Болгария железнодорожная. Поезда и железная дорога в болгарии Болгарские железные дороги

Информация про железные Болгарии дороги из первых рук: виды билетов, стоимость проезда, расчёты, сколько стоит добраться из Софии в Бургас и другие города, сведения про камеры хранения, типы вагонов, фото и описание, как выглядят поезда Болгарии, инструкция, как купить билет на болгарские поезда и другие советы

Система железных дорог Болгарии сложилась ещё в советское время, и с тех пор не претерпела больших изменений. И если на международные направления ставятся более-менее приличные болгарские поезда, из новых, то внутренние перевозки обслуживаются видавшими виды составами. В плане комфорта автотранспорт выглядит предпочтительнее. Например, по маршрутам между крупными городами автобусы уходят в путь ежечасно. К тому же поезда по Болгарии идут долго, и там, где рейсовик тратит в пути меньше 5 часов, железная дорога везёт часов 6-7. Правда, есть небольшой выигрыш в деньгах: цена железнодорожных билетов в Болгарии ниже, чем стоимость проезда в автобусах. Если от Софии до Бургаса можно добраться автобусом примерно за 24 лева, то поезд обойдётся в 21 лев. Вдобавок, можно сэкономить, сразу купив билет туда и обратно. Такой проездной в Болгарии стоит на треть дешевле, и, применительно к вояжу из Софии в Бургас, на всю поездку уйдёт 30 левов.

Но не всё так просто: увы, экономить придётся за счёт комфорта. В автобусе, по крайней мере, "самолётные" сиденья, тогда как сидячие вагоны железные дороги Болгарии этого удобства лишены, а спальные, которыми, в теории, можно добраться ночью от Софии в Варну или Бургас, оснащены полками в три ряда - то ещё развлечение. Словом, лично я вообще не уверен, стоит ли ездить по Болгарии на поездах. Ну уж если очень хочется, то извольте, вот вам путеводные нити...

Сайт болгарских железных дорог содержит минимум информации. Русского интерфейса нет, поэтому сразу переходим на английский.

Из всего скромного меню туристам, по сути, нужен один-единственный пункт, а именно "Timetable". Проделав соответствующие манипуляции и нажав на кнопку "Search", будущий пассажир получает доступ к страничке, где можно найти расписание железных дорог Болгарии.

Как видно, из примера, в день из Софии в Бургас ходят меньше десяти поездов, из них только три прямых. Нажатие кнопки "Fares" позволяет понять, сколько стоят билеты болгарских железных дорог.

Как видно из примера, чтобы добраться в Бургас из Софии, потребуется заплатить 21 лев. Цена проезда уменьшается, если едет группа, включающая от 3 до 6 пассажиров.

Теперь рассмотрим вопрос, как покупать билеты на поезда Болгарии онлайн. Вообще-то, наплыва желающих болгарские железные дороги не испытывают, но может так случиться, что будет необходимо сделать заказ заранее. Поэтому переходим к системе бронирования билетов. Она выглядит так:

Для того, чтобы купить билет на болгарский поезд онлайн, потребуется зарегистрироваться, введя свои данные, включая номер мобильного телефона, который нужно указывать только цифрами, без плюса в начале; как показывает практика, российские номера вполне годятся. По завершении формальностей в почтовый ящик нового клиента упадёт письмо с паролем, а логином будет служить как раз адрес почты.

Проникнув в систему, можно начинать процесс покупки. Выбрав станции отправления и прибытия, путешественник на следующем шаге видит список доступных вариантов проезда.

В зависимости от того, какой поезд железных дорог Болгарии предпочёл клиент, ему открываются разные возможности. Скажем, в дневных составах доступны только сидячие места первого и второго класса.

Свободные кресла обозначены белым цветом, серым помечены занятые.

Ночные поезда железных дорог Болгарии включают спальные вагоны. Здесь можно выбрать как первый или второй класс, так и уровень комфорта. Наихудший вариант - трёхместные купе, где расстояние между полками позволяет только лежать. Свободного места в них минимум, и вся поездка будет одним непрерывным кошмаром. Проще слегка доплатить и ехать первым классом. Ну а в данном примере пассажиру предоставляется решить, на какой из трёх полок он будет спать, если, конечно, сумеет разместиться и заснуть.

В любом случае, идёт ли речь про сидячие или спальные вагоны болгарских железных дорог, после выбора места надо будет полностью оплатить заказ. Сделать это проще простого, благо выбирать способ оплаты не из чего.

При оплате нужно ввести информацию о банковской карте, и вуаля, билеты на болгарские поезда, считайте, куплены...

По прибытии на станцию не стоит ожидать каких-то изысков. Если крупные станции выглядят пристойно, то мелкие в большинстве позабыты-позаброшены. Это вот вокзал Бургаса, и он только снаружи симпатичен. Внутри него удобств минимум.

Объявления понятны даже без перевода на английский. Не зря же говорят, мол, болгарский и русский - близнецы-братья...

Мест для ожидающих почти нет, ждать поезда большинству людей приходится на платформах. Далеко не везде имеется камера хранения: в Бургасе она присутствует, а, например, отъезжающим из Софии лучше обращаться на автовокзал.

Это не больше не меньше как расписание международных поездов...

Но не всё так плохо: в углу зала висит электронное табло местных рейсов, выглядящее на "все сто". На мой взгляд, отображённая на нём информация не нуждается в переводе...

Ждать отправления лучше всего на свежем воздухе...

Вот как выглядят болгарские поезда при ближайшем рассмотрении.

Типичная советская компоновка с поправкой на местный колорит.

Купе выглядит вполне современно, даже розетки есть. Но не стоит обманываться приличным внешним видом: потёртые, выцветшие сиденья напоминают про возраст вагона достаточно громко. И, конечно, следует помнить, что всю дорогу, то есть 6-8 часов, пассажирам придётся сидеть друг напротив друга, без возможности как следует вытянуть ноги.

Словом, болгарские поезда - далеко не лучшее средство, чтобы перемещаться по стране...

Путешествие на поезде по Болгарии это уникальный опыт как для путешественника, так и для фаната железных дорог. В этой горной балканской стране сохранилась разветвленная сеть пассажирских линий, позволяющая добраться поездом практически в любой, даже самый удаленный населенный пункт высоко в горах. Поезда и вагоны обычно старые, расшатанные и не очень чистые и средний возраст подвижного состава явно старше нас с вами. Но это тоже часть колорита! Добавьте к этому фантастические балканские горы, ущелья, водопады и снежные вершины по ходу поездки и получаете настоящую изюминку на карте южной Европы. К сожалению, долго все это не продлится - болгарские железные дороги (как и соседние греческие), крайне неэффективны и убыточны. При этом проезд стоит сущие копейки, поскольку БДЖ целиком и полностью субсидируется государством. Вне всяких сомнений в самом скором будущем число линий будут сокращать и оставят тройку-пятерку основных между крупными городами страны. Спешите, пока вся эта экзотика еще существует.

Взгляните, насколько разветвленная сеть железных дорог в этой небольшой стране. И не забывайте, что там горы! Почти вся страна это два хребта балканских гор, тянущихся параллельно друг-другу от границы с Сербией и Македонией и до Черного моря -

Сегодня мы улетаем из Болгарии, но поздно вечером. И поэтому решили прокатиться в какое-нибудь интересное место неподалеку от Софии, чтобы успеть вернуться к самолету. Почему бы не посмотреть маленький городок Враца к 80км к северу от Софии, который интересен своей ледяной пещерой, водопадом и горами буквально стеной возвышающимися над ним? Это же куча живописных маршрутов для прогулок и походов. Туда и поедем.

В принципе, билеты можно взять заранее через сайт болгарской железной дороги БДЖ , но особого смысла в этом нет. Поезда редко бывают полными и проблем с покупкой в кассе нет. Как и очередей перед кассами не бывает. Вокзал Софии огромен и давно не соответствует относительно скромному количествую людей, им пользующихся -

Возле касс обычно нет людей, поскольку многие предпочитают покупать билет у кондуктора, а у других имеются проездные. Большинство болгар пользующихся поездами это люди, живущие где-то в пригороде и ездящие в Софию на работу.

В последние годы вокзал довели до ума, он стал чистым и удобным. Когда я впервые тут оказался году в 2000, все было плохо: грязь, бомжи, торговые лотки на каждом углу, карманники. Треш, одним словом. Побывав тут единожды, возвращаться уже не хотелось. Теперь все иначе -

Подземный переход к путям, где полтора десятилетия назад жили целыми таборами цыгане, а теперь прямо Европа -

А вот поезда в массе своей не поменялись и по-прежнему преимущественно старые, разрисованные граффити и не шибко чистые внутри. Прокатимся и посмотрим поближе -

Старые немецкие вагоны, выпущенные еще в семидесятых годах -

Жутковатые переходы, грязные и откровенно вонючие -

Внутри достаточно удобно, вентиляция работает нормально. Впрочем, в октябре еще достаточно тепло и во время езды все равно открываются форточки -

Это наш билет, он на троих и стоит 16,50 лева (8 евро) суммарно -

Правила путешествий по железной дороги, висящие в каждом вагоне. Можете потренировать ваш болгарский язык -

Как вы правильно догадались, туалеты это слабое место в болгарских поездах. Они такие же уставшие от жизни, как и сами вагоны. Примите это как даность и если вы эстет - старайтесь справлять нужду перед поездкой. Но если "припекло", то можете и испытать -

Ни в одном из вагонов (ну, я заглянул в три из семи) не работали ни слив, ни краник для мытья рук. Бумаги тоже нигде нет. Из этого мораль - озаботьтесь влажными салфетками для рук и туалетной бумагой.

Дверь отделяющая вагон от тянущего нас локомотива никак не фиксируется и привязана на веревочку -

На каждой остановке кондуктор открывает дверь, выглядывает и если не видит спешащих пассажиров, то машет рукой машинисту, мол, поехали -

На выезде из Софии тянутся заброшенные заводы -

Но уже через полчаса начинаются живописные горы и колоритные поселки -

В горах заметно прохладнее, чем в столице и слегка начинает накрапывать дождик -

Станции почти все старые и многие из них абсолютно пустые. Мы останавливаемся, выходит пара человек и тут же трогаемся дальше -

А некоторые станции и вовсе заброщены. Болгария переживает серьезнейший демографический кризис в наши дни, ее население, составлявшее в 1989 году ровно 10 миллионов человек, сегодня сократилось до 7 миллионов из-за низкой рождаемости и массовой миграции в Западную Европу. В столице страны, Софии, равно как и в Варне и Пловдиве сокращение населения ощущается в меньшей степени. Поскольку жители сельской местности оставляют свои деревни и едут в город. Но вот провинциальные городки и деревни вымирают на глазах, равно как и их железнодорожные станции. Это грустное зрелище -

Мездра - довольно крупный узловой город на северо-западе страны. Ну, как крупный? При коммунизме тут жило около двадцати тысяч человек, сегодня нет и десяти тысяч. Здесь у нас 20-минутная остановка, перецепляют локомотив. Самое время прогуляться и посмотреть вокзал -

Самый распространенный в Болгарии локомотив, это старая-добрая "Шкода" -

Выше я говорил, что наш локомитив перецепляют. Это не совсем точно. Локомотив просто заехал с другой стороны и теперь потянет нас в другом направлении. Вначале несколько километров назад, откуда приехали, но затем уйдем на запад, к городу Враца -

Вокзал Мездры с залом ожидания -

Билетные кассы -

Колоритные расписания, по-прежнему выставляемые вручную -

Вокруг бедность и тлен -

Проходящий поезд из Варны, что на Черном море в Софию -

Таки сегодня я руководитель "экспедиции", это правда -

Враца расположена в пятнадцати километрах к западу от Мездры, ехать минут двадцать ивот мы на месте. А наш поезд отбывает на север, в сторону города Видин на берегу Дуная -

Внутри вокзала мистический мрак и запах отсутствия ремонта, являющийся совокупностью пыли, нечистых тел, освежающим ветерком из общественного туалет и... бутербродов. Романтика!

А вот расписания здесь, в отличии от Мездры, электронные -

Про этот прикольный городок и его достопримечательности расскажу отдельно.

Болгарские железные дороги называются „Български държавни железници “ и получается БДЖ . А железнодорожные вокзалы, соответственно, ЖП (ж елезоп ътн а) гара (вокзал).
Первую железную дорогу в Болгарии построили англичане,- братья Беркли в 1866 году. Она соединяла города Русе и Варна.
В 1952 году открылось железнодорожное сообщение между Бургасом и Софией. В 1909 году все железнодорожные линии стали государственной собственностью.
В 2005 году в Болгарии появились новые вагоны - Сименс, но еще можно встретить и старые немецкие вагоны на пригородных маршрутах.
Я бы сказала, что в Болгарии очень хорошо развито железнодорожное сообщение для такой маленькой страны - почти все крупные населенные пункты связаны между собой. Это удобно. Жаль, что с оптимизацией расходов болгарские железные дороги сократили некоторые международные направления.
Поезд по болгарски влак . Это слово произошло от глагола "влача, влека " и ранее использовалось для речного транспорта.

Поезд из Софии в Бургас

Сейчас я хочу рассказать про то, как поехать на поезде из Софии в Бургас. Время в пути - ночь. В 22.45 садишься в Софии и в 6.15 в Бургасе.

Билеты на болгарские поезда выглядят как на фото ниже. Это билет во второй класс в тройное купе. Он стоит 30,40 лв (15,58 евро) за одного человека из Софии в Бургас.

Здесь три секции: первый билетик дает вам право проезда из Софии в Бургас, второй билетик дает вам право на пользование спальным вагоном, где уточнятся ваше купе и спальное место, третий билетик с красным шрифтом - квитанция, которая остается у вас, после того как проводник заберет средний билет. На входе в вагон проводник возьмет не сопротивляйтесь у вас все три билета, а потом, по прибытию в пункт назначения, вернет первый и третий.

Вагоны делятся на спальные и сидячие. В свою очередь, спальные делятся на "бизнес класс", "первый класс" и "второй класс"; сидячие - на "первый" и "второй" классы. Бизнес класс спального вагона означает, что пассажир будет находиться в одиночном купе, первый класс - в купе есть два спальных места, второй класс - три спальных места. Сидячие вагоны бывают двух типов - "первый" и "второй" классы. Первый класс устроен по типу сидячего купе. Второй - по типу электрички. Последним типом любят пользоваться и большие веселые компании, которые не собираются спать.

Общий туалет в спальном вагоне

Когда вы покупаете билет в кассе ЖП гара , вы оплачиваете дорогу и тип размещения в поезде. В случае покупки билета София - Бургас, вы оплачиваете стоимость проезда, плюс тип и класс вагона. У нас тут получается 20,40 лв (из Софии в Бургас) плюс стоимость спального размещения - 10 лв.

Вот такие гигиенические наборчики дают не всем и не всегда. Иногда они лежат на полочке в купе, а иногда нет.

Впрочем, никакой особой пользы в них нет, кроме бумажных платочков, если вы забыли дома полотенце - никаких других полотенец в болгарских поездах не бывает.

Что касается других цен, то спальный вагон бизнес класса стоит 18 левов (9,23 евро), первого класса - 12 левов (6,15 евро), второго класса - 10 левов (5,12 евро).

Сидячие места в купе продаются по цене 5 левов (2,56 евро) и стандартные сидячие места по 50 стотинок (0,25 евро).

Предварительная продажа билетов на поезда в Болгарии начинается за пять дней до даты путешествия. Для праздников и летнего сезона вводится двадцатидневная предварительная продажа.

Можно купить билет "туда-обратно", но нельзя оплатить заранее спальное/сидячее место в обратном направлении. Для этого необходимо явиться в кассу места отбытия и там доплатить за тип места. На ночные маршруты можно купить как сидячие, так и спальные места, на дневные - только сидячие. Цена места не зависит от расстояния.

Тамбур в спальном вагоне

Розетка в тройном купе второго класса. Здесь можно зарядить любой гаджет.

Спальный вагон второго класса состоит из десяти купе. Эта стеклянная дверь разделяет обычные купе от инвалидных. Инвалидные купе отличаются просторностью и наличием умывальника.

Постельное белье входит в стоимость спального места и за него не надо доплачивать. Комплект состоит из подушки, наволочки на ней, двух простыней, одна из которых заменяет пододеяльник, и "верблюжьего" одеяла. Полотенец нет. Белье хорошее, чистое, сухое и не пахнет.

Купе второго класса спального вагона болгарского поезда

Интересный момент про лестницу. На фото она находится в изначальном положении. Люди жалуются, что она, дескать, неправильно установлена и при ее использовании хочется дернуть за "стоп-кран". На самом деле, чтобы забраться на третью полку, лучше ее (лестницу) снять с крепления и переставить на полку.

Место в купе для инвалидов может достаться вам просто потому, что оно было свободно на момент покупки вами билетов на поезд, а не потому что вы инвалид.

Умывальник в купе

За зеркалом есть полочки.

Это пульт управления купе 🙂

Здесь выставляется температурные режим, громкость чего-то там и освещение. В этом купе есть телевизор. Правда, он показывал только надпись "София-Бургас". Проводник сказал, что это просто информационное табло и оно сейчас не работает должным образом.

под вешалкой есть ящик для обуви.

В изголовье каждого спального места находится светильник, кнопка вызова проводника и какие-то еще функции.

Спальные вагоны на направлении "София-Бургас-София" новые - немецкие, есть кондиционеры.

Общий туалет в вагоне не закрывают. Минут за сорок до прибытия, проводник всех будит и раздает билеты, которые забрал на посадке. Ни чай, ни кофе не предлагают, вообще в поезде нет ресторана и даже буфета. Курить нельзя - по всему вагону есть дымовые датчики. При посадке на ночной рейс объявляется негласный тихий час. В коридоре установлены камеры наблюдения и если начинается "несанкционированное" движение, проводник выходит на проверку.

Важно!
Спальные купе в Болгарии делятся на женские и мужские. Семья из трех человек спокойно может выкупить тройное спальное купе второго класса. В таком случае, паре подойдет спальное купе первого класса, иначе придется спать в разных купе.

Перрон ЖП гара в Бургасе

Железные дороги в Болгарии есть далеко не везде, а строительством новых никто не озадачивается, эксплуатируя наследие предыдущих столетий.
Разрисованный поезд на вокзале в Варне Первая линия была построена между Русе и Варной в 1865 году. Почему так далеко от столицы? Потому что Болгария была частью Османской Империи, и столицей еще не была. А уже был крупным городом, самым европейским в Болгарии, хотя его истинный расцвет начался несколько позже. Позднее стали открываться другие железнодорожные линии, но не везде. С прямыми поездами дела тоже обстоят так себе — во многие города приходится добираться с одной, а то и с двумя-тремя пересадками, что, конечно, очень неудобно. Но ничего, со временем привыкаешь к тому, что железнодорожным транспортом в Болгарии можно с комфортом добраться не в каждый крупный город. Ну, ничего, зато есть автобусы.
Поезда ходят не только по Болгарии, но и за границу. Раньше ходил поезд Москва-Киев-Бухарест-София, а летом к нему цепляли дополнительные вагоны, которые шли в Варну и Бургас. Время в пути – 2 суток, стоимость билета в купе – 100 евро. Хорошее было время. Потом, кажется, пустили поезд, который шел из Москвы через всю Европу, долго и дорого, но что-то давно о нем ничего не слышно. Не исключено, что просто не нашлось желающих оплачивать транзитные визы и 52 часа тратить на долгую и недешевую дорогу.

Поезда

Электричка нам ужасно понравилась На российских сайтах можно прочитать, что болгарские железные дороги устарели морально, а подвижной состав давным-давно не обновлялся. Это не совсем соответствует действительности. Наряду с заслуженными сидячими вагонами курсируют спальные – с симпатичными купе на 3-х человек, с умывальниками, удобными лесенками, кондиционерами и прочими прелестями. Мы ехали в таком купе в Софию в 2014 году и остались очень довольны.
«Сидячие» вагоны нам ужасно ругали. Дескать, грязно там неимоверно, запах, контингент какой-то нехороший. Однако у нас остались очень хорошие впечатления от поезда Варна-Пловдив, сильно напоминавшего поезд в Хогвартс. А вот вагоны, следующие по маршруту Варна-София, понравились куда меньше – они напоминали обычную электричку, правда, с туалетами и без продавцов/певцов/попрошаек. Билеты можно покупать первого или второго класса. Вся разница – в количестве мест для сидения в купе: в первом классе их 6, а во втором – 8. В принципе, ощутимой разницы, насколько мы можем судить, нет. Класс вагона написан снаружи.
А между Добричем и Варной курсирует совсем роскошная электричка с дверями, которые открываются нажатием кнопки, и прочими прелестями. В ней, кстати, объявляют остановки в отличие от обычных поездов. Да и вообще очень уютно и красиво, только вот окна грязноваты. Вообще, грязные окна характерны и для поездов дальнего следования, но у нас создалось впечатление, что в остальном вагоны вполне приличные.

Вокзалы

Пустой вокзал в Добриче В то же время вокзалы выглядят довольно запущенными. Если Софийский или Пловдивский нормальные, то в Добриче вокзал – довольно печальное здание советской постройки, где, судя по схеме эвакуации, когда-то работал ресторан и функционировали магазины, но сегодня от былой роскоши остались лишь кресла в пыльном зале ожидания да пара работающих касс. даже нормального табло нет, лишь пыльное расписание. Варненский вокзал повеселее смотрится, там хоть какие-то кафе и киоски имеются. А русенский произвел на нас неизгладимое впечатление. Огромное здание с гулкими и абсолютно пустыми коридорами, какими-то загадочными закутками, гигантскими Купе в вагоне второго класса рассчитано на 8 человек пустыми залами, высокими потолками. Когда мы там были, камера хранения была закрыта без объяснения причин, а все туалеты оказались заперты, поэтому мы не прониклись к этому вокзалу нежными чувствами.
Серьезная проблема многих вокзалов и станций – отсутствие нумерации перронов. Если в Добриче перрон всего один – не ошибешься, то на ж/д узлах отсутствие обозначений может сыграть злую шутку, особенно если оказываешься на этой станции впервые, а спросить некого. У нас уже был опыт небольшой путаницы – сели не в тот поезд, но уехали, к счастью, недалеко, во время проверки билетов все выяснилось. Кстати, билеты проверяют постоянно, кондуктор курсирует по поезду между всеми станциями. Если вы по какой-то причине не смогли купить проездной документ заранее, Спальные вагоны очень приятные, в каждом купе кондиционер то кондуктор вам его оформит.
Вся информация о железных дорогах собрана на сайте БДЖ — http://www.bdz.bg/bg/ . Здесь можно узнать расписание, купить (забронировать) билеты онлайн, узнать всевозможные новости. Там есть и информация о скидках. Правда, когда мы пришли на вокзал и стали просить билеты, вооружившись этой информацией, нам сказали, что скидки недействительны. Сейчас уже не помним, о чем именно шла речь, может, мы неправильно подготовились. Но вот при написании статьи мы попробовали купить онлайн билет от Добрича до – и ничего не вышло. Оказывается, от Добрича билеты онлайн не продаются. Более того, по отзывам, они не продаются онлайн и из других городов. Такие вот внезапные сюрпризы.

Стоимость билетов

Стоимость билетов вполне доступная, ехать поездом получается дешевле, чем автобусом. Но обычно – дольше, в том числе и за счет пересадок. Тем не менее, нам такой способ путешествий нравится хотя бы по той причине, что поезда спокойно едут через туннели, а не мчат по горным серпантинам, рискуя свалиться в пропасть.
Скидки предлагаются по разным поводам (информация с сайта БЖД, никак не можем гарантировать, что при покупке билета не окажется, что именно сегодня и именно вам в них будет отказано):

Развлекательные поездки

Помимо нормальных поездов БЖД предлагает также развлекательные. Это интересные поездки, о которых мы, пожалуй, напишем отдельно. Кстати, о развлечениях: в Русе есть музей железнодорожного транспорта. Мы там побывать не успели, о чем сильно жалеем, поскольку там есть довольно интересные экспонаты.

Вам также могут быть интересны другие наши статьи: