Действия по тревоге человек за бортом. Действия экипажа по тревоге человек за бортом Итак, кто-то выпал, что делать


| Ч | Человек за бортом

На пассажирском судне вероятность этой ситуации гораздо чаще, чем на грузовых и военных, так как на его борту находится большое количество непрофессионалов. Наставление по борьбе за живучесть судна для морского флота предусматривает специальный судовой сигнал «человек за бортом» - три продолжительных звука - звонком громкого боя или свистком. Сигнал тревоги повторяют три-четыре раза.

Обычно сигнал подает вахтенный помощник, так как на любом судне организовано постоянное наблюдение за поверхностью моря. Но в случае, если человек оказался за бортом на глазах других пассажиров или членов команды (а не с другого судна), первый, кто это увидел, обязан бросить ему круг. Разумеется, лучше, если это сделает профессионал - так как не только бросит круг ближе к потерпевшему, но и сумеет избежать опасности ударить его этим кругом.

Естественно, нет смысла бросать спасательное средство, если человек дрейфует в бессознательном состоянии или находится дальше двух кабельтовых (один кабельтов - 185,2 м) от судна. Вообще при спасении человека за бортом чаще приходится не рассчитывать на его помощь и разумные действия, так как потерпевший, даже не потерявший сознание, находится обычно в полушоковом психологическом состоянии, к которому добавляется еще и воздействие холода. С судна есть смысл бросить буй или любые средства (мячи, надувной матрас, пластиковые бутылки), чтобы отметить нужное место и не потерять его из виду при маневре.

Если вы оказались за бортом, постарайтесь сохранить присутствие духа и действовать рационально:
- не плыть за судном или навстречу ему или спасательному средству;
- чтобы вас заметили, не надо кричать, размахивать руками - надо медленно помахивать одной рукой, плывя на спине; крикнуть есть смысл два-три раза - смотря по обстановке, но если не услышали сразу, новые крики скорее всего не помогут;
- не сбрасывать одежду, она поможет поддержать температуру тела на несколько градусов выше температуры воды;
- избавиться от ненужных неплавучих предметов, в том числе и в карманах;
- не терять веры в спасение - на каждом судне следят за поверхностью моря.

Если корабль или яхта уходит от вас, это вовсе не означает, что вас не заметили: действия но судовой тревоге «человек за бортом» - сложная операция маневрирования. Надо иметь в виду, что тормозной путь обычного пассажирского судна не меньше мили (1852 метра), а на крупнотоннажных судах это расстояние возрастает до 4000 метров. Поэтому самое главное для потерпевшего - беречь силы и сохранять тепло (см. Кораблекрушение) .

Для того, чтобы согреваться, в воде ни в коем случае нельзя делать движения - только статическую гимнастику, напрягая поочередно мышцы частей тела. Потеря тепла в воде идет в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву.

Упавший за борт в спасательном жилете должен для сохранения тепла воспользоваться положением HELP - сгруппироваться, обхватив руками с боков грудную клетку, и поднять бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. По некоторым данным, этот способ может увеличить расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 процентов.

Человека, спасенного из воды, нужно немедленно укрыть и следить за дыханием, проводя квалифицированные медицинские меры защиты от гипотермии (см. Тонет человек) .

Яцек Палкевич, разрабатывая вопрос выживания на море, предлагает десять правил по преодолению непредвиденных обстоятельств. Если на ситуацию «человек за бортом» смотреть шире (например, и в житейском смысле), легко заметить, что они могут пригодиться не только в море.

Правила по преодолению непредвиденных обстоятельств:
1. Принимать быстрые решения.
2. Уметь импровизировать.
3. Уметь постоянно и непрерывно контролировать себя.
4. Уметь распознавать опасность.
5. Уметь оценивать людей.
6. Быть самостоятельным и независимым.
7. Быть настойчивым и упрямым, когда это необходимо, но если нужно, уметь подчиниться.
8. Признать, не отчаиваясь, предел своих возможностей.
9. Искать, когда кажется, что вариантов больше нет, другие пути выхода из беды, прежде чем сдаться окончательно.
10. И даже тогда не сдаваться.

Тревогу «человек за бортом» объявляет вахтенный помощник капитана при падении человека за борт или при обнаружении на море людей или спасательных средств. Самый главный фактор сохранения человеческой жизни – это сокращение времени пребывания человека в воде.

В том случае, когда падение человека за борт замечается сразу или человек на воде обнаруживается сразу, вахтенный помощник капитана отдаёт команду рулевому перейти на ручное управление и начинает манёвр, сбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком (тем самым фиксируется начало манёвра, что облегчает поиск), объявляет тревогу «Человек за бортом», организует наблюдение.

В качестве наблюдателя может быть любой матрос, находящийся вблизи навигационного мостика. Если таковых нет, наблюдение осуществляет сам вахтенный помощник капитана, пока не придёт помощь, чтобы не потерять из вида человека на воде (круга или буя).

Если вахтенный помощник капитана на мостике один, то порядок действий другой: он сбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком, объявляет тревогу «Человек за бортом», начинает манёвр.

В том случае, если о падении человека за борт сообщено с большим опозданием, вахтенный помощник капитана докладывает об этом капитану и действует по его указаниям.

При обнаружении на воде спасательных средств или сигнала бедствия в тёмное время суток вахтенный помощник капитана организовывает наблюдение и маневрирует таким образом, чтобы не потерять их из виду, объявляет тревогу «Человек за бортом» и при необходимости выбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком для фиксирования места.

При выборе первоначального манёвра для возвращения в точку падения (нахождения) человека вахтенный помощник капитана руководствуется состоянием погоды, видимостью с судна, возможностью остановки для спуска шлюпки. Не следовало бы отбрасывать корму от выпавшего человека, как рекомендовалось раньше. При современных скоростях судов и инерции такие действия бесполезны.

Поднявшись на мостик, капитан, отдаёт указания какую шлюпку готовить к спуску.

При объявлении тревоги «Человек за бортом» вахтенный механик использует падение скорости на циркуляции для уменьшения оборотов, чтобы в конце манёвра быстрее остановить судно.

По окончанию манёвра, подходу к человеку или спасательному средству, остановке судна, спуском шлюпки руководит капитан.

Основной манёвр для возвращения к месту падения человека – это поворот на 60 градусов с последующим выходом на контр курс (манёвр Вильямса).

Метод имеет следующие преимущества:

с выходом на контр курс судно выходит на след судна, что делает этот способ независимым от времени обнаружения падения человека за борт;

сектор наблюдения ограничивается малыми передними углами относительно курса;

обеспечивается быстрая потеря скорости при двухразовой перекладке руля, что облегчает спуск шлюпки в конце манёвра.

Недостаток этого способа – сравнительно большая продолжительность. Но это не имеет такое уж большое значение, если сравним, что основной расход времени уходит на спуск шлюпки и на последующие действия.

При небольшой скорости и возможности быстрого реверса и в других случаях, когда при конкретных условиях погоды обеспечивается постоянное наблюдение за человеком в воде, возможно использование манёвра, поворачивая на 240О (манёвр профессора Шарнова). Здесь надо иметь в виду, что обычный состав экипажа не обеспечит непрерывное наблюдение во время процесса манёвра.

Схема манёвра Вильямса даётся в типовой таблице маневренных элементов. Как раз этот манёвр обязательно отрабатывается на учениях.

Вахтенный помощник капитана по прибытии наблюдателей согласно расписания по тревоге указывает им сектор наблюдения и особенности наблюдения. Секторы наблюдения по возможности, дублируются.

Организуется сообщение о случае. В светлое время суток поднимается флаг «OSCAR» по МСС. В любое время суток делаются сообщения по радиотелефону с указанием координат возможного места падения человека за борт. По указанию капитана информация о случае может быть также передана в радиотелеграфном режиме.

Другие члены экипажа собираются в местах, указанных в расписании по тревоге, с индивидуальными спасательными средствами и в соответствующей одежде. При необходимости из их числа выделяется смена или пополнение для дежурной шлюпки.

В шлюпке надо иметь аптечку для оказания первой помощи пострадавшему, одеяло, термос с горячим питьём.

Между судном и шлюпкой обеспечивается надёжная УКВ-радио связь на установленном канале.

В случае потери радиосвязи направление движение шлюпки указывается визуальными и звуковыми сигналами. Один звук (один световой проблеск), сигнализация правой рукой – указания шлюпке менять курс в правую сторону.
Два звука (проблеска), сигнализация левой рукой – указания шлюпке менять курс влево. Соответственно, в шлюпке организуется наблюдение за сигналами.

При приближении шлюпки с пострадавшим к борту судна готовится:

средства для поднятия пострадавших на борт;

судовой лазарет;

нужная помощь по информации со шлюпки.

После поднятия пострадавших на борт или при прекращении поиска организуется сообщение всем абонементам об окончании операции.

Действия экипажа дежурной шлюпки по тревоге «Человек за бортом» отрабатывается согласно требованиям Конвенции SOLAS –74.

«Сначала обеспечьте маской себя, потом ребёнка» - это самолётное правило кажется противоестественным первые две секунды, потом навсегда становится очевидностью. Правило поведения в ситуации «человек за бортом» тоже сначала кажется нелогичным.

Что делать, если на ваших глазах один из участников морского путешествия упал за борт? Бежать за спасательным кругом? Сказать «Вася, держись, мы тебя вытащим»? Раздеваться и бросаться за товарищем в воду?

Нет. Нужно громко прокричать «Человек за бортом!» и указывать на героя пальцем вытянутой руки, не отрывая от него взгляда. Больше ничего делать нельзя.

Самая главная опасность - потерять упавшего за борт человека из виду. Особенно риск велик в шторм при высоких волнах и плохой видимости (когда шанс упасть за борт как раз выше обычного). Пусть тот, кто услышит ваш крик, бросает спасательный круг; помогает капитану маневрировать, глядя на вашу руку; записывает координаты происшествия. А вы - единственная надежда утопающего, что его вообще найдут.

22/10/2016

Моряка только однажды называют человеком, и то — когда он за бортом..

Одна из самых опасных ситуаций, в которую может попасть человек на судне — это оказаться за его бортом . Откровенно говоря, шансов на выживание не так много: тут тебе и гипотермия, и утопление из-за паники и потери сил, морские хищники, да и неадекватные спасательные меры могут лишь увеличить страдания мученника. Более того, дальнейшее развитие темы в этой статье пойдет исключительно о ситуации, когда падение человека за борт было замечено другими членами экипажа . Действия при пропажи человека некоторое время назад называются , а это уже совсем другая история..

Итак, роль судоводителя в ситуации «Человек за бортом» ключевая, и будет первостепенно рассматриваться в суде. От того, насколько правильными были действия вахтенного офицера на мосту, зависит Жизнь .

Оказавшись на мосту нового для себя судна, попробуйте ответить на некоторые вопросы :

Где панель перевода рулевого управления с автоматического на ручной?

Как активируется функция MOB на ECDIS или GPS?

Ваши обязанности при тревоге MAN OVER BOARD?

Обязанности других членов экипажа при данной тревоге?

В морских учебниках или сети интернета вы можете найти множество «уникальных маневров», описанных для того, чтобы дать возможность войти в историю разным Андерсонам, Кацманам, Ивановым. На самом деле, основных маневров — два . И выбор их зависит исключительно от того, насколько стремительно развиваются события, какая скорость у вашего судна, состояние моря, какое расстояние пройдено с момента падения человека, как много у вас «места» для осуществления маневра, насколько ваш опыт позволяет грамотно и точно совершить этот маневр. Маневры Ильича, развороты чикагских полицейских и прочее — все это называется УПРАВЛЕНИЕМ СУДНА. Опять же, самое важное действие вахтенного штурмана — засечь позицию и время падения в воду . Сосредоточтесь на оттачивание выполнения последовательности , а не на колличестве разных маневров. Не теряйте время!

Немедленное действие! Вахтенный помощник получил сигнал о падении матроса в воду с правого борта!

Чтобы в экстремальной ситуации действовать по плану, распечатайте и повесьте небольшой .

ВНИМАНИЕ! Маневр делается в сторону борта, с которого упал человек!

Е сли время немедленного реагирования упущено , судно прошло некоторое расстояние, и резкий сброс скорости не нужен, быстро выйти в кильватерный след поможет поворот Шарнова .

1)Руль на борт. 2) Изменение курса на 240 градусов. 3) Руль на борт в обратную сторону. 4) 20 градусов до обратного курса. 5) Руль прямо. Одерживание и выход на обратный курс.

Минус данного маневра: большой радиус циркуляции.

Прежде чем совершать тот или иной маневр, оцените
навигационную обстановку
. Насколько позволяет расположение других судов вокруг вас выполнить циркуляцию . Проверьте отсутствие мелей, банок, навигационных опасностей. Не стоит бросаться слепо выполнять инструкцию только потому, что так написано в учебниках. Каждый сценарий уникален и развивается по ходу пьесы. Спасти рядового Райана, потопив соседний газовоз — не самый лучший из них.

Ситуация «Человек за бортом» так или иначе рассматривается практически во всех курсах по управлению маломерным судном. И хотя в жизни она, к счастью, случается редко, быть к ней готовым и знать порядок действий необходимо, ведь речь идет в прямом смысле о спасении чьей-то жизни. Конечно, идеальный вариант - делать все возможное, чтобы за борт у вас вообще никто не выпал. Многое здесь зависит от типа судна. На крупной моторной яхте вероятность такого развития событий невелика: если нет каких-то технических проблем, выходить на палубу требуется разве что во время отдачи якоря или швартовки в марине. А вот на небольших и открытых судах риск оказаться за бортом, поскользнувшись или потеряв равновесие на большой волне, намного выше. НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА ХОДУ:

Перед выходом на воду проинструктируйте всех присутствующих на борту в отношении того, что от них требуется.
Во время движения судна по возможности лучше сидеть.
Собираясь резко повернуть/сменить курс, предупредите команду о маневре.
Если впереди большая волна или кильватерный след крупного судна, также сообщите об этом.
Когда кому-то необходимо выйти на палубу, замедлите ход.
Детям и неловким/неопытным людям может потребоваться помощь. Заранее предупредите остальных об этом.
Убедитесь, что на всех надеты спасательные жилеты

Конечно, выходить на палубу время от времени все же приходится: помните, что выпасть за борт очень легко как раз тогда, когда вы сконцентрированы на другой работе: вывешиваете кранцы, собираетесь отдавать якорь или стоите наготове со швартовами. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ КОМАНДУ РАЗУМНО ПРОИНСТРУКТИРОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Всегда помните правило «одна рука для лодки, другая - для себя» и обязательно держитесь.
Не пытайтесь в одиночку носить по палубе слишком и объемные и тяжелые вещи.
Работая с концами и кранцами, старайтесь делать все, что можно, внутри кокпита и попросите кого- нибудь следить за вами.
В свежую погоду, выходя на палубу, используйте страховочную обвязку.

Человек за бортом: что делать?
Порядок действий в ситуации «Человек за бортом» зависит от того, где произошел инцидент. В забитой гавани или марине может оказаться сложно подвести судно к выпавшему за борт. На открытой воде, напротив, основная задача - не потерять его из виду. Именно поэтому, обнаружив, что кто-то упал в воду, первое, что вы должны сделать, - как можно громче крикнуть «Человек за бортом!», чтобы привлечь внимание остальных членов команды. И не просто указать рукой место, где, по вашему мнению, это произошло, а продолжать стоять, следить и показывать. В том, что это реально важно, легко убедиться. Недавно мне довелось проводить занятия в свежую погоду: на большой волне мы потеряли из виду манекен, изображавший человека за бортом, буквально за пару секунд. И даже лишились бы его совсем, если бы один из нас не стоял все время «на страже», указывая направление. Я бы разделил ситуацию «Человек за бортом» на три части: а) возврат на исходную позицию; б) маневр с подходом; в) подъем человека из воды.

А) ВОЗВРАТ НА ПОЗИЦИЮ Есть три рекомендованных приема, которые можно использовать для возврата к месту, где вы услышали сигнал «Человек за бортом». На моторных лодках чаще всего применяется маневр, именуемый «поворот Вильямсона». Он годится для любых погодных условий и может использоваться даже ночью.

ПОВОРОТ ВИЛЬЯМСОНА (РИС. 1) Услышав крик «Человек за бортом!», выкрутите штурвал примерно на 60º, чтобы сделать поворот. Делать это нужно быстро, но равномерно, не меняя скорости лодки. Если начальный курс был, допустим, 180º, то, прибавив к нему 60º, мы получим 240º (я предпочитаю перекладывать штурвал на правый борт, поскольку мне, как и большинству людей, проще складывать градусы, чем вычитать). Как только стрелка компаса достигнет 240º, таким же быстрым равномерным движением перекладываем штурвал влево до исходного положения, чтобы компенсировать поворот. Этот маневр позволяет быстро развернуть судно в обратную сторону (на 180º), и новый компасный курс будет 0º. Если вы совершили поворот сразу после «сигнала тревоги», то выпавший за борт окажется у вас прямо по курсу. Для успешного выполнения этого маневра в реальной ситуации нужно хорошо чувствовать свою лодку и, конечно, практиковаться. Одни лодки поворачивают настолько быстро, что штурвал нужно выкручивать меньше чем на 60º. Другим, с меньшими по площади рулями, требуется почти 100º, так что вам действительно надо понимать, как управляется именно ваше судно.

БОЛЬШАЯ ПЕТЛЯ (РИС. 2) Альтернативой «Повороту Вильямсона» служит разворот по кругу большого радиуса (см. Рис. 2). Прием эффективен на большинстве скоростных лодок, когда условия позволяют ясно видеть человека за бортом. Однако в свежую погоду, при волнении есть вероятность взять неправильный обратный курс и потерять спасаемого из виду. И «поворот Вильямсона», и «большая петля» обычно выполняются без изменения исходной скорости лодки, той, с которой судно двигалось до инцидента. И в этом, на мой взгляд, заключен серьезный недостаток: когда вы подходите подобрать человека из воды, вас нагоняет собственная волна, созданная при повороте, и она может добавить проблем.

ПОВОРОТ С ОСТАНОВКОЙ (РИС. 3) Лично я в большинстве случаев предпочитаю использовать другой очень простой маневр. Как только вы услышали крик «Человек за бортом», заметьте компасный курс, дайте команду всем на борту за что- нибудь держаться и полностью сбросьте скорость. Когда лодка, пройдя по инерции какое-то расстояние, остановится, разверните ее на месте и, взяв обратный курс, медленно возвращайтесь к упавшему за борт. Ситуация и так достаточно нервная, чтобы усугублять ее скоростью и спешкой, а этот прием позволит вам спокойно дать инструкции команде в отношении дальнейших действий. Б) МАНЕВР С ПОДХОДОМ В спасении человека за бортом ключевую роль играют погодные условия, особенно ветер. Влиянием течения, если оно есть, в данном случае можно пренебречь, поскольку сносит оно и яхту, и упавшего за борт примерно одинаково. Однако судно, каким бы оно ни было, имеет гораздо большую парусность, нежели человек в воде, поэтому, если лодка находится с наветренной от спасаемого стороны, лодку начнет сносить к нему.


ВЫБОР ПОЗИЦИИ (РИС. 4) Есть несколько жизненно важных вещей, которые необходимо помнить при подходе к человеку за бортом и подъеме его на лодку:

Подходить необходимо бортом; лодка не должна двигаться вперед или назад; рукоятка двигателя - в нейтральном положении.
Судно должно быть расположено под углом 90º к ветру.
Приближаться необходимо частью судна с большей осадкой, чтобы, поднимаясь и опускаясь на волне, корпус не придавил человека.
Располагайте лодку так, чтобы человека было удобнее ухватить. Когда человек находится в воде совсем близко, держать в голове все эти правила бывает непросто, поэтому главное - не торопиться и удерживать судно на некотором расстоянии от спасаемого до тех пор, пока у вас не будет ясного плана, каким образом поднять его на борт. Спешка оправдана, только если человек находится в воде лицом вниз или очевидно травмирован. Если он в состоянии помахать вам рукой, то едва ли получит переохлаждение за те лишние две минуты, которые понадобятся вам на выработку правильного порядка действий. Помните: для человека за бортом судно в данный момент представляет наиболее опасный объект (будет не слишком здорово, если вы еще и ударите спасаемого корпусом).


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕТРА (РИС. 5) В зависимости от силы ветра и парусности вашего судна вам необходимо подвести его так, чтобы расстояние до спасаемого было от половины длины корпуса до шести его длин (в очень свежую погоду - баллов семь по шкале Бофорта - может потребоваться и большая дистанция). Таким образом, вы получаете время на то, чтобы остановить лодку и дать ветру возможность доделать остальную работу за вас. Также, когда яхту будет сносить, ее корпус даст спасаемому дополнительную защиту от ветра и волн. На большинстве моторных яхт удобнее всего начинать подъем человека на борт в районе кокпита, где палубные проходы достаточно низкие, чтобы можно было наклониться и зацепить спасаемого за одежду при помощи багра. Только имейте в виду, что на некоторых судах боковой ветер по разному воздействует на носовую и кормовую часть судна (иногда нос разворачивается от ветра буквально за секунды), поэтому неплохо заранее знать, как именно поведет себя лодка.

В) ПОДЪЕМ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ВОДЫ Приходится признать, что в данной ситуации размеры имеют значение, равно как и физическая форма. Ловкий подросток с гораздо большей вероятностью сможет сам взобраться по трапу на кормовую платформу после внезапного купания в холодной воде, чем какой-нибудь взрослый. Даже если вода относительно теплая, а человек успокоился, собрался с духом и силами после падения, выбраться самостоятельно бывает непросто. Еще сложнее - вытягивать упавшего, особенно если на нем не надето что-либо, за что можно зацепиться (типа ремней спасжилета). На многих судах кормовая платформа с трапом - единственное низко расположенное место, куда можно выбраться из воды. Только платформа представляет и опасность, поскольку на большинстве яхт она находится на уровне поверхности воды: при волнении человек может попасть под платформу и, что еще хуже, получить удар по голове. Если упавший за борт не может выбраться самостоятельно, а у вас не получается его вытащить (в холодной воде силы спасаемого быстро иссякают), необходимо попытаться привязать его веревкой или пристегнуть при помощи страховочной обвязки - так вы хотя бы не потеряете человека и сможете помочь ему держать голову на поверхности. Хорошо бы иметь на борту блок и лебедку, которые позволят вытянуть человека из воды. Это определенно полезное дополнение на флайбриджных яхтах, и я всегда советую владельцам таких судов устанавливать специальную проушину на свесе флайбриджа как раз для этой цели.

ПОДАВАТЬ ЛИ СИГНАЛ БЕДСТВИЯ?
«Человек за бортом» - ситуация, в любом случае представляющая угрозу жизни, поэтому непременно нажмите кнопку MoB (Man Overboard) на картплоттере, чтобы знать точные координаты и сообщить их спасателям и властям на случай потери упавшего за борт из виду. Если вы можете самостоятельно найти и спасти человека в кратчайшие сроки - отлично! Но помните: в данной ситуации время работает против вас. Подача сигнала бедствия (Mayday) как минимум позволяет поднять по тревоге береговые службы и запросить немедленной помощи; всегда можно дать отбой, если ваша спасательная операция завершилась успешно без посторонней помощи. В реальности нужно оценить, на какую помощь и в какие сроки можно рассчитывать, исходя из вашего местоположения. Если есть какие-то сомнения, обязательно подавайте сигнал бедствия.

Влиянием течения можно пренебречь, потому что оно сносит судно и человека за бортом примерно одинаково

КАКОВО ЭТО - ОКАЗАТЬСЯ ЗА БОРТОМ?
О спасении человека за бортом пишут много. О том, каково им быть, гораздо меньше. С позиции человека, неоднократно выполнявшего эту роль в ходе практических яхтенных курсов, могу заявить: это очень страшно! Даже идя на это по собственной воле, морально подготовленный и соответствующим образом одетый, я чувствовал себя абсолютно потерянным, шагнув за борт судна, идущего на скорости более 20 узлов. Несмотря на всю подготовку, почти невозможно держать рот закрытым, чтобы тут же не нахлебаться воды. Смог бы я сохранять присутствие духа, вывалившись за борт совершенно неожиданно? Скорее всего, нет. Помните, что спасаемая вами несчастная жертва обстоятельств может пребывать в гораздо худшем состоянии, чем вы предполагаете. При внезапном падении за борт в холодных северных водах один только температурный шок способен лишить вас возможности хоть сколько-нибудь содействовать вашему собственному спасению. Если вас угораздило упасть за борт, все эксперты советуют не пытаться немедленно плыть; примите компактную позу, обхватив руками колени: в таком положении тело успешнее адаптируется к резкой смене температуры. Правда, справедливости ради, надо признать: сказать это в данном случае гораздо легче, чем сделать. спасателям