Летний дворец в коломенском. Коломенское, дворец Алексея: фото и история

В Коломенском недавно открыли музей - Летний дворец царя Алексея Михайловича Романова

Сам дворец располагался совсем в другой части, но там реконструкция невозможна на настоящий момент, поэтому его разместили здесь, за основу реконструкции взяты старые рисунки и чертежи.


Фото 2.

деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Будучи исключительно богато украшен, вызывал восхищение у видевших его иностранцев и заслужил прозвище «восьмого чуда света».


Фото 3.

Василий III построил в подмосковном селе Коломенском в 1528-1532 годах шатровую церковь Вознесения. В это же время в Коломенском уже существовали царские хоромы. И. Забелин сообщает, что Иван Грозный в Коломенском дворце праздновал свои именины (29 августа).

В 1640 году Михаил Фёдорович построил новые хоромы на старом месте. Обычно новые строения ставили на месте старых. 17 сентября царь с боярами в передней избе праздновал окончание строительства.

Алексей Михайлович в молодости увлекался охотой и регулярно приезжал в Коломенский дворец. В 1649 и 1650 годах он строил в Коломенском новые хоромы. В 1657 году были пристроены новые хоромы по случаю рождения детей в царской семье.

В 1667 году завершился черновой этап строительства дворца Алексея Михайловича. Строили дворец плотничий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов. Зимой 1667 - 1668 года велось украшение дворца резьбой. В мае 1669 года из-за границы были доставлены краски и сусальное золото для отделки дворца. В мае была расписана зеленью чешуйчатая кровля. В июне началась роспись внутренних помещений. Росписью руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и подволоки (потолки) по грунтованным холстам. Роспись и золочение продолжалось два года. Иностранные современники, посещавшие Коломенский дворец называли его восьмым чудом света.

В 1673 году часовой мастер Оружейной палаты Пётр Высоцкий установил часы на башню перед воротами и устроил механику рыкающих львов.

После смерти Алексея Михайловича дворец был перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую повалушу (столовую) и на её месте построить новую столовую. Столовую перестраивал крестьянин боярина П. В. Шереметьева Сенька Дементьев. Столовая соединялась с хоромами царя новыми сенями. Под сенями построили золочёные ворота, названные передними. Когда царя не было в Коломенском, ворота завешивали тканью для сохранения позолоты. Также был проведён ремонт деталей внешних украшений и механизм рыкающих львов, которые стояли у трона. Механика львов располагалась в особом чулане. Ремонт дворца завершился весной 1682 года. После стрелецкого бунта охрана дворца была усилена - было построено 16 изб.

В 1684 году были отремонтированы государевы хоромы и хозяйственные постройки; обновлены роспись помещений и зелень кровель. В 1685 году устроены боевые часы, передние ворота украшены железом и английским оловом. Это был последний ремонт дворца.

В первой половине XVIII века дворец стоял заброшенным, и редко посещался. Анна Иоанновна повелела содержать дворец в «добром призрении», но ремонтных работ практически не проводилось.

4 октября 1762 года Коломенский дворец осматривала императрица Екатерина II. Екатерина повелела создать планы фасадов дворца и составить сметы ремонта. Смета была представлена 11 мая 1764 года. В 1766 году императрица повелела выстроить небольшой дворец на месте скотного и конюшенного двора Коломенского дворца.

31 мая 1767 года «Коломенские управительские дела» сообщили, что в старом дворце начали обрушиваться кровли и лестницы. 16 июля 1767 года было получено повеление Коломенский дворец и его фундамент разобрать, и место очистить. Когда был разобран дворец - неизвестно. Была выполнена деревянная модель дворца (хранится в музее-заповеднике)

Фото 4.

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике ещё в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Ориентация относительно сторон света также не сохранена - макет был повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

По словам Юрия Лужкова, строительство предполагалось завершить в 2010 году. 4 сентября 2010 года Юрий Лужков открыл воссозданный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском[


Фото 5.


Фото 6.


Фото 7.


Фото 8.


Фото 9.

Экскурсию вёл не кто-нибудь, а настоящий боярин!


Фото 10.

Сам мужик прикольный, историк и очень любит свою любимую эпоху XVI-XVII век.

Фото 11.

Дворец - сочетание европейского и русского стиля. амфилада была характерна для западной Европы, между тем узоры сделаны в русском силе, а окна были сделаны из слюды.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.

Дверь просто великолепна.

Фото 15.

Стены дворца были покрыты красным сукном - дорогой материал для того времени. Мебель была изысканной и сделанной лучшими мастерами той эпохи

Фото 16.


Фото 17.

Гобелены - подарок французского короля


Фото 18.


Фото 19.

Окна были не просто слюдяные, на них были витражи как в западной Европе. На самом деле реформы Петра 1 начал его отец Алексей Михайлович.


Фото 20.

Здесь сидели бояре. Самые родовитые сидели ближе к царю.


Фото 21.

Здесь царь трапезничал с боярами. Пирушки у них были знатные, отсюда бояре такие толстые. Кстати СЫТО - это напиток наподобие медовухи, который подавали в конце пира и говорят отсюда "наесться до сыта".


Фото 22.

Знаки зодиака, бояре были не такие уж и неграмотные, как их рисуют на уроках истории. Знали астрономию.


Фото 23.

Печка была почти в каждой комнате и отапливала дворец. А снизу располагалась баня

Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.

А так представляли себе Америку.


Фото 27.

Тронный зал царя Алексея.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 31.

Царский трон

Фото 32.


Фото 33.

На потолке тронного зала житие царя Соломона


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

Алексей Михайлович был очень грамотным царём, интересовался наукой, читал много книг.


Фото 37.

Спальня царя


Фото 38.


Фото 39.

Подарки от Европейских послов


Фото 40.


Фото 41.

Доспехи - один из подарков царю

Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.

Карты. Любопытно, что на карте есть некая страна Тартария. Причем не просто Тартария, а Тартария Московитая, Тартария китайская и Тартария мордовская и даже независимая Тартария есть. Что это за страна? Загадка. Сектанты ей спекулируют, но всё же её загадка до сих пор не даёт мне покой. Ужели это была Золотая Орда?


Фото 45.


Фото 46.

Еще один французский гобелен


Фото 47.

А это комната царицы


Фото 48.


Фото 49.

здесь царица и другие женщины дворца, которые жили в женской половине, молились.


Фото 50.

А это уже воссозданная комната 18 века, эпоха Петра 1 и Елизаветы Петровны.


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.


Фото 54.


Фото 55.


Фото 56.


Фото 57.


Фото 58.


Фото 59.


Фото 60.


Фото 61.


Фото 62.


Фото 63.


Фото 64.

Надеюсь вам понравилась прогулка ну и в заключение рекомендую ознакомиться с Боярским языком.

Оригинальный деревянный дворец, построенный в 1667 -1672 годах и поражавший своим великолепием вельмож и иноземных послов, прозвали "восьмым чудом света". К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.
Коломенский дворец царя Алексея Михайловича - когда-то считавшийся "восьмым чудом света", а ныне обзываемый "лужковским новоделом" - открыл свои двери для посетителей 04 сентября 2010 года. Я до него добралась только пару недель назад и предлагаю вместе со мной его осмотреть. Забегая вперед скажу, что воссозданные интерьеры очень понравились, а внешний облик дворца практически идентичен тому, что можно видеть на его "старых" изображениях.


Немного из истории. Основной объем работ по строительству "старого дворца" уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.


Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Патриарх Кирилл, присутствовавший на открытии нового дворца, отметил в свойственной ему манере, что Россия и до Петра I была великим государством, о чем многие забывают.


"Современный" дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.


Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, "истребленной" впоследствии Петром I, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.


К сожалению, когда я гуляла в Коломенском, клумбы вокруг дворца еще не были засажены цветами. Удалось сфотографировать только этот куст.


"Современный" дворец не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.


Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Сейчас можно осмотреть покои царя и царицы, а также царевичей и царевен.


Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.


Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности.


Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия - рукоделие и молитвы. На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца.


У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.


У царя, царицы, царевичей и царевен были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников/прислужниц и мамок/нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича - больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.


Наверняка вы спросите про черепицу. Она деревянная, материал - липа.


Что еще? Дворец воссоздан не на его первоначальном месте. Посчитали, что строительство дворца неподалеку от шатровой церкви Вознесения приведет к жуткому наплыву людей в Коломенском в одном месте.





А теперь пойдемте внутрь. Сразу обозначу некоторые нюансы:
вход во дворец естественно платный, но цену в 400 рублей с человека я никак не ожидала. Да, я понимаю, что во дворец вложено много денег (надеюсь, что хотя бы большая их часть была использована по целевому назначению!), но 400 рублей, мне кажется, дороговато.
Для детей, студентов и пенсионеров - 200 рублей + 100 рублей, если хотите присоединиться к экскурсионной группе, что я рекомендую сделать.
Но это еще не все. В одной из частей дворца проходит выставка "Сокровища русского искусства 17 века" - билет туда 250 рублей. Мы сначала не поняли, где вход собственно во дворец и заплатили по 250 рэ. Потом осознали, что, заплатив уже 500 рублей (нет, я люблю русское искусство!) нам надо заплатить за двоих еще 800! Да, вы правильно все посчитали, дорогие мои френды! Прогулка по дворцу обошлась на двоих в итоге в 1300 рублей!

Сокровищами русского искусства 17 века я вас мучать не буду, а вот интерьеры дворца покажу. Заходим?

Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. Сейчас, чтобы зайти внутрь, надо одеть бахилы как в больнице. За чистотой очень следят, ковры, устилающие полы, тщательно пылесосятся.


В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. Во дворце было все продумано до мелочей: от отделки полов и росписи потолков до малейших деталей мебели.


Роспись одного из потолков


Это парадные сени, где иностранные послы дожидались приема государя.




Это также роспись одного из потолков. Алексей Михайлович уподоблял себя Солнцу, царицу - Луне, а своих детей - планетам и звездам, что должно было свидетельствовать о космическом величии государя.


Это приемные покои и трапезная, где Алексей Михайлович принимал гостей.




Мебель в царском дворце была разнообразной: русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам. Русская мебель - это, прежде всего, лавки и скамьи. Привозная европейская мебель - кровати, кресла и стулья.



Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом!
Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.
Если вы присоединитесь к экскурсии - для вас этих самых львов включат. Ваши дети будут в восторге! Гарантировано! Кстати, детям разрешается сидеть на полу на коврах, что тоже им очень нравится во время экскурсии.


Помимо солнца Алексей Михайлович сопоставлял себя с царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Македонским и Юлием Цезарем. На это фото виден фрагмен расписанного потолка с изображением царя Соломона.


А вот и портреты самого Алексея Михайловича.


Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.

Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.

Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена - она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.




Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.





Это, если я не ошибаюсь, учительная палата, где обучали царевичей.




Самое интересное, но, на мой взгляд, очень современно выглядящее помещение - это мыльня. Вы тоже подумали, что это, скорее, финская сауна? Ну да ладно! Поверим, что мыльня, т.е. баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.


Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.


Это прообраз ванны, на дно корыта (или как это назвать?) клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки.


Пойдемте на женскую половину. К сожалению, мне там показалось не так интересно, как на мужской, и фотографировала мало. Но все равно давайте посмотрим некоторые картинки.









Пожалуй, самым интересным местом женской части является воссозданная голубая гостинная императрицы Елизаветы Петровны.




А вот и ее портрет.






Завершу портретом Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей, как я писала выше, стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.

В настоящее время всё ещё продолжается строительство дворца, подходить близко к нему пока ещё не приветствуется.

Внутренности дворца ещё отделываются, но снаружи дворец уже выглядит весьма интересно.

Дворец воссоздаётся не на том месте, где он был построен. Сейчас на том месте разбит парк и растут старые липы... И чтобы не разрушать текущий ансамбльь парка Коломенское было решено возводить дворец на южной окраине парка.

Оригинальный дворец Алексея Михаиловича в Коломенском был построен в 1667-1668 гг. архитекторами Семеном Петровым и Иваном Михайловым

Он простоял около 100 лет а потом был разобран за ветхостью.

Тогда дворец был выполнен из дерева.

Теперь же основные конструкции дворца выполнены на бетонном основании. Однако внешнее убранство дворца восстановлено в стилистике 17 века в дереве.

Имеет смысл представить фотографию интерьера дворца во время выполнения внутренних работ за некоторое время до открытия. Фото предоставлено Павлом Деменко.

От дворца хорошо прогуляться по парку до основного ансамбля музея-усадьбы Коломенское.

Издалека ориентиром будет стремящаяся ввысь белая церковь Вознесения.

Раньше в этом месте стояла деревня, я ещё застал маленькие домики, стоящие на пути от метро Каширская к парку Коломенское. Тогда эти места ещё не воспринимались как единый парк.

Теперь же в яблоневом саду поставили скамеечки

Проложили дорожки и ведут дальнейшее благоустройство

Ну а спустившись по лесенке, ведущей вниз от яблоневого сада попадаешь в овраг с ручейком и прудами...

Но об этих местах я уже рассказывал подробнее на страницах про парк

Фрагмент схемы московского метрополитена. Южная часть зелёной линии №2

Деревянный новодельный дворец находится недалеко от станции метро Каширская. На станции есть указатели, в какую сторону следует выходить.




Вход на “Каширскую” расположен в отдельном павильоне, никаких подземных переходов нет, поэтому сразу выходим на улицу. На улице вдалеке замечаем верхушки башен дворца (летом за деревьями их не очень хорошо видно, зимой они – как на ладони).


Направление выяснили. Теперь нужно перейти площадь по переходу.


И взять левее, там уже можно без перехода, только осторожно. Движемся за дамой к подземному переходу под оживлённым проспектом Андропова.



При выходе из перехода сразу замечаем вход на территорию дворцового ансамбля.

А за ним видна копия деревянного дворца Алексея Михайловича.

Стоит ли посещать новодельный дворец? Если речь идёт о Царицыно – то нет. Зато дворец Алексея Михайловича очень желателен к посещению. Интерьеры деревянного дворца представляют нам жизнь и быт царской семьи в её летней резиденции. Весь дворец наполнен царской жизнью XVII века. , где . . Что делали женщины , как . По ссылкам открываются подробные статьи с иллюстрациями дворцовых интерьеров. Конечно, помещения покажутся пустыми, если просто слоняться по его покоям. Да и росписи и цвета в каждой комнате почему то разные. если хотите узнать об этом подробнее, закажите экскурсию во дворце или посмотрите статьи на нашем сайте.

Историческая царская резиденция Коломенское лежит севернее дворца Алексея Михайловича. Там находятся всемирно известная и признанная ЮНЕСКО , Казанская и Георгиевская церкви и множество других памятников. Экспозиция также весьма интересна. Да и парк в Коломенском чудо, как хорош! Удобнее всего от доехать до парка на троллейбусе или автобусе. Остановка находится рядом с подземным переходом, которым мы воспользовались, чтобы дойти сюда от станции метро Каширская.


Остановка троллейбуса видна справа от пешеходного тоннеля.

От ворот дворца посмотрите на дорогу. Здесь останавливаются многие автобусы и троллейбус 67.

Троллейбус точно довезёт до музея. Вам нужно проехать две остановки, от “Станции метро Каширская” до “Музея Коломенское”. Между ними есть остановка “По требованию” и троллейбус на ней останавливается не всегда. Будьте внимательны, если подойдёт автобус 901. Он протащит вас довольно далеко, на остановке “Музей Коломенское” этот маршрут НЕ останавливается.

От остановки троллейбуса “Музей Коломенское” нужно немного вернуться назад. Идём за молодыми людьми, они направляются к парку Коломенское.

Через несколько десятков метров есть дорожка, ведущая влево.

Идите по ней и слева увидите вход в парк. Молодая пара на фото идёт именно туда, куда нам надо.

Вход свободный, парк открыт с апреля – по октябрь с 7.00 – до 22.00. С ноября – март 9.00 – 21.00.

По главной аллее идём прямо.

Дойдя до указателя, поворачиваем направо.

Сначала заметите дом пасечника.

Обойдите усадьбу пасечника и увидите остаток белой стены.

В стене есть проход, рядом с ним стоят люди.

Эта дорожка выводит к домику Петра I.

От него и до Передних ворот недалеко.

Церковь Вознесения находится сразу за Передними воротами,

на высоком берегу Москвы-реки.

Возвращаться лучше к метро “Коломенское”. Центральная аллея дворца соединяет южные (Передние) и северные (Задние или Хозяйственные) ворота. Пройдёте мимо Казанской церкви.

И выйдете из парка через северные ворота.

Здесь нужно идти по дорожке наискосок, на северо-восток, к стоящим вдали деревянным прилавкам. По выходным в них торгуют сувенирами и напитками.

За дамой в ярко-голубом платье.

Хорошим ориентиром служат панельные многоэтажки, станция метро недалеко от них. На нижнем снимке видна одна панельная шестнадцатиэтажка. Дама в голубом направляется к метро, идём за ней.

Пройдёте мимо невысокого четырёхугольного здания. В нём открыта .

Дорога к метро ведет от ворот территории парка Коломенское, мимо нескольких кафе, в кадр попало заведение под названием “Емеля”.


Далее идите прямо и у развилки возьмите левее.

Тенистая аллея прямиком выводит к станции метро. На снимке вход в метро виден слева, опорная стена выкрашена в жёлтый цвет. Да и букву “М ” ещё никто не отменял 🙂

А теперь мы предположим, что нам не интересен, мы хотим посетить историческое . Тогда следуем инструкциям

Как добраться до парка Коломенское

Если вы не живёте поблизости от парка, то удобнее всего доехать до метро “Коломенская”.

В центре зала есть указатель, в какую сторону следует выходить.

На выходе убедитесь в том, что “верной дорогой идёте, товаг’ищи!”

Ещё один указатель – в подземном переходе, по нему идём налево.


И ещё один подсказывает, что нужно свернуть направо.

Вы вышли на площадь, перед вами – многоэтажный дом. Слева – кинотеатр “Орбита”.

Идите к многоэтажке, поднимайтесь по ступеням,

и следуйте прямо.

Дорожка чуть свернёт влево, вам туда, где видна группа дам, примеряющих панамки.

Слева от вас будет ряд кафе и закусочных, на снимке они видны за синим лотком мороженщика.

Можете воспользоваться кафе на обратном пути, закусочные и кафе в Коломенском весьма сомнительного качества. Вскоре вы увидите вход в парк.

Невысокое белое строение слева уже относится к музею “Коломенское”. Далее дорожка ведёт вверх по пологому склону.

Идите по ней и вскоре заметите северные ворота.

Сразу за ними – схема расположения памятников. Билеты на их посещение (кроме храмов) можно купить на месте, в зданиях музеев или в будочках рядом с ними.

Напоследок ещё один совет. Начинать осмотр с усадьбы Коломенское, а затем идти или ехать ко дворцу Алексея Михайловича нецелесообразно. От парка пешком далеко идти и до дворца, и до метро. На троллейбусе – тоже неудобно. Нужно переходить проспект Андропова дважды. Но у каждого свои резоны. Приятной прогулки! Если есть вопросы или замечания – к статье открыты комментарии, не стесняйтесь, молвите слово!

Приходите на наши . Узнаете много интересного.

Об особенностях национальной прогулки на теплоходах компании Radisson Royal мы рассказали в статье

Дворец царя Алексея Михайловича (Коломенский дворец) - воссозданный в натуральную величину деревянный макет дворца царя Алексея Михайловича Романова. Украшавший загородную резиденцию Коломенское в XVII столетии, дворец был жемчужиной русского деревянного зодчества, своим ярким красочным внешним декором и пышными интерьерами приводивший в неизменное восхищение как московскую знать, так и иноземных послов.

Царские хоромы в Коломенском от Рюриковичей до Романовых

Самым живописным строением архитектурного ансамбля музея-заповедника «Коломенское» , бесспорно, является воссозданный в близком к первоначальному виду дворец второго представителя царской династии Романовых - Алексея Михайловича . Появление деревянных хором второго Романова в подмосковной царской загородной резиденции продолжило череду ранее существовавших великокняжеских палат. Каждый из правителей - и князь Василий III Иванович , и первый русский царь Иоанн IV Грозный , и родоначальник новой царской династии Михаил Фёдорович Романов - одной из своих забот считали украшение Государева двора разными строениями и новыми дворцами, к слову сказать, строившимися на месте предыдущих.

Так, первые великокняжеские палаты, видимо, были выстроены Василием III одновременно с церковью Вознесения Господня в 1530-х годах, и вполне вероятно, достраивались во времена Иоанна Грозного. Но для Рюриковичей подмосковное Коломенское хоть и было одним из любимых мест отдыха, всё же в статусе парадной загородной царской резиденции оно не числилось.

Всё изменилось с воцарением Михаила Фёдоровича Романова. Новый самодержец всячески подчёркивал своё родство с Рюриковичами, поэтому решил украсить любимое ими Коломенское новым царским дворцом, возведение которого было завершено в сентябре 1640 года. Тогда, как отмечено в летописях, государь устроил трёхдневный пир в «дворцовой тройне с сенями и повалушей» - вместительном деревянном царском тереме.

Не стал исключением в украшении Коломенского и царь Алексей Михайлович, с детства любивший живописную природу подмосковной отцовской вотчины. В 1666 году по его указу дворец Михаила Фёдоровича, выстроенный всего за четверть века до этого, разобрали и на открывшемся фундаменте начали возведение новых царских хором, должных своим внешним видом подчеркнуть величие Государя, Царя и Великого Князя всея Руси.

Для возведения дворца, закладка которого произошла в мае 1667 года в присутствии царя, были приглашены самые лучшие плотники, столяры и резчики по дереву, ведь испокон веков на Руси дерево было самым распространённым, и, как сейчас говорят, экологически чистым строительным материалом. Не только простолюдины, но и сами государи считали деревянные дома самыми тёплыми и уютными, оказывающими благотворное воздействие на физическое и психическое здоровье.

Вчерне дворец был возведён довольно быстро - уже спустя год 26 соединённых между собой переходами и сенями разновеликих теремов, насчитывавших 270 отдельных комнат, начали декорировать снаружи резьбой, красками и сусальным золотом, а изнутри - росписями по грунтованным холстам, коврами, резной деревянной мебелью, редкими тканями, серебряной посудой и другой домашней утварью. Украшали дворец лучшие мастера второй половины XVII столетия - царские изографы Симон Ушаков, Фёдор Евстигнеев и Иван Филатьев, придворный художник Богдан Салтанов, живописцы Станислав Лопуцкий и Василий Познанский, искусные резчики по дереву старец Арсений и мирянин Клим Михайлов.

Сказочным теремом вырос в Коломенском дворец Алексея Михайловича, сразу названный иноземными послами «восьмым чудом света». Богато украшенный резьбой и расписанный разноцветными красками 100-метровый в длину и 80-метровый в ширину теремной комплекс состоял из мужской и женской половин, в которых были устроены отдельные хоромы для царя (с восточной стороны), царицы (вероятно, с западной стороны), Столовая и другие палаты. За хоромами царя располагались комнаты царевича, а в задней части - комнаты царевен. В подклетах находились хозяйственные помещения, караульни, комнаты дворовых людей.

Все шесть ворот дворца были украшены иконами Божьей Матери «Смоленская» и «Казанская», Вознесения Господня, Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи и Московских чудотворцев.

В 1681 году, уже при новом государе Фёдоре Алексеевиче , некоторые помещения дворца были перестроены, поновлена позолота и внешние украшения. Так, у новых сеней, связывавших хоромы царя и Столовую палату, выстроили передние ворота, богато украшенные позолотой, причём в отсутствие государя их драпировали тканью во избежание помутнения позолоты. В дворцовый комплекс также входили хозяйственные постройки, а после стрелецкого бунта 1682 года, более известного, как Хованщина, рядом с дворцом для охраны царственных владельцев выстроили 16 изб.

После основания Санкт-Петербурга светская жизнь вслед за императорским двором переместилась в новую столицу и постепенно Москва и её пригороды опустели. Даже несмотря на удалённую заботу о Государевом дворе Петра I и Анны Иоанновны , которые повелели содержать загородную резиденцию в порядке, Коломенское постепенно пришло в упадок.

Дерево - недолговечный материал, подверженный быстрому разрушению. Великолепный царский дворец спустя столетие обветшал и по указу императрицы Екатерины II вследствие невозможности его сохранения в 1767 году был разобран до основания, а оставшийся от него материал был использован для ремонта и постройки других зданий ансамбля Государева двора.

Стоит отметить, что государыня не зря сопоставляла себя с великим предшественником - Петром I, думать о будущем было в её духе. Видимо, поэтому перед разборкой Коломенского дворца она велела сделать точную уменьшённую копию здания и произвести все обмеры и описи, что вместе с рисунками первых строителей дворца стало основой для воссоздания уже в наши дни этого уникального памятника деревянного зодчества.

Коломенский дворец после реконструкции

В минувшем столетии подмосковное Коломенское получило статус музея-заповедника, поэтому существовавшие на 1923 год постройки были сохранены, а уже в начале 1990-х годов возникла идея воссоздать в первоначальном виде уникальный дворец Алексея Михайловича, благо, что сохранились описания, чертежи и макет разрушенного три столетия назад здания.

Но неумолимое время оставило свой след на ландшафте бывшего Государева двора - на месте, где когда-то стоял Коломенский дворец, уже давно росли деревья, поэтому было принято решение о воссоздании памятника у Голосова оврага, на территории бывшего села Дьяково.

К сентябрю 2010 года деревянный макет дворца был установлен на новом месте, правда, в отличие от оригинала, все его конструкции сделаны из железобетонных блоков и лишь обшиты брёвнами. Кропотливая работа по изучению старинных документов и чертежей принесла свои плоды - были воссозданы 24 интерьера царских хором, причём все они исторически и документально соответствуют оригиналу.

Как и в бывшем дворце, воссозданные хоромы разделены на мужскую и женскую половины, каждая из которых оформлена в духе XVII столетия - уникальные предметы (гобелены, иконы, предметы церковного убранства) представлены в Крестовой палате хором царя и Молельне хором царицы. В Столовой палате действует выставка, на которой в мельчайших деталях воссоздано царское застолье - представлены и украшены соответствующим образом блюда, подаваемые, согласно историческим документам, на царский стол в XVII столетии.

Изюминкой интерьеров дворца является их художественная отделка - богатый резной деревянный декор, украшенные цветными эмалями печи, сюжетные росписи стен и сводов, красочные ткани и ковры, разноцветные стеклянные и слюдяные оконца, уникальные светильники, воссозданные по русским и зарубежным аналогам XVII-XVIII столетий.

Основу росписей Царского кабинета составляют обрамлённые орнаментами изображения античных героев - Александра Македонского, Юлия Цезаря, индийского царя Пора и персидского царя Дария III. Престольная палата Хором царя украшена изображениями библейских царей - Давида и Соломона. На стенах Передних сеней и Престольной палаты Хором царицы выполнены росписи на темы времён года и причт из книги Эсфири, а на сводах Столовой палаты изображено звёздное небо и небесные светила.

Информация для посетителей

Двери музейной экспозиции во дворце Алексея Михайловича открыты для посетителей каждый день кроме понедельника, только стоит помнить, что со вторника по пятницу и в воскресенье во дворец можно попасть с 10.00 до 18.00 часов, в субботу - с 11.00 до 19.00 часов. Билеты для осмотра экспозиций мужской и женской половин дворца продаются отдельно, но можно приобрести и комплексный билет. Стоимость билетов, как обычных, так и для льготных категорий, указана на официальном сайте музея-заповедника «Коломенское».