Есть ли православие в Иране? Православные в иране.

Исла́мская Респу́блика Ира́н (перс. جمهوری اسلامی ایران ‎ - Джомхури-́йе Эслɒми́-йе Ирɒ́н ), сокращенно - Ира́н (перс. ایران ‎ [ʔiˈɾɒn]), до 1935 также Пе́рсия - государство в Передней Азии. Столица - город Тегеран.

На западе граничит с Ираком, на северо-западе - с Азербайджаном, Арменией, Турцией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, на севере - с Туркменистаном, на востоке - с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга - Персидским и Оманским заливами Индийского океана.

История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет. Первое государство на его территории - Элам - возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до реки Инд. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой была свергнута монархия и провозглашена исламская республика.

Иран обладает четвёртой по размеру ВВП (по ППС) экономикой в исламском мире и второй по размеру в Западной Азии (после Турции). Иран является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа.

В 2012 году Иран становится лидером Движения неприсоединения, став в августе на 3 года страной-председателем этого движения, являющегося второй по величине после ООН международной структурой.

Крупнейшие города

  • Тегеран
  • Мешхед
  • Кередж
  • Тебриз
  • Шираз
  • Исфахан
  • Ахваз

Православие в Иране

Подавляющее большинство иранцев исповедуют ислам. 90 % населения - шииты, 8 % - сунниты. В числе оставшихся - религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других. Христиане , иудеи и зороастрийцы официально признаются меньшинствами и пользуются такими привилегиями, как зарезервированные места в Меджлисе. Имеет место ограничение прав бахаи.

Иранские христиане (перс. مسیحیان ایران ‎ от перс. مسیحی ‎ «христианский », «христианин ») составляют 0.2-0.5 % от общего числа верующих, что равняется около 169 тыс. человек. В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет, другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев.

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники.

После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т.д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане.

Что касается протестантов, то официально они признаны Тегераном. Несмотря на это, они подвергаются гораздо более суровым репрессиям и ограничениям со стороны властей, по сравнению с армянами и ассирийцами. Это объясняется тем, что они используют персидский язык, а также отличаются своим стремлением к прозелитизму. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и многие иранские чиновники считают новоиспеченных протестантов богоотступниками, работающими под прикрытием Запада.

В 2005 году одновременно с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада, гонения на новообращенных протестантов и домашние церкви усилились. Все это происходит до сих пор под предлогом того, что евангелизм - это инакомыслящая форма христианства, связанная с Западом и Сионизмом, чья деятельность направлена против существующего в Иране исламского режима.

История

Первые христиане ступили на землю Ирана (Персия) не позже II века, если не считать легендарной миссии апостола Фомы. В списке епископов сирийской церкви 224 г. упоминается уже епископ Дайлама – области к югу от Каспия. К IV веке у них уже имелся собственный епископ в Ктесифоне. Первоначально к христианам относились подозрительно, видя в них агентов Рима, однако после раскола V века, персидские христиане становятся известны как несториане занимаются активной миссионерской деятельностью, обращая в свою веру целые племена. Расцвету персидского христианства кладет конец арабское нашествие VII века.

Современное состояние

Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств - армянами, грузинами и ассирийцами. Христиане обладают определенной свободой вероисповедания - они могут производить и употреблять нехаляльную пищу, употреблять алкогольные напитки, они имеют своих представителей в маджлисе(по одному представителю от Халдейской и Ассирийской Церквей, два представителя от Армянской Церкви).

Православие в Иране (перс. کلیسای ارتدوکس شرقی در ایران ‎) - является одной из христианских деноминаций страны. Восточные христиане в Иране принадлежат к Древневосточным церквам и к Халкидонскому православию. В Иране действуют Ассирийская церковь Востока, Грузинская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь, а также приходы Русской Православной Церкви.

Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.

  • Армянская апостольская церковь в Иране имеет от 110 000 до 250 000 последователей.
  • Ассирийская церковь Востока в Иране имеет до 11 000 последователей.
  • Грузинская православная церковь в Иране имеет около 60 000 последователей.

Общее число христиан всех деноминаций в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны).

РПЦ в Иране

Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Впервые она была высказана в послании русского императора к персидскому шаху Солтану Хусейну.

По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма - Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере - в поселке российских специалистов, строящих АЭС, - действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам - этого требует закон страны.

История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берет начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата.

В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.

По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана.

Притеснения протестантов в Иране

В отличие от традиционных христианских конфессий, к протестантским деноминациям иранские власти относятся настороженно. Их деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб. Власти подозревают их в активном прозелитизме, подрывной деятельности и связях с западными спецслужбами. Большинство скандалов с арестами христиан в Иране, связаны именно с протестантами, хотя их всего 10 тысяч из 200-300 тысяч иранских христиан.

Святые

  • свмчч. Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские
  • мчч. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и иже с ними
  • прп. Маруф, епископ Месопотамский
  • свмчч. Нирс, епископ, и Иосиф, ученик его, Иоанн, Саверий, Исаакий и Ипатий, епископы Персидские; мчч. Азат скопец, Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персиде пострадавшие
  • свмч. Садок Персидский

, Армянская апостольская церковь , а также приходы Русской православной церкви .

История

Численность

На территории Ирана восточное христианство исповедуют представители национальных меньшинств: часть армян , грузины , ассирийцы . Территория страны входит в Тегеранскую , Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ. Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.

Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.

Общее число христиан всех деноминаций в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны) .

РПЦ в Иране

По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма - Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели , освященная в 2008 году . На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере - в поселке российских специалистов, строящих АЭС , - действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы , белорусы , сербы , греки , болгары , грузины . Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам - этого требует закон страны.

История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берёт начало в 1995 году , когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата

По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана .

См. также

Напишите отзыв о статье "Православие в Иране"

Примечания

  1. (англ.) . Оperationworld.org (Декабрь 2002). .
  2. (англ.) . Joshuaproject.net. .
  3. (англ.) . Christian Examiner (Washington D.C.: Christian Examiner) (Апрель 2009). .
  4. Price, Massoume. (англ.) . FarsiNet Inc (Декабрь 2002). .
  5. (рус.) . Russian.irib.ir/radioislam/ (21 сентября 2010). .
  6. (англ.) . Statistical Centre of Iran. .
  7. Аида Соболева . (рус.) // Независимая газета . - 16 марта 2011 года .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Православие в Иране

Мы шли по необычной дороге, которая появлялась и исчезала, по мере того, как мы на неё ступали. Дорога мягко мерцала и как будто вела, указывая путь, будто зная, куда нам надо идти... Было приятное ощущение свободы и лёгкости, как если бы весь мир вокруг вдруг стал совершенно невесомым.
– А почему эта дорога указывает нам, куда идти? – не выдержала я.
– Она не указывает, она помогает. – Ответила малышка. – Здесь всё состоит из мысли, забыла? Даже деревья, море, дороги, цветы – все слышат, о чём мы думаем. Это по-настоящему чистый мир... наверное, то, что люди привыкли называть Раем... Здесь нельзя обмануть.
– А где же тогда Ад?.. Он тоже существует?
– О, я обязательно тебе покажу! Это нижний «этаж» и там ТАКОЕ!!!... – аж передёрнула плечиками Стелла, видимо вспомнив что-то не очень приятное.
Мы всё ещё шли дальше, и тут я заметила, что окружающее стало понемножечку меняться. Прозрачность куда-то начала исчезать, уступая место, намного более «плотному», похожему на земной, пейзажу.
– Что происходит, где мы? – насторожилась я.
– Всё там же. – Совершенно спокойно ответила малышка. – Только мы сейчас уже находимся в той части, что попроще. Помнишь, мы только что говорили об этом? Здесь в большинстве своём те, которые только что пришли. Когда они видят такой, похожий на их привычный, пейзаж – им легче воспринимать свой «переход» в этот, новый для них, мир... Ну и ещё, здесь живут те, которые не хотят быть лучше, чем они есть, и не желают делать ни малейших усилий, чтобы достичь чего-то выше.
– Значит, этот «этаж» состоит как бы из двух частей?– уточнила я.
– Можно сказать и так. – Задумчиво ответила девчушка, и неожиданно перешла на другую тему – Что-то никто здесь не обращает на нас никакого внимания. Думаешь, их здесь нет?
Оглядевшись вокруг, мы остановились, не имея ни малейшего понятия, что предпринять дальше.
– Рискнём «ниже»? – спросила Стелла.
Я чувствовала, что малышка устала. Да и я тоже была очень далеко от своей лучшей формы. Но я была почти уверена, что сдаваться она никак не собирается, поэтому кивнула в ответ.
– Ну, тогда надо немного подготовиться... – закусив губу и серьёзно сосредоточившись, заявила воинственная Стелла. – Знаешь ли ты, как поставить себе сильную защиту?
– Вроде бы – да. Но я не знаю, насколько она будет сильная. – Смущённо ответила я. Мне очень не хотелось именно сейчас её подвести.
– Покажи, – попросила девочка.
Я поняла, что это не каприз, и что она просто старается мне помочь. Тогда я попробовала сосредоточиться и сделала свой зелёный «кокон», который я делала себе всегда, когда мне нужна была серьёзная защита.
– Ого!.. – удивлённо распахнула глазёнки Стелла. – Ну, тогда пошли.
На этот раз наш полёт вниз уже был далеко не таким приятным, как предыдущий... Почему-то очень сдавило грудь и тяжело было дышать. Но понемножку всё это как бы выровнялось, и я с удивлением уставилась на открывшийся нам, жутковатый пейзаж...
Тяжёлое, кроваво-красное солнце скупо освещало тусклые, фиолетово-коричневые силуэты далёких гор... По земле, как гигантские змеи, ползли глубокие трещины, из которых вырывался плотный, тёмно-оранжевый туман и, сливаясь с поверхностью, становился похожим на кровавый саван. Всюду бродили странные, будто неприкаянные, сущности людей, которые выглядели очень плотными, почти что физическими... Они то появлялись, то исчезали, не обращая друг на друга никакого внимания, будто никого кроме себя не видели и жили лишь в своём, закрытом от остальных, мире. Вдалеке, пока что не приближаясь, иногда появлялись тёмные фигуры каких-то чудовищных зверей. Ощущалась опасность, пахло жутью, хотелось бежать отсюда сломя голову, не поворачиваясь назад...
– Это мы прямо в Аду что ли? – в ужасе от увиденного, спросила я.
– Но ты же хотела посмотреть, как это выглядит – вот и посмотрела. – Напряжённо улыбаясь, ответила Стелла.
Чувствовалось, что она ожидает какую-то неприятность. Да и ничего другого, кроме неприятностей, здесь, по-моему, просто никак не могло быть...
– А ты знаешь, иногда здесь попадаются и добрые сущности, которые просто совершили большие ошибки. И если честно, мне их очень жалко... Представляешь – ждать здесь следующего своего воплощения?!. Жуть!
Нет, я никак не могла этого представить, да и не хотела. И уж этим же самым добром здесь ну никак не пахло.
– А ты ведь не права! – опять подслушала мои мысли малышка. – Иногда сюда и, правда, попадают очень хорошие люди, и за свои ошибки они платят очень дорого... Мне их, правда, жаль...
– Неужели ты думаешь, что наш пропавший мальчик тоже попал сюда?!. Уж он-то точно не успел ничего такого дурного совершить. Ты надеешься найти его здесь?.. Думаешь, такое возможно?
– Берегись!!! – вдруг дико завизжала Стелла.
Меня расплющило по земле, как большую лягушку, и я всего лишь успела почувствовать, как будто на меня навалилась огромная, жутко воняющая. гора... Что-то пыхтело, чавкало и фыркало, расточая омерзительный запах гнили и протухшего мяса. У меня чуть желудок не вывернуло – хорошо, что мы здесь «гуляли» только сущностями, без физических тел. Иначе у меня, наверняка, случились бы самые неприятные неприятности.....
– Вылезай! Ну, вылезай же!!! – пищала перепуганная девчушка.
Но, к сожалению, это было легче сказать, чем сделать... Зловонная туша навалилась на меня всей жуткой тяжестью своего огромного тела и уже, видимо, была готова полакомиться моей свеженькой жизненной силой... А у меня, как на зло, никак не получалось от него освободиться, и в моей сжатой страхом душе уже предательски начинала попискивать паника...
– Ну, давай же! – опять крикнула Стелла. Потом она вдруг ударила чудище каким-то ярким лучом и опять закричала: – Беги!!!
Я почувствовала, что стало немного легче, и изо всех сил энергетически толкнула нависшую надо мной тушу. Стелла бегала вокруг и бесстрашно била со всех сторон уже слабеющего ужастика. Я кое-как выбралась, по привычке тяжело хватая ртом воздух, и пришла в настоящий ужас от увиденного!.. Прямо передо мной лежала огромная шипастая туша, вся покрыта какой-то резко воняющей слизью, с огромным, изогнутым рогом на широкой, бородавчатой голове.
– Бежим! – опять закричала Стелла. – Он ведь ещё живой!..
Меня будто ветром сдуло... Я совершенно не помнила, куда меня понесло... Но, надо сказать, понесло очень быстро.

Территория страны входит в Тегеранскую , Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ. Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.

Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.

Общее число христиан всех конфессий в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны) .

РПЦ в Иране

По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма - Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели , освященная в 2008 году . На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере - в поселке российских специалистов, строящих АЭС , - действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы , белорусы , сербы , греки , болгары , грузины . Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам - этого требует закон страны.

История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берёт начало в 1995 году , когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата

По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана .

Из православных храмов на территории Ирана следует особо упомянуть Свято-Николаевский собор в Тегеране.

Первый православный русский священник прибыл в Иран в 1597 году. Еще Петр I предложил персидскому шаху открыть в Иране православные храмы - ведь отношения между двумя странами все более развивались и многочисленным русским послам и купцам надо было отправлять свои религиозные обряды. Однако первые церкви открылись уже после смерти Петра I - с 1735 года вплоть до начала русско-иранской войны 1804-1813 гг. в русских консульствах в Исфагане и Реште действовали православные домовые храмы. В этот период присутствие православного духовенства в Иране было постоянным.

В 1864 году Александр II назначил постоянного посольского священника уже в Тегеран. В 1886 году был построен первый православный храм в столице Ирана - Святого Александра Невского, вернее не в столице, а на ее северной окраине (ныне уже Тегеран) - в резиденции российского посла.

В 1895 году на основной территории посольства (ныне - Торгпредство Российской Федерации) закончили храм Святителя Николая.

К сожалению, после октябрьской революции 1917 года оба посольских храма были закрыты, а затем разрушены. Многочисленная русская колония в Тегеране устроила православный храм Святителя Николая в арендованном доме на ул. Аромане. Домовый храм не мог вместить всех желающих помолиться, особенно по большим праздникам. Приходской Совет решил возвести в Тегеране новый храм.


В 1941 году на северной окраине Тегерана, напротив Миссии США, был приобретен земельный участок. Русский архитектор Н.Л. Марков сделал проект нового собора. Но начавшаяся Великая Отечественная война и последовавшие за ней события отодвинули постройку храма. Лишь в 1944 году состоялась торжественная закладка храма при большом стечении народа. При возведении фундамента прихожане бросали в основание церкви русские золотые монеты. Во многом благодаря усилиям архитектора Н.Л. Маркова строительство храма успешно продвигалось. 8 марта 1945 года были водружены кресты на купола храма. Был перенесен из молитвенного дома и установлен в новом храме иконостас Александро-Невской посольской церкви, что подчеркнуло преемственность православного храмостроительства в Тегеране. С восточной стороны одновременно с храмом был выстроен двухэтажный церковный дом, где разместились канцелярия и квартира священника.


Но в 1979 году, после Исламской революции, собор закрылся. Причем это никак не было связано со сменой режима в стране. Русская Зарубежная Церковь (а именно ей принадлежал собор) больше не присылала священников.К началу 90-х годов отсутствие священника, а также продолжающийся отъезд из страны русских людей постепенно привело к уменьшению численности прихожан. Казалось, что недалек тот день, когда русский православный приход в Тегеране прекратит свое существование. Но этого не случилось. Произошедшие в СССР, а затем в России изменения затронули и Иран. Сотрудники Российского посольства, торгпредства и других российских организаций в Иране начали активно посещать Свято-Николаевский собор в Тегеране. В 1995 году Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II постановил принять русский православный приход при Свято-Николаевском храме в г. Тегеране в юрисдикцию Московского Патриархата и направить в Иран игумена Александра (Заркешева) на должность настоятеля Св.-Николаевского храма.



В 1998 году Свято-Николаевский собор в Тегеране наконец-то приобрел законченный вид - купола русской церкви заиграли золотом. Так, как это первоначально было задумано архитектором Николаем Львовичем Марковым и изображено им еще в 1944 году на акварельном эскизе будущей церкви. Купола храма были покрыты материалом «под золото» - нержавеющей сталью с нитрид-титановым напылением. Точно такое же покрытие имеет Храм Христа Спасителя в Москве.

В августе-сентябре 1999 года в Свято-Николаевском соборе художниками-реставраторами из Москвы были проведены реставрационные работы по восстановлению первозданного вида иконостаса храма. Пять старых икон было отреставрировано, а одна - икона Святителя Николая - написана заново. Это объясняется тем, что первоначально иконостас был предназначен для посольского Александро-Невского храма в Тегеране, но в 1921 году, при обустройстве Свято-Николаевского молитвенного дома, храмовая икона Св. Александра Невского была заменена в иконостасе на весьма посредственно написанный образ Святителя Николая.

В 2000 году исполнилось 55 лет со дня освящения Свято-Николаевского собора в Тегеране (1945 г.). К престольному празднику Святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, были приурочены юбилейные торжества. Прибывшими из Москвы художниками Александром и Екатериной Ивановыми были расписаны внутренние своды Свято-Николаевского собора. Роспись произведена в лучших традициях древнерусской живописи.

19 декабря 2005 года, в свой престольный праздник - день памяти Святителя Николая Мирликийского, Николаевский собор в Тегеране отметил два юбилея: 60-летие со дня освящения собора (1945 год) и 10-летие воссоединение тегеранского прихода с Московским Патриархатом (1995 год).

У Свято-Николаевского храма есть и своя богадельня. Еще в 1941 году в Тегеране был создан первый дом престарелых, куда переселяли одиноких русских стариков, не имевших средств к существованию. В нынешней богадельне на первом и втором этажах живут женщины, на третьем - мужчины. Директор здесь - церковный староста Эммануил Ширани. Пенсии стариков, живущих в доме, перечисляются заведению. За некоторых платят родственники. Есть и те, у кого нет никого и ничего. Таких содержат бесплатно.

«Когда я сюда приехал, в богадельне было 8 русских стариков, - рассказывает отец Александр. - Сейчас из них остался один - дедушка Шурик. Однако мы принимаем и армян, и ассирийцев - местных христиан. На 30 стариков - 25 человек персонала, четырехразовое питание, круглосуточное медицинское обслуживание».

Отец Александр приютом для стариков явно гордится: бесчисленными инспекциями иранских органов соцзащиты богадельне присвоена высшая категория.

Рост русской колонии в Тегеране в конце XIX века вызвал необходимость организации достойного места упокоения почивших ее членов. В 1894 году был приобретен участок земли в пяти верстах от Тегерана в районе Дулаб, где и было устроено русское православное кладбище, недалеко от армянского и католического кладбищ.


Удаленность русского православного кладбища от двух посольских церквей в Тегеране создавала неудобство в отпевании усопших. Поэтому в октябре 1906 года была создана Свято-Троицкая кладбищенская церковь. Сегодня это единственный сохранившийся храм из большого числа православных церквей, открытых в Персии до русской революции 1917 года. До 1998 года в этой церкви отпевали усопших прихожан, пока городские власти не запретили совершать захоронения на русском кладбище, мотивируя это тем, что кладбище находится в городской черте. Но ежегодно на Святую Троицу, в престольный праздник, здесь совершается Божественная Литургия.


Здесь похоронены врачи, инженеры, учителя, офицеры, священники, предприниматели, люди разных профессий и рода занятий. Покоится на кладбище генерал Александр Иванович Выгорницкий - востоковед, военный переводчик, разведчик. Он был первым русским офицером, который выучил язык хинди. Напротив церкви - могила последнего командира Персидской казачьей дивизии полковника Николая Митрофановича Вербы. Покоится на кладбище: Антон Васильевич Севрюгин - первый фотограф в Персии, он был придворным фотографом шахов Каджарской династии; Николай Львович Марков - архитектор, построивший в Тегеране множество общественных и частных зданий; грузинские князья Микеладзе и Мачабели; архимандрит Виталий (Сергиев) - последний начальник Русской Духовной Миссии в Урмии, приехавший в Персию с Валаама в 1903 году; и множество других людей - известных и не известных.

В годы Великой Отечественной войны на территорию Ирана были введены советские войска, которые обеспечивали прохождение военных грузов из портов Персидского залива в Советский Союз. Благодаря этому маршруту военно-технического снабжения советской армии удалось удержать нацистов от прорыва к нефтяным богатствам Каспийского моря и захвата Кавказа. На территории Ирана не велось боевых действий, однако находившиеся здесь советские солдаты умирали от болезней и погибали в результате несчастных случаев.


В 1944 году в тегеранском аэропорту при посадке потерпел катастрофу советский военно-транспортный самолет, который пилотировал старший лейтенант Илья Филиппович Афанасьев. Шесть человек экипажа и находившиеся на борту пассажиры погибли. Захоронены они были на русском православном кладбище в Тегеране. Прихожане храма вспоминают, что всего было пятнадцать гробов, над которыми горько плакали русские женщины, искренне жалевшие легших в чужую землю молодых русских парней.

Свято-Николаевский собор в Тегеране (Иран) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

История русской православной церкви в Иране насчитывает более 400 лет. Когда-то это было огромное сообщество, объединенное духовными ценностями. Но на сегодняшний день здесь осталась лишь небольшая община, одна из главных сокровищ которой - Свято-Николаевский собор в Тегеране.

Первый русский приход был основан в Древней Персии в конце 16 столетия иеромонахом Никифором. В самом Тегеране было два православных храма - храм Святого Александра Невского и храм Святителя Николая, возведённый в 1895 году на основной территории посольства (сейчас здесь располагается Торгпредство Российской Федерации). Со временем православие в Иране развивалось, и к 1917 году в стране было построено более 50 русских православных церквей. Однако в течение трех лет после Русской революции все храмы были закрыты и постепенно разрушены.

Тогда русская колония в Тегеране временно разместила православный храм Святителя Николая в арендованном доме на ул. Аромане. Временный храм не мог вместить всех желающих, и приходской совет решил возвести в Тегеране новый храм.

В 1944 году состоялась торжественная церемония начала строительства Свято-Николаевского собор на северной окраине Тегерана, а в марте 1945 года на его купола уже устанавливали кресты. В храме разметили иконостас Александро-Невской посольской церкви, а рядом со зданием храма поставили двухэтажное строение - церковный дом, в котором располагалась канцелярия и проживал сам батюшка. Также при соборе есть богадельня, где живут престарелые русские христиане, пенсию для которых переводят заведению родственники, если они есть, остальные содержатся здесь бесплатно. Кроме того, двери богадельни открыты для армян и ассирийцев.

История русской православной церкви в Иране насчитывает более 400 лет.

В 1979 году в Иране свершилась Исламская революция, что повлекло за собой отказ Русской церкви присылать в Иран священников, и соответственно, закрытие православного храма. Только в 1995 году сюда послали нового богослужителя, и работа Свято-Николаевского собора возобновилась. Сам собор в это же время был принят под юрисдикцию Московского Патриархата.

В 1998 году церковь была отреставрирована, купола ее были покрыты специальным материалом золотого цвета (нержавеющей сталью с нитрид-титановым напылением), как купола московского Храма Христа Спасителя. Спустя год художники-реставраторы восстановили иконостас храма, вернув ему первоначальный вид. В декабре в связи с престольным праздником Святителя Николая Чудотворца из Москвы приехали художники, чтобы покрыть росписью внутренние своды Свято-Николаевского собора.

Внешний облик Свято-Николаевского собора несет в себе своеобразные черты мусульманского архитектурного стиля. Вокруг собора стоит высокий забор, а у входа - звонница. Внутреннее убранство храма выполнено в классическом стиле. Сегодня Свято-Николаевский собор в Тегеране проводит богослужения по воскресеньям и праздничным дням, а также церемонии венчания и крещения. Число прихожан небольшое, в основном это иранские граждане, чьи предки переехали из России еще до революции. Также сюда наведываются для молитв сотрудники и семьи миссии России в Иране, торговых представительств, работающих в стране, сотрудники Белорусского, Болгарского, Грузинского, Греческого, Кипрского, Румынского и Украинского посольств.

С ростом русской колонии в Тегеране в конце 19 века возникла необходимость организовать русское православное кладбище для достойного места упокоения соотечественников на иранской земле. В 1894 году в пяти верстах от Тегерана в районе Дулаб был приобретён участок земли под русское православное кладбище, недалеко от армянского и католического кладбищ.

Как добраться

Свято-Николаевский собор и православное кладбище в Тегеране находятся напротив восточной стены бывшего посольства США - улица Shahid Dr. Mofatteh, д. 129. Рядом находится станция метро Taleghani (Талегани).