Пришелец на древнем храме. Почему на соборе изображена фигура космонавта? Астронавт и обезъянка на соборе в саламанке Кафедральный собор саламанка испания космонавт

Древний город Саламанка находится в западной части Испании. Это важный культурно-исторический центр страны, который с 1985-го года стал частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одной из самых интересных местных достопримечательностей является расположенный в центре Саламанки Новый кафедральный собор (Catedral Nueva de Salamanca) на фасаде которого можно увидеть фигуру самого настоящего космонавта.

Строительство собора Вознесения Богородинцы началось в 1513-м году и продолжалось на протяжении двух столетий. Благодаря таким затяжным работам в архитектуре Catedral Nueva de Salamanca можно увидеть стили, которые и поздней готике, и барокко. Здание собора имеет 150 метров в длину и 50 в ширину, его высота под копалом составляет 80 метров. Несмотря на некоторые недоработки, открытие храма состоялось в 1733-м году.

Уже в 1755-м Новый собор Саламанки нуждался в восстановительных работах – после сильнейшего Лиссабонского землетрясения покосилась 93-метровая колокольня, обрушился главный купол, а большие трещины и до сих пор можно увидеть в стенах древнего здания.

Однако, Новый собор Саламанки больше привлекает туристов не красотой своей древней архитектуры, а загадочной фигурой космонавта, которая является частью расположенного над входом узора. В северной части здания всегда многолюдно – всем взглянуть на изображение человека в скафандре на стене собора.

У проводящих по Новому собору Саламанки гидов есть много интересных версий по поводу того, как на фасаде древнего здания появился астронавт в полной амуниции. Но правда заключается в том, что во время проводимых в 1990-м году реставрационных работ фигура космонавта была добавлена скульптором Мигелем Ромеро. На самом деле главный вопрос заключается в том, почему же он это сделал и настоящая тайна кроится именно в нем.

Викарий Нового собора Саламанки категорически отвергает предположение, что фигура космонавта была шуткой и вольной интерпретацией скульптора-реставратора. Проводимые реставрационные работы велись в четком соответствии со всеми средневековыми канонами. К тому же, в отношении объекта ЮНЕСКО любые вольности являются просто недопустимыми. Как утверждает викарий собора, таинственная скульптура — типичный для средневековья монстр и любое сходство с реальными персонажами является вымыслом.

Интересно, что в сохранившихся древних рукописях Нового собора Саламанки есть сведения о том, что его монахам, возможно, доводилось сталкиваться с представителями внеземных цивилизаций. Более того, исследователь Эстебан Санса обнаружил датируемую началом 19-го века четкую гравюру фасада собора, где на этом же месте изображена точно такая же фигура.


На старинном кафедральном соборе в Саламанка, расположенном в Кастилии-и-Леоне у северному входу в новый собор, где на портале у «дверей Рамоса» (Puerta de Ramos), прямо напротив дворца Анайя, на большой высоте парит в «невесомости»… современный космонавт в полной «боевой» экипировке - скафандре с дыхательным шлангом, шлеме, приборной коробке на груди и ботинках с рифлеными подошвами. Данная фигура даже получила неофициальное название - «Святой космонавт».

Откуда же взялся этот космонавт на стене старинного собора? Объяснение достаточно простое: в 1992 году во время реставрации обветшавших от времени дверей Рамоса один из реставраторов, некто Мигель Ромеро, проявил творческую инициативу, украсив стену подобной фигурой. Далее версии разнятся: кто-то считает, что реставратор таким образом решил подшутить. У других - более прагматичное объяснение: Ромеро, внеся современный элемент на фасад старинного храма, хотел подобным образом увековечить знаковое для ХХ века событие - покорение человеком космоса. А вот кого конкретно изображает фигура, тут версий много. В качестве каменного персонажа фигурируют: первый космонавт планеты, россиянин Юрий Гагарин, первый американский астронавт Джон Гленн, первым из американцев вышедший в открытый космос Эдвард Уайт, первым ступивший на поверхность Луны американский астронавт Нейл Армстронг и т.д.

Тем не менее, очень многие склонны верить в то, что фигура космонавта здесь находилась изначально, а, стало быть, имеет таинственное, выходящее за рамки обычной логики, происхождение. Говорят о том, что шутка реставраторов в данном случае исключается по целому ряду причин. Во-первых, изображение космонавта зафиксировано на гравюрах XIX века. Во-вторых, в старинных рукописях Саламанки якобы имеются сведения о встречах монахов с существами из других миров. В-третьих, реставрация всегда идет по канонам, утвержденным в средние века, а в случае объекта, являющегося наследием ЮНЕСКО, и вовсе требуются дополнительные экспертизы, согласования и разрешения. Говорят также, что и не космонавт это вовсе, а некое адское отродье, коих немало «обитает» на стенах, фасадах и капителях колонн старинных европейских храмов.

В доказательство «чудесной» версии происхождения космонавта приводится целый ряд других аналогичных находок. Например, изображения космонавтов на японских нецке, модель самолета из древнеегипетской гробницы, инкские золотые «самолетики», изображение Дарта Вейдера на Национальном кафедральном соборе в Вашингтоне, а также изображение человека с ноутбуком и мобильным телефоном на мозаике станции метро «Киевская Кольцевая» в Москве, построенной в далеком 1954 году.

Нужно сказать, что на стене собора в Саламанке имеются и другие, менее известные, но не менее любопытные фигуры. Например, фигура улыбающегося дракона с тремя шариками мороженого. Или мальчика с не по-детски развитым мужским достоинством.

Гиды и экскурсоводы не торопятся переубеждать поклонников «чудесной» версии появления астронавта на стене старинного храма. Ведь, самое главное, заинтригованные туристы приезжают сюда, пополняя местную казну.

Ну и на последок вот вам фигура со стен шотландского аббатства Пэйсли , расположенного неподалеку от Глазго, в которомс целью реставрации были сняты все статуи гаргулий. Некоторые фигуры удалось восстановить, другие же пришлось попросту делать заново. Один их реставраторов постарался на славу, смастерив статую инопланетянина из фильма “Чужой”.

В Испании есть город Саламанка. Среди его достопримечательностей центральное место занимает городской кафедральный собор. Здание было построено в 1102, снаружи оно украшено множеством скульптур и является прекрасным образцом средневекового зодчества. Но есть среди фигур одна, которая неизменно привлекает внимание туристов.


Обычно гиды говорят, что это реставратор изобразил современного великого астронавта. Причем у каждого гида обычно есть собственная версия. Действительно, в 1990 году в соборе проходили реставрационные работы, и в это время обновлялась и внешняя отделка в том числе.

Но тут возникают некоторые интересные моменты. Например, викарий собора Родриго Соланеллес считает эту фигуру никаким не космонавтом, а традиционным монстром, коими в средневековье украшали внешние стены храма. И при восстановлении храма использовались лишь старинные утвержденные каноны, которые не позволяют вольности вроде попытки увековечить современных героев.

Есть и еще версия, которую поддерживает профессор университета Саламанки Эстебан Санса. Его студентам удалось найти в университетской библиотеке гравюру, на которой четко видно все убранство собора вместе с фигурой космонавта. А гравюра выполнена в начале XIX века. То есть никак не могла эта странная скульптура появиться позже конца XVIII века. Есть среди библиотечных рукописей и запись о встречи монахов Саламанки с существами, у которых кожа была укрыта другой кожей. Вот этот монстр и мог стать прообразом скульптуры. Записи эти датируются эпохой Возрождения.

Загадки прошлого постоянно удивляют людей, вот и космонавт на соборе Святого Иеронима, еще одна загадка, которая пришла из прошлого. Знакомитесь, космонавт на храме пришедший к нам из прошлого.

На стене Собора святого Иеронима в испанском городе Саламанка, среди прочих украшений находится весьма любопытный и загадочный горельеф пришедший к нам из прошлого, до сих пор вызывающий недоумение и растерянность ученых всего мира. Дело в том, что средневековые мастера изобразили на нем… космонавта в современном скафандре.

Умело высеченная из камня фигура на храме Иеронима поражает точностью всех деталей. На груди у «космонавта» изображен некий прибор, от которого за спину идут шланги, очень похожий на дыхательный аппарат, а его ноги обуты в ботинки на толстой рифленой подошве. Такое изображение было бы обычным в ХХ веке, но собору почти тысяча лет! Откуда строители храма могли узнать, как будут выглядеть будущие покорители космоса?

Скептики могут сказать, что фигура могла быть добавлена при последней реставрации Собора Святого Иеронима в 1990 году, и эту версию старательно поддерживает администрация храма, дабы уберечь свой храм от повышенного интереса туристов и прессы. Однако собор давно находится под охраной ЮНЕСКО, и все реставрационные работы с документацией по ним проходят строжайший контроль. В такой ситуации, ни один реставратор не посмел бы «пошутить» подобным образом изваяв космонавта. К тому же подобные вольности строго преследуются законами католической церкви.

Сами церковники считают, что космонавт – это не загадка прошлого, а просто один из монстров, которыми очень часто украшали наружные стены соборов в Средние века, для примера достаточно вспомнить знаменитых гаргулий на Нотр-Дам-де-Пари. Подобные чудовища призваны, с одной стороны, охранять храм, а с другой, показывать прихожанам какие ужасы могут ждать человека вне стен священной обители.

Ученые же считают, что «космонавт» мог появиться на стене собора святого Иеронима если не в средневековье, то самое позднее, при последней перестройке храма в XVIII веке. Даже если это так, от галантного века до эры покорения космоса все равно весьма далеко. В подтверждение почтенного возраста фигуры космонавта на храме служит и тот факт, что в библиотеке одного из университетов были найдены старинные гравюры начала XIX века, где она отчетливо видна, и расположена на том же месте, что и в наши дни.

Сохранились средневековые рукописи, где упоминаются загадочная встреча монахов с весьма необычными существами, «кожа у которых была спрятана под наружной кожей». Что это были за существа остается только догадываться, но тогда становится понятно желание служителей церкви оставить память о столь странных событиях, а возможно, и предупредить потомков о какой-то неведомой опасности.

Как бы то ни было, «космонавт» все еще хранит свою тайну и остается главной загадкой прошлого, наблюдая спокойно с высоты соборной стены Святого Иеронима за суетой современного мира. Хочется надеяться, что однажды эта загадка будет разгадана, и мы узнаем, какие тайные знания были доступны людям в «темные», по нашему мнению, Средние века.