Ваша корзина

Корзина пуста.

Плоская резьба по дереву.

Глухая резьба по деревуПродолжаем тему резьбы по дереву.
Обсудим один из самых популярных видов резьбы - это плоская резьба по дереву, её ещё называют- глухая.

Плоская резьба полная противоположность ажурной резьбе, ведь в ней не должно быть ни одной прорези насквозь полотна, а рисунок идёт почти вровень с доской. При хорошем освещении и с правильно подобранным углом подставки плоскую резьбу можно увидеть в лучшем свете.

Глухая резьба включает в себя ещё несколько подвидов резьбы - плосковыемчатая и рельефная резьба, геометрическая резьба (уже из названия становится понятно, что она включает в себя кружки, квадраты, овалы, многоугольники, треугольники и другие геометрические фигуры).

Резьба считается накладной, если во время резьбы некоторые элементы отпиливаются и накладываются на подготовленный фон и рельеф.

Глухую резьбу можно использовать для декорирования фасада жилищ и предметов быта- дверей, кухонной утвари, оконных наличников и многого другого. В древние времена изображениям и символам этой резьбы на дереве придавали особый мистический смысл.
Геометрическая резьба, точнее фигуры, имитировали огонь и солнце, которым поклонялись люди в то время. Чуть позже этот смысл пропал, а ремесло осталось и геометрическую резьбу стали использовать как украшение.

На смену геометрическим пришли новые мотивы - зооморфные, растительные и антропоморфные, которые состоят из образов животных и людей, сказочных персонажей, декоративных завитков, травяных узоров... В те же времена работы из глухой резьбы делали целой артелью (это объединение людей для коллективной работы с общей ответственностью и участием в совместных доходах на добровольной основе), в которой был бригадир, хранивший рисунки с образцами.

В такой артели обязанности были чётко распределены и каждый досконально знал свою работу. Обычно для работы брали древесину из сосны и наносили рисунок, иглой протыкая образец по всему периметру. Рисунок наносил мастер холщовым мешочком с истолчённым углём (паузой). Благодаря этому мешочку рисунок получался чётким. Перед нанесением рисунка доску гладко обстругивали. С торца доски намечали глубину резьбы и уже после этого мастер обводил плотницким карандашом контур и приступал к резьбе.

Глухая резьба по деревуДля работы использовали набор различных долот. В первую очередь вырезали основной рельеф закруглённым долотом, далее для выразительности проводили работу по выглаживанию, потом резчик должен был закруглить завитки, чтобы не осталось острых углов. Работа была очень тонкая и ответственная, потому что вырезались даже прожилки листьев и лепестки цветков, а отличались они от обычной резьбы тонкой рельефностью. По окончании работы рисунок покрывали несколько раз олифой, обычно хватала 2-3 слоёв в целях консервации.

Далее по желанию можно было покрасить краской. В 19-20 веках интерес к деревянным домам вернулся, поэтому у ремесла появилась новая жизнь. Всё чаще можно увидеть дома, украшенные резьбой по дереву. Этот стиль напоминает нам традиционное русское жилище.

Если вы решили заняться именно глухой резьбой, то должны совершенно точно понимать, что это сложный процесс и нужно иметь точное представление о объёме и масштабе, а также соответствии повторяющихся элементов.

Чтобы развить чувство масштаба и объёма, что сделает вашу работу с деревом более уверенной и быстрой, можно поработать с пластилином. Прежде чем приступить к работе нужно подобрать фон и выполнить эскиз в плоскорельефной резьбе, после этого можете приступить к разработке рельефа. Чтобы это сделать нам понадобится киянка- она обрубит контур и вырубит фон. Для того, чтобы правильно изобразить рисунок и показать игру светом нужно помнить о правильном расположении высоких и низких участков.

Глухая резьба по дереву даёт возможность включить фантазию и воображение на максимум, экспериментируя с рисунком методом его нанесения. Скорее всего именно поэтому она добилась такого широкого применения в оформлении интерьеров- размеры стен дают возможность создавать объёмные картины, а также новые узоры и стили. В наше время сохранилось несколько имён таких мастеров - Михаил Малышев, С. Удалов, А. С. Нестеров. Их имена известны лишь потому, что среди завитков орнамента остались их подписи и даты выполнения работ. Некоторые ценные экземпляры можно найти в хранилищах музеев, где их работы хранятся с соблюдением светового и температурного режима.

Другие статьи на эту тему:

  1. Резьба по дереву для начинающих. Ажурная резьба по дереву.
  2. Домовая резьба по дереву.
  3. Скульптурная резьба по дереву.
  4. Резьба по дереву бензопилой.
  5. Организация рабочего места для занятий резьбы по дереву.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.