Выезд на автомобиле в европу. Рекомендации автотуристам, путешествующим за границу на собственном автомобиле

Рассматриваемые случаи поездки на служебном автомобиле за границу не так уж редки, и вопросы по этому поводу возникают довольно часто. Имея некоторый опыт таких поездок (а точнее, 3-4 раза в год в течение последних нескольких лет), рискну собрать воедино всю информацию, которая поможет снять большинство вопросов.

Ниже буду рассматривать только документы, непосредственно необходимые для выезда. Речь о таких документах, как, например, визы, будет вестись только в той мере, в какой их касается специфика выезда именно на служебном автомобиле.
И еще, особенности выезда на автомобилях лизинговых или арендованных тоже не описываю – сам не ездил, а врать не буду...)) Если кто-то окажется более компетентным в этих и других аспектах и сможет дополнить подробностями или расширить тему, буду только рад.

Прежде всего, нужно определиться, куда именно Вы намереваетесь ехать: просто за рубеж (как самый распространенный случай - в страны Европы) или в непростую страну Украину...)) здесь технология сильно отличается. Оставлю за кадром такие экзотические страны, как, например, Молдова. Если кто-то сможет расширить и дополнить этот отчет по конкретным странам – было бы здорово.

Для начала, возьмем более простой случай:

Поездка в Европу.

Насколько мне известно, правила здесь не сильно меняются от страны к стране – едете ли Вы через Белоруссию в Польшу или выезжаете в Финляндию.

Для поездки необходимы:

1. Национальное водительское удостоверение – НВУ. Только не спрашивайте про МВУ (международное водительское удостоверение) и необходимость его получения – копий в обсуждении данного вопроса было поломано немало, и оба противоположных мнения имеют право на жизнь...))

2. Свидетельство о Регистрации автомобиля (СоР). В графе «Собственник (владелец)», в нашем случае, будет указано какое-нибудь ООО «Ромашки», с указанием юридического адреса.

3. Доверенность установленного образца. В принципе, ничем не отличается от обычной доверенности, образцов которой в инете можно найти множество, например, такой:

Единственное дополнительно требование – в доверенности должны быть фраза о том, что Вам доверяется управление «...с возможностью выезда за пределы Российской Федерации...». Можно написать и по-другому: «... с возможностью временного вывоза транспортного средства за пределы Российской Федерации...», эта фраза представляется более верной с юридической точки зрения, но это дебри, в которые не стоит закапываться, тем более, что первой фразы всегда хватает...

Доверенность как юридически значимое действие подробно описана в статьях 185-189 Гражданского кодекса РФ. В данном случае, нас интересует содержание пункта 5 статьи 185:

5. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Из этого следует, что подписи Руководителя организации и печати будет достаточно, подписи главбуха или кого-либо еще не требуется. Кроме того, вместо Руководителя, доверенность может быть подписана специально уполномоченным лицом (например, в нашей конторе доверенности подписывает руководитель служебного автопарка, уполномоченный на подпись доверенностей на основании Устава).

Нотариальное заверение доверенности не требуется (и хорошо, ибо я слабо представляю, как кто-то потащит к нотариусу, например, Председателя правления какого-нибудь холдинга с годовым оборотом под 2 миллиарда USD...)) Если же Вы сами являетесь руководителем ООО «Ромашки», то, насколько мне известно, ничто не мешает компании в Вашем лице и за Вашей подписью доверить управление автомобилем Вам же, но уже как физическому лицу.

Строго говоря, доверенность необходима только для передвижения по РФ, а также для предоставления (при необходимости, т.е., если спросят) российским таможенникам на погранпереходе, в качестве доказательства правомерности осуществляемого Вами временного вывоза транспортного средства. Еще, пожалуй, доверенность может пригодиться для белорусской ДАИ, но останавливать и проверять ее они просто так не будут, скорее всего, только если вдруг что-то нарушите. Дорожную полицию стран к западу от Белоруссии Ваша доверенность вообще не заинтересует. Таким образом, нет никакой необходимости переводить доверенность на иностранный язык.

4. Страховка («Гринкарта» - ГК). Способы приобретения различны (от российской страховой компании (СК) до вагончика на границе) и неоднократно описаны. ГК страхует ответственность любого человека, который находится за рулем автомобиля на законных основаниях, поэтому Вы, обладая доверенностью от организации, можете посадить за руль любого трезвого водителя с правами. То есть, в принципе не важно, на кого именно оформлена ГК. Но мне ближе такая точка зрения: лицом, ответственным за автомобиль, будет являться водитель, имеющий право управления от владельца, то есть, страхователем будет являться он же, и полис должен оформляться на имя водителя.

Таким образом, в полисе указывается номерной знак автомобиля (графа 5), его марка (графа 7), в графе 9 - имя и фамилия водителя, латинскими буквами, как в НВУ (или МВУ). Там же и такими же латинскими буквами пишется адрес (я пишу свой обычный московский адрес). Опять же, если предполагается, что водителей будет больше одного – я вписываю всех, хотя многие утверждают, что этого делать не нужно.

Кстати, в различных документах, которые Вы будете оформлять дополнительно (например, «экология», то есть, плата за пользование инфраструктурой на погранпереходе в Бресте), стоит вносить именно Ваше имя – так можно избежать ненужной путаницы между собственником и доверенным лицом. То же самое относится и к выписываемым дорожной полицией штрафам – зачем допускать риск того, что квитанция на оплату будет направлена в компанию...?

Для меня лично остается вопрос расширения по КАСКО – я этого не делал, но говорят, полезно... По факту – решать Вам. Практика говорит, что некоторые страховые компании делают такое расширение, причем, за вменяемые деньги.

5. Виза. Напрямую на возможность выезда на служебном авто не влияет, но некоторые особенности есть. При подаче заявления на выдачу визы, в графе «Транспортное средство» (вроде, номер графы в анкете – 33, сейчас, может, что поменялось) пишете AUTO и прикладываете ксерокопию СоР, НВУ (МВУ) водителя (водителей). Будет полезным приложить описание маршрута - можно просто распечатать карту на А4 и маркером обозначить маршрут. Возможна проблема с ГК – ее могут потребовать в консульстве при подаче заявления, но многие СК выдают ее не ранее, чем за месяц до начала срока действия – правда, по последним сведениям, и этот барьер можно обойти - вроде, некоторые СК могут выдать ГК сильно заранее.
Командировочное удостоверение и путевой лист оформлять не нужно (тем более, не нужно отдавать их для получения визы) - в отличие от случая

Поездки на Украину.

Для поездки необходимы:

1. Национальное водительское удостоверение – НВУ. Некоторые продвинутые водители пугают украинских дайцов МВУ, и у них это получается...)) В-основном, МВУ используется как козырь в переговорах – «отберете НВУ – дальше поеду по МВУ...!»

2. Свидетельство о Регистрации автомобиля (СоР). Здесь – без изменений. И сразу скажу, что (Паспорт Транспортного Средства – ПТС) для временного выезда на Украину не нужен ни в случае служебного, ни в случае какого либо другого автомобиля.

3. Доверенность установленного образца. Форма обычная, стандартная, фраза «...с возможностью выезда за пределы Российской Федерации...» также необходима. Перевод доверенности на украинский язык не нужен. Но дальше начинаются сложности: законодательство Украины требует исключительно нотариальной формы заверения для всех доверенностей, в т.ч., от собственника - юридического лица. Если Вы сможете получить в своей организации именно такую доверенность – хорошо. Но в большинстве случаев (по причинам, описанным выше), такую доверенность от организации получить крайне затруднительно. В таком случае, Вас могут выручить

3. Путевой лист (ПЛ) и командировочное удостоверение (КУ).

Я езжу на Украину именно с путевым листом и командировочным удостоверением: их проще сделать... Насколько знаю, их типовая форма регламентируется или рекомендуется какими-то НПА, хотя, некоторые используют произвольную форму этих документов. . Я использовал такие, как показано ниже, и они проходили «на ура», хотя, не исключаю, что на данный момент эти формы устарели (при желании – все легко ищется в сети):

КУ:


ПЛ, лицевая часть:

ПЛ, оборотная часть:

Естественно, документы нужно заполнить соответствующим образом и в соответствующих местах: подписи, печати, дата/время, километраж, и т.д. – для того, чтобы дать меньше повода поймать Вас на каком-либо несоответствии. Хорошо, если у Вас если есть легальная возможность поставить подписи и печати в Вашей организации... Я договаривался с управляющим парком, изощрялся, придумывая в ПЛ фамилии диспетчера и механика и расписываясь за них, а в качестве пункта назначения указывал название и адрес отделения компании где-нибудь в Киеве или Днепропетровске (адрес в Крыму указывать категорически не советую, особенно летом в сезон – во избежание проблем по возвращении...))

На границе, при въезде, в путевой лист поставят прямоугольный штампик о временном ввозе ТС, а дайцы на Украине будут строго бдить на предмет его наличия. Кроме того, обязательно наличие этого штампика проверяется при обратном пересечении границы. Наличие печати и подписи принимающей стороны в КУ у меня лично не проверяли, но если есть возможность – сделайте это, на всякий случай.

То, что цифрой 3 пронумерованы два пункта выше, ошибки нет: если у Вас имеются ПЛ и КУ, доверенность уже ни дайцов, ни таможенников с пограничниками не интересует.

4. Страховка (ГК). Практика показывает, что оптимальным при поездке на Украину является покупка полиса с упрощенным покрытием: Украина, Белоруссия, Молдова. Стоит она ощутимо дешевле страховки с европейским покрытием. Оформляется аналогично описанному выше. Известны случаи, когда украинские дайцы требовали, чтобы полис был оформлен непосредственно на того человека, который находится за рулем. Насколько знаю, это требование не предусмотрено международными правилами страхования по системе ГК, то есть, незаконно.

По сообщениям коллег, для автомобиля с российской регистрацией имеется возможность приобретения полиса украинской страховой компании (на территории Украины).

Напоследок, еще пара мыслей:

Если на автомобиле имеются наклейки, реклама фирмы, и т.п. При выезде на таких служебных автомобилях никакой специфики не отмечено. Если предусмотрено законом, для российских гайцов в СоР может быть сделана отметка о наличии на автомобиле рекламы. Я часто езжу на автомобиле с большим логотипом одной очень известной международной корпорации. Скажу честно, лично ощущал, что во многих ситуациях наличие подобных надписей облегчает жизнь. Для контролирующих организаций (имею в виду, прежде всего, дорожную полицию и пограничников с таможенниками) такой автомобиль является служебным явно, а это, полагаю, предопределяет соответствующее отношение к пассажирам и грузу - мол, не развлекаться ребята ездили, а в командировку, работать. Хотя конечно, это предположение является в большой степени неоднозначным и теоретическим.

Еще такой момент: некоторые, пользуясь возможностью бесконтрольно использовать служебный автомобиль, отправляются за рубеж «по-тихому», то есть, не ставя в известность начальство. Конечно, Вам решать, но «нет ничего тайного, что не стало бы явным»: в дороге может случиться все, что угодно, поэтому заранее проинформировать о предстоящей поездке за границу, думаю, стоит - если не Генерального директора, то хотя бы управляющего парком (официально или нет – зависит от взаимоотношений)) Иначе, если за границей с Вами или автомобилем возникнет какой-либо инцидент (тьфу*3), у начальства может возникнуть резонный вопрос: а что, собственно, автомобиль там делал..?

В Европу на авто: Зачем нужно декларировать багаж и другие моменты

Заграничное путешествие на автомобиле - долгожданное событие. Как сделать так, чтобы поездка прошла без сучка и задоринки? Прежде всего, необходимо позаботиться о правильном оформлении документов.

Итак, виза получена, чемоданы практически собраны, жена примеряет у зеркала новый купальник (ну или гидрокостюм, тут уж у кого как). Впереди - сотни или даже тысячи километров до границы России с сопредельными странами - и еще больше после этих границ. Конечно, "хорошо там, где нас нет", но каждому путешественнику очень хочется перейти границу как можно скорее и без лишних хлопот, чтобы поскорее окунуться в "тамошнюю" жизнь, которая кажется всегда чуть более сладкой, чем "тутошняя".

В этом посте я напомню вам, какие документы необходимы, чтобы пройти границу максимально правильно, и не испортить впечатление от отпуска.

Пожалуй, важнейший документ – это таможенная декларация. Она нужна в тех случаях, когда у вас с собой фотоаппараты, компьютеры, планшеты, смартфоны, велосипеды, другое спортивное снаряжение, и вообще - любые личные вещи стоимостью более 1500 евро или весом свыше 50 кг на человека.

Конечно, если у вас с собой всего по одной маленькой сумке с вещами на каждого пассажира, и старый кнопочный телефон, то беспокоиться не о чем, и можно ехать через зеленый коридор, но если вы, как я, везете с собой спортивное снаряжение (например, велосипеды, самокаты, серфы, горные лыжи), а также фото-видео технику, квадрокоптер, ноутбук, то декларировать все это просто необходимо.

Зачем делать это, если все ваши вещи очевидно не новые и носят следы употребления? Все очень просто. Мы живем на территории Таможенного Союза, и у этого Союза есть свои правила и законы. Согласно этим законам, запрещается перемещать без декларирования любой багаж массой более 50 кг или стоимостью выше 1500 Евро (на человека), независимо от того, что входит в этот багаж.

У меня был случай, когда по возвращению из европейской поездки, меня на белорусской таможне из зеленого коридора "переставили" в красный, и заставили взвесить все содержимое авто - включая одежду, инструменты для автомобиля, огнетушитель, спортивное снаряжение, сноуборды, воду в дорогу, купленную еще в Москве незамерзайку, даже грязное и мокрое белье. В итоге я пополнил бюджет Беларуси на круглую сумму в несколько сотен евро - по 4 евро за каждый кг перевеса. Белорусы меня еще пожалели - ведь могли еще достать каталоги, и посчитать таможенную стоимость моей фото- и компьютерной техники - тогда я бы попал еще на большую сумму!

С тех пор я всегда декларирую все снаряжение, компьютеры и особо тяжелые или дорогие личные вещи (например, хорошие наручные часы), и рекомендую это делать всем друзьям - это позволяет сохранить деньги, время и нервы. Также это особенно актуально, если вы едете через границу один с багажом и экипом на всю семью, которая летит самолетом.

Стоит помнить, что оформление декларации - это потраченное время не только для вас, но и для таможенников. Поэтому чаще всего работники таможни отговаривают туристов от декларирования ноутбуков, велосипедов и других вещей - не потому, что это не нужно, а потому, что им не очень хочется этим заниматься.
Таможенники с удовольствием выпустят вас через зеленый коридор - а на обратном пути вас может ждать совсем не такой теплый прием.

Чтобы минимизировать время, затраченное на переход границы, я настойчиво рекомендую подготовить таможенную декларацию заранее. Для этого нужно скачать «электронный» бланк пассажирской таможенной декларации с официального сайта российской таможни, и распечатать его на двух сторонах листа А4.
Вот ссылка на бланк fl.customs.ru/images/arti…/customs_declaration7.pdf

Почему я написал «электронный» в кавычках? Потому что этот бланк на самом деле хотя и имеет активные поля для заполнения, но делать этого ни в коем случае нельзя - дело в том, что количество символов для ввода в основных ячейках ограничено, и заполнить этот бланк в соответствии с требованиями самих таможенников технически невозможно, о чем вы узнаете на границе, где проведете лишнюю пару часов за ручным переписыванием всей декларации (за это время вас выгонят из «красного» коридора и переставят в конец очереди».

Итак, как правильно заполнять таможенную декларацию для гражданина России, выезжающего на автомобиле, скажем, в Литву? Моя пошаговая инструкция вам в помощь

1. Печатаем три экземпляра документа "Пассажирская таможенная декларация" на двухсторонних листах А4. Берем синюю шариковую ручку и готовимся много писать.

2. Ставим на двух экземплярах галочку "выезд", на третьем "въезд"

3. Заполняем пункт 1 - ФИО, страна проживания (Россия), гражданство (Россия), номер загранпаспорта, из какой страны прибыл, в какую следует. Соответственно, на двух экземплярах в моем случае в последних пунктах было написано Россия-Литва, на третьем - Литва-Россия.

4. Если с вами следуют несовершеннолетние дети, ставим крестик и указываем их количество.

5. В п.2 "Сопровождаемый багаж", отмечаем: В 2.1 - "Да", и пишем количество мест. В 2.2 - "Нет", в 2.3 - "Нет"

6. В пунктах 3.1 и 3.2 отмечаем "Нет"

7. В п 3.3 отмечаем "Нет" (Если ваш автомобиль зарегистрирован на территории Таможенного союза, декларировать его не надо)

8. В п 3.4 ставим "Нет"

9. В п. 3.5 ставим "Да"

10. Теперь самое сложное - заполнение перечня товаров в п.4

В первой колонке указываем номер позиции.

Во второй колонке пишем наименование и свойства товара. Например, "Велосипед Merida синий, б.у.", "Горные лыжи Fischer черные, б.у.". В случае с компьютерной и фототехникой, необходимо указание серийного номера - чтобы его указать, переходим на следующую строчку.

В третьей колонке указываем вес и через дробь количество товара через дробь, например, "3 кг/1 шт".

В четвертой колонке - то же самое, только прописью, то есть "три килограмма / одна штука"

В пятой колонке указываем стоимость товара, например, "300 Евро"

11. В разделе "общее количество" указываем общее количество мест, вес и стоимость, например, во второй колонке: "70 кг / 13 шт", в третьей колонке "семьдесят килограмм / тринадцать штук", в третьей - "4500 Евро".

13. На таможне заезжаем в красный коридор, отдаем два экземпляра с галочкой "выезд" на первом пункте таможеннику. После чего остается только подождать, пока все таможенники бегло осмотрят указанные товары, данные перенесут в компьютер, и выдадут вам один из бланков с тремя красными печатями. Он потребуется при возвращении, как и оставшийся у вас третий экземпляр с галочкой "въезд".

14. На обратном пути на российской или белорусской таможне заезжаем в красный коридор. Оба упомянутых в п.13 документа отдаем российскому (или белорусскому) таможеннику для прохождения оформления на обратном пути. К счастью, европейские таможенники такого подробного декларирования личных вещей не требуют, и на «их» стороне мы едем через зеленый коридор.

Декларирование багажа, как вы уже догадались, замедляет переход границы. Но ненадолго, да и вообще - далеко не всегда, т.к. зачастую в красном коридоре очередь меньше, чем в зеленом. Да и в случае недекларирования, вы, как и я пару лет назад, рискуете попасть на очень серьезную сумму. На мой взгляд, всегда лучше минимизировать риски!

О чем еще я не упомянул? Думаю, нет смысла подробно рассказывать про необходимость взять в дорогу загранпаспорта, свидетельства рождения на детей, медицинские страховки на срок пребывания, распечатки с бронью отелей как само собой разумеющиеся вещи. Но вот несколько моментов, о которых следует помнить:

Доверенность с правом выезда за границу

Если вы управляете авто по доверенности от частного лица, а самого собственника в автомобиле нет на момент пересечения границы, то вам потребуется нотариально заверенная доверенность с фразой "с правом выезда за территорию РФ". Если собственником автомобиля является юрлицо, то достаточно будет доверенности с фразой "с правом выезда за территорию РФ" на бланке фирмы с печатью и подписью уполномоченного лица.

Все доверенности заполняются на русском языке, т.к. требуются только на нашей стороне.

Страховка на автомобиль

Для выезда в Европу (и даже в Беларусь!) нужна страховка, так называемая "Зеленая Карта". Ее можно оформить и по дороге, но лучше сделать еще дома, в любой страховой компании.

Минимальный срок страхования - две недели, страховка на все европейские страны кроме России обойдется примерно в 2500р. Штраф за ее отсутствие очень большой, и без нее за границу вас не пустят.

Диагностическая карта

У каждого автомобиля, согласно европейским требованиям, должен быть техосмотр, независимо от года его выпуска. У нас о прохождении техосмотра свидетельствует диагностическая карта. Но по российским законам, техосмотр нужно проходить только по достижении автомобилем трехлетнего возраста (без ДК нельзя купить страховку на старую машину). У владельца новой машины такой карты нет, и его запросто могут отправить домой на погранпереходе. Часто европейские пограничники закрывают глаза на отсутствие диагностической карты у автомобилей, не достигших трехлетнего возраста, но, во-первых, у меня однажды латыши потребовали ДК на абсолютно новый Renault Duster, а во-вторых, меня на глазах две недели назад был отправлен на родину владелец TLC Prado выпуска конца 2013 года, не имеющий ДК.

Стоимость оформления диагностической карты - чуть более 700 рублей, процедура техосмотра занимает около получаса. Если карты не окажется с собой утром на границе в выходной день, придется возвращаться в Россию и ждать понедельника где-нибудь в Опочке. Имеет смысл сделать заранее!

Также полезным будет знать, что если вы едете с маленьким ребенком (до трех лет), то можете проходить таможню в обход очереди в Беларуси. В Литве, Латвии, Эстонии или Польше таких правил нет, но на практике с ребенком до одного года тоже могут пустить без очереди по усмотрению пограничника на въезде.

Надеюсь, эта информация была для вас полезной. Если есть вопросы по пересечению границ, оформлению документов, получению виз - можете спрашивать в комментариях, постараюсь всем ответить!

1 год

"Электронный журнал "Азбука права", 29.09.2017

ЧТО СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ ПРИ ВЫЕЗДЕ ЗА ГРАНИЦУ НА АВТОМОБИЛЕ?

Порядок выезда из России установлен законодательством РФ, порядок въезда в страну временного пребывания и порядок пребывания в стране въезда регулируются ее законодательством.

Необходимая информация по вопросу въезда на автомобиле и передвижения на нем в конкретном иностранном государстве расположена на официальном сайте Консульского департамента МИД России, где, в частности, есть разъяснения по передвижению на автомобиле, требования к автомобилю и его оборудованию.

Для выезда за границу на автомобиле потребуются следующие документы.

1 . Заграничный паспорт и водительское удостоверение

Основанием для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право выезда лиц из РФ, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных (ч. 2 ст. 11 Закона от 01.04.1993 N 4730-1).

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт (ст. 7 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ). По "внутреннему" российскому паспорту возможно въехать только в ряд стран СНГ.

По российскому водительскому удостоверению управлять автомобилем разрешено во многих странах. Хотя могут быть установлены требования о наличии международного водительского удостоверения или о наличии как национального водительского удостоверения, так и международного водительского удостоверения одновременно.

2 . Пассажирская таможенная декларация в отношении автомобиля

При временном вывозе из РФ автомобиля, зарегистрированного на территории РФ, для личного пользования на территории иностранных государств потребуется заполнить пассажирскую таможенную декларацию в отношении указанного автомобиля и представить ее таможенным органам (п. 4 ст. 354 , пп. 4 п. 2 , п. 3 ст. 355 ТК ТС).

Срок временного вывоза устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза. При этом по письменному заявлению декларанта срок вывоза может быть продлен (п. 1 ст. 288 ТК ТС).

3 . Нотариальная доверенность и документы на автомобиль

Для выезда на автомобиле за границу при отсутствии самого собственника в автомобиле необходимо наличие нотариальной доверенности с правом временного вывоза авто за пределы РФ. Если неизвестны требования иностранного государства относительно возможности управления автомобилем по доверенности, рекомендуется уточнить наличие таких требований в соответствующем консульстве или при оформлении автостраховки, поскольку местным законодательством может быть установлено требование легализации российских документов и доверенностей.

Кроме того, для таможенного оформления временного вывоза автомобиля на российской таможне понадобится паспорт транспортного средства, а также свидетельство о регистрации ТС.

4 . Виза для въезда в страну назначения

Для въезда в страну назначения может быть установлена необходимость получения соответствующей визы. Проезд транзитом через некоторые государства также может потребовать получения соответствующей "транзитной" визы этих государств. Безвизовый транзит может быть запрещен. По вопросам о необходимости получения виз и порядке их получения МИД России рекомендует самостоятельно обращаться в дипломатические представительства или консульские учреждения соответствующих иностранных государств. Контактные данные иностранных консульских учреждений опубликованы на сайте Консульского департамента МИД России.

5 . Полис медицинского страхования

Въезд на территорию многих иностранных государств допустим при наличии полиса медицинского страхования, действующего на территории страны въезда (например, въезд на территорию стран Шенгенской зоны). Кроме того, если нет полиса медицинского страхования, могут отказать в получении соответствующих виз.

Примечание. Оформить полис медицинского страхования на период пребывания за рубежом можно в любой страховой компании либо в туристической фирме, куда, например, вы будете обращаться за помощью в оформлении документов для получения въездных виз. О необходимости оформления таких документов при посещении конкретной страны можно узнать на сайте Консульского департамента МИД России и в консульских учреждениях самой страны.

6 . Страховой полис "Зеленая карта" - Green Card

Во многих государствах действует обязательная система страхования гражданской ответственности автовладельца "Зеленая карта" - Green Card (в настоящее время это 45 стран). В некоторых странах Африки и Азии существуют ее аналоги - "Розовая", "Коричневая" и "Оранжевая" карты.

"Зеленая карта" - это страхование гражданской ответственности автовладельца перед третьими лицами. Такой вид страхования может являться обязательным для всех иностранцев, пересекающих границу государства на автомобиле.

Обратите внимание!

Российские полисы ОСАГО за границей недействительны. Договор ОСАГО не распространяется на случаи причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу при использовании автомобиля на территории иностранного государства, в том числе в случае, когда размер ущерба превышает предельную страховую сумму по правилам страхования "зеленая карта" (ст. 31 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ; п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N 2).

Сама "Зеленая карта" от ОСАГО фактически отличается только местом действия. Однако следует помнить, что по "Зеленой карте" будет действовать порядок возмещения ущерба в соответствии с законодательством той страны, где произошла авария. Размер страхового возмещения также будет установлен законодательством этой страны.

Страховку "Зеленая карта" можно получить в российской страховой компании или на границе. Тарифы для расчета страховой премии по "Зеленой карте" едины для всех компаний. Они напрямую зависят от курса рубля к евро и поэтому периодически корректируются. Информацию о них можно найти на официальных сайтах компаний, обладающих правом выдавать "Зеленую карту". Стоимость автостраховки для выезда за рубеж зависит от типа ТС, срока действия договора, страны пребывания (возможны два варианта: "только Украина, Молдова, Беларусь" или "Все страны").

Оформлять страховку лучше всего у крупных страховщиков, которые имеют свои офисы за границей или сотрудничают с зарубежными страховщиками. Перечень таких компаний опубликован на сайте Российского союза автостраховщиков.

Кроме того, Российский союз автостраховщиков оказывает поддержку по телефону лицам, попавшим в ДТП на территории иностранного государства и застрахованным по "Зеленой карте".

"Зеленая карта" оформляется на срок от 15 дней (минимальный) до года. Чтобы оформить "Зеленую карту", вам понадобятся следующие документы:

Ксерокопия доверенности, если вы управляете автомобилем по доверенности;

Ксерокопия водительских прав;

Ксерокопия свидетельства о регистрации автомобиля;

Сроки и маршрут поездки;

Необходимая территория действия полиса.

Кроме того, при подготовке к поездке за границу на автомобиле необходимо учесть следующие особенности.

В комплект обязательного оборудования автомобиля должны входить огнетушитель, аптечка (обязательно отвечающая международным стандартам), знак аварийной остановки, светоотражающий жилет, наклейка с обозначением страны. Ребенок в возрасте до 12 лет должен быть в детском кресле.

Если на лобовом стекле или на передних боковых стеклах имеется тонировочная пленка, то ее нужно обязательно снять.

Если вы намерены отправиться в путешествие в зимнее время года, то уточните заранее, как относятся к шипованным шинам в стране, в которую вы отправляетесь. Например, они могут являться обязательными в зимнее время года либо могут быть запрещены.

Если вы решили осмотреть достопримечательности города, то не стоит въезжать в исторические центры городов на автомобиле. Как правило, мест для парковки там немного и стоят они дорого. Благоразумнее и дешевле воспользоваться парковками на подступах к центру города.

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Консульского департамента МИД России -

Начнем с «документальной базы». Для благополучного выезда из страны требуется не так много бумаг: загранпаспорт, права, документы на автомобиль, европейский полис «автогражданки» и, разумеется, виза.

Нюансы «документооборота»

Технология получения загранпаспорта хорошо известна большинству путешествующих россиян и в общем и целом отработана ФМС (больше двух месяцев на процедуру не уйдет, а скорее всего – положенный по закону месяц). Главное, чтобы это удостоверение личности на момент окончания поездки имело как минимум трехмесячный срок действия. И не будет лишним узнать адреса и номера телефонов российских посольств в тех странах, которые собираетесь посетить.

Что касается международных прав, то в принципе можно обойтись и без них: тысячи россиян катаются по Европе с «домашними» в/у, причем даже в варианте «портянки». Но не дай бог ДТП, тогда проблемы гарантированы. Европейская страховка требует иметь именно международные водительские «корочки», и их отсутствие наверняка приведет к отказу страховщика в выплатах. Так что получайте обязательно. Тем более что процесс несложен, и их выдача собственно в гаишном офисе занимает не более получаса. От вас требуются:

Заявление;
документы, удостоверяющие личность и подтверждающие факт регистрации по месту жительства или по месту пребывания;
медсправка;
национальное в/у;
фотография 35×45 мм на матовой бумаге (цветная или черно-белая);
квитанция об оплате государственной пошлины (1000 рублей).

Но не забудьте, что за границей МВУ действительно только при предъявлении национальных прав.


Документы на автомобиль не требуют дооформления или переоформления. Но если вы пользуетесь авто по доверенности, то, помимо свидетельства о регистрации транспортного средства и талона о прохождении ТО, понадобится не простая доверенность, а с прописанным в ней правом выезда за пределы РФ.

Чтобы избавить себя от лишних хлопот на европейских таможнях, лучше заверить доверенность у нотариуса и вписать в текст документа данные своего загранпаспорта.


Теперь о талоне техосмотра. Точнее, о диагностической карте. Только она подтверждает исправность машины в поездках за границу. Поэтому, если вы не получили карты при покупке-регистрации нового автомобиля (в первые три года жизни машины она не нужна) или потеряли ее, перед поездкой пройдите инструментальный контроль и возьмите документ, бланк которого уже содержит нужные надписи на иностранном языке.


Европейский полис страхования гражданской ответственности, больше известный у нас как Green Card, купить проще простого. Страховка оформляется не на водителя, а на автомобиль, и неважно, кто при этом будет за рулем. «Зелёная карта» на 15 дней обойдется чуть больше 1 600 рублей, оформить ее можно практически в любой страховой компании. Продаётся за 30 дней до начала срока страхования, то есть до даты предполагаемого выезда за границу.

И перед выездом не забудьте расплатиться с государством по долгам. Неоплаченные штрафы, просроченные банковские кредиты и налоговые платежи, задержанные алименты легко могут сделать вас не выездным, если общая сумма задолженности превысит 10 000 рублей.


Судебные приставы очень активно работают с пограничниками и легко закрывают злостным неплательщикам путь к европейским ценностям. А при самом пессимистичном сценарии вместо Лувра и Колизея вы будете несколько суток любоваться стенами КПЗ. Поэтому перед поездкой за рубеж рекомендуем провериться на официальном сайте ФССП России в разделе «Банк исполнительных производств» (http://fssprus.ru/iss/ip). Если судебные приставы имеют к вам «денежные претензии», расплатитесь по счетам заблаговременно, чтобы исчезнуть из «базы должников», поскольку взятые с собой квитанции об оплате для погранцов ничего не значат.


Итак, к выезду за родные пределы вы готовы. Не хватает такой «малости», как виза. Сегодня, даже несмотря на нестабильную политическую обстановку, стать обладателем вожделенного «шенгена» (в зону его действия входит 26 стран) довольно просто. Тут необходимы:

Загранпаспорт (срок действия, повторимся, не менее 3 месяцев + копия основной страницы паспорта);
анкета;
фотографии (количество и размер зависит от типа посольства);
медицинская страховка (лучше приобретать годовую, тогда есть шанс получить более «долгую» визу);
доказательство платежеспособности (выписка из банковского счета о наличии определенной суммы на нем);
справка с места работы (должна быть заверена и подписана ответственным лицом на предприятии);
маршрутный лист (произвольный маршрут вашего путешествия с примерными датами и местами пребывания);
копии свидетельства о регистрации транспортного средства и водительского удостоверения;
«зеленая карта».

За что водитель платит в Европе

Несмотря на распространённый стереотип о дороговизне в Старом Свете, многие отели в Варшаве и Мюнхене, например, дешевле, чем в Воронеже и Казани. К тому же, если авто позволяет, можно спать прямо в машине, но на специально отведенных для этого местах. Например, на стоянке для дальнобойщиков или специально оборудованных автозаправках, где имеются даже душ и туалет.


Правда, эти блага цивилизации сплошь платные. Так, за туалет с туриста попросят 1 евро, душ обойдется в 2-3 европейских «рубля». Дешево и сердито, но стоит ли омрачать отдых отсутствием комфорта? Ведь кемпинг на двоих в странах бывшего соцлагеря будет стоить 14 евро; в центральной и южной Европе комфортно переночевать обойдется в 25 евро, причем во Франции и Испании легко уложиться и в 20.
А вот «овес» в Евросоюзе дорог. Если вы не управляете электрокаром, будьте готовы к тому, что средняя цена по Европе, –1,5 евро за литр.


Достаточно разорительными могут стать и платные дороги, стоимость проезда по которым варьируется от нескольких центов до нескольких евро за километр. Но, во-первых, любая платная дорога обязательно дублируется бесплатной (которая, кстати сказать, куда живописнее и познавательнее в смысле знакомства с жизнью аборигенов, хотя и гораздо длиннее).

И, во-вторых, серьезно сэкономить можно, купив «проездной». Виньетка, которой оплачивается дорожный сбор, дает и разрешение на проезд по «платникам» в Австрии, Болгарии, Венгрии, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Чехии и Швейцарии. Она может быть куплена на некоторых бензозаправочных станциях, специальных киосках, расположенных близко к границе (как в самой стране, так и в соседних). Виньетка на 7 дней обойдется не дороже 10 евро.


Придется потратиться и на паркинг. Это, пожалуй, может стать главной статьей расходов, если вы не будете оставлять машину в пригородах. Оплата парковки в Европе, как правило, почасовая, но штраф за неуплату может значительно превышать ее стоимость (в большинстве стран жёлтая линия бордюра означает полный запрет на парковку).

Так, например, в Хорватии за сутки «простоя» нужно заплатить 11 евро, а штраф за неоплату – 20.


Парковка в германской столице организована, как и в российской: весь центр Берлина – платный. Правда, стоимость стоянки сильно зависит от удаленности от центра и варьируется в пределах от 1 до 5 евро в час. При этом практически все гостиницы имеют бесплатные паркинги, а крупные супермаркеты не возьмут денег за первые несколько часов.

Столица Финляндии разделена на три части. Как и в Берлине, приоритет здесь отдан центру города. При этом цена часа не превысит 4 евро. Интересно другое: в центре Хельсинки можно припарковаться только на один час. Во второй парковочной зоне водителю разрешено оставить авто на два часа. Окраины Хельсинки ограничений не имеют.


В столице моды и красоты бесплатных парковок нет вовсе. Цена – от 1 евро в спальных районах до 3 евро в центре. Кстати, оплата производится только специальными картами, которые продаются в табачных палатках и называются Paris Carte.

Нарушения ПДД встанут в копеечку

Обычно россияне, пересекая границу, становятся в смысле дорожных выкрутасов святее Папы Римского. Оно и понятно – штрафы в Европе кусаются. Хотя не везде и не за всё. Если говорить, скажем, о наказаниях за нарушение скоростного режима, то, например, в Германии закон довольно лоялен к мелким «шалостям». В случае превышения скорости на 20 км/ч штраф заплатите «всего» 35 евро, но если на 50 км/ч, сумма вырастет до 240 евро.


В Австрии, превысив установленный скоростной режим на 17 км/ч, ваш корреспондент расстался с суммой в 400 евро. В Голландии за превышение на 15 м/ч можно нарваться на штраф в 100 евро. В Польше превышение на 51 км/ч и более обойдется водителю в 400-500 злотых (100-120 евро), не зависимо от того, произошло это в населенном пункте или вне него. Причем раз вы путешествуете на авто с российскими номерами, будьте готовы к тому, что в любой европейской стране штрафы придется платить на месте и наличными.


Но даже если вы будете педантично следовать местным дорожным законам, совершенно не факт, что все равно не попадете на деньги. ПДД каждой страны имеет свои нюансы. Например, во Франции любой водитель обязан возить с собой алкотестер. Одноразовый прибор стоит около 2 евро, причем французские стражи порядка признают только тесты с маркировкой NF.

В Германии запрещено «бесцельно разъезжать туда и обратно». Удовольствие узнать, как это работает, будет стоить 20 евро. Отдельно прописан штраф за аварию в гамбургском туннеле Elbtunne l – виновнику ДТП инцидент обойдется в 240 евро (любое ДТП в этом туннеле приводит к гигантским пробкам). В Греции в авто нельзя курить, если в салоне находится ребенок (штраф, кстати, не детский – 1 500 евро).


В Литве за неправильную парковку могут наказывать как полицейские, так и муниципальные службы. В Венгрии вне закона дополнительные стоп-сигналы и шторки на заднем окне. Во Франции и Румынии запрещена частная буксировка (путешествуете несколькими автомобилями и один из них сломался – вызывайте эвакуатор). В Хорватии автовладелец должен иметь запас лампочек, а в Чехии – еще и свечей с предохранителями. В Литве, Латвии, Эстонии водители, получившие права менее двух лет назад, не вправе «носиться» быстрее 70 км/ч, а во Франции – 80 км/ч в городе и 110 км/ч на автостраде.

Удачной дороги!

В Соединённых штатах иной подход к штрафам. Портал сайт изучил, за можно заработать реальный тюремный срок.


Вам понадобится

  • - документы, подтверждающие ваши права на машину;
  • - ПТС;
  • - водительское удостоверение;
  • - международное водительское удостоверение (водителям, получившим права до 2011 года);
  • - международное ОСАГО на машину;
  • - диагностическая карта ТО;
  • - российский паспорт;
  • - загранпаспорт;
  • - виза.

Инструкция

Если вы решили отправиться за границу на машине , нужно уточнить, какие документы могут понадобиться для въезда в ту или иную страну. В стандартный набор обязательно входят документы, которые подтверждают ваши права владения транспортным средством, при этом ПТС лучше всего иметь с собой. Также понадобится взять с собой водительское удостоверение. В том случае, если оно было сделано до 2011 года, вам понадобится получить специальное международное водительское удостоверение, которое требуют в ряде европейских стран, сделать это можно в местном МРЭО.

Еще один документ, без которого нельзя выезжать за рубеж – международное ОСАГО на ваше автотранспортное средство, которое можно приобрести в любой страховой организации. Лучше всего заранее обзвонить несколько компаний и найти для себя подходящие условия стоимости страховки. Также понадобится взять с собой диагностическую карту, которая подтверждает прохождение автомобилем ТО.

Разумеется, водитель также должен иметь с собой соответствующие документы – российский паспорт, загранпаспорт , виза и т.д. Реестр всех необходимых документов также следует уточнить, исходя из списка тех стран, в которых вы планируете побывать. Так, например, для поездки в Украину будет достаточно только российского паспорта, а вот в европейских странах этого будет мало. Обязательно необходимо перевести все документы на английский язык и заверить копии у нотариуса, они могут пригодиться при возникновении экстренных ситуаций.

Путешествие на машине в Европу – самый простой вариант для туристов. С помощью автомагистрали «Е101» «Киркенес-Севастополь» можно из Мурманска добраться до Норвегии и Украины, трасса «Е30» «Корк-Омск» приведет вас в Белоруссию, Польшу, Германию, Голландию, Великобританию и Ирландию, а с помощью европейского маршрута «Е77» «Псков – Будапешт» можно уехать из России в Эстонию, Латвию, Польшу, Литву, Словакию и Венгрию.

Меньшей популярностью пользуются маршруты, ведущие в южные и восточные страны. Трасса «Е95» «Санкт-Петербург-Мерзифон» приведет вас в Украину, Белоруссию и Турцию, маршрутом «АН7» «Екатеринбург-Карачи» вы сможете уехать в Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и Пакистан. С помощью маршрута «АН6» «Москва-Пусан» вы сможете легко доехать до Казахстана, КНР, КНДР и республики Корея.

Выезжая за рубеж, следует помнить о том, что там правила дорожного движения намного жестче, нежели в России. За превышение скоростного режима даже на 1 км/ч вас могут наказать денежным штрафом, за неправильную парковку на территории Европы придется выложить 700-800 евро, а за остановку на трассе без основательных причин – 20 евро.