погоду зимой данного типа климата сильно влияет Ази­атский максимум.

муссонный климат

Он типичен для районов Дальнего Востока и характери­зуется сменой муссонов по сезонам, что оказывает влияние на количество и режим выпадения осадков. Зимой здесь гос­подствуют воздушные массы, поступающие из Азиатского максимума (муссоны дуют с континента на океан), поэтому зима здесь ясная и холодная (-20-27°С). Летом ветры с Тихо­го океана приносят теплую и дождливую погоду, поэтому лето здесь обычно прохладное (+10-20°С) и облачное. Для лета Дальнего Востока характерна и активная циклоническая деятельность. Осадки выпадают преимущественно летом (до 800 мм) в виде ливней.

Климат восточных побережий характерен для полуострова Камчатка и северных побережий Охотского моря. Он очень похож на муссонный, но более холодный.

На узкой полосе черноморского побережья от Новороссийска до Сочи властвует субтропический климат . Кавказские горы не пропускают сюда холодный воздух со стороны Русской равнины. Это единственная территория, где температуры самого холодного месяца положительные. Лето здесь хотя и не слишком жаркое, но продолжительное. Постоянно с моря приходит влажный воздух. Годовая сумма осадков превышает 1000 мм при относительно равномерном выпадении в течение всего года.

Климат оказывает большое влияние на формирование многих важнейших отраслей хозяйственной деятельности и условия жизни людей (так, например, большая часть территории Сибири и Дальнего Востока не обжита и не освоена из-за природно-климатических условий).
В пределах России природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира выражена также очень хорошо. Границы зон в основном вытянуты вдоль параллелей, отклонения сравнительно невелики. На обширной территории страны последовательно с севера на юг представлены следующие природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная, лесостепная, степная, зона полупустынь и пустынь. В горных районах отчетливо выражена высотная поясность.

Агроклиматические, ресурсы

Агроклиматическими ресурсами называют свойства или возможности климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство. Они характеризуются следующими показателями:

а) продолжительностью периода со среднесуточной температурой воздуха выше + 10°С, так как именно в это время активно идет вегетация растений;

б) суммой температур за этот период;

в) коэффициентом увлажнения, который показывает соотношение тепла и влаги.

Так как климатические условия на территории нашей страны очень разнообразны, разнообразны и агроклима­тические ресурсы, что, в свою очередь, позволяет возде­лывать на территории России различные по своим требо­ваниям культуры. Наиболее важным агроклиматический ресурсом России является снежный покров и создаваемый им запас влаги.

В целом по обеспеченности теплом в России можно выделить три пояса:

Пояс Сумма Т за период с Т выше 10 о С Расположение Сельскохозяйственные культуры
Холодный пояс Менее 400 охватывает приполярье и заполярье, а также Южную Сибирь и восточную часть страны от Верхоянского хребта. Овощеводство в закрытом грунте
400-1000 Очаговое земледелие, малотребовательное к теплу
Умеренный пояс 1000-2200 Охватывает основную часть страны за исключением холодного и небольшой территории субтропического поясов Ранние и среднеранние культуры – зерновые, зернобобовые, картофель, лен, в более теплой части сахарная свекла.
2200-3400 Среднеспелые и среднепоздние культуры – поздние сорта зерновых, кукуруза на зерно, подсолнечник, рис, соя и др.
3400-4000 Поздние культуры – поздние сорта кукурузы, средние сорта риса и др.
Субтропический пояс Более 4000 Узкое побережье черноморского побережья от Новороссийска до Сочи Теплолюбивые культуры с длинным периодом вегетации

Почвы. Почвенные ресурсы

Главные типы почв России

Тундровые глеевые почвы

Тундровые глеевые почвы формируются на равнинах Крайнего Севера России в зоне многолетней мерзлоты. Мерзлые породы оттаивают летом всего на несколько десятков сантиметров. Располагающийся ниже мерзлый грунт не пропускает воду, поэтому тундровые глеевые почвы переувлажнены. В них под верхним торфянистым горизонтом Ат находится глеевый горизонт В, или глей. Этот горизонт имеет голубовато-серый (сизый) цвет иногда с ржавыми пятнами. Образование глея происходит при переувлажнении почвы и недостатке в ней кислорода. Под глеевым горизонтом располагается многолетняя мерзлота.

Подзолистые почвы

Подзолистые почвы формируются под хвойными лесами на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах. Здесь количество атмосферных осадков превышает испаряемость. Это приводит к сильному промыванию почв и образованию осветленного горизонта вымывания А2 Из этого горизонта выносятся в грунтовые воды органические и минеральные соединения. Часть этих соединений задерживается в нижележащем горизонте вмывания В. Горизонт В плотный и имеет ржавый оттенок. Мощность почв и количество перегноя в гумусовом горизонте А1 постепенно увеличивается с севера на юг.

Дерново-подзолистые почвы

Дерново-подзолистые почвы образуются под смешанными хвойно-широколиственными лесами. Здесь выше летние температуры и больше растительных остатков, поступающих в почву. В смешанных лесах хорошо развит травяной покров. Многочисленные корни трав в верхней части гумусового горизонта А1 образуют дернину. Отсюда и название почвы - дерново-подзолистая. Вымывание в этих почвах не столь интенсивно, как в подзолистых. Они содержат больше гумуса и минеральных соединений.

Мерзлотно-таежные почвы

Мерзлотно-таежные почвы формируются под лесами в условиях резко-континентального климата и многолетней мерзлоты. Они сменяют подзолистые почвы к востоку от Енисея. Эти почвы имеют небольшую мощность (до 1 м) и особое строение. У них есть гумусовый горизонт А1, но отсутствует горизонт вымывания А2. Вымыванию препятствует многолетняя мерзлота. Почвы окрашены соединениями железа в бурый цвет. Гумус обнаруживается не только в горизонте А1, но и в нижних частях профиля. На глубине 50 см его содержание 5%, на глубине 1 м - 2-3%.

Серые лесные почвы

Серые лесные почвы формируются под лиственными лесами с богатым травяным покровом. Эти почвы не образуют сплошной зоны. Но их прерывистая полоса протягивается от границ с Белоруссией на западе до Забайкалья на востоке. В лиственных лесах в почву падает больше растительных остатков, чем в хвойных и смешанных. В горизонте А1 содержится от 3 до 8% гумуса. Горизонт вымывания А2 выражен нечетко. Это связано с тем, что сквозное промывание почв происходит только весной. Мощность почв составляет 120-140 см. Серые лесные почвы значительно плодороднее подзолистых и дерново-подзолистых.

Черноземы

Черноземы формируются под травянистой растительностью лесостепей и степей. Испаряемость с поверхности здесь равна годовому количеству осадков. Однако с севера на юг увлажнение уменьшается. В условиях недостаточного увлажнения почвы не промываются. В строении черноземов выделяется гумусовый горизонт черного цвета большой мощности (40-80 см). В верхней части этого горизонта - степной войлок, состоящий из остатков травянистой растительности. Под гумусовым горизонтом находится переходной горизонт В. Он имеет черновато-бурую неравномерную окраску. Горизонт В постепенно переходит в почвообразующую породу (С). Черноземы - самые богатые перегноем почвы.

Каштановые почвы

Каштановые почвы формируются под травянистой растительностью сухих степей. Здесь выпадает значительно меньше атмосферных осадков, чем может испариться с поверхности. Из-за сухости климата растительный покров разреженный. Поэтому в почву попадает меньше растительных остатков и накапливается меньше гумуса, чем в черноземах. Верхний горизонт А серовато-каштанового цвета мощностью 15-25 см содержит 3-4% перегноя. Переходный горизонт В коричнево-бурого цвета, уплотненный, мощностью 20-30 см. Из-за сильного испарения почвенные растворы подтягиваются к поверхности. С ними выносятся соли, которые при испарении влаги выпадают в осадок. Таким образом, идет засоление каштановых почв.

Бурые почвы полупустынь

Бурые почвы образуются в условиях резкого недостатка атмосферного увлажнения под сильно разреженной растительностью. Гумусовый горизонт имеет бурый цвет и мощность 10-15 см. Содержание перегноя всего 2%. Горизонт В бурый с коричневым оттенком, плотный. Для почв характерно засоление.

Почвенные ресурсы

Почвы – ценный природный ресурс. Это главный источник получения продуктов питания и некоторых видов промышленного сырья. В сельском хозяйстве почвы являются основным средством производства. Однако для этой сферы хозяйственной деятельности очень важно качество почв, их плодородие. Поэтому в сельском хозяйстве используются далеко не все земли. Основная часть сельскохозяйственных земель расположена в южной части России, так как здесь наилучшие почвенно-климатические условия.

Под пашню используют наиболее плодородные почвы – черноземы, серые лесные, темно-каштановые. На них выращивают пшеницу, подсолнечник, сахарную свеклу и др. Для дерново-подзолистых почв также высока степень распаханности. Эти почвы благоприятны для возделывания таких культур, как рожь, лен-долгунец, картофель. Таким образом, основная земледельческая зона расположена в природных зонах лесостепей, степей и смешанных лесов.

Подзолистые почвы хвойных лесов, каштановые, бурые сухих степей, полупустынь менее пригодны для земледелия. Среди сельскохозяйственных земель здесь преобладают сенокосы и пастбища.

Возможности для увеличения площади пахотных земель в России практически исчерпаны. Поэтому для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания необходимо рациональное использование почвенных ресурсов и повышение плодородия почв. Важная роль в этом принадлежит мелиорации земель.

Сельскохозяйственные угодья

В общем балансе мировой суши распаханные площади занимают 16,5 %, луга и пастбища – 20% и прочие территории – 39,5%.

В России на долю сельскохозяйственных земель приходится всего 13% территории, в том числе на пашню – 8%. Распространение земледелия зависит от природных условий. В тундровой зоне оно практически невозможно, в зоне хвойных лесов – очаговое. С продвижением на юг роль земледелия в хозяйственной деятельности возрастает и увеличивается распаханность почв. Однако в сухих степях и полупустынях его значение вновь сильно уменьшается.

45% земельного фонда составляют леса. Они, во-первых, удовлетворяют потребности страны в древесине, а во-вторых, выполняют и другие важные функции: поставляют кислород в атмосферу, очищают воздух, защищают по­чвы от эрозии и сельскохозяйственные поля от засухи и суховеев. Кроме того, лес - прекрасное место для отдыха и туризма. В лесу производится заготовка грибов, ягод, ле­карственных растений.

6% земельного фонда занимают болота;

4% - поверхностные воды;

19% - оленьи пастбища;

0,2% - города, поселки, дороги;

0,9% - горные отвалы;

11,9% -прочие земли.

В России, как и во многих странах мира, предпринимаются усилия по сохранению земельного фонда и улучше­нию его структуры.

Тепловые пояса Земли Вспомните, где на Земле теплее всего? От чего это зависит? Сколько тепловых поясов на Земле? Холодный пояс Северного полушария Холодный пояс Южного полушария Умеренный пояс Северного полушария Умеренный пояс Южного полушария Жаркий пояс











Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Основная особенность климата - малое количество тепла. Температура воздуха зимой -40 С, а летом воздух прогревается до 0 С Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Природные условия


Лишь качаются и полыхают в небе северные сияния: зелёные, красные, синие. Природные условия Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера. Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи.














Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот. Вечная мерзлота Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину.














Алгоритм самооценивания 1 шаг. В чем заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? 5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)? 6 шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?




Арктика является одной из самых холодных и безжизненных областей Земли. Включает в себя часть Евразии. Географическое положение арктического пояса ограничивается Северным полюсом и Ледовитым океаном. Есть общие границы с Американским континентом. Нередко к акватории пояса относят северные районы Тихого и Всего Арктика занимает более 27 миллионов кв.км.

Климатический пояс

Метеорологические показатели данной области обуславливаются холодными северными воздушными массами. Арктический климатический пояс господствует по всей акватории Ледовитого океана, а также на окраинах Сибири. Морозная погода в этих участках Земли держится круглый год. не прогревается солнечными лучами, так как они падают на землю по касательной.

Можно сказать, что стужа в Арктике держится постоянно. Даже в летнее время не способна проникнуть сквозь толстые ледяные пласты. Небольшое количество тепла поверхность все же получает, но оно идет на таяние снежного покрова. Арктический климатический пояс всегда характеризуется минусовыми температурными показателями.Осадки в этой области бывают крайне редко. Причиной являются минимальные скопления водяного пара из-за постоянно низких температур. Средний уровень осадков не превышает 200 мм в год.

Ближе к европейской части континента преобладает субарктический пояс. Основной зоной его распространения считается Восточная Сибирь. Здесь климат менее суровый, пригоден для жизни. Температуры нередко поднимаются до +12 градусов. Годовое количество осадков вдвое больше - до 450 мм.

Арктический пояс: характеристика

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Сибирь - большая территория, расположенная на Северо-Востоке Евразии. На Западе она ограничивается Уральским хребтом, а на Востоке доходит до Тихого океана. В Сибири можно встретить множество природных зон - от арктических пустынь до тайги и…

Арктика - обширный регион нашей планеты, на территории которого, несмотря на суровый климат, обитает большое количество уникальных животных - белые медведи, песцы, северные олени, овцебыки и многие другие виды. Инструкция 1Белый, или полярный,…

Тепловые пояса – это территории на поверхности суши Земли, которые отличаются определенной степенью освещенности и температурой воздуха и земли. Выделяют жаркий, умеренный и холодный пояса. Тепло на планете распределяется неравномерно, поэтому…

Наша планета делится на несколько зон с похожими погодными условиями - они называются климатические пояса. Деление общего климата на различные зоны обусловлено положением частей Земли относительно экватора.
Климатические пояса бывают основные…

Россия – самая большая страна в мире, и ее территория очень сильно вытянута с запада на восток и довольно сильно – с севера на юг, поэтому в нее входит несколько различных климатических зон, или поясов. В зависимости от различных факторов,…

Характер климата в каждой точке земного шара формируется под воздействием множества различных факторов, таких как уровень тепла и влажности, направление воздушных масс. Территории со схожими климатическими условиями обширны, их условно объединяют в…

Мало у кого возникнут сомнения относительно того, какой океан самый холодный на нашей планете. Вне всякого сомнения, это Северный Ледовитый. Он находится между такими материками, как Северная Америка и Евразия, занимая площадь чуть более 13…

Нагрев почвы и освещенность любой территории находятся в прямой зависимости от того, в каком тепловом поясе она располагается. На это, в свою очередь, влияет географическая широта.Что такое тепловые пояса?Солнечное тепло неодинаково поступает в…

Одно только слово «пустыня» вызывает у нас соответствующие ассоциации. Это пространство, которое практически полностью лишено флоры, имеет весьма специфичную фауну, а также находится в зоне очень сильных ветров и муссонов. Зона пустынь -…

Крайний север Азии и Северной Америки занимают арктические пустыни - безжизненные пространства с крайне разреженной растительностью, расположенные среди снегов и льдов. Эти ландшафты характерны для большей части территории Гренландии, для Канадского…

Воды Атлантики протягиваются от самых северных широт, проходят через экватор и доходят до берегов Антарктиды. В каждой из этих зон формируется свое течение, которое в значительной степени влияет на погодные условия и на температуру воды.…

Арктика представляет собой географическую область Земли, которая примыкает к Северному полюсу. Территориальные воды района включают в себя часть акватории всех океанов, кроме Индийского. Также к этой физико-географической зоне относятся окраины…

Для того чтобы изучить тот или иной континент, важно понимать, какие варианты климата на нем имеются. В случае с такими большими материками, как Северная Америка, видов природных поясов может быть очень много. Давайте разберемся с каждым из…

Северный Ледовитый океан по площади имеет наименьшую акваторию среди всех остальных бассейнов Земли - 14,75 миллионов кв. км. Располагается между Американским и Евразийским континентами. Полностью находится в северном полушарии. Наибольшая глубина…

Климатические пояса Земли сформировались под воздействием нескольких основных факторов, к которым относятся количество тепла, влаги и радиации в атмосфере, а также динамика воздушных масс. Согласно принятой классификации, все воздушные массы,…